ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1683/2014 от 02.09.2014 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

  Дело № 2-1683/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Юргинский городской суд Кемеровской области

 в с о с т а в е:

 председательствующего Королько Е.В.,

 при секретаре Цариковой С.В.,

 с участием:

 представителя истца – ст. помощника прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Колесниковой Е.Е.,

 истца Хмелевской Н.А.,

 представителя ответчика Долматовой К.А.,

 02 сентября 2014 года

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Юрге Кемеровской области гражданское дело по иску прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры в интересах Хмелевской Н.А. к Администрации города Юрги, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор Юргинской межрайонной прокуратуры обратился суд в интересах Хмелевской Н.А. с иском к Администрации города Юрги, Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения.

 Исковые требования обоснованы следующим. Хмелевская Н.А., *** года рождения, обратилась в прокуратуру с заявлением о защите ее жилищных прав, как лица, состоящего в списке ***, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. При проверке по обращению заявителя установлено следующее. Хмелевская Н.А. относится к категории лиц, из числа ***. Решением Юргинского городского суда от *** по гражданскому делу *** родители заявительницы лишены родительских прав. Хмелевская Н.А. включена в список ***, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. В настоящий момент номер очереди 90. Хмелевская Н.А. в период с ***». В дальнейшем проходила обучение в ГОУ СПО ***, который окончила *** года. 23.01.2014 года Хмелевская Н.А. обратилась с заявлением на имя главы города о предоставлении ей жилого помещения как лицу из числа ***, однако администрацией города Юрги положенное в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение Хмелевской Н.А. предоставлено не было. В настоящий момент Хмелевская В.А. проживает с супругом в съемной квартире, оплата за которую составляет ***, находится ***. Хмелевская Н.А. неоднократно обращалась в Администрацию Юргинского городского округа, Департамент образования и науки Кемеровской области, другие органы с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в чем ей было отказано. В предоставленной администрацией города Юрги Хмелевской Н.А, комнате общежития по *** проживать невозможно, поскольку после смерти нанимателя данное жилое помещение требует проведение ремонта.

 В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся
жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в
государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии установленными законом нормами.

 Законодательством Российской Федерации установлены социальные
дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей.

 Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» (далее Федерального закона № 159-ФЗ) определены общие принципы, содержание меры социальной поддержки указанной категории граждан.

 Исходя из положений ст. 2 ФЗ № 159-ФЗ, обеспечении детей-сирот жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

 В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,.. . органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 Согласно ч. 7 ст. 8 ФЗ № 159-Ф3, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 Статьями 5 и 8 ФЗ № 159-ФЗ определено, что
дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются
законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

 Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениям и детей-сирот.

 Согласно ч. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Согласно ч. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Таким образом, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Администрации Юргинского городского округа, за счет субвенции
Администрации Кемеровской области, надлежало предоставить Хмелевской Н.А. по договору специализированного найма жилое помещение обшей площадью не менее нормы предоставления (12,5 кв. м), что не выполнено в нарушение перечисленных выше норм федерального и областного законодательства.

 Хмелевская Н.А. своевременно не обеспечена жилым помещением, чем грубо нарушено ее право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

 Статья 45 ГПК РФ наделила прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан без ограничений, если основанием для подачи искового заявления послужило обращение гражданина об обеспечении права на жилище в государственном жилищном фонде, зашиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

 Просят признать незаконным бездействие Администрации Юргинского городского округа, выразившееся в не предоставлении Хмелевской Н.А., *** года рождения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; признать незаконным бездействие ***, выразившееся в не осуществлении финансового обеспечения государственных полномочий, переданных Администрации Юргинского городского округа на предоставление Хмелевской Н.А., *** года рождения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Администрацию Юргинского городского округа предоставить Хмелевской Н.А., *** гола рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилищного фонда не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения (не менее 12,5 кв. м), пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и технически правилам и нормам, в черте муниципального образования «Юргинский городской округ»; обязать Администрацию Кемеровской области профинансировать мероприятия связанные с предоставлением Администрацией Юргинского городского округа Хмелевской Н.А., *** года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения (не менее 12,5 кв. м) пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, в черте муниципального образования «Юргинский городской округ»

 Представитель истца ст. помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Колесникова Е.Е. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, в прениях пояснила, что срок исполнения обязанностей необходимо установить в соответствии со сроком окончания работ, указанном в представленных муниципальных контрактах о долевом строительстве жилых домов – декабрь 2014 года.

 Истец Хмелевская Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что *** она родила ребенка, сама она зарегистрирована по адресу: ***, по месту жительства своей знакомой, но там фактически не проживает. С мужем они снимали квартиру по адресу ***, затем муж оформил ипотеку в банке и купил квартиру по адресу: ***, на данный момент их семья проживает там. Собственником квартиры является ее муж.

 Представитель ответчика Администрация г. Юрги Долматова К.А., действующая на основании доверенности от *** (копия л.д. 47), в судебном заседании исковые требования не признала, представив письменное возражение на исковое заявление, которое приобщено к материалам дела (л.д. 48-51), пояснила, что в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании распоряжения Администрации города Юрги от 06.04.2005 № 501-р Истица, *** г.р., принята на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внеочередного получения жилого помещения. На основании Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.03.2013г. № 132 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилые помещения» Администрацией г. Юрги принято постановление от 13.05.2013 № 752 «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений». Данным постановлением Администрации г. Юрги утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированный на 01.05.2013 по дате рождения лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Согласно указанному списку, по состоянию на 08.07.2014г. номер очереди Хмелевской Н.А. - 90. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений в соответствии с Законом Кемеровской области от 27.12.2012г. № 134-ОЗ, является отдельным государственным полномочием, которое в силу п. 9 ст. 2 Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 124-ОЗ (в ред. от 21.11.2013) передано на исполнение органам местного самоуправления. Данное отдельное государственное полномочие исполняется Юргинским городским округом с соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть только за счет и в пределах предоставляемых местным бюджетам субвенций соответствующих бюджетов. Законом Кемеровской области от 16.12.2013 № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (Приложения № 50, 51) предусмотрено выделение субвенции на эти цели в 2014 году в размере 11 396 тыс. рублей. Ввиду того, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется Администрацией г. Юрги за счет и в пределах предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, возможность приступить к реализации возложенных обязанностей у Администрации г. Юрги появляется только после поступления указанных субвенций в бюджет Юргинского городского округа. Субвенции, которые будут перечислены в 2014 году Юргинскому городскому округу, в соответствии с Законом Кемеровской области от 16.12.2013 № 126-03 «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», будут направлены на приобретение квартир в строящемся доме. Указанные квартиры будут распределены между очередниками в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что будет соответствовать требованиям действующего законодательства. Следовательно, реальная возможность обеспечения жильем Хмелевской Н.А. (с учетом ее порядкового номера 90 в списке по состоянию на 08.07.2014г.) в 2014 году исключена в связи с недостаточностью субвенции. Норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в городе на второй квартал 2014 года составил 30635 рублей. В настоящее время заключено два муниципальных контракта о долевом строительстве многоквартирного жилого дома, согласно которых в собственность Юргинского городского округа будет передано 13 однокомнатных квартир примерно в первом квартале 2015 года. Стоимость контрактов соответствует размеру субвенции - 11 396 тыс. рублей. Других жилых помещений у городского округа не имеется. На 2015 и 2016 годы запланировано выделение субвенции на эти цели в размере 11636 тыс. рублей и 11896 тыс. руб. соответственно, в связи с чем и в указанные последующие два года обеспечение Хмелевской Н.А. жилым помещением не гарантировано в рамках выделяемых субвенций. Несмотря на то, что Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (абзац 2 п. 1 ст. 8) предусмотрено обеспечение данной категории граждан жилой площадью по достижении ими 18 лет, фактически у Администрации города Юрги отсутствует реальная возможность предоставить жилье всем детям-сиротам и избежать очередности. На сегодняшний день на учете нуждающихся в получении жилья по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит более 170 человека, 111-ти из которых уже исполнилось 18 лет (по состоянию на 17.06.2014г.). Очевидно, что обеспечить жильем всех нуждающихся, с учетом размера поступающих субвенций из областного бюджета, Администрация г. Юрги не имеет возможности. Кроме того, наблюдается тенденция к увеличению количества очередников, принимаемых на учет и включаемых в список, которые уже являются совершеннолетними. В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, с учетом размера поступающих субвенций, Администрация г. Юрги не может нести ответственность за образование очередности. Считает, что практика предоставления указанной категории граждан по договору найма специализированного жилого помещения на основании решения суда вне зависимости от номера очереди такого лица в списке, является недопустимой, поскольку нарушает принцип формирования списка очередников. Статьей 9 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 134-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что включение детей-сирот в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты рождения детей-сирот. Из смысла данного положения Закона прямо следует, что и обеспечение детей-сирот жилыми помещениями должно осуществляться по этому же принципу («от старших к младшим»). Предоставляя на основании решения суда жилое помещение лицу, стоящему в очереди под номером 90, Администрация г. Юрги нарушит основной принцип указанного закона, что приведет к ущемлению прав и усугублению положения тех лиц, которые включены в список под номерами с 1 по 89 и имеют объективное преимущество в силу более старшего возраста. Администрации г. Юрги принимаются исчерпывающие меры по надлежащей реализации законодательства РФ в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что свидетельствует о надлежащем исполнении органом местного самоуправления своих функций и обязанностей. Истцу было предоставлено жилье для временного проживания в г. Юрга в доме ***, однако она отказалась там проживать.

 Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, обращенных к Администрации г. Юрги. При удовлетворении иска, считает, что срок исполнения обязанностей необходимо установить – 1 квартал 2015 года, учитывая необходимость ввода объектов строительства в эксплуатацию и оформления права муниципальной собственности на жилые помещения, которые будут построены согласно заключенных муниципальных контрактов.

 Представитель ответчика – Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д. 108-109, 111), представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д. 90-92), в котором просят рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Кемеровской области, в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя следующим. В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Предоставление жилых помещений данной категории лиц по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (статья 109.1 ЖК РФ). Закон Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124- ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет обязанность органов местного самоуправления обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании пункта 9 статьи 2 (в редакции Закона Кемеровской области от 27.12.2012 № 133-ОЗ). Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. С момента зачисления данных денежных средств на счет местного бюджета, данные денежные средства становятся средствами местного бюджета. Денежные средства перечисляются по правилам, предусмотренным Бюджетным кодексом РФ, нормативными актами Минфина РФ в порядке межбюджетных отношений. В соответствии со ст. 35 БК РФ, бюджеты формируются на основании принципа общего (совокупного) покрытия расходов, который означает, что все расходы бюджета покрываются общей суммой доходов. То есть, денежные средства, поступающие из вышестоящего бюджета нижестоящему в виде субвенции зачисляется на единый счет бюджета и расходование средств осуществляется также с этого единого счета бюджета. Таким образом, администрация Юргинского городского округа не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Кроме того, ст. 35 БК РФ также запрещает увязывать доходы бюджета с определенными расходами. И законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам. Также не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, правоотношения по предоставлению жилого помещения возникают между органами местного самоуправления, которые наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений и располагают жилищным фондом, и нуждающимися в жилых помещениях детьми-сиротами. Отношения же по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы возникают между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию права гражданина по предоставлению жилого помещения. Из вышеперечисленных норм, не следует, что исполнительный орган государственной власти Администрация Кемеровской области (Положение об Администрации Кемеровской области, утвержденное постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 11.12.2013г. № 567) обязана возмещать расходы на предоставление жилых помещений. Администрация Кемеровской области не является финансовым органом и не выступает в интересах областного бюджета. Таким образом, на Администрацию Кемеровской области неправомерно возлагать расходы на предоставление жилых помещений истцу. Кроме того, Закон Кемеровской области от 27.12.2012г. № 134-ОЗ предусмотрел особенности порядка формирования списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Пункт 2 статьи 3 определяет, что список формируется органом исполнительной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, осуществляющим управление в сфере образования, с разбивкой по каждому муниципальному образованию (городскому округу, муниципальному району). Согласно подпункту 4.1.61. Положения о департаменте образования и науки Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.02.2007г. № 12, уполномоченным органом по координации и контролю за действиями органов местного самоуправления Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является департамент образования и науки Кемеровской области. В соответствии со статьей 214 ГК РФ от имени субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ, а именно: органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

 Выслушав пояснения сторон, допросив свидетеля В.Т.А., исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

 Копией паспорта подтверждается личность истицы Хмелевской Н.А., *** года рождения, уроженки ***, которая ***. до настоящего времени зарегистрирована по месту жительства по адресу: *** (л.д.6-8, 112).

 Согласно копии свидетельства № 2130 о регистрации по месту пребывания ОУФМС России по Кемеровской области в г. Юрге, Хмелевская Н.А., *** года рождения, уроженка *** была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: *** *** *** по *** (л.д. 9).

 Истец Хмелевская Н.А. пояснила, что в период учебы в техникуме она была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии техникума по адресу: ***, после чего знакомая за плату зарегистрировала ее по месту жительства в квартире в ***, они с супругом снимали жилье в ***, в связи с рождением ребенка ее супруг приобрел в собственность квартиру в г. Юрга по адресу: ***, взяв кредит в банке, квартира находится в ипотеке, в данное время их семья проживает в данной квартире.

 ***

 ***

 ***

 Согласно копии свидетельства о заключении брака Х.Е.М. и истица, *** год рождения, заключили брак *** г., после заключения брака жене присвоена фамилия Хмелевская (л.д. 12).

 Из копии распоряжения Главы города Юрги от 06.04.2005 г. № 501-р следует, что Хмелевская Н.А. принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (л.д. 23).

 Из справки № 43 от 18.02.2014 г. и копии диплома, установлено, что Хмелевская Н.А. в январе 2014 года окончила *** (л.д.32-34).

 Из пояснений представителя ответчика - Администрации г. Юрги и показаний свидетеля В.Т.А., начальника жилищного отдела Администрации г. Юрги, Хмелевская Н.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в настоящее время ее номер в данном списке - 90.

 Основания постановки истицы на учет для получения жилого помещения сторонами не оспариваются, подтверждаются имеющимися в деле материалами.

 На основании указанных доказательств судом установлено, что Хмелевская Н.А. имеет статус ребенка оставшегося без попечения родителей, поставлена на учет Администрацией г. Юрги в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не имеет в собственности иного жилья на праве собственности или социального найма, достигла 18-летнего возраста, окончила учебное заведение, до настоящего времени не обеспечена жильем в установленном законом порядке.

 Суд учитывает, что супруг Хмелевской Н.А. – Х.Е.М. на основании договора купли-продажи от ***. приобрел на праве собственности квартиру, расположенную по адресу: ***, на недвижимость зарегистрировано обременение права: ипотека в силу закона ( л.д.98), однако истец Хмелевская Н.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ***, в ЕГРП отсутствует информация о правах истца на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества (уведомление на л.д. 46), свидетель В.Т.А., начальник жилищного отдела Администрации г. Юрги, пояснила, что приобретение супругом Хмелевской Н.А. квартиры не является основанием для исключения истца из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, после произведенного ремонта в настоящее время Администрация г. Юрги готова передать Хмелевской Н.А. для временного проживания жилое помещение в ***, пока не будет возможности обеспечить ее жильем в соответствии с требованиями законодательства.

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 Согласно ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

 Из положений ч. 3 ст.11 Жилищного кодекса РФ следует, что защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.

 Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с указанным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса РФ, дети, находящиеся под опекой имеют право на сохранение права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

 На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта РФ и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления.

 Пункт 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. № 134-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

 Согласно п. 1 ст. 5 приведенного закона гражданам, указанным в ст.1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения уполномоченный орган делает запрос документов, указанных в п. 5 ст. 3 настоящего Закона, для исключения обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии права на предоставление жилого помещения.

 По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке. Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилого фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области «О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области» либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 3-5 ст. 5 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. № 134-ОЗ).

 Поскольку, Хмелевская Н.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечена жильем, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18 летнего возраста, то в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федеральный закон от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Хмелевская Н.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения без какой бы то ни было очередности, поскольку из анализа приведенных норм права следует, что законодатель связывает обязанность предоставления детям-сиротам жилого помещения, при соблюдении иных условий установленных в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», именно с достижением ребенком, оставшимся без попечения родителей, 18 лет, в то время как указание на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в порядке очередности по списку в законе отсутствует.

 Учитывая, что в настоящее время Хмелевской Н.А. жилое помещение как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлено, она состоит на учете как нуждающаяся в получении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по указанной категории, суд приходит к выводу о том, что жилое помещение ей должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения.

 Суд, находит, что отсутствие специализированного жилищного фонда, для предоставления жилых помещений детям, оставшиеся без попечения родителей, как и отсутствие финансирования на его (фонда) создание, равно, как и отсутствие в муниципальном жилищном фонде свободных жилых помещений, несостоятельным, поскольку наличие указанных обстоятельств не исключает ответственность органов местного самоуправления по предоставлению жилья данной категории детей. Обеспечение жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

 Кроме того, непосредственное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью, в том числе по договорам найма специализированного жилого помещения, возлагается п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.

 В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

 Согласно ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, часть квартиры или жилого дома).

 Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

 Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по г. Юрге - 13 кв. м общей площади на 1 человека, утверждена постановлением Юргинского городского совета народных депутатов от 17.08.2005г. № 43 «Об учетной норме площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», с изменениями от 27.10.2010г. ( л.д. 110).

 В соответствии со ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012г. № 134-ОЗ «Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом п. 7 ст. 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются. При этом ч. 2 ст. 7 указанного закона предусмотрена возможность, при соблюдении оговоренных в законе условий, предоставления жилья большей площади, чем 33 кв.м.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Хмелевской Н.А. на основании ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» должно быть предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение, общей площадью не ниже установленных социальных норм, расположенное в черте г. Юрги Кемеровской области, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, обязанность по предоставлению которого должна быть возложена на орган местного самоуправления — Администрацию г. Юрги Кемеровской области.

 Суд полагает, что на Администрацию Кемеровской области необходимо возложить обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

 Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

 Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 Ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.

 П. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Кемеровской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Кемеровской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 Пункт 1 ч. 2 ст. 5 указанного Закона Кемеровской области предусматривает, что органы государственной власти Кемеровской области при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.

 Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.

 Судом установлено, что Администрация Кемеровской области профинансировала Администрацию г. Юрги Кемеровской области на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточно, исходя из следующего.

 Порядковый номер Хмелевской Н.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений – 90.

 Законом Кемеровской области от 16.12.2013 № 126-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (Приложения № 50, 51) предусмотрено выделение субвенции на эти цели в 2014 году в размере 11 396 тыс. рублей.

 Согласно п. 2 ст. 50 Устава Кемеровской области высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области: разрабатывает для представления Губернатором Кемеровской области в Совет народных депутатов Кемеровской области проект бюджета Кемеровской области, а также проекты программ социально-экономического развития Кемеровской области (п.п. «б»), обеспечивает исполнение бюджета Кемеровской области ( п.п. «в»).

 Согласно п. 3 ст. 49 Устава Кемеровской области деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Кемеровской области обеспечивается Администрацией Кемеровской области, которая также осуществляет контроль за выполнением исполнительными органами государственной власти Кемеровской области решений, принятых высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области.

 В настоящее время Администрацией г. Юрги заключено два муниципальных контракта о долевом строительстве многоквартирного жилого дома, согласно которых в собственность Юргинского городского округа будет передано 13 однокомнатных квартир, стоимость контрактов соответствует размеру субвенции - 11 396 тыс. рублей (л.д. 114-135).

 При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о возложении на Администрацию Кемеровской области обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанности по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.

 Суд считает несостоятельным довод Администрации Кемеровской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Хмелевской Н.А. затрагивают межбюджетные отношения.

 Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.

 Правовая позиция, рассматривающая, в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции (Постановление Европейского Суда по делу «Хорнсби против Греции» от 19.03.1997; Постановления Европейского Суда по делу «Бурдов против России» от 07.05.2002; Постановление Европейского Суда по делу «Шестаков против России» от 18.06.2002).

 В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» с учетом положения п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.

 Возлагая на Администрацию Кемеровской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и собственных средств у муниципального образования Юргинский городской округ, суд исходит из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Хмелевской Н.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.

 При установленных судом обстоятельствах требования истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Представитель истца ст. помощник прокурора Юргинской межрайонной прокуратуры Колесникова Е.Е. в судебном заседании просила установить ответчикам срок исполнения обязанностей в соответствии со сроком окончания работ, указанном в представленных муниципальных контрактах о долевом строительстве жилых домов – декабрь 2014 года. Представитель ответчика Администрации г. Юрги полагает, что при удовлетворении иска срок исполнения обязанностей необходимо установить – 1 квартал 2015 года, учитывая необходимость ввода объектов строительства в эксплуатацию и оформления права муниципальной собственности на жилые помещения, которые будут построены согласно заключенных муниципальных контрактов.

 Суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок исполнения обязанностей - до 01 марта 2015 года, считая его разумным и достаточным, учитывая, что представленные муниципальные контракты о долевом строительстве жилых домов предусматривают: срок окончания выполнения работ – декабрь 2014г. (п. 1.6 контракта), данный срок охватывает этап строительства объекта и ввода его в эксплуатацию, после чего объект передается заказчику по акту приема-передачи (п. 2.2.11. контракта), заказчик после сдачи Дома в эксплуатацию, в течение 10 дней проверяет объект на соответствие требованиям контракта и возвращает подписанный акт приема-передачи застройщику (п. 5.3. контракта), право муниципальной собственности у заказчика возникает с момента государственной регистрации указанного права ( п. 5.5 контракта).

 Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконным бездействие Администрации города Юрги Кемеровской области, выразившееся в непредоставлении Хмелевской Н.А., *** года рождения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 Признать незаконным бездействие Администрации Кемеровской области, выразившееся в неосуществлении финансирования предоставления Хмелевской Н.А., *** года рождения, как лицу, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

 Обязать Администрацию города Юрги Кемеровской области предоставить Хмелевской Н.А., *** года рождения, благоустроенное изолированное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, пригодное для заселения и проживания, расположенное в черте города Юрги Кемеровской области, общей площадью не менее 13 квадратных метров в срок до ***.

 Обязать Администрацию Кемеровской области профинансировать предоставление Хмелевской Н.А., *** года рождения, Администрацией города Юрги жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений в срок до 01 марта 2015 года.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько

 Решение принято в окончательной форме 15 сентября 2014 года

 Судья Юргинского городского суда -подпись- Е.В. Королько