ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1681/16Г от 20.09.2016 Сарапульского городского суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-1681/16 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2016 года г. Сарапул УР

Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Голубева В.Ю.,

при секретаре Глуховой Е.М.

с участием истца прокурора Ожгихина А.К.

представителя ответчика Минлесхоза УР – Яшпаева И.С. (по доверенности)

представителя третьего лица ГКУ УР «Сарапульское лесничество» - Белова Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сарапульского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства УР о понуждении к действию,

установил:

Прокурор Сарапульского района обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства УР, ГКУ УР «Сарапулькое лесничество» о признании бездействия незаконным. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Сарапульского района совместно с ГКУ УР «Сарапульское лесничество» 05 мая 2016 года обнаружена «несанкционированная» свалка бытовых и промышленных отходов на лесном участке, входящем в состав земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности. Свалка обнаружена в точке с координатами 56?28’46” северной широты и 53?40’09” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г. Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты> На указанном лесном участке размерами ориентировочно 10 на 10 метров разбросано большое количество пустых полиэтиленовых бутылок, битое стекло, иные коммунально–бытовые и промышленные отходы. Полномочия в области лесных отношений, а именно, организация охраны и защиты лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ (п.4 ч.1 ст.83 ЛК РФ). Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе, меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. В соответствии с ч.1 ст.55 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. Согласно п.28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Из правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 13.10.2015 года № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, следует, что ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ст.14, 15, 16) по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда. Согласно пп. 7 и 9 п.8 Положения о Министерстве лесного хозяйства УР, утв. Постановлением Правительства УР от 09.02.2015 года № 33, к полномочиям Министерства относятся ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, организация охраны и защиты лесов. Согласно п.п. 2.1, 2.3.2, 2.3.13, 2.3.19 Устава ГКУ УР «Сарапульское лесничество» к предмету деятельности ГКУ относятся осуществление лесного надзора, обеспечение защиты и охраны лесов на территории Сарапульского лесничества. Реализуя представленные законом полномочия, прокурор обращается в суд с защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, поскольку действие в сфере защиты и охраны леса, нарушает права и законные интересы граждан, гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Бездействием ответчиков, выразившимся в невыполнении мероприятий по защите и охране леса, причиняется вред окружающей среде, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать бездействие ответчиков, выразившее в не ликвидации «несанкционированной» свалки на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56?28’46” северной широты и 53?40’09” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г. Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты> незаконным. Обязать ответчиков в солидарном порядке ликвидировать «несанкционированную» свалку на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56?28’46” северной широты и 53?40’09” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г.Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты>, а именно: очистить лесной участок от коммунально-бытовых и промышленных отходов.

В ходе рассмотрения дела истец представил заявление об уточнении исковых требований о понуждении к действию, согласно которому свалка обнаружена в точке с координатами 56?29’00” северной широты и 53?41’21” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г.Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты>, через автомобильную дорогу Ижевск-Сарапул от теплиц. На указанном лесном участке размерами ориентировочно 10 на 10 метров разбросано большое количество пустых полиэтиленовых бутылок, битое стекло, иные коммунально–бытовые и промышленные отходы. В соответствии с ч.1 ст.55 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты. Согласно ст.1 ЛК РФ одним из основных принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов. Статьей 42 ЗК РФ установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. На собственников земельных участков пп.4 п.1 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель. В соответствии с ч.1, 2 ст.51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами. На основании п.4 ч.1 ст.83 ЛК РФ полномочия по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, устанавливающие единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах. Согласно данным Правилам в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (пп. «г» п.2). В отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ (пп. «б» п.3 Правил). Согласно п.28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (пп. «е» п.39 Правил). Согласно п.1 Положения о Министерстве лесного хозяйства УР, утв. Постановлением Правительства УР от 09.02.2015 года № 33, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности является Министерство лесного хозяйства УР. К полномочиям Министерства относятся ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, организация использования, охраны и защиты лесов (в том числе, осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), а также обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда (пп 7 и 8 п.8 Положения). Согласно п.2.1 Устава ГКУ УР «Сарапульское лесничество» учреждение создано в целях осуществления возложенных на Министерство лесного хозяйства УР функций по обеспечению воспроизводства, охраны и защиты лесов и является подведомственной организацией Министерства лесного хозяйства УР. К предмету деятельности ГКУ УР «Сарапульское лесничество» относятся осуществление лесного надзора, обеспечение защиты и охраны лесов на территории Сарапульского лесничества (п.2.1, 2.3.2, 2.3.13, 2.3.19 Устава). Приказом Министерства лесного хозяйства УР от 30 апреля 2008 года № 138 утвержден Лесохозяйственный регламент Сарапульского лесничества, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в его границах. В соответствии с данным регламентом к Сарапульскому лесничеству относится два участковых лесничества: Керкмасское и Октябрьское. Подпунктом 1 п.2.16.2 указанного регламента установлены санитарные требования к использованию лесов, согласно которым при использовании лесов не допускается загрязнение почвы и лесов промышленными и бытовыми отходами. Таким образом, обязанность пор содержанию лесного фонда в состоянии, отвечающем требованиям пожарной и санитарной безопасности на территории Сарапульского лесничества лежит на ГКУ УР «Сарапульское лесничество». В свою очередь, в силу п.3.7 Устава ГКУ УР «Сарапульское лесничество» учредитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения. Бездействием ответчиков, выразившемся в невыполнении мероприятий по защите и охране леса, причиняется вреда окружающей среде, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается повышенная пожароопасность в лесу.

Просит суд: обязать Министерство лесного хозяйства УР организовать использование, охрану и защиту лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда, на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56?29’00” северной широты и 53?41’21” восточной долготы в выделе 20 квартала 135 Керкмасского лесничества на территории МО «Шевыряловское» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты> через автомобильную дорогу Ижевск–Сарапул от теплиц, а именно: организовать очистку лесного участка от коммунально-бытовых и промышленных отходов; обязать ГКУ УР «Сарапульское лесничество» ликвидировать «несанкционированную» свалку на лесном участке, входящем в состав земель лесного фонда на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56?29’00” северной широты и 53?41’21” восточной долготы в выделе 20 квартала 135 Керкмасского лесничества на территории МО «Шевыряловское» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: г.Сарапул, ул.Оранжерейная, 1, через автомобильную дорогу Ижевск–Сарапул от теплиц, а именно: очистить лесной участок от коммунально-бытовых отходов.

Определением Сарапульского городского суда от 20 сентября 2016 года принят отказ истца прокурора Сарапульского района УР от исковых требований к Министерству лесного хозяйства УР, ГКУ УР «Сарапульское лесничество» в части требований: признать бездействие ответчиков, выразившееся в не ликвидации «несанкционированной» свалки на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56°28’46” северной широты и 53°40’09” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г.Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты>, незаконным; обязать ГКУ УР «Сарапульское лесничество» ликвидировать несанкционированную свалку на лесном участке, входящем в состав земель лесного фонда, на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56°29’00” северной широты и 53°41’21” восточной долготы в выделе 20 квартала 135 Керкмасского лесничества на территории МО «Шевыряловское» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты> через автомобильную дорогу Ижевск-Сарапул от теплиц, а именно очистить лесной участок от коммунально-бытовых и промышленных отходов. Производство по делу в данной части прекращено. Указанным определением ГКУ УР «Сарапульское лесничество» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ответчик Министерство лесного хозяйства УР представило письменные возражения на исковое заявление, суть которых сводится к следующему. Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не включает в себя уборку твердых бытовых отходов и промышленных отходов. Истец фактически требует проведения работ по рекультивации земельного участка, то есть возложения обязанности, указанной в п.6 ч.1 ст.13 ЗК РФ на лиц, не являющихся ни собственником земельных участков, ни землепользователем, ни владельцем, ни арендатором. Поскольку зафиксированные несанкционированные свалки расположены на территории, принадлежащей на праве собственности РФ Министерство лесного хозяйства УР, ГКУ УР «Сарапульское лесничество» являются ненадлежащими ответчиками по делу. Несанкционированные свалки образованы в результате бездействия МО «Сарапульский район», которое длительное время не предпринимает необходимых мер и действий для создания полигона ТБО, в связи с чем обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе, на землях лесного фонда, должна быть возложена на органы местного самоуправления. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо ГКУ УР «Сарапульское лесничество», будучи ответчиком по делу, представило письменные возражения, суть которых сводится к тому, что государственные казенные учреждения, подведомственные Министерству лесного хозяйства УР согласно ст.19 ЛК РФ не уполномочены осуществлять лесопатологические обследования, проводить санитарно-оздоровительные мероприятия. Заказчиком данных видов работ в силу ст.83 ЛК РФ может выступать Министерство лесного хозяйства УР.

Третье лицо Министерство имущественных отношений УР представило письменные пояснения по иску, суть которых сводится к тому, что Минимущество УР не наделено полномочиями, а также функциями по обеспечению чистоты и отсутствию несанкционированного скопления мусора на территории земель лесного фонда, находящегося в федеральной собственности.

Третье лицо Территориальное управление Росимущества в УР представило письменные пояснения по иску, суть которых сводится к следующему. Земельный участок, расположенный на территории Керкмасского лесничества в квартале 135, выделе 20 учитывается в реестре федерального имущества и находится в собственности РФ. На Территориальное управление Росимущества в УР не возложены функции по обеспечению надзора по исполнению природоохранного законодательства в области лесного фонда. Министерство лесного хозяйства УР является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений. Согласно п.п. «г» п.2 ч.1 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В соответствии с п.3 ч.1 указанного Постановления проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствии с ч.1 ст.83 ЛК РФ, обеспечивается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом, Территориальное управление Росимущества в УР поддерживает исковые требования прокурора Сарапульского района.

В судебное заседание представители третьих лиц Министерства имущественных отношений УР, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по УР, МО «Шевыряловское» не явились.

Согласно ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании прокурор Ожгихин А.К. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства лесного хозяйства по УР Яшпаев И.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, привел доводы, аналогичные изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица ГКУ УР «Сарапульского лесничество» Белов Е.С. в судебном заседании поддержал позицию представителя ответчика, с исковыми требованиями не согласился.

Представитель третьего лица МО «Шевыряловское» Глава муниципального образования Козьмин А.Л. в судебном заседании 30 августа 2016 года пояснял, что исковые требования он поддерживает, свалка находится на его территории МО «Шевыряловское», заключены договоры на вывоз мусора, который осуществляется дважды в месяц. Ему неизвестно куда вывозится мусор.

Суд, выслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, заключения прокурора, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

05 мая 2016 года прокуратурой Сарапульского района, совместно с ГКУ УР «Сарапульское лесничество» была проведена проверка лесного участка, в квартале 135 выдел 20 Керкмасского лесничества.

Согласно акту проверки от 05 мая 2016 года, на указанном земельном участке с координатами 56?28’46” северной широты и 53?40’09” восточной долготы в квартале 135 выделе 20 Керкмасского лесничества на территории МО «г.Сарапул» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: г.Сарапул, ул.Оранжерейная, 1, на поверхности земли размером около 10 на 10 метров образована несанкционированная свалка коммунально-бытовых и промышленных отходов: полиэтиленовые бутылки, битое стекло и другой мусор.

В последующем местоположение земельного участка, на котором находится несанкционированная свалка было уточнено посредством мониторинга Интернет – ресурса. На сайте httr://fires.kosmosnimki.ru/ с помощью карты установлены следующие географические координаты земельного участка, где обнаружена несанкционированная свалка - 56?29’00” северной широты и 53?41’21” восточной долготы. Указанные обстоятельства подтверждаются распечатками снимков с публичной кадастровой карты, сайта httr://fires.kosmosnimki.ru/, копиями карты кварталов.

Факт наличия несанкционированной свалки подтверждается фототаблицей к указанному акту проверки от 05 мая 2016 года.

Ответчиком, третьими лицами, наличие свалки также не оспаривается.

Из кадастровой выписки о земельном участке от 19 августа 2016 года № <данные изъяты> следует, что земельный участок, на котором обнаружена свалка, относится к категории земель «земли лесного фонда» собственником земельного участка, на котором расположена свалка, является Российская Федерация, номер записи <данные изъяты> от 22 июля 2008 года.

Земельные участки, на которых располагаются свалки, как установлено судом и не оспаривалось сторонами, относятся к землям лесного фонда и соответственно в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьями 209 и 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) именно собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статьей 42 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

На собственников земельных участков подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия по организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного хозяйства УР, согласно Положению о Министерстве лесного хозяйства Удмуртской Республики, утвержденному Правительства УР от 09.02.2015 N 33, является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесных отношений, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда, федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений (пункт 1 Положения).

В полномочия Министерства лесного хозяйства, в том числе, входит: организация использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечивает охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; осуществление на землях лесного фонда, расположенных в границах Удмуртской Республики, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Удмуртской Республики, за исключением случаев, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений; проведение на землях лесного фонда лесоустройство, за исключением проектирования лесничеств и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов (пп.9,11,12 п.8 Положения).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), устанавливающие единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.

Согласно данным Правилам в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) (подпункт "г" пункта 2).

В отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "б" пункта 3).

Согласно пункту 28 Правил санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.

При использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами (подпункт "е" пункта 39 Правил).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена на Министерство лесного хозяйства УР.

Доводы ответчика о том, что уборка несанкционированных свалок не входит в перечень санитарно-оздоровительных мероприятий суд находит несостоятельными.

Из положений Правил санитарной безопасности в лесах (пункт 28) следует, что к санитарно-оздоровительным мероприятиям относится не только вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, но и уборка захламленности, очистка лесов от захламления и загрязнения и иного негативного воздействия.

Пунктом 2 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 г. N 837, предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Федеральному агентству лесного хозяйства на соответствующий год на финансовое обеспечение, в том числе, организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях

Проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе по очистке лесов от бытовых отходов, как следует из приведенных выше норм лесного законодательства и установленных фактических обстоятельств дела, охватывается полномочиями Министерства лесного хозяйства УР по охране и защите лесов, в связи с чем расходование предоставляемых из федерального бюджета субвенций на эти мероприятия нецелевым не является. Доводы об обратном безосновательны.

Доводы о ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза ТБО нельзя признать обоснованными, поскольку доказательств этого в материалы дела не представлено. Кроме того, исполнение Министерством лесного хозяйства УР обязанности по очистке лесов от загрязнений и захламлений не обусловлено исполнением органами местного самоуправления обязанности по организации сбора и вывоза ТБО.

Суд также учитывает, что доказательств того, что данный земельный участок находится в ведении муниципального образования, не представлено.

Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 26-П от 13.10.2015 "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что отнесение к вопросам местного значения организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей очистки всей территории муниципального образования от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в отношении расположенных на территории муниципального образования земельных участков различной формы собственности.

Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков, расположенных на территории сельского поселения, но не находящихся в его собственности, органами местного самоуправления данного муниципального образования не предусмотрено и относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.

Нормами специального закона, которым является Лесной кодекс РФ, установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации. Отдельные полномочия в области лесных отношений законодателем переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты (статья 83 Лесного кодекса Российской Федерации),

Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений, как следует из части 1 статьи 84 Лесного кодекса Российской Федерации, предусмотрены только в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, при этом указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны и защиты лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 84).

В Правилах санитарной безопасности в лесах (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года N 414 также предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют меры санитарной безопасности только в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в их собственности (пункт 3).

С учетом приведенных положений действующего законодательства, суд считает, что доводы об обязанности органа местного самоуправления организовать ликвидацию несанкционированных свалок на всей территории муниципального образования, независимо от принадлежности и форм собственности на земельные участки, включая находящиеся в федеральной собственности лесные участки в составе земель лесного фонда, основаны на неправильном толковании норм материального права и противоречат современным конституционно-правовым установлениям в рассматриваемой сфере.

Кроме того, указанные доводы противоречат положениям действующего бюджетного законодательства, закрепляющего принцип самостоятельности бюджетов.

По указанным основаниям, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению

Руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Сарапульского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству лесного хозяйства УР о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать Министерство лесного хозяйства УР организовать использование, охрану и защиту лесного участка, входящего в состав земель лесного фонда, на местности размерами ориентировочно 10 на 10 метров с координатами 56°29’00” северной широты и 53°41’21” восточной долготы в выделе 20 квартала 135 Керкмасского лесничества на территории МО «Шевыряловское» напротив теплиц ООО «Цветы Удмуртии», расположенных по адресу: <данные изъяты> через автомобильную дорогу Ижевск-Сарапул от теплиц, а именно организовать очистку лесного участка от коммунально-бытовых и промышленных отходов.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2016 года.

Судья Голубев В.Ю.