Дело 2-167/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2021 года Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Сорокиной Е.С.,
с участием представителя истца - ФИО5,
представителя ответчика – Совета министров Республики Крым – ФИО7,
представителя ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО8,
представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым – ФИО9,
представителя третьего лица –ГАУ РК Старокрымского лесоохотничего хозяйства – ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» о взыскании убытков,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым с исковыми требованиями к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым о взыскании убытков, в связи с ограничением права собственности, мотивируя свои требования следующим.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования : ведение садоводства (13.2), находящейся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок №, площадью 979 кв.м., который был им приобретен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр № ( Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯД № от ДД.ММ.ГГГГ).
Земельный участок с кадастровым номером № вид разрешенного использования : ведение садоводства ( 13.2), находящийся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок №, площадью 1198 кв.м., который был им приобретён ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр № (Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЕ № от 19.06.20008 года).
После проведения межевания границ вышеуказанных земельных участков на Публичной кадастровой карте, истец обнаружил, что принадлежащие ему земельные участки располагаются полностью в границах Государственного природного заказника «Горный массив «Тепе-Оба», который был создан согласно Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной <адрес>», и границы которого были установлены Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым».
Согласно п. 4.2 Приложения № к Постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Республики Крым на территории Заказника с целью обеспечения выполнения основных задач по сохранению и охране природных комплексов и объектов, запрещается строительство и размещение стационарных и временных сооружений; нарушение почвенного покрова; проведение земляных работ и распашка земель, за исключением работ связанных с осуществлением противопожарных мероприятий и проведением научных исследований; уничтожение и повреждение форм рельефа и геологических отслоений; проход по территории вне экскурсионных маршрутов, установленных Минприроды Крыма; организация лагерей, мест отдыха, стоянок автотранспорта, разведение костров, пользоваться открытыми источниками огня, установка палаток за пределами специально предусмотренных для этих целей мест, утвержденных Минприроды Крыма; рубка за исключением санитарных рубок, направленных на ликвидации последствий стихийных бедствий; уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, травянистой растительности; сенокошение; осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на природные объекты и комплексы заказника.
В связи с вышеуказанным, истец не может использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования – ведение садоводства.
Согласно данных портала Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картологии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1097091,7 рублей, земельного участка с кадастровым номером № – 1342508,53 рубля. Однако стоимость, в связи с вышеперечисленными ограничениями фактически составляет 0 рублей.
Таким образом из за снижения стоимости вышеуказанных земельных участков действиями Совета министров РК истцу причинен ущерб в размере 2439600,23 рубля.
В связи с вышеизложенным, истец просит взыскать с казны Республики Крым в лице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым в его пользу убытки в размере 2439600, 23 рубля.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 – исковые требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить на основании доводов, изложенных в иске. Суду дополнительно пояснил, что истец не может попасть на земельные участки до настоящего времени, он лишен права использовать земельные участки.
Представитель ответчика – Совета министров Республики Крым – ФИО7 против удовлетворения исковых требований возражал, согласно представленных суду письменных возражений.
Представитель ответчика – Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – ФИО8 также возражал против удовлетворения исковых требований, согласно представленных суду письменных возражений.
Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Крым – ФИО9 также возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица – Старокрымского лесоохотничего хозяйства – ФИО10 возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители третьих лиц – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ГАУ РК «Управление особо охраняемыми природными территориями РК» в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного разбирательства суду также не представили.
Суд полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутстие неявившихся третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец является собственником земельного участка с кадастровым номером № вид разрешенного использования : ведение садоводства (13.2), находящейся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок №, площадью 979 кв.м., который был им приобретен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр № ( Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯД № от ДД.ММ.ГГГГ).
Также истцу принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, вид разрешенного использования: ведение садоводства ( 13.2), находящийся по адресу: <адрес>, СТ «Энтузиаст», участок №, площадью 1198 кв.м, который был им приобреен ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи, удостоверенному частным нотариусом Феодосийского городского нотариального округа ФИО6, реестр № (Государственный акт на право собственности на земельный участок серия ЯЕ № от 19.06.20008 года).
Вышеуказанные земельные участки оформлены истцом в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. При проведении межевания границ данных земельных участков установлено, что принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами № и № расположены на территории Государственного природного заказника регионального значения Республики Крым «горный массив Тебе-Оба». Данное обстоятельство подтверждается выводами комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы № от 29.01.20201 года
Постановлением Верховной рады автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной <адрес>» природная территория горного массива Тепе-Оба объявлено ботаническим заказником местного значения Горный массив Тебе-Оба общей площадью 1200 га.
В соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-р «об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», согласно п. 1.1 раздела 1 Положения государственный природный заказник регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба является особо охраняемой природной территорией и находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении положений о государственных природных заказниках регионального значения Республики Крым» утверждено Положение о Государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба».
Согласно постановления Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№». В соответствии с которым пунктом 5.1 раздела 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба» предусмотрено, что согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификатора видов развешенного использования земельных участков» допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами 90624:010108:83 и 90:24:010108:82: основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства. Вид разрешенного использования земельных участков, предусмотренный классификатором 13.2 – ведение садоводства предусматривает – осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.
Таким образом, для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие убытков, противоправность действий (бездействия) виновного лица, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, а также размер убытков. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Из положений пунктов 1 и 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия судом решения) возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Как следует из подпункта 2 пункта 2 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации, убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.
На основании пункта 3 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 262 утверждены Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (далее - Правила возмещения убытков), согласно пункту 4 которых возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
Положениями пункта 5 Правил возмещения убытков предусмотрено, что размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации. Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.
На основании пункта 8 Правил возмещения убытков при определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.
В соответствии частью 1 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, убытки, в том числе упущенная выгода, причиненные ограничением прав собственников земельных участков в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, подлежат возмещению в полном объеме с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков определяются с учетом рыночной стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, и иных убытков, связанных со сносом зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведением их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории ограничениями использования земельных участков, иных убытков, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как указано выше, постановление Совета министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№». В соответствии с которым пунктом 5.1 раздела 5 Положения о государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «горный массив Тепе-Оба» предусмотрено, что согласно приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении классификатора видов развешенного использования земельных участков» допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами № и №: основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства.
Вид разрешенного использования земельных участков, предусмотренный классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П-0412, пункт 13.2 – ведение садоводства предусматривает – осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1, хозяйственных построек и гаражей.
На момент приобретения истцом спорных земельный участков, вид разрешенного использования также был – для ведения садоводства.
Таким образом в настоящее время истец не ограничен в правах пользования принадлежащими ему спорными земельными участками в соответствии с видом разрешенного использования, установленного на момент приобретения.
Довод истца о том, что ему причинен ущерб в связи с тем, что он ограничен в доступе к земельным участкам в связи с тем, что Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым не установило экскурсионные экологические маршруты опровергается сообщением ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» №, согласно которому на подъездных путях в виде грунтовой дороги к земельным участкам с кадастровыми номерами № и № 82 отсутствуют заграждения препятствиями, доступ к земельным участкам ничем не ограждён.
Таким образом обстоятельств, свидетельствующих о наличии ограничений и обременений земельных участков, убытков связанных с невозможностью их использования, судом не установлено. В материалы дела истцом также не предоставлены доказательства о том, что до 2019 года (когда истец узнал что принадлежащие ему земельные участки располагаются в границах Государственного природного заказника «Горный массив Тепе-Оба»). он использовал данные участки для ведения садоводства и получал прибыл. Факт наличия досрочного прекращением обязательств истца перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав, суду не представлен истцом.
Согласно выводов комплексной судебной оценочной и землеустроительной экспертизы № от 29.01.20201 года, земельные участки с кадастровыми номерами № и 90:№ находятся в зоне с особой архитектурно-планировочной организацией территории на территории государственного природного заказника «Горный массив Тепе-оба», учетный №.00.2.196. Участок с кадастровым номером №83 полностью находится в зоне Старокрымского лесничества Республики Крым, учетный №.00.2.145. На основании проведенного исследования определено, что на дату до установления зоны с особыми условиями использования территории – ДД.ММ.ГГГГ: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90№ площадью 979 кв.м. составляет 704821,26 рублей. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 90№ площадью 1198 кв.м. составляет 862488,12 рублей. На основании проведенного исследования определено, что по состоянию на дату проведения исследования, т.е. после установления зоны с особыми условиями использования территории: рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 979 кв.м. составляет 233598,47 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 1198 кв.м. составляет 285935, 17 рублей.
Данное заключение экспертиза также не может являться доказательством причинения истцу убытков и уменьшения стоимости земельных участков, принадлежащих истцу, в связи с тем, что, как было указано выше, Советом министров Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление № «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№» согласно которому допускаются следующие виды разрешенного использования земельных участков на территории Заказника, в том числе с кадастровыми номерами № и №: основной вид разрешенного использования: охрана природных территорий (9.1); ведение садоводства (13.2), кроме объектов капитального строительства.
Таким образом в настоящее время, истец не ограничен в использовании принадлежащих ему земельных участков.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о недоказанности истцом наличия совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика обязанности по возмещению убытков, отказав в удовлетворении иска.
Основании для взыскании судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуюсь ст.ст. ст.ст.194-199 Гражданско Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО2 к Совету Министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, третьи лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми территориями Республики Крым», Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» о взыскании убытков,, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Благодатная
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.