УИД: 76RS0015-01-2022-002001-33
Дело № 2-1680/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
13 сентября 2022 г. | город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского транспортного прокурора к Тимошиной Дарье Анатольевне о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
Санкт-Петербургский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Тимошиной (ранее - Самарина) Д.А. о взыскании в счет возмещения бюджетных средств, затраченных на обучение ответчика по специальности "Сервис на транспорте" в Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", суммы в размере 155 863 рубля.
В обоснование требований указано, что Ленинградским следственным отделом на транспорте 05 января 2022 г. возбуждено уголовное дело №12202009712000002 в отношении Тимошиной Д.А. по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 УК РФ. 05 апреля 2022 г. Дзержинским районным судом города Санкт-Петербург вынесено постановление о прекращении указанного уголовного дела на основании части 2 статьи 75 УК РФ, части 2 статьи 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием. Тимошиной Д.А. добровольно сообщено о даче взятки и она активно способствовала раскрытию преступления. Санкт-Петербургской транспортной прокуратурой установлено, что в соответствии с приказом ректора от 22 августа 2017 г. №06-3-585 ответчик была зачислена на первый курс Университета гражданской авиации на специальность "Сервис на транспорте", отчислена в связи с получением образования (завершением обучения) приказом и.о. ректора Университета от 26 июня 2019 г. №13.05-3-0521, таким образом, обучалась на протяжении трех лет. Стоимость обучения за весь период обучения составила 155 863 рубля. Прокурор просит взыскать указанную сумму, затраченную на обучение ответчика, поскольку поступление ответчика на первый курс университета на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки. По указанным основаниям возник настоящий иск.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Ярославской транспортной прокуратуры по доверенности Сизов А.А. требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Тимошина Д.А. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, что послужило основанием для рассмотрения настоящего дела в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Отделения Пенсионного фонда по Ярославской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" в судебное заседание не явился, извещен своевременно, о причинах неявки суд не уведомил.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что Ленинградским следственным отделом на транспорте 05 января 2022 г. возбуждено уголовное дело №12202009712000002 в отношении Тимошиной Д.А. по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 УК РФ.
В ходе предварительного следствия установлено, что в неустановленное следствием время, но не позднее 28 июня 2017 г. Тимошиной (Самариной) Д.А. стало известно, что преподаватель цикловой комиссии №7 "Авиационно-транспортного колледжа" Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (далее - Авиационно-транспортный колледж) Алиев Р.А.о. оказывает содействие за взятку в поступлении на очную форму обучения на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации в Авиационно-транспортный колледж путем организации получения поддельного аттестата о среднем общем образовании с необходимыми оценками для расчёта среднего балла, внесения оценок из указанного поддельного аттестата и проведения вступительных испытаний путем вычисления среднего балла по предметам, необходимым для поступления на интересующие абитуриента специальности Авиационно-транспортного колледжа.
В неустановленное следствием время, но не позднее 28 июня 2017 г., находясь в здании Авиационно-транспортного колледжа по адресу: Санкт-Петербург, проспект Литейный, дом 48-50 у Тимошиной (Самариной) Д.А. возник и сформировался преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу, лично из числа членов приемной комиссии колледжа при непосредственном содействии преподавателя цикловой комиссии Алиева Р.А.о за совершение заведомо незаконных действий, а именно зачисления ее - Тимошиной (Самариной) Д.А. в качестве студента в Авиационно-транспортный колледж на место, финансируемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации.
С целью реализации своего преступного умысла Тимошина (Самарина) Д.А. 28 июня 2017 г. в неустановленное следствием время, находясь в здании колледжа по адресу: Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 48-50, встретилась с Алиевым Р.А.о и договорилась с последним о передаче денежных средств в размере 130 000 рублей двумя частями, а именно: 70 000 рублей и 60 000 рублей, за совершение Алиевым Р.А.о в её интересах заведомо незаконных действий в виде оказания помощи в непосредственном содействии в зачислении в качестве студента в Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации на место, финансируемое за счет бюджетных денежных средств, путем внесения оценок из поддельного аттестата о среднем общем образовании и проведения вступительных испытаний путем вычисления среднего балла по предметам, необходимым для поступления на специальность "Сервис на транспорте".
При этом, Тимошина (Самарина) Д.А. осознавала, что Алиев Р.А.о самостоятельно не уполномочен совершить вышеуказанные незаконные действия и оказывает содействие с привлечением лиц из числа членов приемной комиссии Авиационно-транспортного колледжа.
Далее Тимошина (Самарина) Д.А., реализуя свой преступный умысел, направленный на дачу взятки должностному лицу лично в значительном размере за совершение заведомо незаконных действий, действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, согласно ранее достигнутой с Алиевым Р.А.о договоренности 28 июля 2017 г. в неустановленное следствием время, находясь на 1 этаже здании колледжа по адресу: город Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 48-50 лично передала Алиеву Р.А.о часть денежных средств, а именно в размере 70 000 рублей наличными денежными средствами за совершение в ее интересах заведомо незаконных действий в виде оказания помощи при зачислении в качестве студента в Авиационно-транспортный колледж на место, финансируемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации, путем внесения оценок из поддельного аттестата о среднем общем образовании и проведения вступительных испытаний путем вычисления среднего балла по предметам, необходимым для поступления на определенную специальность.
В продолжении своего преступного умысла, направленного на дачу взятки должностному лицу лично в значительном размере за совершение заведомо незаконных действий Тимошина (Самарина) Д.А., действуя умышленно, осознавая противоправный характер и общественную опасность своих действий, согласно ранее достигнутой с Алиевым Р.А.о договоренности, 30 августа 2017 г. в 10 часов 00 минут, находясь в здании Авиационно-транспортного колледжа по адресу: город Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 48-50 лично передала Алиеву Р.А.о оставшуюся часть денежных средств в размере 60 000 рублей (наличными) за совершение в её интересах заведомо незаконных действий в виде оказания помощи при зачислении в качестве студента колледжа на место, финансируемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета Российской Федерации, путем внесения оценок из поддельного аттестата о среднем общем образовании и проведения вступительных испытаний путем вычисления среднего балла по предметам, необходимым для поступления на определенную специальность.
В соответствии с приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации от 22 августа 201 7г. №06-3-585 Тимошина (Самарина) Д.А. зачислена с 01 сентября 2017 г. на первый курс очной формы обучения по специальности 43.02.06 "Сервис на транспорте" на место, финансируемое за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, путем внесения оценок из поддельного аттестата о среднем общем образовании и проведения вступительных испытаний путем вычисления среднего балла по предметам, необходимым для поступления на определенную специальность.
05 апреля 2022 г. Дзержинским районным судом города Санкт-Петербург вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении Тимошиной (Самариной) Д.А. по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 291 УК РФ, на основании части 2 статьи 75 УК РФ, части 2 статьи 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием. Согласно постановлению суда, Тимошина (Самариной) Д.А. добровольно сообщила о даче взятки, она активно способствовала раскрытию и расследованию преступления.
Вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом (часть 4 статьи 61 ГПК РФ).
На основании пункта 2 части 2 статьи 61 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию.
Согласно частям 1-3 статьи 100 Федерального закона "Об образовании", число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (далее - контрольные цифры приема).
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации.
Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с частью 4 статьи 100 Закона "Об образовании" порядок установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема (в том числе порядок определения общего объема контрольных цифр приема) утверждается:
1) Правительством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации;
3) органами местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов.
В соответствии с статьями 124, 125 ГК РФ Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции.
На основании пунктов 3, 4 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного и недобросовестного поведения.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 1064 ГК РФ установлено, что любой вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившем вред.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Положениями пункта 4 статьи 1103 ГК РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60, подлежат применению также к требованиям о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных денежных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции" определяет, что к коррупции относятся: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, в том числе, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно статье 3 Федерального закона "О противодействии коррупции", основным принципом противодействия коррупции является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Статья 13 Закона "О противодействии коррупции" предусматривает, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, одним из направлений деятельности государства по противодействию коррупции является применение к лицам, совершившим коррупционные преступления, предусмотренных законом мер ответственности, в том числе гражданско-правовой.
Собранными по делу доказательствами с достоверностью подтверждается, что в соответствии с приказом ректора Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации от 22 августа 2017 г. № 06-3-585 Тимошина (Самарина) Д.А. была зачислена на первый курс Авиационно-транспортного колледжа Университета на специальность "Сервис на транспорте", отчислена в связи с получением образования (завершением обучения) приказом и.о. ректора Университета от 26 июня 2019 г. №13.05-3-0521. Следовательно, обучалась на протяжении трех лет.
В соответствии с расчетом сумм на обучение студентов из средств федерального бюджета, представленным руководителем департамента экономики и финансов Университета Юдиной Н.В. на запрос Санкт-Петербургской транспортной прокуратуры, стоимость обучения за весь период обучения Тимошиной (Самариной) Д.А. составила 155 863 рубля.
Учитывая тот факт, что поступление Тимошиной (Самариной) Д.А. на первый курс Авиационно-транспортного колледжа по специальности "Сервис на транспорте" на бюджетную форму обучения произошло путем дачи взятки, имеются достаточные основания для взыскания с ответчика бюджетных денежных средств, затраченных на обучение.
Учитывая все вышеизложенное, имеются достаточные основания для взыскания с ответчика в доход Российской Федерации бюджетных денежных средств в сумме 155 863 рубля, потраченных на ее обучение.
Поскольку Государственная услуга по реализации образовательных программ, стоимость которой составила 155 863 рубля, была получена ответчиком незаконно в результате коррупционного правонарушения, денежные средства в указанном размере с учетом положений абзаца 3 части 17 статьи 46 и пункта 1 части 1 статьи 146 Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, как главного администратора доходов, полученных от реализации обращенного по решению суда в доход Российской Федерации имущества, которое получено в результате коррупционных правонарушений, по нормативу сто процентов.
Также в соответствии с положениями статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 317 рублей.
По указанным основаниям исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Взыскать с Тимошиной Дарьи Анатольевны () в доход федерального бюджета Российской Федерации денежные средства, затраченные на обучение, в сумме 155 863 рубля с зачислением на счет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Взыскать с Тимошиной Дарьи Анатольевны () в доход бюджета города Ярославля государственную пошлину в сумме 4 317 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в Ярославский областной суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ярославля в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Ю.В. Куклева