ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/12 от 05.07.2012 Новохоперского районного суда (Воронежская область)

Дело года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Новохоперск ******

Новохоперский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Петрушенко А.И.

при секретаре "Г"

с участием:

представителя истца "ИИА"

ответчика "П"

адвоката Усова Н.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ОАО «Российские железные дороги» к "П" об освобождении земельного участка площадью 21,4 кв.метра, расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции <.........>, путем сноса строения,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к "П" об освобождении земельного участка площадью 21,4 кв.метра, расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции <.........>, путем сноса строения, по тем основаниям, что между ОАО «Российские железные дороги» и Территориальным Управлением Минимущества России (Росимущества) по <.........> заключен договор аренды от ****** на земельный участок с кадастровым номером 36:17:00 00 000:0003, находящийся по адресу: <.........> в центральной части кадастрового района, для использования в целях размещения объектов железнодорожного транспорта, расположенного в границах участка площадью 9294700 кв. метра. Работниками Юго-Восточной железной дороги в 2011 году была проведена проверка целевого использования и надлежащего содержания полосы отвода Юго-Восточной железной дороги в границах станции <.........>, в результате которой было выявлено, что "П" незаконно использует часть земельного участка площадью 21,4 кв. метра, а именно: ведет самовольное строительство объекта, о чём составлен акт комиссионного обследования от 19 апреля 2011 года. 05 марта 2012 года ответчику "П" по месту регистрации и фактического проживания были направлены претензии с требованием об освобождении данного земельного участка. Ответчик представил ответ на претензию от 28 марта 2012 года, отклонив указанные требования.

05 марта 2012 года от заместителя начальника отдела Службы управления имуществом Юго-Восточной железной дороги "С" поступило информационное сообщение, свидетельствующее о продолжении самовольного строительства объекта "П"

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под землями железнодорожного транспорта понимаются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах. Под полосой отвода железных дорог понимаются земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

С учетом этого строительство и размещение объектов жилого и общественно-делового назначения на землях железнодорожного транспорта не допускается. Согласно пунктам 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ возведенные ответчиком строения являются самовольной постройкой, так как они установлены на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом, без получения на то необходимых разрешений. Исходя из того, что земельный участок под спорным объектом "П" предоставлен в аренду ОАО «Российские железные дороги», то в связи с этим ОАО «Российские железные дороги» вправе заявить требования, связанные с освобождением этого земельного участка от самовольных построек, и просило суд обязать ответчика "П" освободить часть земельного участка площадью 21,4 кв.метра, расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции <.........>, путем сноса строения, принадлежащего "П" и взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 4000 руб. 00 коп., уплаченную при подаче иска.

В судебном заседании представитель ОАО «Российские железные дороги» по доверенности "ИИА" подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и просил суд удовлетворить данное заявление. "ИИА" суду пояснил, что "П" в 1997 году по договору купли-продажи приобрел книжный киоск со 100% износом на слом. Этот договор в БТИ зарегистрирован не был. Право собственности на киоск у "П" не возникло. Данный киоск – это не капитальный объект, поэтому его и не было на учете в БТИ. После приобретения киоска "П" стал проводить строительные работы, не имея на это разрешения. "П" уложил новые фундаментные блоки, залил фундамент, обложил киоск кирпичом. Существо требования ОАО «Российские железные дороги» - это требование к ответчику "П" освободить земельный участок путём сноса строения, поскольку "П" не имеет прав на него и использует земельный участок незаконно. Этот земельный участок на протяжении ряда лет находился в полосе отвода железной дороги на станции Новохоперск. "П" земельный участок в пользование не предоставлялся. Ответчик приобрёл киоск на слом, а стал вести незаконное строительство. С 2010 года ОАО «Российские железные дороги» стало проводить проверку законности использования земель железнодорожного транспорта в полосе отвода железной дороги. При проверке было выявлено, что "П" использует земельный участок в полосе отвода железной дороги, который ему не предоставлялся, и ведёт незаконное строительство. В 2011 и в 2012 годах "П" направлялись уведомления с требованием освободить земельный участок. "П" отказался освободить земельный участок и приостановил строительство. По заявлению "П" БТИ в 2011 году изготовило технический паспорт на киоск, но этот факт ничего не меняет, так как прав у "П" на земельный участок нет и последний обязан его освободить. По сведениям БТИ видно, что строение "П" в настоящее время представляет собою объект незавершенного строительства, и это указывает на то, что "П" ведёт строительство, не имея разрешения. Срок исковой давности не истёк и ОАО «Российские железные дороги» вправе требовать от ответчика освободить земельный участок.

В судебном заседании ответчик "П" иск не признал, суду пояснил, что в 1997 году он знал, что книжный магазин на станции Новохоперск не работает. На то время книжный магазин принадлежал АООТ «Воронежоблкнига». Он обратился в «Воронежоблкнига» с просьбой продать ему этот книжный магазин. В «Воронежоблкнига» был Совет директоров и в то время они делили имущество. Ему предложили купить книжный магазин. Они оформили магазин как 100% износа и продали ему этот магазин на слом, чтобы списать магазин с баланса, и не возвращаться к этому вопросу. Хотя здание магазина было добротное. Продать магазин как положено директор не захотел, так как это длительная процедура, нужно было создавать комиссию, проводить оценку магазина, для этого нужны были определенные затраты. Руководство «Воронежоблкнига» оформили продажу этого магазина как продажу киоска на слом с 100% износа, чтобы не отчитываться перед Советом директоров. Теперь он понимает, что «Воронежоблкнига» составили фиктивный договор и продали ему киоск. 25 сентября 1997 года по договору купли- продажи он приобрел у АООТ «Воронежоблкнига» книжный магазин (киоск) за 300000 рублей. Этот договор и был основанием списать магазин с баланса. Директор «Воронежоблкнига» ему говорила, что потом он на месте решит как быть дальше. Договор купли-продажи нигде зарегистрирован не был. На момент покупки магазина он не знал, что здание магазина расположено в полосе отвода железной дороги. В 1999 году он по разрешению главы администрации <.........> обложил здание магазина кирпичом, таким путем он реставрировал здание магазина. С 1999 года и по настоящее время он никакое строительство не ведёт. Это подтверждается фотографией магазина от 2003 года. По вопросу оформления земли под этим магазином он обратился в 2003 году к главе администрации <.........>, который ему говорил, что после межевания часть земли будет передана поселковой администрации, после чего заключит с ним договор на землю. Он ждал примерно два-три года, но результатов никаких не было. С 2004 года он стал собирать документы на магазин. В апреле 2006 года он обратился в <.........> отделение Юго-Восточной железной дороги с просьбой заключить договор аренды на землю под магазином. Он обращался к инспектору по контролю "ММВ", сдал документы, но расписки об этом у него нет. Обещали ему посмотреть объект, но так и не смотрели и договор на землю заключен не был. На железной дороге в то время проходила реорганизация. В 2010 году "МИД" купил продовольственный магазин, который расположен рядом с его магазином. "МИД" обещал ему помочь оформить землю. В ноябре 2010 года "МИД" продал продовольственный магазин "К", который стал восстанавливать магазин. Между книжным магазином и продовольственным магазином был пожарный разрыв, который представлял собою забор и накрыт шифером. "К" снёс этот пожарный разрыв, стал заниматься строительством и обрушил часть стены его книжного магазина. В связи с этим у него с "К" произошёл конфликт. В апреле 2011 года "К" вызвал комиссию из <.........> отделения дороги. Комиссия составила Акт и указала, что ему нужно заключить с ОАО «РЖД» договор аренды на землю. В <.........> отделении Юго-Восточной железной дороги ему сказали, что для заключения договора субаренды на землю нужно представить документы, что на здание магазина имеется право собственности или нужно представить инвентарное дело на здание магазина до 1999 года. В БТИ Новохоперского района здание книжного магазина на учете не состояло. Однако, на картографии застройки <.........> видно, что здание книжного магазина было ещё до 90-х годов. В БТИ ему говорили, что он купил не книжный магазин, а киоск, и по их правилам киоски на учёт не ставятся. После этого ОАО «РЖД» стало от него требовать сноса здания магазина, так как у него нет договора субаренды на землю. Самовольное строительство он не вёл и требование ОАО «Российские железные дороги» об освобождении земельного участка незаконно.

Представитель администрации городского поселения - <.........>"М" суду пояснил, что киоск, который приобрел "П", нельзя назвать строением, так как представляет собою часть кирпичной стены, которая «сложена из ровного кирпича», то есть из нового кирпича. "П" приобрёл киоск на слом, однако "П" вёл строительство без каких-либо разрешений, а теперь этот киоск заброшен, там грязь, всё заросло травой. Этот киоск может завалиться и угрожает жизни граждан. Прав на земельный участок у "П" нет, и этот земельный участок расположен в полосе отвода железной дороги. Он считает, что иск подлежит удовлетворению, "П" должен освободить земельный участок и снести данное строение.

Представитель БТИ Новохоперского района Воронежской области "С" суду пояснила, что в БТИ Новохоперского района с 1971 года имеется инвентарное дело на здание продовольственного магазина, расположенного в <.........>, но на книжный магазин по этому же адресу в БТИ никаких сведений не было. В декабре 2005 года здание продовольственного магазина, как объект муниципальной собственности, было передано в администрацию <.........>. Впоследствии этот продовольственный магазин приобрел "МИД", который продал магазин "К". Сведений на книжный киоск, который был приобретен "П" в 1997 году, в БТИ не было. До 2004 года этот объект на учете в БТИ Новохоперского района не состоял. В 2004 году "П" обратился в БТИ с заявлением об инвентаризации книжного киоска. Было проведено обследование данного киоска. Правоустанавливающие документы на этот киоск "П" представлены не были. Право "П" на киоск не было зарегистрировано в БТИ, и также не было зарегистрировано в службе госрегистрации. "П" приобрёл указанный киоск со 100% износом на слом, не пригодного для дальнейшей эксплуатации, то есть "П" приобрёл строительный материал, поэтому никакой регистрации этого киоска в БТИ не могло и быть. В апреле 2011 года работниками БТИ было проведено обследование так называемого киоска, приобретенного "П" При обследовании установлено, что были только конструктивные элементы объекта: новая металлическая дверь, новые металлические ставни, уложены новые фундаментные блоки, часть кирпичной стены, полы и перекрытие отсутствовали. Фактически с технической точки зрения это был капитальный объект незавершенного строительства, так как залит был фундамент, уложены фундаментные блоки, обложен новым кирпичом. Разрешения на строительство у "П" не было. Правоустанавливающих документов на этот объект и землю у "П" нет. "П" утверждает, что он купил книжный магазин, но по договору купли-продажи "П" купил киоск на слом, поэтому тут нет никакой связи между магазином и киоском, это разные объекты. Право собственности на киоск у "П" не возникло и это право у него отсутствует. По сведениям БТИ В 2004 году купленный "П" киоск уже значится как пристроенная часть отдельно стоящего магазина, а в 2011 году значится как объект незавершенного строительства. Тут прослеживается динамика и видно, что "П" вёл незаконное строительство. "П" не имеет никаких прав на земельный участок, который находится в полосе отвода железной дороги, получается, что он незаконно использует данный земельный участок. Считает, что иск ОАО «РЖД» подлежит удовлетворению и "П" обязан освободить земельный участок и снести строение, так называемый книжный киоск, как объект незавершенного строительства.

Суд, выслушав стороны, представителя администрации городского поселения - <.........>"М", представителя БТИ Новохоперского района "С", изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно договора купли-продажи от ******"П" купил у АООТ «Воронежоблкнига» за 300000 рублей в <.........> киоск на слом со 100% износа и непригодного к дальнейшей эксплуатации. Договор вступил в силу с момента его подписания сторонами.

Из содержания указанного договора купли-продажи, его реквизитов видно, что этот договор зарегистрирован нигде не был.

По счет - фактуре от ******"П" оплатил стоимость киоска в сумме 300000 рублей и к нему перешло право собственности на указанный киоск в соответствии с положениями договора – купли продажи от ******.

Постановлением администрации поселка Новохоперский от ******"П" разрешено обложить кирпичом здание книжного магазина расположенного по адресу: <.........>, площадью 21,4 кв.метра и закрепить за магазином прилегающую территорию по санитарной уборке площадью 100 кв.метра.

Постановлением администрации <.........><.........> от ****** года постановление администрации <.........> от ****** «Об обложении кирпичом книжного магазина» отменено как принятое с превышением полномочий.

Согласно постановления администрации поселка Новохоперский от ****** магазину продтовары и бывшему книжному магазину присвоен почтовый адрес: <.........>.

Из постановления администрации поселка Новохоперский от ******, которым внесены изменения в постановление администрации <.........> от ******, видно, что бывшему книжному магазину ныне магазину ПБОЮЛ "П"<.........> в новой редакции читать: <.........>.

По справке БТИ Новохоперского района от ****** указанный книжный магазин имеет наименование – пристроенная часть отдельно стоящего здания (магазин), литер 2-2771, износ 49 %, площадь – 11, 2 кв. метра.

В материалах дела имеется инвентарное дело на магазин <.........> от ******, в котором указаны конструктивные элементы здания и имеется описание конструктивных элементов. Здание магазина относится к капитальному строению. Из описания конструктивных элементов магазина видно, что фундаментные блоки хорошие, дверь металлическая хорошая, отмостка хорошая.

Согласно кадастрового паспорта от 28.04. 2011 года объект незавершенного строительства имеет инвентарный , расположен по адресу: <.........>, литер 1А, общая площадь застройки 21,4 кв. метра, нежилое назначение, 24% степени готовности объекта незавершенного строительства, количество этажей – 1. На дату обследования – ****** – разрешительные документы и правоустанавливающие документы не представлены.

Указанные документы объективно и достоверно свидетельствуют суду о том, что "П" после приобретения киоска на слом, расположенного в полосе отвода железной дороги на станции Новохоперск, фактически с 1999 года осуществлял строительство объекта на месте расположения киоска, не имея разрешения на строительство и не имя правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся на землях железнодорожного транспорта, и впоследствии обратившись в 2004 году в БТИ Новохоперского района ему был оформлен технический паспорт уже на магазин, как на новый объект.

Согласно ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Из буквального значения содержащихся в договоре купли- продажи от ****** слов и выражений следует, что "П" обязуется принять киоск <.........> 100% износа, дальнейшей эксплуатации не пригоден ( на слом), и уплатить сумму в размере 300000 рублей наличными.

Фактические условия, изложенные в договоре, и смысл договора в целом ясны, понятны и однозначно указывают на то, что "П" купил киоск 100% износа на слом. Другого толкования быть не может.

В данном договоре не указан какой именно киоск, его назначение, конкретный адрес его расположения, техническая характеристика, не указано на основании какого решения акционерное общество произвело продажу киоска, в договоре отсутствует указание на каком земельном участке расположен киоск. В этом договоре указано, что передача киоска осуществляется по счёту, а не по акту приёма- передачи, который в обязательном порядке должен составляться при продаже недвижимости.

Отсутствие в договоре от 25.09. 1997 года указанных обстоятельств свидетельствует суду о том, что "П" покупал не объект недвижимости, а покупал киоск на слом, то есть приобрел конструктивные элементы строения, строительные материалы.

Впоследствии "П" стал именовать купленный им киоск - книжным магазином, ввел в заблуждение главу администрации <.........>"Б", который своим постановлением в 1999 году разрешил "П" обложить кирпичом книжный магазин.

Договор купли- продажи от ****** нигде не зарегистрирован. В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Указанный договор купли- продажи подлежит государственной регистрации, но таковая отсутствует, поэтому факт заключения данного договора между сторонами вызывает у суда сомнение, и в связи с этим данный договор не может быть признан достоверным доказательством по данному делу. К тому же "П" в судебном заседании пояснил, что «руководство «Воронежоблкнига» составили фиктивный договор и продали ему киоск».

Договор купли- продажи от ****** суд принимает во внимание лишь как документ, который указывает на то, что "П" купил киоск на слом.

Согласно Акта комиссионного обследования земельного участка в полосе отвода железной дороги ст. Новохоперск от ****** в полосе отвода железной дороги в границах станции Новохоперск на земельном участке площадью 9294700 кв.м. с кадастровым номером 36 17:00 00 000:0003, являющегося федеральной собственностью и используемого ОАО «РЖД» по договору аренды от ******, заключенного с управлением Росимущества в Воронежской области сроком на 49 лет, гр. "П" незаконно использует часть земельного участка площадью 21,4 кв.м. – ведется самовольное строительство. "П" разъяснено, что самовольное строительство является нарушением действующего законодательств и вручено уведомление от ****** с требованием освободить незаконно используемый земельный участок.

Свидетель "А" суду показал, он работает ведущим инженером службы управления имуществом филиала ОАО «РЖД» Юго-Восточной железной дороги. В соответствии с распоряжением 506 Р ОАО «Российские железные дороги» « О порядке передачи земель в ОАО «Российские железные дороги» договор субаренды земельного участка заключается в 2-х случаях: в случае, если в полосе отвода железной дороги располагается объект, право собственности на которое уже зарегистрировано, либо для размещения в полосе отвода временного сооружения, для которого обязательно разрешение ОАО «Российские железные дороги». 19 апреля 2011 года было проведено комиссионное обследование земельного участка в полосе отвода железной дороги станции Новохоперск и установлено, что "П" незаконно использует часть земельного участка площадью 21,4 кв.метра, ведет самовольное строительство и "П" разъяснено, что самовольное строительство является нарушением действующего законодательства. В договоре купли-продажи указано, что "П" купил киоск на слом, поэтому договор субаренды земельного участка не может быть заключен, так как киоск – это не объект капитального строительства, право собственности на киоск у "П" не возникло и не может возникнуть, так как "П" купил строительные материалы. Разрешения ОАО «Российские железные дороги» на размещение этого киоска нет. На техническом учёте в БТИ Новохоперского района этот киоск до 2004 года не состоял. У "П" право собственности на этот киоск не зарегистрировано, такого права у "П" нет. После приобретения киоска "П" не обращался в ОАО «РЖД» по поводу предоставления ему земельного участка. У "П" не было договора срочного пользования землёй. У "П" нет договора субаренды земли, а он ведёт строительство, это не законно. После принятия Земельного Кодекса РФ в 2001 году было произведено разграничение собственности земель. Земли в полосе отвода железной дороги и до 2001 года администрации поселений не принадлежали, они находились в бессрочном пользовании железной дороги. Категория земель - земли населенных пунктов, а разрешенное использование – для целей железнодорожного транспорта. На землях железнодорожного транспорта нет посторонних пользователей. В связи с этим не имеет никакого значения тот факт, существовало ли строение, приобретенное "П", до 2001 года или нет. В 2011 году выяснилось, что в полосе отвода расположено строение, приобретенное "П", но земельный участок последнему ОАО «Российские железные дороги» на законном основании не предоставлялся, и "П" обязан освободить занимаемый земельный участок.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В силу статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут представляться земельные участки для размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений и т.д.; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития.

Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства РФ.

Согласно пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации, землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью.

Согласно ст. 2 данного Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.

Пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" также установлено, что земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.

В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 27 февраля 2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте, могут находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или федеральной собственности.

Таким образом, земли железнодорожного транспорта представляют собой совокупность земельных участков, предназначенных для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также иных объектов и целей, непосредственно связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава и иными объектами инфраструктуры железных дорог. К числу земель данной категории относятся земельные участки, расположенные на полосах отвода земельных дорог и в охранных зонах.

Согласно п. 5 "Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог", утвержденного Приказом Министра МПС от 15.05.99 N 26 Ц, и п. 1.2 Приказа Росземкадастра от 14.09.2000 N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" установление границ полосы отвода осуществляется территориальными органами Государственного земельного комитета Российской Федерации совместно с железными дорогами. Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, полоса отвода - это территория, отводимая для размещения железнодорожного полотна, станций и других железнодорожных сооружений. Полоса отвода представляет собой полосу земли, предоставляемую Правительством из земельного фонда страны под постройку железной дороги со всеми ее устройствами: земляным полотном, искусственными сооружениями, станционными площадками, водоснабжением, производственными, служебными зданиями и т.п. Ширина полосы отвода устанавливается с учетом возможности беспрепятственного развития всех железнодорожных устройств не менее чем на 10 лет вперед, а также постройки второго пути. В зависимости от ценности занимаемых земель и находящегося на них имущества часть их, не занимаемая непосредственно при постройке железной дороги, обращается в запретную зону, на которой не допускается постройка капитальных сооружений.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" предприятия и объекты железнодорожного транспорта отнесены к федеральной собственности.

С учетом приведенной нормы Закона Министерством путей сообщения РФ Приказом от 15 мая 1999 г. N 26ц было утверждено «Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог" (зарегистрировано в Минюсте 27 июля 1999 года № 1848) из содержания которого следует, что установление границ и размеров полосы отвода, пересмотр ее границ и размеров, изъятие временно не используемых земельных участков и т.п. осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п. 12 Приказа Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 года № 26 ц «Об утверждении Положения о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог» свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

В силу п. 17, п. 18 данного Приказа для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода лицо, имеющее намерение получить для этих целей в пользование земельный участок или разместить объект на ранее выделенном ему земельном участке, должно представить железной дороге технический план участка в масштабе 1:200 - 1:1000 с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

В отношении возведенных с нарушением требований настоящего Положения в полосе отвода зданий и сооружений, а также временных пользователей, их построивших, принимаются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Из положений указанного Приказа следует, что согласование предоставления земельного участка или размещения объекта в полосе отвода, а также договоры о срочном пользовании земельными участками между железными дорогами и временными пользователями оформляется железной дорогой в месячный срок. Договоры об этом подлежат учету железной дорогой. Для согласования размещения какого-либо объекта в пределах полосы отвода пользователь земли должен представить железной дороге технический план участка в масштабе с нанесенным на него объектом и чертежи этого объекта.

Земли в полосе отвода предоставлены железным дорогам со дня их создания в постоянное (бессрочное) пользование.

Земли, предоставленные железным дорогам, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта, относятся к федеральной собственности, и региональным органам власти не предоставлено право распоряжаться ими.

Изложенные обстоятельства указывают на то, что "П" в полосе отвода железной дороги, в нарушение требований закона, возвел строение на земельном участке, который ему в пользование не предоставлялся и "П" не согласовывал размещение этого объекта с железной дорогой.

По отношению к земельным участкам, когда они выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, основанием для признания права собственности в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом 20.05.1992 года, являются выданные на тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей, то есть любые документы, удостоверяющие право граждан на указанные участки.

Изложенная позиция также нашла свое закрепление в п. 4 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки.

Данная позиция действует в отношении земельных участков с расположенными на них жилыми домами, приобретенными до 06.03. 1990 года.

Ответчик "П" приобрел киоск на слом в сентябре 1997 года, то есть уже после вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР". На то время земельный участок мог находиться только в пользовании железной дороги и в связи с этим "П" не приобрел право на земельный участок, на котором располагался киоск, не пригодный к дальнейшей эксплуатации.

ОАО "Российские железные дороги" не предоставляло "П" в пользование земельный участок.

Ранее действовавшее законодательство предусматривало, что земельные участки полос отвода, находящиеся в федеральной собственности, принадлежат предприятиям железнодорожного транспорта на праве постоянного (бессрочного) пользования. В настоящее время в связи с образованием единого хозяйствующего субъекта в сфере железнодорожного транспорта - ОАО "Российские железные дороги" - данные земельные участки арендуются указанным ОАО на основании соответствующих договоров. Максимальный размер арендной платы за пользование этими земельными участками соответствует ставке земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.

Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в статье 4 и 8 определяет, что земельные участки, в том числе участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, внесены в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта (ОАО "Российские железные дороги").

Согласно договора Аренды земельного участка, являющегося собственностью Российской Федерации от ******, в соответствии с Распоряжением Территориального управления Минимущества России по Воронежской области «О предоставлении ОАО «Российские железные дороги» в аренду земельного участка, находящегося в федеральной собственности» от ******-р, Территориальное управление Минимущества России по Воронежской области, именуемое в дальнейшем «Арендодатель», и Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», именуемое в дальнейшем «Арендатор», и именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор (далее - Договор) о нижеследующем: п.1.1. Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (земель транспорта), с кадастровым номером 36:17:00 00 000:0003 находящийся по адресу (имеющий адресные ориентиры): <.........> в центральной части кадастрового района (далее - Участок), для использования в целях размещения объектов железнодорожного транспорта, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка, прилагаемой к настоящему Договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 9294700 кв. метра.

Согласно Акта приёма-передачи к договору аренды земельного участка от ****** Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», именуемое в дальнейшем АРЕНДАТОР, и Территориальное управление Минимущества России по Воронежской области, именуемое в дальнейшем АРЕНДОДАТЕЛЬ, составили настоящий акт приема-передачи земельного участка общей площадью 9294700 кв.метра, имеющего адресные ориентиры: <.........> в центральной части кадастрового района.

Данный Акт свидетельствует суду о том, что указанный земельный участок общей площадью 9294700 кв. метра внесен в уставный капитал ОАО "РЖД" и за ОАО «РЖД» зарегистрировано право собственности на этот земельный участок.

В названный земельный участок полностью вошел земельный участок площадью 21, 4 кв. метра, расположенный в полосе отвода железной дороги станции Новохоперск, на котором расположен объект незавершенного строительства.

В судебном заседании достоверно и бесспорно установлено то обстоятельство, что земельный участок, занятый строением "П", расположен в полосе отвода железной дороги, эти земли относятся к землям транспорта, данный факт сторонами не оспаривается.

В соответствии с п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В судебном заседании бесспорно установлено, что у "П" отсутствует свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок, отсутствует государственный акт о праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, нет свидетельства о праве собственности на землю, нет договора аренды земель. Также у "П" не возникло право собственности на киоск, приобретенный им в 1997 году, поскольку ответчиком киоск приобретался на слом. "П" приобретал заведомо негодный объект, не предназначенный для дальнейшей эксплуатации, и фактически приобрел строительные материалы.

Согласно п. 9.1 ст. 3 указанного Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Данное положение Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" применимо быть не может, поскольку "П" земельный участок в установленном законом порядке не предоставлялся, к тому же указанный земельный участок в соответствии с федеральным законом не может предоставляться в частную собственность, так как расположен в полосе отвода железной дороги.

По этим же основаниям не подлежит применению п. 3 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которого за гражданами и юридическими лицами сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, если оно возникло до введения в действие Кодекса, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у "П" не возникло.

Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 года № 264 были утверждены «Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».

Из пункта 1 этого Постановления Правительства РФ следует, что настоящие Правила определяют порядок пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, ограниченных в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", а также земельными участками, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы (далее - земельные участки).

Согласно п. 2 указанных Правил пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.

Пользование земельным участком осуществляется с учетом требований Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 г. N 611.

Согласно п. 5 «Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 года № 611 размещение объектов капитального строительства, инженерных коммуникаций в границах полосы отвода допускается только по согласованию с заинтересованной организацией.

С учетом этого только предприятия железнодорожного транспорта вправе в порядке, установленном законом, предоставлять в срочное пользование физическим и юридическим лицам лишь свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта.

В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В данном случае на спорном земельном участке расположен объект, который согласно кадастрового паспорта БТИ Новохопесркого района от ****** года значится как капитальный объект незавершенного строительства, имеет инвентарный , расположен по адресу: <.........>, литер 1А, общая площадь застройки 21,4 кв. метра, нежилое назначение, 24% степени готовности объекта незавершенного строительства, количество этажей – 1. Конструктивные элементы объекта: фундамент, фундаментные блоки, отмостка, кирпичная стена, дверь, указывают на то, что объект связан с землей и "П" вёл строительство этого объекта.

Из пункта 1 статьи 130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.

Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.

ОАО «Российские железные дороги», являясь титульным владельцем (арендатором) земельного участка площадью 9294700 кв. метра с кадастровым номером 36:17:00 00 000:0003, обосновало необходимость и соразмерность защиты своего права на устранение препятствий в пользовании земельным участком площадью 21,4 кв. метра, входящего в состав указанного земельного участка и находящегося в полосе отвода железной дороги на станции Новохоперск, на котором располагается строение, заявило требование об освобождении указанного земельного участка путем сноса этого строения, поскольку "П" спорный земельный участок истцом не предоставлялся.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют суду о том, что "П", приобретя киоск на слом, начал незаконно осуществлять строительство, объясняя это тем, что производил реконструкцию киоска, и в настоящее время этот объект незавершенного строительства является самовольной постройкой, поскольку "П" не представлено доказательств того, что этот объект построен в соответствии с требованиями абзаца 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разрешение на строительство объекта на спорном земельном участке "П" не выдавалось, а сохранение так называемого киоска, а в настоящее время – это объект незавершенного строительства, нарушает права истца по владению и пользованию земельным участком площадью 21, 4 кв. метра, и создает препятствия для разрешенного использования земельного участка - для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.

В силу требований ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил суду достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих его право на земельный участок, ответчик не представил суду доказательства наличия правовых оснований для пользования спорным земельным участком, а также наличия разрешения на строительство так называемого книжного киоска, поэтому суд пришел к выводу об обязании "П" снести самовольную постройку – объект незавершенного строительства.

В материалах дела не имеется никаких данных о том, что земельный участок, на котором возведена спорная постройка, находится в собственности, пожизненном наследуемом владении либо постоянном (бессрочном) пользовании "П"

Поскольку права на земельный участок, на котором возведена спорная постройка, у "П" отсутствуют, последним в ходе судебного разбирательства не было представлено правоустанавливающих документов на указанный участок, и наличие указанной постройки нарушает охраняемые законом права и интересы других лиц,

Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В судебном заседании адвокат Усова Н.А., представляющий интересы "П", утверждал, что положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения по перепланировке, реконструкции строения, так как в этом случае не создаётся новый объект. В данном случае "П" строительство не вёл, он занимался реконструкцией строения, новый объект не возник, а приобретенное им строение только разрушалось. В связи с этим строение, принадлежащее "П", не может быть снесено.

Данные утверждения суд не принимает во внимание, поскольку исследованные судом доказательства по данному делу свидетельствуют суду о том, что "П" осуществлял незаконное строительство и создал новый объект, который в настоящее время – это капитальный объект незавершенного строительства. Фактически "П" произвёл самовольную реконструкцию приобретенного им строения, в результате которой возник новый объект и на такие отношения положения ст. 222 ГК РФ распространяются.

Адвоката Усова Н.А. также утверждал, что строение, приобретенное "П", существовало до сентября 2004 года, то есть до приёма в сентябре 2004 года ОАО «Российские железные дороги» в аренду земельного участка для размещения объектов железнодорожного транспорта, и истец знал и должен был знать об этом строении и с того времени не требовал устранить препятствия в пользовании земельным участком и таким образом пропустил срок исковой давности. В связи с этим ОАО «Российские железные дороги» в иске следует отказать.

Эти доводы суд не принимает во внимание, признаёт их несостоятельными, поскольку согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника об устранении нарушений его права.

Совокупность исследованных судом доказательств позволяют суду с учетом положений ст. 222 ГК РФ признать капитальный объект незавершенного строительства, расположенный в полосе отвода железной дороги на станции Новохоперск по адресу: р.<.........> самовольной постройкой, как иное недвижимое имущество, созданное "П" на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, созданное без получения на это необходимых разрешений, с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, нарушает права и охраняемые законом интересы ОАО «Российские железные дороги», нарушает права истца по владению и пользованию земельным участком площадью 21, 4 кв. метра, и создает препятствия для разрешенного использования земельного участка - для обеспечения деятельности железнодорожного транспорта, а также создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. По делу отсутствуют доказательства, подтверждающие право "П" на земельный участок, наличие правовых оснований для пользования "П" спорным земельным участком, а также наличия разрешения на строительство данного объекта. В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ указанный объект подлежит сносу.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

"П" в соответствии со ст. 10 ГК РФ должен осуществлять свои права разумно и добросовестно, не злоупотреблять правом, не допускать действий с намерением причинить вред другому лицу.

Суд, исследовав и оценив доказательства по делу, приходит к выводу о том, что иск ОАО «Российские железные дороги» к "П" об освобождении земельного участка площадью 21,4 кв.метра, расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции <.........>, путем сноса строения, подлежит удовлетворению, поскольку обоснован и не противоречит закону, поэтому следует обязать "П" снести за свой счет самовольную постройку – капитальный объект незавершенного строительства, как недвижимое имущество, расположенный по адресу: <.........> Новохоперский муниципальный район р.<.........> и освободить земельный участок площадью 21,4 кв. метра, расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции Новохоперск Новохоперского муниципального района Воронежской области, по адресу: <.........><.........>.

Расходы ОАО "Российские железные дороги" по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей, в соответствии с ч. 1 ст. 98 УПК РФ, следует взыскать с ответчика "П"

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 98, 194-198, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать "П" в месячный срок, со дня вступления в законную силу данного решения суда, снести за свой счет самовольную постройку – капитальный объект незавершенного строительства, как недвижимое имущество, расположенный по адресу: <.........> и освободить земельный участок площадью 21,4 кв. метра, входящий в состав земельного участка площадью 9294700 кв. метра с кадастровым номером 36:17:00 00 000:0003, находящегося по адресу: <.........> в центральной части кадастрового района, для использования в целях размещения объектов железнодорожного транспорта, и расположенного в полосе отвода Юго-Восточной железной дороги на станции Новохоперск <.........>, по адресу: <.........><.........><.........><.........>.

В случае, если "П" не исполнит данное решение суда о сносе самовольной постройки в течение установленного срока, то обязать ОАО "Российские железные дороги" совершить снос указанной самовольной постройки за счет "П" с взысканием с него необходимых расходов.

Взыскать с "П" в пользу ОАО "Российские железные дороги" судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 рублей,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда с подачей апелляционной жалобы через Новохоперский районный суд.

Судья А.И. Петрушенко