Дело № 2-167/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2017 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края Астанаевой Н.К.,
при секретаре судебного заседания Третьяковой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края гражданское дело №2-167/2017 по исковому заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края, в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования п. Стрелка-Чуня к Кочени <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> о признании недействительным (ничтожным) гражданско-правового договора и взыскании с Кочени <данные изъяты> суммы, выплаченной по договору,
У С Т А Н О В И Л:
24.10.2017 г. заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. обратилась в Тунгусско-Чунский районный суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования п. Стрелка-Чуня к Кочени <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> о признании недействительным (ничтожным) гражданско-правового договора и взыскании с Кочени <данные изъяты> суммы, выплаченной по договору, указав в обоснование исковых требований следующее.
Прокуратурой Эвенкийского района проведена проверка по обращению о неправомерном использовании бюджетных средств на оплату услуг по гражданско - правовому договору по организации своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка-Чуня, консультативному обслуживанию в области профилактики терроризма и экстремизма, заключенному между администрацией п. Стрелка-Чуня в лице главы администрации ФИО1 и ФИО2
В рамках проведенной проверки установлено, что главой администрации поселка, одновременно главой поселка Стрелка-Чуня решением муниципальной избирательной комиссии п. Стрелка-Чуня № 43/52 от 19.09.2015 избран ФИО1 <данные изъяты>.
Согласно распоряжения главы администрации п. Стрелка-Чуня № 88-р от 30.12.2015 в администрации п. Стрелка-чуня с 01.01.2015 утверждено штатное расписание, в соответствии с которым в администрации установлены должности главы поселка, специалист 1 категории, завхоз, уборщик служебных помещений и сторож истопник.
Согласно должностной инструкции, специалист 1 категории обеспечивает своевременное исполнение поручений и заданий непосредственного руководителя.
Вместе с тем, в нарушении вышеуказанных требований законодательства Глава администрации п. Стрелка-Чуня ФИО1, не выполняя обязанность по исполнению полномочий органа местного самоуправления, возложенных на главу и должностных лиц администрации п. Стрелка-Чуня, заключил гражданско-правовой договор № 55 от 03.11.2016 на оказание Кочени <данные изъяты> услуг по организации своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка-Чуня, которые являются мнимыми услугами. Данная сделка совершена лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, в виде исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка-Чуня, так как их исполняет администрация п. Стрелка-Чуня в лице специалиста 1 категории и главы, который действует от имени юридического лица без доверенности.
Согласно акту выполненных работ услуга была оказана в период с 03 ноября по 11 декабря 2016 года, однако ни в договоре, ни в акте выполненных работ не указано, какие постановления и распоряжения были своевременно исполнены ФИО2
Из реестра постановлений следует, что в период с 03.11.2016 по 11.12.2016 изданы постановления об утверждении порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, о муниципальной программе, об утверждении порядка разработки бюджетного прогноза, изменения вида разрешенного использования земельного участка, согласования земельного участка, отчет об исполнении бюджета и завершении его исполнения, изменение в систему оплату труда. Изданы распоряжения предметом, которых является оплату услуг по договорам которые исполнялись МКУ «Межведомственная бухгалтерия», о публичных слушаниях, соблюдении правил пожарной безопасности, о контрактном управляющем.
Заключение данного гражданско-правового договора с физическим лицом, не состоящим в должности муниципальной службы нарушает права граждан на защиту их персональных данных, так как в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» муниципальный орган осуществляет обработку персональных данных, совершая действия по предоставлению персональных данных, то есть направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, что нарушает положения ст. 7 указанного закона, так как операторы, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. Вместе с тем предоставляя доступ к постановлениям и распоряжениям не должностному лицу администрации п. Стрелка-Чуня в чьи профессиональные обязанности не входит их обработка, администрация п. Стрелка-Чуня раскрывает персональные данные перед третьими лицами, которые в силу отсутствия полномочий, доступа к ним не имеют.
Кроме того, согласно п. 7.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дополнен статьей 5.2. (в редакции Федерального закона от 06.07.2016 № 374-ФЗ), устанавливающей полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, в связи с этим органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
1) разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений;
2) организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;
3) участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
4) обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
5) направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
6) осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Вместе с тем, в нарушении указанных требований законодательства мероприятия, предусмотренные ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории поселка Стрелка-Чуня не выполняются, программа по противодействию терроризма не разработана, не принята и не реализуется.
Прокуратурой района, по результатам проведенной проверки 17.11.2016 в адрес главы п. Стрелка-Чуня внесено представление, вместе с тем, по результатам его рассмотрения нарушения требований законодательства не устранены, программа не разработана. Согласно предоставленного главой п. Стрелка-Чуня ответа разработка муниципальных программ в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений является полномочием органов местного самоуправления, а не обязанностью.
В связи с чем, прокуратурой района 25.01.2017 в Тунгусско-Чунский районный суд направлено административное заявление о признании бездействия главы п. Стрелка-Чуня незаконными и обязании принять соответствующие меры, требования прокуратуры района решением суда от 13.02.2017 удовлетворены, в настоящее время решение обращено к принудительному исполнению.
Вместе с тем, оказание услуг по гражданско-правовому договору № 55 от 03.11.2016 в виде консультационного обслуживания в области профилактики терроризма и экстремизма, так же является мнимой и не выполненной услугой, так как ФИО2 соответствующего профессионального опыта и обучения по другим специальностям для приобретения знаний в области профилактики терроризма и экстремизма не получал, иных навыком не имеет, указанные полномочия реализуются органом местного самоуправления и судя по актам прокурорского реагирования их реализация не осуществлялась.
Статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) говорит, о принципе адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно статье 70 БК РФ бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на цели, указанные в данной статье. Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается.
В смете администрации п. Стрелка-Чуня изначально денежные средства были запланированы на оплату услуг юриста и контрактного управляющего, вместе с тем, внеся изменения в смету учреждения, главой администрации п. Стрелка-Чуня были внесены изменения в целевое назначение использования денежных средств для получения консультационных услуг в области пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Ничтожные сделки - недействительные в силу закона независимо от признания их таковыми судом, ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения и никогда не порождает правовых последствий.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна (п. 2 ст. 168 ГК РФ).
Статья 170 ГК РФ предусматривает, что мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. Мнимая сделка характеризуется тем, что субъекты не стремятся достичь правового результата, присущего данному виду сделки.
Таким образом, главой администрации п. Стрелка-Чуня ФИО1 заключена мнимая сделка, а именно гражданско-правовой договор № 55 от 03.11.2016 с ФИО2 по организации своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка-Чуня и консультационного обслуживания в области профилактики терроризма и экстремизма. Для вида осуществлено ее формальное исполнение в виде подписания акта выполненных работ, который не содержит сведений о том, какие распоряжения и постановления были исполнены, какая консультация в области профилактики терроризма и экстремизма была оказана и результат данной консультации. Результата данной сделки не может быть достигнуто, так как данные полномочия реализуются самостоятельно администрацией, а консультировать в области профилактики терроризма и экстремизма ФИО2 не имел права.
В связи с указанными выше доводами истец считает, что гражданско-правовой договор № 55 от 03.11.2016 является ничтожной сделкой.
В силу требований ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании изложенного, как считает истец, с ФИО2 в пользу муниципального образования в лице администрации п. Стрелка-Чуня подлежит взысканию сумма 31 494 рубля, выплаченная ФИО2 по договору согласно платежному поручению № 146164 от 27.12.2016.
В связи с указанными выше обстоятельствами заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. просит суд:
1. Признать недействительным (ничтожным) гражданско - правовой договор № 55 от 03.11.2016 заключенный между главой п. Стрелка-Чуня ФИО1 и ФИО2
2. Взыскать с Кочени <данные изъяты> в пользу муниципального образования п. Стрелка-Чуня в лице администрации п. Стрелка-Чуня 31 494 рубля.
В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района Астанаева Н.К. поддержала иск заместителя прокурора Эвенкийского района в полном объеме и просила его удовлетворить.
Ответчики ФИО2, ФИО1, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, направили письменные возражения и просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Из возражения на исковое заявление ФИО2 от 20.11.2017 г. следует, что договор от 03.11.2016 г. №55 не нарушает интересы муниципального образования п. Стрелка-Чуня. Указанные заместителем прокурора Эвенкийского района доводы безосновательны. Факт оказания услуг по договору подтверждается соответствующим актом, уточнять в акте оказанные услуги закон не обязывает. В должностной инструкции специалиста 1 категории отсутствуют организация своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы Администрации поселка Стрелка-Чуня. В договоре не указывается, что постановления и распоряжения главы Администрации п. Стрелка-Чуня, своевременное исполнение которых требуется организовать, ограничены периодом принятия только с 3 ноября 2016 года по 11 декабря 2016 г. Персональные данные граждан ему (ФИО2) Администрацией п. Стрелка-Чуня не предоставлялись. Консультационное обслуживание в области терроризма и экстремизма не требует соответствующего образования.
Аналогичные возражения поступили в суд и от второго ответчика ФИО1
Учитывая, установленные выше обстоятельства, а также, что стороны высказали свою позицию в споре, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие материального истца и представителя ответчика по представленным в суд доказательствам.
Выслушав дополнительные доводы помощника прокурора Эвенкийского района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанные нормы предполагают возможность обращения в суд в интересах муниципального образования о взыскании ущерба причиненного муниципальному образованию в рамках проверки соблюдения требований бюджетного законодательства в соответствии со ст. 45 ГПК РФ.
На основании ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Частью 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со ст. 2 указанного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу ст. 34 Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Уставом сельского поселения «поселок Стрелка – Чуня» (далее- Устав) структуру органов местного самоуправления поселка составляют представительный орган поселка, глава поселка, администрация поселка (местная администрация – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), ревизионная комиссия - контрольный орган поселка, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( п. 1 ст. 23 Устава).
Из ст. 28 Устава следует, что Глава является высшим должностным лицом поселка и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (п.1); полномочия Главы поселка начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы поселка (п.2); Глава поселка в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Красноярского края, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа поселка, издает постановления по вопросам местного значения, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (п.4); Постановления и распоряжения главы поселка, изданные в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (п.5).
Согласно п.1 ст. 31 Устава, Администрация поселка – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления поселка, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава поселка исполняет полномочия главы администрации. В силу п. 2 этой же статьи Устава Администрация поселка обладает правами юридического лица.
Статья 33 Устава определяет основные полномочия Администрации поселка, среди которых разработка планов и программ поселка; осуществление комплексного социально-экономического развития поселка; представление представительному органу поселка проекта бюджета, информации о деятельности Администрации, расходовании бюджетных средств, выполнении планов и программ развития поселка; организация приема населения поселка, рассмотрение предложений, заявлений, жалоб граждан, принятие по ним необходимых мер; организация содержания и эксплуатации муниципального жилищного фонда и объектов благоустройства на территории поселка; осуществление предусмотренных законодательством мер по гражданской обороне, защите населения посёлка от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Также правовые основы деятельности Администрации п. Стрелка-Чуня закреплены в Положении об Администрации поселка Стрелка-Чуня (далее - Положение), утвержденного решением поселкового Совета депутатов 03.10.2011 №141, действующего в редакции с изменениями от 07.02.2012 г.Согласно п. 1.2. Положения, Администрация поселка Стрелка-Чуня является муниципальным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, наделяется Уставом поселка Стрелка-Чуня полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Красноярского края.
В силу п. 1.3 Положения целью деятельности Администрации п. Стрелка-Чуня является развитие поселка, создание для населения благоприятных условий жизни трудовой деятельности, охраны здоровья граждан, социальная и правовая защита их законных интересов, удовлетворения духовных потребностей, развитие образования и физической культуры.
В соответствии с п. 1.4 и п. 1.7 Положения, Администрация п. Стрелка-Чуня обладает правами юридического лица. Администрация, как юридическое лицо, действует на основании общих для организации данного вида положений Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям.
Согласно п. 2.1 Положения деятельностью Администрации п. Стрелка-Чуня руководит Глава поселка.
Из п. 2.2. Положения следует, что в пределах своей компетенции Глава поселка издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения всеми расположенными на территории поселка юридическими и физическими лицами.
Согласно п. 2.5 Глава поселка в рамках задач и функций, определенных для Администрации п. Стрелка-Чуня настоящим Положением организует работу с население и органами территориального общественного самоуправления, расположенными на территории, руководит координационным советом по работе с населением и общественными формированиями.
В соответствии с п. 2.6 Положения, Глава поселка несет персональную ответственность за выполнение функций, возложенных на Администрацию п. Стрелка-Чуня.
В соответствии со ст. 124 ГК РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Как следует из ст. 125 ГК РФ, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из своего правового статуса Администрация п. Стрелка-Чуня является органом местного самоуправления п. Стрелка-Чуня в чьей компетенции находится заключение гражданско-правовых договоров и сделок.
Согласно части 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В пункте 4 ст. 421 ГК РФ предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
Таким образом, исходя из смысла ст. 421 ГК РФ квалификация договора определяется не названием, а его содержанием.
Также согласно правовой позиции Верховного Сура Российской Федерации, высказанной в Определении от 29.10.2013 № 5-КГ13-113, чтобы определить, был ли между сторонами заключен договор, каковы его условия и как они соотносятся между собой, совпадает ли волеизъявление сторон с их действительной общей волей, а также является ли договор мнимой или притворной сделкой, необходимо применить правила толкования договора, установленные в ст. 431 ГК РФ.
Исходя из положений ст. 431 ГК РФ следует, что при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу п.1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
По смыслу приведенной нормы права, обе стороны мнимой сделки при ее заключении не имеют намерения устанавливать, изменять, либо прекращать права и обязанности ввиду ее заключения, то есть стороны не имеют намерений ее исполнять либо требовать ее исполнении.
При этом, согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в абзаце 2 пункта 86 Постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса РФ» следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению при рассмотрении требования о признании той ли иной сделки мнимой, является установление того, имелось ли у каждой из стороны сделки намерение реально совершить и исполнить соответствующую сделку.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 03.11.2016 г. между Муниципальным учреждением «Администрация поселка «Стрелка-Чуня» Эвенкийского муниципального района Красноярского края (заказчик) и гражданином Кочени <данные изъяты> (исполнитель) был заключен гражданско-правовой договор №55 (с физическим лицом).
По условиям данного договора исполнитель обязался оказать заказчику следующие услуги:
-организация своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка-Чуня;
-консультационное обслуживание в области профилактики терроризма и экстремизма (п.1.1. договора).
Срок действия данного договора установлен с момента заключения по 11.12.2016 г. (п.1.2)
Согласно п. 2.1 указанного договора стоимость оказания услуг по договору составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно п.5.1 договора предусмотрено, что заказчик обязан удержать у исполнителя налог на доходы физических лиц в размере 13 процентов от цены договора – 4706 рублей 00 копеек.
Оплата по договору согласно п. 3.4 производится на основании подписанного сторонами акта о приемке оказанных услуг путем перечисления денежных средств исполнителю через УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России» в течение 30 дней с момента приемки оказанных услуг.
Как следует из акта о приемке оказанных услуг №55 от 12.12.2016 г. услуги оказывались в период с 03.11.2016 по 11.12.2016. Услуги оказаны качественно, в полном объеме.
Согласно платежному поручению №146164 от 27.12.2016 от Администрации п. Стрелка-Чуня УФПС Красноярского края – филиал ФГУП «Почта России переведено 31494-00 рублей оплата ФИО2 по договору ГПХ №55 от 03.11.2016 г.
Из штатного расписания муниципального учреждения «Администрация п. Стрелка-Чуня» следует, что в организации работает 4 человека: Глава поселка/выборная должность; 1 штатная единица муниципальных служащих в должности специалист 1 категории; завхоз – 05, ставки; уборщик служебных помещений – 0,5 ставки; 4 ставки сторож затопщик.
В соответствии с распоряжением Администрации п. Стрелка-Чуня от 21.09.2016 г. № 84-р с 15.12.2016 г. в Администрации утверждено новое штатное расписание с учетом распоряжения Администрации поселка от 21.09.2015 г. об исключении из штатного расписания должности «Завхоз» 0,5 ставки.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Статья 4 Федерального закона № 25-ФЗ определяет основные принципы муниципальной службы, которыми являются профессионализм и компетентность муниципальных служащих, стабильность муниципальной службы, ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Исходя из действующего в Администрации п. Стрелка-Чуня штатного расписания, в учреждении работает один муниципальный служащий – специалист 1 категории.
В соответствии с должностной инструкцией специалист 1 категории Администрации п. Стрелка - Чуня непосредственно подчиняется Главе поселка (п.1.4 Должностной инструкции специалиста 1 категории). Из п. 2.3. указанной должностной инструкции следует, что специалист 1 категории должен иметь следующие навыки и умения: оперативное принятие и реализация решений, организации и обеспечения; работа с законодательными и нормативными правовыми актами, применение их на практике, планировании работы; систематизация информации и работы со служебными документами; квалифицированная работа с людьми по недопущению личностных конфликтов, применение правил русского языка, использования стиля, формы и структуры изложения официальных документов.
Как следует из реестра распоряжений Администрации п. Стрелка-Чуня за 2016 г. в период действия спорного договора с 03.11.2016 по 11.12.2016 было издано 2 распоряжения:
№122-р от 08.12.2016 г. – Оплата на основании гражданско-правового договора №54 от 03.11.2016;
№123-р от 08.12.2016 г. – Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков.
Как следует из реестра постановлений Администрации п. Стрелка-Чуня за 2016 г. в период действия спорного договора было издано 1 постановление «О порядке сбора и обмена информации».
Анализируя уровень компетенции и профессионализма исполнителя по договору № 55 от 03.11.2016 г. суд установил, что ФИО2 имеет среднее профессиональное образование, по квалификации слесарь по ремонту автомобиля 3 разряда в 2015 г. окончил Тунгусско-Чунский филиал Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Эвенкийский многопрофильный техникум» п. Ванавара Красноярского края.
Кроме того, согласно свидетельству ГУДО «Эвенкийский учебно-методический центр» от 31.05.2008 г. ФИО2 с 01.04.2018 по 31.05.2008 г. прошел обучение по специальности - оператор ЭВМ 2 разряда.
Исходя из буквального толкования заключенного между Администрацией п. Стрелка-Чуня и ФИО2 гражданско-правового договора №55 от 03.11.2016 г. ФИО2 как исполнитель должен был оказать услуги по организации своевременного исполнения постановлений и распоряжений главы администрации п. Стрелка -Чуня; и оказать консультационное обслуживание в области профилактики терроризма и экстремизма.
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией ФИО3 слово «организация» имеет несколько значений, первое из которых отсылает к толкованию слова «организовать». Слово «организовать» тоже многозначное и имеет следующие толкования: 1. Основать, учредить. 2. Подготовить, наладить. 3. Объединить для какой–нибудь цели. 4.Упорядочить.
Следуя буквальному толкованию, ФИО2 по договору №55 от 03.11.2016 г. должен был «подготовить своевременное исполнение постановлений и распоряжений главы поселка».
Между тем, об обязательности к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами постановлений и распоряжений главы поселка указано в п. 5 ст. 28 Устава п. Стрелка-Чуня.
Оказывать консультационное обслуживание в области профилактики терроризма и экстремизма может только человек, обладающий специальными познаниями в указанной области. Как показал в судебном заседании анализ образовательного уровня исполнителя по договору № 55 от 03.11.2016 г. ФИО2 специального образования, позволяющего консультировать органы местного самоуправления п. Стрелка-Чуня в области профилактики терроризма и экстремизма, не имеет.
По мнению суда, права и обязанности, вытекающие из публичных, властных отношений не могут быть заменены на гражданско-правовые правоотношения, так как в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Следовательно, заключая договор № 55 от 03.11.2016 г., стороны действовали вопреки закону (п.3 ст. 2 ГК РФ).
Сделка с пороками содержания является ничтожной, если она посягает на публичные интересы или права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, муниципальных образований и прочее.
Как следует из представленного истцом в судебное заседание ответа ФИО2 на вопросы заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В. от 16.10.2017 г. №80-ж-2017 он не помнит, какие постановления и распоряжения главы п. Стрелка-Чуня им как исполнителем по договору №55 от 03.11.2016 г. исполнялись и какое консультационное обслуживание в области профилактики экстремизма и терроризма он проводил.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств позволяет суду сделать вывод, что стороны, заключившие гражданско-правовой договор №55 от 03.11.2017, не имели намерение реально совершить и исполнить его. В результате из бюджета п. Стрелка-Чуня незаконно израсходованы финансовые средства в размере 36200 рублей, из которых ФИО2 получил 31494 рубля.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, а в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах исковые требования заместителя прокурора Эвенкийского района в защиту интересов муниципального образования «поселок Стрелка-Чуня» обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Прокурором заявлен иск имущественного, и неимущественного характера, который удовлетворен судом в полном объеме.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 333.20 НК РФ при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции уплачивается в размере: при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами подлежит уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.
Итого, на основании ст. 103 ГПК РФ, в соответствии со подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика ФИО2 в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1458 рублей (1158 +300).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 333.18 НК РФ ответчик уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края, поданный в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов муниципального образования п. Стрелка-Чуня к Кочени <данные изъяты>, ФИО1 <данные изъяты> о признании недействительным (ничтожным) гражданско-правового договора и взыскании с Кочени <данные изъяты> суммы, выплаченной по договору – удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) гражданско - правовой договор № 55 от 03.11.2016 заключенный между главой п. Стрелка-Чуня ФИО1 <данные изъяты> и Кочени <данные изъяты>.
Взыскать с Кочени <данные изъяты> в пользу муниципального образования п. Стрелка-Чуня в лице администрации п. Стрелка-Чуня 31949 (тридцать одну тысячу девятьсот сорок девять) рублей.
Взыскать с Кочени <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1458 (одна тысяча четыреста пятьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 04.12.2017г.