ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-167/2021 от 13.05.2021 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело 2-167/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2021 года Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,

при секретаре Сорокиной Е.С.,

с участием представителя истца - ФИО5,

представителя ответчика – Совета министров Республики Крым – ФИО7,

представителя ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО8,

представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым – ФИО9,

представителя третьего лица –ГАУ РК Старокрымского лесоохотничего хозяйства – ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» о взыскании убытков,

у с т а н о в и л :

ФИО2 обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с исковыми требованиями к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о взыскании убытков, в связи с ограничением права собственности, мотивируя свои требования следующим.

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , вид разрешенного использования : ведение садоводства (13.2), находящейся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок , площадью 979 кв.м., который был им приобретен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр ( Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯД от ДД.ММ.ГГГГ).

Земельный участок с кадастровым номером вид разрешенного использования : ведение садоводства ( 13.2), находящийся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок , площадью 1198 кв.м., который был им приобретён ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр (Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЕ от 19.06.20008 года).

После проведения межевания границ вышеуказанных земельных участков на Публичной кадастровой карте, истец обнаружил, что принадлежащие ему земельные участки располагаются полностью в границах Государственного природного заказника «Горный массив «Тепе-Оба», который был создан согласно Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной <адрес>», и границы которого были установлены Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым».

Согласно п. 4.2 Приложения к Постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Республики Крым на территории Заказника с целью обеспечения выполнения основных задач по сохранению и охране природных комплексов и объектов, запрещается строительство и размещение стационарных и временных сооружений; нарушение почвенного покрова; проведение земляных работ и распашка земель, за исключением работ связанных с осуществлением противопожарных мероприятий и проведением научных исследований; уничтожение и повреждение форм рельефа и геологических отслоений; проход по территории вне экскурсионных маршрутов, установленных Минприроды Крыма; организация лагерей, мест отдыха, стоянок автотранспорта, разведение костров, пользоваться открытыми источниками огня, установка палаток за пределами специально предусмотренных для этих целей мест, утвержденных Минприроды Крыма; рубка за исключением санитарных рубок, направленных на ликвидации последствий стихийных бедствий; уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, травянистой растительности; сенокошение; осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на природные объекты и комплексы заказника.

В связи с вышеуказанным, истец не может использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования – ведение садоводства.

Согласно данных портала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картологии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 1097091,7 рублей, земельного участка с кадастровым номером – 1342508,53 рубля. Однако стоимость, в связи с вышеперечисленными ограничениями фактически составляет 0 рублей.

Таким образом из за снижения стоимости вышеуказанных земельных участков действиями Совета министров РК истцу причинен ущерб в размере 2439600,23 рубля.

В связи с вышеизложенным, истец просит взыскать с казны Республики Крым в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в его пользу убытки в размере 2439600, 23 рубля.

В судебном заседании представитель истца ФИО5 – исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить на основании доводов, изложенных в иске. Суду дополнительно пояснил, что истец не может попасть на земельные участки до настоящего времени, он лишен права использовать земельные участки.

Представитель ответчика – Совета министров Республики Крым – ФИО7 против удовлетворения исковых требований возражал, согласно представленных суду письменных возражений.

Представитель ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО8 также возражал против удовлетворения исковых требований, согласно представленных суду письменных возражений.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым – ФИО9 также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица – Старокрымского лесоохотничего хозяйства – ФИО10 возражал против удовлетворения исковых требований.

Представители третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями РК» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства суду также не представили.

Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутстие неявившихся третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером вид разрешенного использования : ведение садоводства (13.2), находящейся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок , площадью 979 кв.м., который был им приобретен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр ( Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯД от ДД.ММ.ГГГГ).

Также истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером , вид разрешенного использования: ведение садоводства ( 13.2), находящийся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок , площадью 1198 кв.м, который был им приобреен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр (Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЕ от 19.06.20008 года).

Вышеуказанные земельные участки оформлены истцом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При проведении межевания границ данных земельных участков установлено, что принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами и расположены на территории Государственного природного заказника регионального значения Республики Крым «горный массив Тебе-Оба». Данное обстоятельство подтверждается выводами комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы от 29.01.20201 года

Постановлением Верховной рады автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной <адрес>» природная территория горного массива Тепе-Оба объявлено ботаническим заказником местного значения Горный массив Тебе-Оба общей площадью 1200 га.

В соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р «об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», согласно п. 1.1 раздела 1 Положения государственный природный заказник регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба является особо охраняемой природной территорией и находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Республики Крым» утверждено Положение о Государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба».

Согласно постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ». В соответствии с которым пунктом 5.1 раздела 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба» предусмотрено, что согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов развешенного использования земельных участков» допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами 90624:010108:83 и 90:24:010108:82: основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования земельных участков, предусмотренный классификатором 13.2 – ведение садоводства предусматривает – осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.

В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) виновного лица, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Из положений пунктов 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия судом решения) возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.

На основании пункта 3 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее - Правила возмещения убытков), согласно пункту 4 которых возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

Положениями пункта 5 Правил возмещения убытков предусмотрено, что размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

На основании пункта 8 Правил возмещения убытков при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

В соответствии частью 1 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав собственников земельных участков в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано выше, постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ». В соответствии с которым пунктом 5.1 раздела 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «горный массив Тепе-Оба» предусмотрено, что согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов развешенного использования земельных участков» допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами и : основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства.

Вид разрешенного использования земельных участков, предусмотренный классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П-0412, пункт 13.2 – ведение садоводства предусматривает – осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.

На момент приобретения истцом спорных земельный участков, вид разрешенного использования также был – для ведения садоводства.

Таким образом в настоящее время истец не ограничен в правах пользования принадлежащими ему спорными земельными участками в соответствии с видом разрешенного использования, установленного на момент приобретения.

Довод истца о том, что ему причинен ущерб в связи с тем, что он ограничен в доступе к земельным участкам в связи с тем, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым не установило экскурсионные экологические маршруты опровергается сообщением ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» , согласно которому на подъездных путях в виде грунтовой дороги к земельным участкам с кадастровыми номерами и 82 отсутствуют заграждения препятствиями, доступ к земельным участкам ничем не ограждён.

Таким образом обстоятельств, свидетельствующих о наличии ограничений и обременений земельных участков, убытков связанных с невозможностью их использования, судом не установлено. В материалы дела истцом также не предоставлены доказательства о том, что до 2019 года (когда истец узнал что принадлежащие ему земельные участки располагаются в границах Государственного природного заказника «Горный массив Тепе-Оба»). он использовал данные участки для ведения садоводства и получал прибыл. Факт наличия досрочного прекращением обязательств истца перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав, суду не представлен истцом.

Согласно выводов комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы от 29.01.20201 года, земельные участки с кадастровыми номерами и 90: находятся в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории государственного природного заказника «Горный массив Тепе-оба», учетный .00.2.196. Участок с кадастровым номером 83 полностью находится в зоне Старокрымского лесничества Республики Крым, учетный .00.2.145. На основании проведенного исследования определено, что на дату до установления зоны с особыми условиями использования территории – ДД.ММ.ГГГГ: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90 площадью 979 кв.м. составляет 704821,26 рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90 площадью 1198 кв.м. составляет 862488,12 рублей. На основании проведенного исследования определено, что по состоянию на дату проведения исследования, т.е. после установления зоны с особыми условиями использования территории: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 979 кв.м. составляет 233598,47 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1198 кв.м. составляет 285935, 17 рублей.

Данное заключение экспертиза также не может являться доказательством причинения истцу убытков и уменьшения стоимости земельных участков, принадлежащих истцу, в связи с тем, что, как было указано выше, Советом министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ» согласно которому допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами и : основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства.

Таким образом в настоящее время, истец не ограничен в использовании принадлежащих ему земельных участков.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о недоказанности истцом наличия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, отказав в удовлетворении иска.

Основании для взыскании судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуюсь ст.ст. ст.ст.194-199 Гражданско Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковое заявление ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» о взыскании убытков,, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Ю. Благодатная

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.