ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1679/2016 от 16.01.2017 Ишимского городского суда (Тюменская область)

Дело № 2-28/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Ишим Тюменской области 16 января 2017 года

Ишимский городской суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шараповой Н.Ф.,

с участием:

старшего помощника Ишимского межрайонного прокурора Пайцевой Н.Н.,

истицы Долгих В.Д.,

представителя ответчиков – Администрации города Ишима и Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима – Бичевой К.Б.,

при секретаре Лукьяновой Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2017 по иску Ишимского межрайонного прокурора в интересах Долгих В.Д. к Администрации города Ишима о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, к Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима о возложении обязанности заключить договор социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Ишимский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Долгих В.Д. к Администрации города Ишима о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои исковые требования мотивировал тем, что в прокуратуру поступило обращение Долгих В.Д. по вопросу предоставления жилого помещения. В ходе проведения проверки установлено, что межведомственной комиссией города Ишима 31.10.2013 выдано заключение № 229 о признании помещений в жилом доме по (…) не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению, по которым помещения считать непригодными для постоянного проживания. В акте обследования помещения от 31.10.2013 № 228 межведомственной комиссией указано, что проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки помещений жилого дома по (…) является нецелесообразным. На основании распоряжения заместителя Главы г.Ишима по имуществу (…) от 14.03.2014 за № 267-р Долгих В.Д. принята на учет граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. Согласно информации администрации г.Ишима, по состоянию на 12.09.2016 номер очереди Долгих В.Д. в едином списке составляет 2521, в списке малоимущих граждан, вставших на учет после 01.03.2005, номер очереди 667. Собственником жилого дома, расположенного по адресу: (…), является Долгих В.Д.. Ссылаясь на части 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, прокурор указывает, что вышеуказанные обстоятельства являются основанием для незамедлительного предоставления истице жилого помещения по договору социального найма. Поэтому просит суд обязать администрацию города Ишима предоставить Долгих В.Д. из муниципального жилищного фонда вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м.

В ходе рассмотрения дела Ишимский межрайонный прокурор, настаивая на иске, дополнил его требованием о возложении обязанности на Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима заключить с Долгих В.Д. договор социального найма на благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м. В связи с дополнением требований, к участию в деле, по ходатайству прокурора /л.д.116-117/, в качестве ответчика был привлечен Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима. Дополнительное требование мотивировано тем, что Постановлением Администрации города Ишима от 22.10.2012 № 1810 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», пунктом 2.2 которого предусмотрено, что органом администрации города Ишима, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима /л.д.110-111/.

В судебном заседании старший помощник Ишимского межрайонного прокурора Пайцева Н.Н. и истица Долгих В.Д. на иске настаивают в полном объеме.

Представитель ответчиков – Администрации города Ишима и Департамента имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима – Бичева К.Б., действующая на основании доверенности № 11460 от 16 ноября 2015 года /л.д.94/ и доверенности № 11078 от 06 ноября 2015 года /л.д.118/, исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Долгих В.Д. не признала, представила письменные возражения на иск /л.д.98-100/. В судебном заседании и в письменных возражениях на иск пояснила, что Долгих В.Д. состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в списке граждан по состоянию на 12.09.2016 номер очереди в едином списке - 2521, в списке малоимущих граждан, вставших на учет после 01.03.2005 номер очереди - 667. Согласно заключениям межведомственной комиссии от 15.03.2010 № 21 и от 31.10.2013 № 229, жилые помещения дома (…) признаны непригодными для проживания. В реестре муниципальной собственности индивидуальный дом не значится, является частной собственностью граждан. На сегодняшний день программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяет перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. В связи с тем, что дом № (…), расположенный по адресу: (…), не является многоквартирным домом и не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу после 01 января 2012 года администрация города Ишима не имеет возможности включить его в программу «Переселение граждан из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в г.Ишиме». Заявила о пропуске срока исковой давности, ссылаясь на то, что Долгих В.Д. достоверно было известно о признании ее жилого дома аварийным 31 октября 2011 года по заключению межведомственной комиссии № 229. Однако в суд она обратилась лишь в ноябре 2016 года, в связи, с чем пропустила установленный законом срок исковой давности. Также пояснила, что процедура выкупа жилого помещения, в котором проживает Долгих В.Д., не начата, данный дом не включен в программу переселения граждан или капитального ремонта, соглашения с Долгих В.Д. о предоставлении другого жилого помещения не имеется. Поэтому просит суд в иске Ишимскому межрайонному прокурору в интересах Долгих В.Д. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд считает исковые требования Ишимского межрайонного прокурора в интересах Долгих В.Д. не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Судом установлено и следует из распоряжения заместителя Главы города Ишима по имуществу (…) от 14 марта 2014 года за № 267-р /л.д.85/, Долгих В.Д., проживающая по адресу: (…) (категория – малоимущая), состав семьи 1 человек, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

Данное обстоятельство подтверждается копией учетного дела Долгих В.Д. /л.д.46-86/.

Из паспорта Долгих В.Д. /л.д.53/ следует, что она зарегистрирована и проживает по адресу: (…).

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от 21 мая 2012 года /л.д.64/ и копии выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 31 октября 2016 года /л.д.97/, Долгих В.Д. принадлежат на праве собственности жилой дом (…) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19.03.2012.

Из справок Викуловского районного отделения, Абатского районного отделения и Ишимского городского отделения Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» следует, что Долгих /л.д.60, 62/ (Белоусова /л.д.58/, Тунгулина /л.д.59, 60/) В.Д., (…) года рождения, собственником недвижимого имущества на территории Викуловского, Абатского районов, в г.Ишиме и Ишимском районе Тюменской области не значится /л.д.65, 66, 73/.

По сообщению Ишимского производственного участка Тюменского отделения Западно-Сибирского филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 21 ноября 2016 года за № 17/1083, до 15 марта 1999 года право собственности на объект недвижимости на имя Долгих В.Д. не зарегистрировано /л.д.96/.

Из акта обследования помещения от 31 октября 2013 года № 228 /л.д.9-10/ и заключения межведомственной комиссии, назначенной Главой города Ишима, от 31 октября 2013 года № 229 /л.д.11-12/ следует, что жилой дом, расположенный по (…), не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, по которым помещения считаются непригодными для постоянного проживания; проведение капитального ремонта, реконструкции или перепланировки является нецелесообразным.

Данное обстоятельство не оспаривается представителем ответчиков в судебном заседании.

Ишимский межрайонный прокурор полагает, что истица Долгих В.Д. имеет право на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма площадью не менее нормы предоставления, однако, ответчик жилого помещения до настоящего времени ей не предоставил.

Вместе с тем, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, напрямую нормами Жилищного кодекса Российской Федерации не урегулировано, в связи с чем, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности либо его выкуп. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Таким образом, законодатель определил, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путём выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачётом его стоимости в выкупную цену.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а права и обязанности сторон относительно выкупной цены жилого помещения либо предоставления другого жилого помещения устанавливаются на основании соглашения между ними.

В соответствии с позицией, изложенной в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

Как установлено судом и следует из пояснений сторон, жилой дом (…) не включен в региональную адресную программу, поэтому у истицы не возникло право требовать взамен выкупа дома предоставления ей другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.

Кроме того, исходя из указанных фактических обстоятельств дела к спорным правоотношениям положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применению также не подлежат, так как процедура по изъятию у собственника Долгих В.Д. жилого помещения, закреплённая в указанной выше норме права, не начата, поскольку решение об изъятии земельного участка и сносе жилого дома Администрацией города Ишима не принималось.

При этом суд считает возможным указать на то, что, согласно техническому заключению по результатам обследования технического состояния жилого дома по адресу: (…), на основании проведенного обследования жилого дома по адресу: (…) сделан вывод, что выявленные в результате обследования деформации и биологические повреждения, приведшие к снижению до недопустимого уровня надежности жилого дома, не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью проживающих в нем граждан. Жилой дом признается аварийным. Так как основные несущие конструкции, составляющие остов здания подлежат разборке, то жилой дом реконструкции и ремонту не подлежит. При снеговой нагрузке в зимнее время возможно прогрессирующее обрушение /л.д.13-44/.

В связи с этим суд приходит к выводу о том, что истица имеет право на основании указанного выше технического заключения обратиться с заявлением в Администрацию города Ишима о принятии решения о сносе данного жилого дома, что в данном случае является иным способом защиты своих жилищных прав.

Заявление представителя ответчика – Администрации города Ишима о пропуске истицей срока исковой давности /л.д.98-100/ суд находит несостоятельными, поскольку у суда не имеется основания для применения к рассматриваемым правоотношениям исковой давности исходя из положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой исковая давность не распространяется, в частности, на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Таким образом, в иске Ишимскому межрайонному прокурору в интересах Долгих В.Д. к Администрации города Ишима о предоставлении из муниципального жилищного фонда вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м, к Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима о возложении обязанности заключить договор социального найма на благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м, надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 39, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ишимскому межрайонному прокурору в интересах Долгих В.Д. к Администрации города Ишима о предоставлении из муниципального жилищного фонда вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м, к Департаменту имущественных отношений и земельных ресурсов администрации города Ишима о возложении обязанности заключить договор социального найма на благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории города Ишима Тюменской области, общей площадью в размере (…) кв.м, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тюменский областной суд через Ишимский городской суд Тюменской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 23 января 2016 года.

Председательствующий /подпись/ Н.Ф. Шарапова

Согласовано:

Судья

Ишимского городского суда Н.Ф.Шарапова