ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1680/2016 от 27.03.2017 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-6/2017 (№ 2-1680/2016)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вятские Поляны 27 марта 2017 года

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,

с участием: представителя истца Муратова П.А., представителя ответчика Шарипова Р.М., представителя третьего лица Соловьева А.В.,

при секретаре Галиуллиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богомоловой Л.С. к администрации г. Вятские Поляны Кировской области о взыскании компенсации за пользование публичным сервитутом и судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Богомолова Л.С. обратилась в суд с иском к администрации г. Вятские Поляны Кировской области о взыскании компенсации за пользование публичным сервитутом и судебных расходов.

В обоснование иска указала, что истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. на основании свидетельства о государственной регистрации права от 17.04.2014.

Данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование: объекты индивидуального жилищного строительства с земельными участками, имеет общую площадь 645 кв.м., кадастровый номер .

07.12.2015 постановлением администрации г. Вятские Поляны был установлен постоянный публичный сервитут в отношении вышеуказанного земельного участка для использования образуемой части площадью 152 кв.м. для обеспечения проезда и прохода в целях ремонта магистральных тепловых сетей г. Вятские Поляны.

В связи с установлением публичного сервитута истец не может пользоваться частью своего земельного участка по его прямому назначению, а именно не имеет возможности возвести на территории, обремененной сервитутом, никаких строений; выращивания каких-либо сельскохозяйственных культур; использовать часть земельного участка для сдачи ее в аренду третьим лицам во временное пользование.

Таким образом, часть земельного участка стала фактически непригодна для какого-либо целевого использования.

С целью определения стоимости ущерба, причиненного истцу, как собственнику данного земельного участка, в связи с установлением публичного сервитута, истец обратилась в ООО «Вятский центр независимой оценки». Согласно заключению эксперта-оценщика размер рыночной стоимости земельного участка, обремененного публичным сервитутом, составляет 262194 рубля.

Так как сервитут установлен бессрочно (предел пользования 49 лет), истец полагает, что размер компенсации за его пользование должен равняться рыночной стоимости обремененной части земельного участка, т.е. 262194 рубля.

На основании изложенного, истец Богомолова Л.С. просит взыскать с администрации г. Вятские Поляны Кировской области в ее пользу денежную компенсацию за пользование публичным сервитутом в размере 262194 рубля, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 12000 рублей, по оплате услуг оценщика в размере 3000 рублей, по уплате государственной пошлины в размере 5821,94 рубль.

При рассмотрении дела истец Богомолова Л.С., ее представитель Муратов П.А. просили удовлетворить иск по вышеуказанным основаниям.

Представитель ответчика администрации города Вятские Поляны Шарипов Р.М. возражает удовлетворению иска.

В обоснование возражений указал, что Богомолова Л.С., обратившись с требованием о взыскании соразмерной платы за публичный сервитут, обязана доказать наличие существенных затруднений в использовании спорного земельного участка, возникших в результате установления публичного сервитута.

На момент оформления (регистрации) права собственности на данный земельный участок Богомоловой Л.С., на указанном участке под землей уже существовали магистральные тепловые сети.

Собственник земельного участка не лишен возможности передать часть земельного участка в аренду третьим лицам, в том числе обремененным линейным объектом, не лишен возможности использования поверхностного слоя земли, либо иным способом использовать его.

Истец не доказал наличие препятствий в пользовании земельным участком вследствие нахождения подземного линейного объекта и не доказал фактического использования ответчиком обремененного земельного участка.

Кроме того, истец основывает свои исковые требования в части определения размера компенсации за неудобства, образовавшиеся ввиду наложения на часть земельного участка публичного сервитута, и расчеты, приведенные в исковом заявлении, опираясь на оценку рыночной стоимости земельного участка. Поскольку оценка соразмерной платы за сервитут, то есть установление (определение) величины соразмерной платы за пользование земельным участком в законном порядке не урегулировано, а баланс интересов необходимо соблюдать, порядок определения соразмерной платы за публичный сервитут следует определять по аналогии, установленными постановлением Правительства Кировской области от 05.03.2015 № 27/109 «Об утверждении Положения о порядке определения размера паты по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена», в соответствии с которым размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута или постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 № 283 «Об утверждении Правил определения размера платы и внесения ее за установление сервитута для размещения объектов федерального или регионального значения в отношении земельных участков, находящихся в собственности РФ и расположенных на территориях, присоединенных к субъекту РФ – городу федерального значения Москве», в соответствии с которым размер платы за установление сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0,12 % кадастровой стоимости в год.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается государством и учитывает существующие условия эксплуатации участка. Таким образом, кадастровая стоимость может выступать в качестве показателя упущенной выгоды в связи с установленными ограничениями на использование земельного участка.

С учетом правоприменительной практики, а также существующих в РФ других критериев установления платы за различные виды земельных обременений, следующий алгоритм расчета платы за сервитут наиболее подходит для определения соразмерной платы за установление публичного сервитута, где размер платы за сервитут, установленный в отношении конкретного земельного участка, предлагается устанавливать по формуле: плата за сервитут = УПКС * S сервитута * I сервитута, где УПКС – удельный показатель кадастровой стоимости этого участка (показывает стоимость одного квадратного метра), S сервитута – площадь той части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, I сервитута – определенный процент (средняя ставка) платы за сервитут.

Указанный определенный процент платы за сервитут устанавливается в границах от ставки земельного налога, установленной нормативным правовым актом представительного органа конкретного муниципального образования, до рекомендованного по каждому субъекту (или муниципальному образованию) уровня. Данный уровень дифференцируется в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования.

В соответствии с Решением Вятскополянской городской Думы Кировской области от 24.04.2014 № 35 «Об утверждения Положения о земельном налоге на территории города Вятские Поляны», налоговая ставка (с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства) устанавливается 0,3 % от кадастровой стоимости земли. Отсюда следует, что компенсация за неудобства, причиненные истцу как собственнику, составляет 151,32 рубль в год.

Доводы истца о том, что сервитут установлен бессрочно, а значит, компенсация за его пользование должна быть взыскана за 49 лет, являются неверными, поскольку в любое время может произойти прекращение публичного сервитута в случае утраты причин, в соответствии с которыми он был установлен.

Участвующий в рассмотрении дела представитель третьего лица -МУП КЭС «Энерго» Соловьев А.В. просил в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что собственником указанных магистральных тепловых сетей является администрация г. Вятские Поляны Кировской области. Магистральные тепловые сети, расположенные на спорном земельном участке, в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.09.2015 закреплены за МУП КЭС «Энерго», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.01.2016 и договором от 01.09.2016.

Публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Богомоловой Л.С., установлен постановлением администрации города Вятские Поляны Кировской области от 07.12.2015 № 2716 «Об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 43:41:000042:184», для обеспечения проезда и прохода в целях ремонта магистральных тепловых сетей города Вятские Поляны.

Истец Богомолова Л.С., обратившись с требованием о взыскании компенсации за пользование публичным сервитутом, обязана доказать наличие существенных затруднений в использовании спорного земельного участка, возникших в результате установления публичного сервитута.

Истец не представил в суд доказательства о наличии препятствий в пользовании земельным участком вследствие нахождения подземного линейного объекта на спорном участке, так же не представил доказательства фактического использования ответчиком и третьими лицами обремененного земельного участка. Обременение земельного участка сервитутом не лишило собственника участка прав владения, пользования и распоряжения эти участком, права и законные интересы истца установлением публичного сервитута не затрагиваются.

Истец основывает свои исковые требования в части определения размера компенсации за пользование публичным сервитутом экспертным заключением от 09.06.2016 и отчетом серия ОРСИ № 0110/16 об оценке рыночной стоимостей имущества по состоянию на 09.06.2016. Указанный отчет не может быть использован в качестве доказательства при разрешении заявленного иска ввиду множественности неверных исходных данных, использованных при его составлении.

Доводы истца о бессрочном установлении сервитута и взыскании компенсации за пользование сервитутом за 49 лет являются несостоятельными, так как в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка сервитут установлен до 04.04.2020. В любое время может произойти прекращение публичного сервитута в случае утраты причин, в соответствии с которыми он был установлен.

Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 23 Земельного кодекса РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления случаях, - если это необходимо для обеспечения интересов государству местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Могут устанавливаться публичные сервитуты для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.

Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

В соответствии п. 7 ст. 23 ЗК РФ в случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (п. 8 ст. 23 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 274 ГК РФ собственник участка земли, обремененного сервитутом, может требовать, если иное не оговаривается законом, от лиц, в интересах которых устанавливался земельный сервитут, соразмерную оплату за использование его участка земли.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно материалам дела Богомоловой Л.С. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты индивидуального жилищного строительства с земельными участками, общая площадь 645 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 17.04.2014 сделана запись регистрации .

Из протокола публичных слушаний об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков от 25.11.2015 следует, что в ходе общественных слушаний решено одобрить возможность установления публичного сервитута в отношении части земельного участка кадастровый номер площадью 152 кв.м. по адресу: г<адрес>

Также в материалах дела имеется информация из газеты «Вятско-Полянская правда» о проведении вышеуказанных публичных слушаний по вопросу установления публичного сервитута в отношении земельного участка.

Постановлением администрации г. Вятские Поляны от 07.12.2015 установлен постоянный публичный сервитут в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, принадлежащий на праве собственности Богомоловой Л.С., для использования образуемой части площадью 152 кв.м. – для обеспечения проезда и прохода в целях ремонта магистральных тепловых сетей г. Вятские Поляны.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права, МУП муниципальному образованию городской округ город Вятские Поляны Кировской области «Коммунальные энергетические системы «Энерго» в соответствии с договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.09.2015 на праве хозяйственного ведения принадлежит тепловая трасса, назначение: инженерные сети, протяженность 3554,49 пог.м., инв. , лит. ГК, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12.01.2016 сделана запись регистрации .

Договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 01.09.2015 и актом о закреплении недвижимого имущества и сооружений за МУП «КЭС «Энерго» на праве хозяйственного ведения подтверждается, что Управление по делам муниципальной собственности г. Вятские Поляны передало вышеуказанное имущество в хозяйственное ведение МУП «КЭС «Энерго».

В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок от 08.11.2016 указаны сведения о земельном участке по адресу: г<адрес>, собственник - Богомолова Л.С., площадь 645 кв.м., кадастровая стоимость 214043,25 рубля, имеется ограничение – публичный сервитут до 04.04.2020. Имеются ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, «Правилами охраны газораспределительных сетей», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, охранная зона объекта «Газовые сети г. Вятские Поляны», расположенного по адресу: Кировская область, Вятскополянский район, г. Вятские Поляны, зона с особыми условиями использования территорий, 43.00.2.25.

Согласно п. 4 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями, установленными СНиП 2.04.07-86 «Тепловые сети».

Согласно пунктам 5, 6 Типовых правил в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту.

В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:

- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;

- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев, кустарников, устраивать монументальные клумбы;

- сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.

Принимая во внимание, что публичный сервитут в отношении части земельного участка, принадлежащего истцу, установлен ответчиком для обеспечения проезда и прохода в целях ремонта магистральных тепловых сетей г. Вятские Поляны, при этом в отношении указанной части земельного участка действуют положения об охранных зонах тепловых сетей, предусмотренные Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя России от 17.08.1992 № 197, истец лишена возможности пользоваться данной частью земельного участка по назначению, в т.ч. выполнять на нем какие-либо земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев, кустарников, сдавать часть земельного участка в аренду с целью осуществления данных работ.

Таким образом, материалами дела установлено, что установление публичного сервитута привело к существенным затруднениям в использовании собственником земельного участка, соответственно, истец вправе требовать от ответчика, установившего публичный сервитут, соразмерную плату за его пользование.

Суд считает возможным использовать при разрешении спора заключение эксперта ФБУ «Кировская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ от 20.03.2017 № 2113/5-2, согласно которому рыночная стоимость права аренды земельного участка площадью 152 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с целью осуществления садово-огородных работ, в период с 07.12.2015 составляет 2567,61 рублей в год. Данное заключение является достоверным и допустимым доказательством, поскольку оно дано специалистами в указанной области, мотивировано и научно обосновано, эксперт перед проведением исследования предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Основания сомневаться в достоверности данного заключения у суда отсутствуют.

С учетом указанного заключения суд считает возможным определить размер компенсации за пользование публичным сервитутом в размере 2657,61 рублей в год.

Размер подлежащей взысканию компенсации за пользование публичным сервитутом суд определяет с момента его установления и до даты вынесения решения суда по существу заявленного спора, т.е. с 07.12.2015 по 27.03.2017 в сумме 3472,56 рубля.

Основания для удовлетворения иска о взыскании компенсации за пользование публичным сервитутом в остальной части отсутствуют, поскольку в любое время может произойти прекращение публичного сервитута в случае утраты причин, в соответствии с которыми он был установлен.

Доводы представителя ответчика о расчете компенсации за пользование публичным сервитутом с учетом постановления Правительства Кировской области от 05.03.2015 № 27/109 «Об утверждении Положения о порядке определения размера паты по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, и земельных участков государственная собственность на которые не разграничена», и с учетом ставки земельного налога, установленного органом местного самоуправления, суд находит несостоятельными, поскольку земельный участок, в отношении которого установлен сервитут, принадлежит истцу – физическому лицу на праве собственности, т.е. имеет иной правовой режим. В случае отсутствия обременения на земельный участок истец могла бы его использовать в соответствии с целевым назначением по своему усмотрению, в т.ч. путем сдачи в аренду третьим лицам, соответственно определение размера компенсации за пользование сервитутом с учетом заключения ФБУ «Кировская лаборатория судебной экспертизы» Министерства юстиции РФ от 20.03.2017 № 2113/5-2, является наиболее правильным.

Экспертное заключение серии ОРСИ № 0110/16 по оценке рыночной стоимости имущества «ИП Шамсутдинов И.М.» также не может быть использовано при разрешении данного иска, поскольку данным заключением установлена рыночная стоимость части земельного участка. Размер платы за пользование сервитутом данным заключением не определен.

Кроме того, оценщиком при изготовлении заключения использованы множественные неверные исходные данные в части сведений о наличии инфраструктуры и инженерных коммуникаций на территории участка (указано, что проведены линии электропередач, имеются грунтовые воды и прочие дороги), указана неверная площадь участка 718 кв.м., неверно указано разрешенное использование участка - для размещения зернового склада и т.д.

Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины соразмерно удовлетворенным требованиям, судебные расходы по оплате услуг представителя.

Согласно квитанциям серии АП от 03.10.2016, от 27.03.2017 Богомолова Л.С. оплатила услуги адвоката Муратова П.А. в размере 20000 рублей за составление и отправление досудебной претензии, составление искового заявления, участие в судебном заседании.

При определении размера присуждаемых к взысканию расходов на оплату услуг представителя суд в соответствии со ст. 100 ГПК РФ учитывает их объем и характер, количество и продолжительность судебных заседаний с участием представителя истца 07.11.2016, 02.12.2016, 27.03.2017 в суде первой инстанции, характер и сложность рассмотренного дела, квалификацию и опыт работы представителя, руководствуется требованиями разумности и справедливости.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить в части.

Взыскать с администрации г. Вятские Поляны Кировской области в пользу Богомоловой Л.С. компенсацию за пользование публичным сервитутом в отношении земельного участка площадью 152 кв.м., кадастровый номер , по адресу: <адрес>, установленным постановлением администрации г. Вятские Поляны Кировской области от 07.12.2015, за период с 07.12.2015 по 27.03.2017 в размере 3472,56 рублей.

Взыскать с администрации г. Вятские Поляны Кировской области в пользу Богомоловой Л.С. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей, государственной пошлины в размере 400 рублей.

В удовлетворении иска в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Е. Анисимов

Справка: Решение в окончательной форме принято 03.04.2017.

Судья Д.Е. Анисимов