ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1698/19 от 06.02.2019 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2-1698/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 февраля 2019 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Н.А. Кашириной,

при секретаре Боброве А.Ю.,

с участием: помощника прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Павловой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа, в интересах Российской Федерации, к Родниной Людмиле Витальевне,ГУ МВД России по Воронежской области о признании регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации недействительной,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Коминтерновского района г. Воронежа, в интересах Российской Федерации, обратилась в суд с иском к Родниной Людмиле Витальевне, ГУ МВД России, в котором просит признать регистрацию ответчика по месту жительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес> недействительной, обязать ГУ МВД России по Воронежской области снять ответчика с регистрационного учета по местужительства на территории Российской Федерации по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Коминтерновского района г. Воронежа Павлова Ю.А. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Роднина Л.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена судом надлежащим образом, однако, заказная корреспонденция, направленная в адрес ответчика, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Ответчик ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, заявлений ходатайств не представили.

Третье лицо Симонова Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена судом надлежащим образом, однако, судебная корреспонденция, направленная в ее адрес, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.

Согласно положениям ст.165.1 ГК РФ и разъяснений Пленума Верховного суда РФ, изложенных в п.68 постановления от 23.06.2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом первой инстанции дела по существу.

Таким образом, на основании вышеуказанных положений, а также п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки, п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 от 10.10.2003 года «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» и ст.113 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков и третьего лица.

Суд, выслушав позицию прокурора, изучив представленные по делу письменные доказательства, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации",место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место жительства) - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.

Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организацияили ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи, определяемых в соответствии с пунктом 9 настоящей части, могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам в соответствии с пунктом 8 настоящей части и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации;

Фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.

В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ, заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

Статья 18 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что орган миграционного учета, осуществляющий регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, при предъявлении данным иностранным гражданином заявления о регистрации по месту жительства и документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание данного иностранного гражданина и не позднее следующего рабочего дня фиксирует сведения о месте жительства данного иностранного гражданина в своих учетных документах и в государственной информационной системе миграционного учета.

В соответствии с п.3Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства подает непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в месте нахождения жилого помещения заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации).

Заявление о регистрации подается в течение 7 рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.

Как следует из материалов дела, жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на праве собственности принадлежитСимоновой Е.В..

27.11.2017 годав отдел по вопросам миграции ОП№4 УМВД России по г. Воронежу поступило заявление иностранного гражданина - гражданки УзбекистанаРодниной Людмилы Витальевны, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения о регистрации по месту жительства в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей на праве собственности Симоновой Е.В..

Кроме того, 27.11.2017 года, с заявлением о регистрации в принадлежащей ей квартире сроком до 15.04.2019 года, расположенной по адресу: <адрес>, граждански Узбекистана Родниной Л.В. в ОП№4 УМВД России по г. Воронежуобратилась Симонова Е.В..

Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9. Должностное лицо территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, принявшее заявление о регистрации, в тот же день проставляет соответствующую отметку в виде на жительство или в разрешении на временное проживание, а также в заявлении о регистрации, за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта.

Соответствующие сведения о регистрации Родниной Л.В. по месту жительства по адресу: <адрес>, с 27.11.2017 года по 13.04.2019 года были внесены в заявление о регистрации.

Приговором мирового судьи судебного участка №4 в Коминтерновском судебном районе Воронежской области от 26.02.2018 года, вступившим в законную силу 13.03.2018 года, Симонова Е.В. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.322.2 УК РФ.

Вышеуказанным приговором суда установлено, что 27.11.2017 года у Симоновой Е.В., зарегистрированной по адресу: <адрес> возник умысел на фиктивную регистрацию иностранных граждан по указанному адресу, без намерения предоставить данное жилое помещение дляпроживание с целью получения материальной выгоды. Реализуя свои преступные намерения, осознавая общественную опасность своих действий, Симонова Е.В. с целью регистрации по месту жительства в жилом помещении иностранных граждан, 27.11.2017 года прибыла в ОВМ ОП №4 УМВД России по г. Воронежу, расположенный по адресу: <адрес>, где осуществила регистрацию по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>, гражданку Республики Узбекистан – Роднину Людмилу Витальевну, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, которая фактически по указанному адресу не проживала. Симонова Е.В. за фиктивную регистрацию получила от гражданки Родниной Л.В. денежные средства в размере 300,00 рублей.

В силу части 4 статьи 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.

Вместе с тем, приговор вынесен в отношении лица, не являющегося ответчиком по настоящему делу.

Одновременно, 10.12.2018 года, лейтенантом полиции (ФИО1) был произведен осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с применением фотосъемки. Из представленных материалов усматривается, что какие-либо личные вещи Родниной Л.В. в указанной квартире отсутствуют, как и иные доказательства ее нахождения по указанному адресу.

Аналогичные объяснения об отсутствии гр. Родниной Л.В. по месту жительства даны собственником жилого помещения 10.12.2018 года лейтенанту полиции (ФИО1).

Таким образом, указанное жилое помещение не стало для Родниной Л.В. местом ее жительства, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.

В соответствии с ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 16Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в следующих случаях: вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной - на основании заверенной в установленномпорядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.

Таким образом, исходя из представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о том, что (ФИО2) была допущена фиктивная регистрация по месту жительства ответчика, в жилом помещении, собственником которого она является, что само по себе является нарушением миграционного законодательства, а потому подлежит устранению путем признания регистрации гражданки Республики УзбекистанРодниной Л.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, по месту жительствав период с 27.11.2017 года по 15.04.2019 года, по адресу: <адрес> недействительной.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.19 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства осуществляется в случае: вступления в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.

Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, в месячный срок с даты указанной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, выполняет иные необходимые действия, связанные с регистрацией (ч.2 ст.18 ФЗ).

Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета (ч.2 ст.19 ФЗ).

Согласно п.17 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "г" и "д" пункта 16 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства либо снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства, вносит необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета (п.19 Постановления).

Таким образом, требования прокурора о понуждении ГУ МВД России по Воронежской области снять иностранного гражданина – гражданку Республики Узбекистан Роднину Людмилу Витальевну с регистрации по месту жительства удовлетворению не подлежат, так как решение суда, с учетом вышеприведенных правовых норм, к этому не требуется.Орган миграционного учета, осуществивший регистрацию иностранного гражданина по месту жительства, осуществляет указанные действия на основании вступившего в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.103 ГПК РФ).

Истец при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, в связи с чем, госпошлину в доход бюджета следует взыскать с ответчика, ее размер с учетом требований ст.333.19 НК РФ, составит 300,00 рублей.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокуратуры Коминтерновского района г. Воронежа, в интересах Российской Федерации, к Родниной Людмиле Витальевне, ГУ МВД России по Воронежской области о признании регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации недействительной,удовлетворить частично.

Признать регистрацию иностранного гражданина – граждански Республики Узбекистан Родниной Людмилы Витальевны, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения по месту жительства по адресу: <адрес>, в период с 27.11.2017 года по 15.04.2019 года, недействительной.

Решение суда является основанием для внесения необходимой информации в государственную информационную систему миграционного учета.

В удовлетворении исковых требований о возложении на ГУ МВД России по Воронежской области обязанности снять иностранного гражданина с регистрации по месту жительства– отказать.

Взыскать с Родниной Людмилы Витальевны, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, в доход бюджета госпошлину в размере 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.

Судья Н.А. Каширина

Решение принято в окончательной форме 11.02.2019 года