ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-168/2018 от 20.06.2018 Гусевского городского суда (Калининградская область)

2-168/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Гусев 20 июня 2018 года

Гусевский городской суд Калининградской области в составе:

председательствующего судьи Куксенко О.П.,

при секретаре Виденмаер М.В.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2,

представителя ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» от 06 февраля 2017 года № 76, признании недействительным формирования земельных участков, исключении из ЕГРП сведений о праве собственности администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» на земельные участки, понуждении предварительно согласовать предоставление земельного участка, образовав испрашиваемый земельный участок из земельного участка неразграниченной собственности, установлении вида разрешенного использования земельного участка, утверждении схемы земельного участка, установлении сервитута,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском с учетом уточнения к администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» от 06 февраля 2017 года № 76, признании недействительным формирования земельных участков, исключении из ЕГРП сведений о праве собственности администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» на земельные участки, понуждении предварительно согласовать предоставление земельного участка, образовав испрашиваемый земельный участок из земельного участка неразграниченной собственности, установлении вида разрешенного использования земельного участка, утверждении схемы земельного участка, установлении сервитута. Истица указала, что является собственником двухэтажного здания (1 этаж + мансарда). На первом этаже расположено нежилое помещение - стоматология общей площадью <данные изъяты> кв.м., на втором этаже расположено жилое помещение - квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Указанный объект капитального строительства образовался в результате реконструкции на земельном участке находящимся в краткосрочной аренде (с 18 апреля 2008 года по 17 апреля 2009 года) и предоставленным под реконструкцию встроено-пристроенного помещения под стоматологический кабинет.

Согласно проекту реконструкции с расширением нежилого помещения по <адрес>, необходимо было оснастить здание инженерными системами и оборудованием, предусмотреть подъезд для пожарной машины с улиц <адрес> и <адрес>, произвести работы: устройство асфальтобетонного покрытия подъездных путей и автостоянки; укладку тротуарной плитки, устройство газона высадку декоративных растений; установку урны у входа в медучреждение, определение места для строительства сооружений для хранения автотранспорта и складирования твердого топлива. Обязательным условием получения санитарного - эпидемиологического заключения предусмотрено устройство громоотвода, что и было сделано.

Все указанные мероприятия были выполнены и приняты комиссией администрацией МО «Гусевский городской округ».

В ходе проверки проведенной Гусевской городской прокуратурой было установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> в государственном кадастре недвижимости отсутствует, 11 апреля 2017 года выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства.

15 мая 2017 года администрация муниципального образования «Гусевский городской округ» уведомила о расторжении договора аренды земельного участка в одностороннем порядке с 20 июля 2017 года.

Соглашением № 104/2017 от 17 июля 2017 года договор аренды земельного участка № 130/2008 от 04 июня 2008 года был расторгнут.

На сегодняшний день данные о земельном участке с кадастровым номером <...> аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.

Земельного участка как объекта недвижимости не существует, таким образом, права на земельный участок под существующим двухэтажным зданием не оформлены и не могут быть оформлены, минуя процедуру формирования земельного участка под существующим объектом недвижимости и постановки его на кадастровый учет.

19 июля 2017 года ФИО1 обратилась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под существующим объектом недвижимости и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставив при этом все требуемые документы.

22 марта 2018 года во исполнение решения Гусевского городского суда от 30 ноября 2017 года администрация МО «Гусевский городской округ» приняла решение (исх. № 1607) об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ссылаясь на п.п. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Данный отказ администрации МО «Гусевский городской округ» незаконен, нарушает ее права и законные интересы для дальнейшего осуществления права, установленного статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный участок с КН <...> был образован путем раздела земельного участка с КН <...> на 2 земельных участка и поставлен на кадастровый учет 22 февраля 2017 года. На момент принятия решения и постановки на кадастровый учет земельного участка с КН <...>, она неоднократно обращалась и пыталась оформить право на земельный участок под существующим объектом недвижимости.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка с КН <...> произведена без учета фактически сложившегося порядка пользования смежными земельными участками, без учета пожарных норм и правил соответствующих действующему законодательству Российской Федерации для обслуживания существующего объекта недвижимости, в том числе многоквартирного жилого дома, без учета того, что для обслуживания объекта недвижимости необходимы коммуникации, а также их периодическое обслуживание, в том числе указанный объект недвижимости имеет котелковое отопление, необходимо место и строение для складирования дров и твердого топлива.

Часть (92 кв.м.) земельного участка находящегося в муниципальной собственности с кадастровыми номером <...>, который необходим для обслуживания существующего объекта недвижимости принятого в эксплуатации гораздо раньше представителями ответчика, ни каким образом не затрагивает права и законные ответчика. Согласно генеральному плану на указанном земельном участке строительство не производится, капитальные строения отсутствуют, указанный земельный участок представляет из себя пустырь с множеством кустов и многолетних деревьев 3-4 метра высотой.

Администрация МО «Гусевский городской округ» злоупотребляет своими правами.

Земельный участок под нежилым помещением - стоматологией и жилым помещением квартиры, расположенной на 2 этаже этого же строения, не сформирован, кадастровый учет не осуществлен и в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения об указанном участке.

Согласно экспертному заключению ООО «СанТермо-Проект» № ЭЗ/051/2017 от 17 августа 2017 года по исследованию схемы проезда, а также формирования земельного участка к зданию, расположенному по адресу: <адрес> требуется выделение сервитута для проезда пожарного транспорта и увеличение площади земельного участка для обслуживания здания. Также сделан вывод, что при рассмотрении размещенных коммуникаций, дополнительных строений на земельном участке для обслуживания существующего здания, а также учитывая нормативные требования по их обслуживанию, можно сделать вывод, что земельный участок (при учете границы земельного участка <...>) не соответствует требованиям нормативных документов.

Согласно предоставленным схемам границ земельного участка ливневые колодцы, обслуживающие существующее здание, находятся на земельном участке с кадастровым номером <...>.

Для устранения выявленных несоответствий требуется организация проезда вдоль северной границы земельного участка, а также увеличение площади земельного участка согласно предоставленной ниже схеме.

Территория, используемая в качестве проезда, прохода и прокладки инженерных коммуникаций для обслуживания существующего здания, проезда пожарного транспорта, вошла в состав территории земельного участка с кадастровым номером <...>.

На момент осуществления государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <адрес>, ответчику с очевидностью было известно об использовании спорной территории в качестве проезда, прохода и обслуживания существующего здания. В связи с чем, формирование границ подлежало согласованию с ней, как с заинтересованным лицом, смежным землепользователем, использующим проезд в качестве средства доступа к своему земельному участку.

При указанных обстоятельствах полагает незаконным формирование земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <адрес>

Формирование земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> в их границах нарушает ее права на использование принадлежащего ей существующего здания для прохода, проезда и обслуживания здания и коммуникаций.

Отсутствие доступа к образуемому или изменяемому земельному участку, в том числе путем установления сервитута является основанием отказа в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет.

Постановление ответчика об утверждении схемы расположения земельных участков не соответствует положениям земельного законодательства, согласно которым земельные участки общего пользования, занятые улицами, проездами, водными объектами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Истец просит:

признать отказ администрации МО «Гусевский городской округ» от 22 марта 2018 года (исх. № 1607) в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка под существующим объектом недвижимости и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, незаконным;

признать незаконным постановление администрации МО «Гусевский городской округ» от 06 февраля 2017 года № 76 об утверждении схемы расположения земельных участков образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>;

признать недействительным формирование земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <адрес>, и снять земельные участки с государственного кадастрового учета;

исключить из ЕГРП сведения о праве собственности администрации МО «Гусевский городской округ» на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: <адрес>, погасить регистрационную запись <...> от 27 марта 2017 года и сведения на земельный участок с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, погасить регистрационную запись <...> от 27 марта 2017 года;

обязать администрацию МО «Гусевский городской округ» предварительно согласовать предоставление ей земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с условным номером <...> в пределах точек 1-16 согласно каталога координат, под существующим объектом недвижимости, расположенным по адресу: <адрес>, согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составленной кадастровым инженером ФИО6;

обязать администрацию МО «Гусевский городской округ» образовать испрашиваемый земельный участок площадью 401 кв.м. с условным номером <...> в пределах точек 1-16 согласно каталога координат ЗУ 1, из земельного участка не разграниченной собственности в кадастровом квартале <...>, установить вид разрешенного использования образуемого земельного участка (среднеэтажняя жилая застройка (для обслуживания пристроенного помещения), соответствующей виду разрешенного использования (встроено-пристроенные объекты здравоохранения) и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> составленную кадастровым инженером ФИО7;

установить бессрочное ограниченное пользование (сервитут) ФИО1 земельным участком для обеспечения прохода, проезда площадью <данные изъяты> кв.м. на земельный участок не разграниченной собственности в кадастровом квартале <...> в пределах точек 17-27 каталога координат согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составленной кадастровым инженером ФИО6 и обязать администрацию МО «Гуссвский городской округ» заключить с ней соглашение об ограничении пользования чужим земельным участком (сервитут) с его использованием и оплатой по обременению;

установить ей соразмерную плату за постоянное право ограниченного пользования смежным участком (сервитут) площадью <данные изъяты> кв.м., установленный на земельный участок не разграниченной собственности в кадастровом квартале <...> в пределах точек 17-27 каталога координат согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории составленной кадастровым инженером ФИО6, в пользу собственника Администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» в размере 632 (шестьсот тридцать два) рубля, ежемесячно.

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержал по доводам иска. Указал, что земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>. О постановлении администрации МО «Гусевский городской округ» № 76 от 06 февраля 2017 года истица узнала, обратившись в суд с рассматриваемым иском.

Представитель ответчика администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области ФИО3 считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.

Заслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса.

В соответствии с пунктами 1, 2, 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пп. 2 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

ФИО1 на основании договора купли - продажи от 29 марта 2007 года и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № <...> от 25 мая 2009 года принадлежит на праве собственности встроено - пристроенное нежилое помещение - стоматология, с кадастровым номером <...>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, которое до проведения реконструкции являлось трехкомнатной квартирой №<...>, расположенной в многоквартирном доме по указанному адресу.

На основании постановления главы администрации МО «Гусевский городской округ» № 989 от 26 июля 2007 года, изданного по результатам рассмотрения заявления ФИО1, утвержден акт выбора земельного участка под реконструкцию с расширением и надстройкой второго этажа встроенно-пристроенного нежилого помещения под стоматологический кабинет по адресу: <адрес>.

15 августа 2007 года отделом архитектуры, градостроительства и перспективного развития администрации МО «Гусевский городской округ» согласован проект реконструкции нежилого помещения, принадлежащего ФИО1

04 июня 2008 года между ФИО1 и администрацией муниципального образования заключен договор аренды №130/2008 земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью <данные изъяты> кв.м. под реконструкцию указанного встроенно-пристроенного нежилого помещения под стоматологический кабинет, согласно кадастровому плану.

Постановлением главы администрации МО «Гусевский городской
округ» от 09 ноября 2015 года № 1301, на основании заявления ФИО1 от 08 октября 2016 года, утверждена составленная кадастровым инженером схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с условным кадастровым номером <...>, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, в границах территориальной зоны: 1 ЖЗ 0210 на территории смешанной жилой застройки малой и средней этажности с размещением объектов делового, общественного и коммерческого назначения, категория земель - земли населенных пунктов. Установлен вид разрешенного использования земельного участка: «среднеэтажная жилая застройка (для обслуживания пристроенного помещения)». На истицу была возложена обязанность обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования данного земельного участка.

02 декабря 2015 года на основании решения должностного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области № 39/15-28447 ФИО1 было отказано в постановке образуемого земельного участка на кадастровый учет связи с тем, что его границы пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>.

04 февраля 2016 года истица обратилась в администрацию МО «Гусевский городской округ» с заявлением, в котором просила решить вопрос по устранению наложения границ земельных участков, представила новую схему, предусматривающую перераспределение части площади существующего земельного участка с кадастровым <...>.

На основании ответа заместителя главы администрации муниципального образования ФИО1 отказано в удовлетворении заявления, в связи с тем, что утвержденная постановлением главы администрации МО «Гусевский городской округ» от 09 ноября 2015 года схема расположения земельного участка выполнена кадастровым инженером с ошибкой, без учета сформированного ранее земельного участка с кадастровым номером <...>; утвердить новую схему расположения земельного не представляется возможным, так как при такой конфигурации земельного участка будет отсутствовать проезд вокруг <адрес>.

Постановлением и. о. главы администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области № 1002 от 21 июля 2016 года отменено постановление главы МО «Гусевский городской округ» № 1301 от 09 ноября 2015 года «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>» в связи с допущенной кадастровой ошибкой в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Земельный участок с кадастровым номером <...>, по адресу: <адрес>, был образован путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>.

Схема расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории утверждена постановлением главы администрации МО «Гусевский городской округ» от 18 августа 2015 года № 993.

Межевой план земельного участка составлен кадастровым инженером 25 августа 2015 года.

На государственный кадастровый учет земельный участок поставлен 23 сентября 2015 года.

Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 20 октября 2016 года оставлены без удовлетворения исковые требования ФИО1 об установлении границы земельного участка с условным кадастровым номером <...>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, из земель поселений, занятого нежилым зданием и территорией для его обслуживания, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии межевым планом от 13 ноября 2015 года, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <...> и снятии их с государственного кадастрового учета (л.д. 239-242 том 1).

Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 23 августа 2017 года исковые требования администрации МО «Гусевский городской округ» удовлетворены. На ФИО1 возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в пределах координат точек 1,2,15,8,9,10,11,12,13,14, указанных в схеме границ земельного участка, составленной главным архитектором, начальником управления архитекторы и градостроения администрации МО «Гусевский городской округ», являющейся приложением к настоящему решению, освободить примыкающие к земельному участку, границы которого отражены в договоре аренды земельного участка № 130/2008 от 04 июня 2008 года, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося приложением к настоящему решению, часть (93.34 кв.м.) земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с <...>, и часть (<данные изъяты> кв.м.) земельного участка неразграниченной собственности в кадастровом квартале <...>, путем сноса за счет собственных сил и средств ограждения (забора) и хозяйственной постройки, возведенных на этих земельных участках (л.д. 243-248 том 1).

17 июля 2017 года стороны заключили соглашение о расторжении договора аренды земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. от 04 июня 2008 года.

19 июля 2017 года истица через МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратилась в администрацию МО «Гусевский городской округ» Калининградской области с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка (под существующий объект / под многоквартирным домом), расположенном по адресу: <адрес>, приложив к заявлению топографический план (л.д. 79 том 1, 3-6 том 2).

17 августа 2017 года первым заместителем главы администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области направлен ответ на обращение истца от 20 июля 2017 года (вх. № 315 мфц), согласно которого истцу отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение участка: <адрес>, под существующий объект / под многоквартирный дом, в связи с тем, что земельный участок под многоквартирным домом <...> по <адрес> сформирован и поставлен на кадастровый учет 14 марта 2013 года, кадастровый номер участка <...> (л.д. 249 том 1).

Решением Гусевского городского суда Калининградской области от 30 ноября 2017 года признан незаконным отказ администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области от 17 августа 2017 года в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 под существующим объектом недвижимости и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>.

На администрацию МО «Гусевский городской округ» Калининградской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о предварительном согласовании (отказе в согласовании) предоставления земельного участка ФИО1 под существующим объектом недвижимости и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о согласовании предоставления земельного участка, образовании испрашиваемого земельного участка из земельных участков нераграниченной собственности и находящегося в муниципальной собственности, утверждении схемы земельного участка, формировании и установлении сервитута для обеспечения проезда отказано (13-23 том 1).

Из решения суда от 30 ноября 2017 года следует, что решение администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области от 17 августа 2017 года не содержит фактических сведений (причин) которые могут являться основанием для такого отказа, в рамках выполнения требований п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, что нарушает права истца на объективное и всестороннее рассмотрение его обращения. Процедура предварительного согласования предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка не соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому отказ администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области от 17 августа 2017 года, является необоснованным.

В связи с изложенным нельзя согласиться с доводами ответчика, что заявленные истицей требования были ранее предметом рассмотрения судом и производство по делу подлежит прекращению.

22 марта 2018 года (исх. 1607) первым заместителем главы администрации МО «Гусевский городской округ» направлен ответ ФИО1 об отказе в предварительном согласовании и утверждении схемы земельного участка. Из ответа следует, что во исполнение решения Гусевского городского суда от 30 ноября 2017 года № 2-612/2017 администрация муниципального образования рассмотрела заявление ФИО1 и отказала в его согласовании на основании подпункта 2 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Указано, что местоположение земельных участков с <...> и <...>, образование которых предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, частично совпадает с местоположением земельного участка с <...>, образованного в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположении земельного участка (постановление от 06 февраля 2017 года № 76), срок действия которого не истек (л.д. 24 том 1).

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером <...> образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>.

Постановлением администрации МО «Гусевский городской округ» от 06 февраля 2017 года № 76 утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <адрес>, в конце <адрес>, в границах территориальной зоны: 1 ЖЗ 0210 – территория смешанной жилой застройки малой, средней и многоэтажной с размещением объектов делового, общественного и коммерческого назначения, категория земель – земли населенных пунктов:

с условным кадастровым номером <...>, площадью <данные изъяты> кв.м.,

1.2. с условным кадастровым номером <...>, площадью <данные изъяты> кв.м.

Установлены для земельного участка, указанного в пп. 1.1 настоящего постановления:

- вид разрешенного использования: «спорт», соответствующий виду разрешенного использования «площадка для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста», установленному действующими Правилами землепользования и застройки в МО «Гусевское городское поселение»;

- адрес: <адрес>.

Установлены для земельного участка, указанного в пп. 1.2 настоящего постановления:

- вид разрешенного использования: «среднеэтажная жилая застройка», соответствующий виду разрешенного использования «многоквартирные жилые дома до 8 этажей», установленному действующими Правилами землепользования и застройки в МО «Гусевское городское поселение»;

- адрес: <адрес> (л.д. 25-26 том 1).

Земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> поставлены на кадастровый учет 22 февраля 2017 года (л.д. 38-39, 250 том 1).

Оснований признать незаконным вышеназванное постановление не имеется. Принято оно компетентным органом, в пределах своих полномочий, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Ссылка на то, что постановление не учитывает сложившийся порядок пользования земельными участками, что на момент его принятия между сторонами имелся спор по земельным участкам, не может служить основанием к удовлетворению иска. На момент принятия обжалуемого постановления спор между сторонами относительно земельного участка с кадастровым номером <...> был разрешен. Именно из данного земельного участка сформирован земельный участок, с местоположением которого частично совпадает испрашиваемый истицей земельный участок. Утверждение о злоупотреблении ответчиком своим правом в данном случае является безосновательным.

Решением суда от 20 октября 2016 года ФИО1 отказано в исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...> и снятии их с кадастрового учета. Решением суда от 23 августа 2017 года ФИО1 обязана освободить самовольно занятые ей части земельных участков. Таким образом, на момент принятия оспариваемого постановления вопрос по пользованию ранее сформированными земельными участками был решен.

Учитывая, заявленный истицей спор о праве на земельный участок, требование об оспаривании постановления органа местного самоуправления заявлено в порядке гражданского судопроизводства.

Истица не лишена возможности сформировать земельный участок под объектами недвижимости, находящимися в ее собственности в иных границах чем те, о которых она заявляет.

Согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются сервитуты.

В силу ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьей и статьями 275 и 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Статья 275 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

В соответствии со ст. 276 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником нежилого помещения – стоматологии, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, и квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 1, 2 том 2).

Дом <...> по ул. <адрес> является многоквартирным домом (л.д. 37 том 1).

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером <...>, об установлении на котором сервитута заявляет истец, является муниципальное образование «Гусевский городской округ» (л.д. 38-39 том 1).

Истица представила суду заключение ООО СанТермо-проект» № ЭЗ/051/2017 от 17 августа 2017 года, из которого следует, что ливневые колодцы, обслуживающие здание истицы, находятся на земельном участке с кадастровым номером <...>. Предотвращение повреждения сетей и их периодическое обслуживание возможно при их размещении в пределах границ испрашиваемого истицей участка. Требуется организация проезда вдоль северной границы земельного участка. Существующая схема земельного участка не соответствует требованиям нормативных актов. Для приведения земельного участка в соответствен требованиям нормативных документов требуется выделение сервитута для проезда пожарного транспорта и увеличение площади земельного участка для обслуживания здания (л.д.157-180 том1). Однако данное заключение не является безусловным основанием для удовлетворения иска ФИО1

В судебном заседании установлено, истице не чинятся препятствия в пользовании ее недвижимым имуществом, расположенным по адресу: <адрес>, она имеет свободный проезд и проход к своему имуществу.

Права истицы в пользовании принадлежащим ей имуществом (нежилым помещением и квартирой) в настоящее время не нарушены. Она имеет свободный проход и проезд к своему имуществу, возможность обслуживать свое имущество и без установления сервитута. Препятствий в пользовании указанным имуществом, его обслуживании со стороны собственника рядом расположенного земельного участка муниципального образования «Гусевский городской округ» ей не чинится.

Ссылки на возможные сложности в будущем с обслуживанием принадлежащих истице объектов недвижимости не являются основанием для установления частного сервитута в отношении земельного участка муниципального образования, поскольку основаны на предположениях.

Таким образом, оснований для удовлетворения иска ФИО1 не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области

о признании незаконным отказа от 22 марта 2018 года (исх. № 1607) в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка,

признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» от 06 февраля 2017 года № 76 об утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <...>,

признании недействительным формирования земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, расположенных по адресу: <адрес>, снятии данных земельных участков с кадастрового учета, исключении из ЕГРП сведений о праве собственности администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» на указанные земельные участки, погашении регистрационных записей,

понуждении предварительно согласовать предоставление ФИО1 земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. под существующим объектом недвижимости, расположенным по адресу: <адрес>, образовании испрашиваемого земельного участочка площадью <данные изъяты> кв.м. из земельного участка неразграниченной собственности, установлении вида разрешенного использования земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, составленной инженером ФИО6,

установлении бессрочного ограниченного пользования (сервитута) ФИО1 для обеспечения прохода, проезда площадью <данные изъяты> кв. м. на земельный участок неразграниченной собственности в кадастровом квартале <...> в пределах точек 17-27 каталога координат согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, составленной кадастровым инженером ФИО6, понуждении к заключению сервитута, установлении платы за сервитут в размере 632 рубля ежемесячно.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 июня 2018 года.

Судья Куксенко О.П.