Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 марта 2018 года г. Ростова-на-Дону
Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Батальщикова О.В.
при секретаре Терентьевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МВД России, ФМС России, 3 лица Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по РО о взыскании премии, процентов, компенсации морального вреда и судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением о взыскании премии, процентов, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Представитель истца по доверенности ФИО4 в судебном заседании пояснила, что Приказом ФМС России № л/с от 06.08.2012 года ФИО1 назначен на должность директора федерального казенного учреждения Федеральный миграционной службы «Центр для содержания лиц, подлежащих реадмиссии «ДОН»2 с должностным окладом 38800 руб., с 3 августа 2012 года по 2 августа 2013 года включительно.
Ежегодно на основании приказов ФМС России срок трудового договора продлевался. 03.08.2015 года Приказом ФМС России № 550 л/с от 07.08.2015 года ФИО1 назначен на должность директора федерального казенного учреждения Федеральный миграционной службы «Центр для содержания лиц, подлежащих реадмиссии «ДОН» с должностным окла<адрес> руб. Трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктами 16-22 Срочного трудового договора от 03.08.2015 года заключенного между ФМС России и ФИО1 установлено, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В частности в качестве поощрения ежеквартально выплачивается премия по результатам деятельности учреждения, относящаяся к выплате стимулирующего характера, в соответствии с приказом ФМС России № 310 от 02.08.2011 года.
Так по результатам работы за 3 квартал 2015 год выплачена премия стимулирующего характера в размере 48815 руб. (январь 2016), за 4 квартал 2015 года 48815 руб. (май 2016), за 1 квартал 2016 года 54239 руб. (май 2016 года).
Премия по итогам работы за 2,3,4 квартал 2016 года не начислялась и не выплачивалась, между тем во исполнение требований приказа ФМС России от 02.08.2011 № 310 «О порядке премирования руководителей федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России» ежеквартально направлялись доклады о проделанной работе ФКУ ФМС России «ЦСИГ «ДОН». - 05.07.2016 года Исх. № 812 за 2 квартал 2016 года, - 05.10.2016 года Исх. № 1025 за 3 квартал 2016 года, - 30.12.2016 года Исх. № 1178 за 4 квартал 2016 года
С учетом требований Приказа ФМС России № 310 от 02.08.2011 года целевые показатели деятельности Учреждения соответствуют 100 %.
Таким образом Премия за 2,3,4 квартал 2016 года составляет 54239 рублей за каждый квартал (1,25 годового фонда премирования руководителей (п. 5.1 Приказа ФМС России № 310 от 02.08.2011 )*43391 (размер оклада)=54239), на общую сумму 162717 руб.
Ни ФМС России, ни МВД России как правопреемником с момента передачи бюджетных ассигнований выплаты стимулирующего характера не производились.
Неоднократные обращения ФИО1 в Ликвидационную комиссию ФМС России и МВД России остались без рассмотрения.
Сумма основного долга: 162717 руб. Сумма процентов по всем задолженностям: 38549,45 руб.
На основании изложенного просила суд взыскать с ФМС России в пользу ФИО1 премию на общую сумму 162717 руб., проценты за нарушение срока оплаты 38549,45 руб., компенсацию морального вреда 100000 руб., расходы на подготовку искового заявления 10000 руб., расходы на оплату услуг представителя 10000 руб.
В отношении истца ФИО1 дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФЫ, просил рассматривать дело в его отсутствие.
В отношении представителя ответчика МВД России дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о времени и месте судебного заседания извещен под роспись, при этом, в ранее представленных возражениях указала о том, что МВД России с требованиями ФИО1 не согласно, при этом возражало относительно взыскания компенсации морального вреда и судебных расходов.
В отношении представителя ответчика ФМС России дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о времени и месте судебного заседания неоднократно извещался судебными повестками и телеграммой.
В отношении представителей 3 лиц - Министерство финансов РФ, Управление федерального казначейства по РО дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 56 ГПК РФ устанавливает обязанности каждой стороны доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Ч. 2 ст. 57 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательным условием трудового договора.
В соответствии с пунктом 2 Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 г. N 583, система оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений и руководителями учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета - в отношении работников этих учреждений, а также подведомственных им учреждений.
Пунктом 8 названного Постановления Правительства установлено, что федеральные государственные органы, учреждения - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные учреждения, устанавливают руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера по результатам достижения показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя, утверждаемых федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя этого учреждения, учреждением - главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, за соответствующий период.
Руководителям федеральных учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета выплаты стимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Руководителю федерального учреждения выплаты стимулирующего характера выплачиваются по решению федерального органа исполнительной власти (государственного органа), федерального учреждения - главного распорядителя средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное учреждение, с учетом достижения показателей государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также иных показателей эффективности деятельности федерального учреждения и его руководителя.
При установлении условий оплаты труда руководителю федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти должен исходить из необходимости обеспечения непревышения предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы, установленного в соответствии с абзацем шестым настоящего пункта, в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности федерального учреждения и работы его руководителя и получения выплат стимулирующего характера в максимальном размере.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 818 от 29.12.2007 года «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера в Федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях»-выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях. 1
К выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития РФ № 818 от 29.12.2007 года утвержден Перечень выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, к которым относятся: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, выплаты за качество выполняемых работы, выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет, премиальные выплаты по итогам работы.
Условия оплаты труда руководителей федеральных учреждений устанавливаются в трудовом договоре, заключаемом на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения" п. 9 Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 г. № 583.
В соответствии с требованиями п. 9 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 года № 583, Приказом ФМС России № 310 от 02.08.2011 года утверждены целевые показатели деятельности федеральных казенных учреждений и условия премирования руководителей федеральных казенных учреждений.
Согласно пунктам 2.2 п. 2.3 Условий премирования руководителей федеральных казенных учреждений размер премиального фонда руководителей учреждения рассчитывает структурное подразделение центрального аппарата ФМС России, осуществляющие финансовое обеспечение деятельности. Централизованные бюджетные ассигнования на премирование руководителей учреждений распределяются ФМС России и используются до конца финансового года.
Таким образом бюджетные ассигнования на 2016 года были запланированы и выделены в 2015 году.
В соответствии с п. 3.1 условия премирования руководителей учреждений фиксируются в трудовом договоре между представителем нанимателя и руководителем учреждения.
Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 установлено, что руководители учреждений премируются ежеквартально по итогам работы за период с начала года по результатам оценки итогов работы учреждения за соответствующий период с учетом выполнения целевых показателей деятельности учреждения, оценку эффективности которых осуществляет комиссия.
Приказом ФМС России № 568 л/с от 06.08.2012 года ФИО1 назначен на должность директора ФКУ ФМС «ЦСИГ «ДОН» с должностным окладом 38800 руб., с 3 августа 2012 года по 2 августа 2013 года включительно. Ежегодно на основании приказов ФМС России срок трудового договора продлевался.
03.08.2015 года Приказом ФМС России № 550 л/с от 07.08.2015 года ФИО1 назначен на должность директора ФКУ ФМС «ЦСИГ «ДОН» с должностным окладом 43391 руб. Трудовой договор № 15/15 от 03.08.2015 года.
Пунктами 16-22 Срочного трудового договора от 03.08.2015 года заключенного между ФМС России и ФИО1 установлено, что заработная плата руководителя состоит из должностного оклада выплат компенсационного и стимулирующего характера.
В частности в качестве поощрения ежеквартально выплачивается премия по результатам деятельности учреждения, относящаяся к выплате стимулирующего характера, в соответствии с приказом ФМС России № 310 от 02.08.2011 года.
Так по результатам работы за 3 квартал 2015 год выплачена премия стимулирующего характера в размере 48815 руб. (январь 2016), за 4 квартал 2015 года 48815 руб. (май 2016), за 1 квартал 2016 года 54239 руб. (май 2016 года).
Премия по итогам работы за 2,3,4 квартал 2016 года не начислялась и не выплачивалась, между тем во исполнение требований приказа ФМС России от 02.08.2011 № 310 «О порядке премирования руководителей федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России» ежеквартально направлялись доклады о проделанной работе ФКУ ФМС России «ЦСИГ «ДОН». - 05.07.2016 года Исх. № за 2 квартал 2016 года, - ДД.ММ.ГГГГ Исх. № за 3 квартал 2016 года, - ДД.ММ.ГГГГ Исх. № за 4 квартал 2016 года
С учетом требований Приказа ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ целевые показатели деятельности Учреждения соответствуют 100 %.
Таким образом Премия за 2,3,4 квартал 2016 года составляет 54239 руб. за каждый квартал (1,25 годового фонда премирования руководителей (п. 5.1 Приказа ФМС России № от ДД.ММ.ГГГГ) на общую сумму 162717 руб. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ответчиками не опровергнуты.
Определяя надлежащего ответчика, суд исходит из следующего.
Пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации №156 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке передачу Министерству внутренних дел Российской Федерации имущества, в том числе недвижимого, закрепленного за упраздняемыми Федеральной службой Росси Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы которое необходимо для осуществление функций и полномочий, передаваемые Министерству внутренних дел Российской Федерации.
При этом, Правительству РФ предписано перераспределить в установленном порядке бюджетные ассигнования федерального бюджета в соответствии с настоящим Указом; обеспечить в установленные законодательством Российской Федерации сроки проведение ликвидационных процедур Е вязи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю а оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы; представить предложения по уточнению предельной штатной численности органов внутренних дел и центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации; привести свои акты в соответствие с настоящим Указом; представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом; обеспечить решение финансовых, материально-технических и иных вопросов, связанных с реализацией настоящего Указа.
Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2017г. №1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий продлен до 01.07 2018 года.
Как и ранее согласно распоряжение Правительства РФ от 29.12.2016г. 2896-р. Финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренные МВД России в федеральном бюджете.
Таким образом, на текущий период ликвидация ФМС России не окончена. Что следует как из текста указанного распоряжения, также и соответствует сведениям ЕГРЮЛ.
Следовательно, учитывая, что ФМС России является самостоятельным лицом, не ликвидированным в настоящее время, находящимся в стадии ликвидации срок которой продлен до 01.07.2018г., надлежащим ответчиком, учитывая также положения ст.75 ТК РФ, 62 ГК РФ, является ФМС России РО. Следовательно, оснований для возложения такой обязанности на МВД России у суда не имеется.
Само по себе взыскание с ФМС России не исключает производство таких выплат за счет средств бюджетных ассигнований, выделяемых во исполнение Указа Президента РФ №156 в установленном данным Указом порядке, поскольку сотрудники и служащие органов внутренних дел прикомандированные к ФМС России до упразднения и соответствующей ликвидации.
Между тем, ФМС России выплаты стимулирующего характера не производились, обращения ФИО1 в Ликвидационную комиссию ФМС России и МВД России остались без рассмотрения.
Статьями 2,3,132 ТК РФ запрещена какая бы то ни было дискриминация в сфере труда, в том числе при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Ст. 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
При нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Сумма основного долга составляет 162717 руб. Сумма процентов по всем задолженностям составляет 38549,45 руб., данный расчет суд признает верным и ответчиками не оспорен.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с временным ограничением или лишением каких-либо прав (п.2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 г. № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" отмечается, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Учитывая, что судом установлен факт невыплаты заработной платы в течение длительного периода, суд полагает возможным взыскать в порядке ст.237 ТК РФ. поскольку в силу ст.11 ТК РФ действие данного кодекса распространяется на сотрудников в неурегулируемой части, компенсацию морального вреда за нарушение трудовых прав.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из принципа разумности и соразмерности, с учетом характера и объема причиненных истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.
В соответствии с положениями ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, в частности относятся расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд считает, что требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя и расходов за составление искового заявления, понесенные ФИО1 в размере 20000 руб. подлежат удовлетворению частично на сумму 10000 руб., поскольку ответчиком МВД России было заявлено возражение относительно чрезмерности взыскиваемых расходов, а так же с учетом обстоятельств дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с ФМС России за счет средств федерального бюджета в пользу ФИО1 задолженность по заработной плате в размере 162717 руб., проценты в сумме 38549,45 руб., компенсацию морального вреда 1000 рублей, судебные расходы в сумме 10000 руб., всего 212266,45 руб.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Советский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 16.03.2018 года
СУДЬЯ: