ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1699/2021 от 06.05.2022 Орловского районного суда (Орловская область)

57RS0026-01-2021-002364-81

Дело N 2-4/2022 (2-1699/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2022 года г. Орел

Орловский районный суд Орловской области в составе

председательствующего Худова Ю.А.,

при секретаре Гороховой А.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области к администрации Орловского района Орловской области, ФИО2 о признании недействительным постановления главы администрации Орловского района от Дата N 16, о признании недействительными результатов межевания земельного участка, об установлении границ земельного участка, встречному иску ФИО2 к администрации городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области об устранении препятствий в пользовании земельным участком,

у с т а н о в и л:

Дата администрация городского поселения Знаменка Орловского района Орловской области, с учетом уточнений в прядке ст.39 ГПК РФ, обратилась в суд с иском к администрации Орловского района Орловской области, ФИО2 просила: 1) признать недействительным постановление Главы администрации Орловского района от Дата N 161 "Об уточнении площади и утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной собственности"; 2) признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>; 3) установить границы земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856 на кадастровом плане территории; 4) уполномочить на внесение в Единый государственный реестр недвижимости изменений о границах земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856 любого их участников гражданского дела N2-1699/2021.

В обоснование требований указано на то, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 не принято во внимание, что в границы формируемого земельного участка включена дорога общего пользования местного значения, протяженностью 1,4 км по пер. Березовый в пгт. Знаменка, включенная в реестр автомобильных дорог, утвержденный главой поселения Дата. Собственником участка, на основании постановления главы Орловского района от Дата, является ФИО2Дата земельному участку с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 присвоен кадастровый . Фактически в результате произведенного межевания общая граница участка (являющаяся и границей поселений) сдвинулась в глубь городского поселения Знаменка, захватив 1440 кв. м автомобильной дороги общего пользования местного значения, что подтверждается заключением кадастрового инженера МУП "Архитектурно-Планировочное Бюро". Кроме того, сформированный земельный участок в нарушение требований ст. 11.9 ЗК РФ пересекает границу между двумя поселениями Орловского района.

Ответчик ФИО2 подал встречный иск, ссылаясь на п. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ, просил обязать администрацию городского поселения Знаменка освободить земельный участок с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, принадлежащий ему на праве собственности, от насыпанного слоя песка и щебня, восстановить плодородный слой и не чинить препятствия в пользовании земельным участком в имеющихся границах. В обоснование иска указал, что в апреле 2021 года неизвестные лица производили опиловку и расчистку его земельного участка от деревьев, а впоследствии грейдировали рельеф местности, снимая плодородный слой земли, далее частично засыпали земельный участок песком и щебнем. В последующем ему стало известно, что дорожные работы осуществляло ООО "ДОРСТРОЙ 57" на основании контракта, заключенного с администрацией пгт. Знаменка.

Определением суда от Дата в порядке ст.44 ГПК РФ произведена замена истца по первоначальному иску правопреемником-администрацией Орловского муниципального округа Орловкой области. Представитель истца, ФИО1, в заявлении от Дата, исковые требования, в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнил, просил: 1) признать недействительным постановление Главы администрации Орловского района от Дата N 161 "Об уточнении площади и утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной собственности"; 2) признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>; 3) установить границы земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес> согласно таблицы 12 (Каталог координат границы ЗУ:2856 по Варианту N 1, предложенному экспертом) заключения эксперта N 2021-11-Э7 от Дата по гражданскому делу N 2-1699/2021; 4) уполномочить на внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, любого из участников гражданского дела N 2-1699/2021.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, встречный иск не признал. Просил исключить из числа ответчиков администрацию Орловского муниципального округа Орловской области, установить границы земельного участка ответчика (истца по встречному иску), исходя из предложенного экспертом ФИО3 варианта N 1.

ФИО2, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, как и другие лица, привлеченные к участию в деле, что в силу ст.167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела при данной явке.

ФИО2, в представленных в суд письменных возражениях, исковые требования не признал, указал, что наличие автодороги на земельном участке на момент его предоставления ему в собственность истцом не доказано, равно как не доказано пересечение земельным участком границы между двумя поселениями Орловского района. В материалы дела представлена транспортная схема (т. 1 л.д.110), где спорная дорога указана в пределах границ пгт. Знаменка, но до настоящего времени истец не представил координаты пгт. Знаменка и координаты дороги, которые, якобы, пересек земельный участок с кадастровым номером 57:10:0050101:2219, которому впоследствии присвоен . Границы земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 были утверждены постановлением главы администрации Орловского района от Дата N161 "Об уточнении площади и утверждении проекта границ земельного участка", впоследствии координаты и границы узаконены решением Арбитражного суда Орловской области от Дата по делу А48-3976/2009 (т. 1 л.д.77). Дата главой администрации Орловского района ФИО4 было вынесено распоряжение N338р (т. 1 л.д.84) о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства ФИО2, по результатам которой нарушений требований земельного законодательства не установлено (т.1 л.д.82). Дата в судебном заседании свидетель ФИО5, зам. главы администрации гп. Знаменка, пояснила, что выезжала на место, где она показала границы гп. Знаменка кадастровому инженеру. Это свидетельствует, что еще в 2017 году администрация гп. Знаменка и администрация Орловского района, а также кадастровый инженер ФИО6 знали, где находятся границы земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856. В материалах дела (т. 1 л.д.22) имеется заключение кадастрового инженера ФИО6 от Дата, где он указывает, что границы земельного участка 57:10:0050101:2856 пересекают автомобильную дорогу общего пользования местного значения "пгт.Знаменка, пер. Березовый", однако в заключении и схемах не указаны координатные точки земельного участка ФИО2, которые накладывались бы на автодорогу "пгт.Знаменка, пер. Березовый" (т.1 л.д. 240-243).

Из письменных пояснений директора ООО "Орелземпроект" ФИО7 (кадастровый инженер ФИО8 привлечена в качестве третьего лица) следует, что в 2012 году в ООО "Орёлземпроект" за изготовлением межевого плана обратился ФИО2 Для проведения кадастровых работ был истребован из Кадастровой палаты кадастровый план территории кадастрового квартала 57:10:0050101, получены исходные данные о земельном участке ответчика с кадастровым номером 57:10:0050101:2219, кадастровая выписка об этом земельном участке, из которой следовало, что земельный участок снят с кадастрового учета Дата. Координаты поворотных точек границ земельного участка 57:10:0050101:2219, указанные в выписке, были идентичны координатам, указанным в межевом плане от Дата, составленном кадастровым инженером ФИО8 в отношении земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856. В рамках проведения кадастровых работ специалистом ООО "Орёлземпроект" на местности было установлено, что естественные сложившиеся границы земельного участка совпадают с координатами земельного участка раннее стоявшего на кадастровом учете. В частности, границы земельного участка между точками (6-н1-н2-нЗ-н4-н5-н6-н7-н8-н9) проходят по краю дороги. Также сопоставив сведения Кадастрового плана территории кадастрового квартала 57:10:0050101 (КУВИ-002/2021-108749034 от Дата), 57:10:1910304 (КУВИ-002/2020-1760395 от Дата), 57:10:1910801(КУВИ-002/2021-77320027 от Дата), имеющиеся в Архиве предприятия, с данными ПЗЗ (Правил землепользования и застройки) гп. Знаменка, размещенные на официальном сайте ФГИС ТП (в редакции от Дата), выявлено, что дорога расположена на территории пгт. Знаменка, по смежеству с земельным участком 57:10:0050101:2856 ФИО2, и не пересекает границы городского поселения Знаменка (см. Схемы Приложение-2) (т.1 л.д. 213-238).

Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Дата главой администрации городского поселения <адрес> утверждены "Общие сведения о дорогах общего пользования местного значения городского поселения <адрес>", куда включена автомобильная дорога: наименование "Автодорога от объездной до <адрес>", идентификационный -ОП-МП-54Н-20, протяженностью 1,4 км (т.1 л.д. 9).

Согласно Постановлению главы городского поселения <адрес> от Дата N751 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования городского поселения <адрес>", автомобильная дорога "<...>" (порядковый ) имеет следующие характеристики: идентификационный ОП МП 54 Н- 59, протяженность -1300 м., вид покрытия - асфальт (т.1 л.д.11-13).

Постановлением главы администрации Орловского района Орловской области от Дата N161 "Об уточнении площади и утверждения проекта границ земельного участка, находящегося в государственной собственности" утверждены границы земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в государственной собственности, с учетом отсутствия земельных споров по смежным границам постановлено считать площадь земельного участка - 128864 кв. м. Разрешенное использование земельного участка - для размещения и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д. 59).

Согласно Землеустроительному делу (2008г.) по межеванию земельного участка, подготовленному ЗАО "Бюро Проектирования и Инженерно-Строительных Изысканий "ГеоПроектИмпульс", и Акту (без даты и номера) согласования границ, согласованию подлежат границы земельного участка, площадью 128864 кв. м, местоположение земельного участка: <адрес>, правообладатель - Администрация Орловского района, заказчик - ОАО АПО "Сабурово", исполнитель - инженер ФИО9, спорная граница (т.1-т.11). Описание границы: "по границе участка", смежеств - "земли пгт. Знаменка". Координаты - не определены, описание закрепления точки - "не закреплена". Подписи под актом отсутствуют (т.1 л.д. 129-132).

Согласно данным Управления Росреестра по Орловской области данные о земельном участке с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 внесены в ГКН Дата (т.1 л.д. 163).

Постановлением главы Орловского района от Дата N 2656 земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 57:10:0050101:2219, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен ФИО2 в собственность для размещения и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д. 74).

Дата между администрацией Орловского района и ФИО2 заключен договор купли-продажи N275 земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка (т.1 л.д. 75-76).

ДатаФИО2 обратился в Управление Росреестра по Орловской с заявлением о внесении изменений в запись ЕГРП, а именно земельному участку с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 присвоить кадастровый (т.1 л.д. 159).

Управление Росреестра по Орловской, рассмотрев заявление ФИО2 и получив подтверждение заявителя, что земельные участки с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 (на момент рассмотрения заявления данные внесенные в ГКН аннулированы) и кадастровым номером 57:10:0050101:2856 являются одним и тем же земельным участком, Дата приняло решение о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости -земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856 на основании межевого плана от Дата (зарегистрирован Дата), подготовленного кадастровым инженером ФИО8 (заказчик ФИО2) (т.1 л.д.182, 189).

В соответствии с пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от Дата N 42, "временный" статус кадастровых сведений изменяется на "аннулированный", в том числе в случаях: истечения срока действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) и отсутствия в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости либо отсутствия зарегистрированной аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; представления в течение срока действия временного характера сведений ГКН в орган кадастрового учета собственником (собственниками) исходного объекта недвижимости заявления об аннулировании и исключении из ГКН сведений об образованном объекте недвижимости либо образованных объектах недвижимости, сведения ГКН о которых имеют "временный" статус.

Таким образом, сведения о земельном участке с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 аннулированы Дата на законном основании, по истечении двух лет действия "временного" статуса сведений государственного кадастра недвижимости.

Дата глава администрации городского поселения Знаменка направил ФИО2 претензию с просьбой исключить из границ земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, площадь земельного участка, занятого автомобильной дорогой общего пользования местного значения "пгт. Знаменка пер. Березовый" 54-247-552 ОП МП 54 Н-59 и до Дата уведомить администрацию о принятом решении.

Направленную в его адрес претензию ответчик оставил без внимания.

В силу ст. 3 Федерального закона от Дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от Дата N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона от Дата N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 1 ст. 13 Федерального закона от Дата N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от Дата N 257-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Объектами земельных отношений выступают земельные участки, сформированные в соответствии с законодательством о кадастровом учете объектов недвижимости, обладающие индивидуальными характеристиками.

На момент межевания спорного земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет кадастровые отношения применительно к недвижимости, в том числе и к земельным участкам, регулировались Федеральным законом Российской Федерации N 221-ФЗ от Дата "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно статье 7 указанного Федерального закона описание местоположения границ земельного участка является уникальной характеристикой объекта недвижимости, включаемой в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в том числе межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).

Статьей 38 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В силу Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 688 от Дата, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (пункт 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (пункт 3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству Дата, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Пунктами 9.1 и 9.2 указанной выше Инструкции предусмотрено, что по результатам землеустройства составляется акт (акт выноса границ земельного участка в натуре, либо акт отвода земельного участка, либо акт установления и согласования границ земельного участка).

Предоставление земель должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Из пунктов 11, 14.1 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Дата руководителем Федеральной службы земельного кадастра России (далее - Методические рекомендации), следует, что работы по межеванию включают в себя согласование границ с лицами, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления).

В соответствии с пунктом 4 Методических рекомендаций работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов земельных участков, как правило, включают в себя два этапа: во-первых, составление проекта территориального землеустройства, его согласование и утверждение; во-вторых, составление карты (плана) земельного участка по результатам установления границ земельного участка на местности и (или) съемки на местности частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.

В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

С Дата государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от Дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от Дата N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка и его площадь, основная характеристика объекта недвижимости.

Учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что ответчик, ФИО2, как собственник земельного участка, учтенного в ГКН с декларированной площадью, имеет право на внесение в реестр недвижимости сведений о координатах характерных точек принадлежащего ему участка.

С целью установления границ принадлежащего ему земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства ФИО2 заказал межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, расположенного по адресу: <адрес> после чего обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, предоставив межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка.

Между тем, истец считает, что при формировании спорного земельного участка не проводилось согласование границ со смежными землепользователями, не принято во внимание, что в границы формируемого земельного участка включена дорога общего пользования по пер. Березовый, включенная в реестр автомобильных дорог пгт. Знаменка, утвержденный главой поселения Дата, о чем говорилось выше.

Суд соглашается с указанными доводами истца по следующим основаниям.

Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ является основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя (п. 2.9 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ Дата).

При рассмотрении дела судом по ходатайству сторон по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено АО "Артес" (эксперт ФИО3).

По результатам экспертных натурных исследований и анализа ортофотоплана в Модели, установлено следующее:

Граница ЗУ:2856 на местности не имеет закреплений, и её положение на местности не идентифицируется. На территории ЗУ:2856 расположены нежилые строения (фермы), объекты электросетевого хозяйства и иные сооружения. Территории ЗУ:2856 с северо­-западной стороны ограничена контуром исследуемой автомобильной дороги. Исследуемая автомобильная дорога имеет щебенчатое покрытие; площадь ЗУ:2856 по сведениям ЕГРН составляет 128 864 кв. м; категория земель - Земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - Для размещения и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения; адрес: <адрес>; граница ЗУ:2856, учтенная в ЕГРН с северо-восточной, юго-восточной сторон проходит вдоль границ кадастровых кварталов 57:10:1910801, 57:10:1910304, 57:10:0050101, учтенных в ЕГРН, с юго-западной стороны частично проходит вдоль границ кадастровых кварталов 57:10:1910801, 57:10:0050101, учтенных в ЕГРН (Схема 5); границу ЗУ пересекает 5 зон с особыми условиями использования территорий с реестровыми номерами 57:10-6.1255 (Охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации), 57:10-6.1608 (Охранная зона инженерных коммуникаций), 57:10-6.251 (Охранная зона инженерных коммуникаций), 57:10-6.501 (Охранная зона инженерных коммуникаций), 57:10-6.1623 (Охранная зона линий и сооружений связи и линий и сооружений радиофикации), границы которых содержатся в ЕГРН (Схема 5); сведения о границах населенных пунктов, каталоги координат точек которых содержатся в ЕГРН, расположенных вблизи ЗУ, отсутствуют; в восточной части фрагмент границы ЗУ проходит вдоль границы ЗУ 57:10:1910304:887, учтенной в ЕГРН. Разрешенное использование данного ЗУ - земельные участки (территории) общего пользования 12.0: размещение автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов. Адрес: <адрес>.

В отношении границы населенного пункта пгт. Знаменка, описание местоположения в виде каталога координат характерных точек, отсутствует.

Положение границы ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН отличается от положения контуров автомобильных дорог, определенных по результатам экспертных натурных измерений: северо-восточная часть границы, расположена относительно контура откоса автомобильной дороги, определенного по результатам экспертных натурных измерений, на расстоянии от 2,90 м до 9,57 м наружу накладываясь на него; северо-восточная часть границы, расположена относительно контура щебенчатого покрытия автомобильной дороги, определенного по результатам экспертных натурных измерений, на расстоянии от 0,14 м до 3,76 м наружу, накладываясь на него, и до 6, 35 м внутрь; фрагмент восточной части границы, расположен относительно контура откоса автомобильной дороги, определенного по результатам экспертных натурных измерений, на расстоянии до 14,01 м наружу накладываясь на него; фрагмент восточной части границы, расположен относительно контура щебенчатого покрытия автомобильной дороги, определенного по результатам экспертных натурных измерений, на расстоянии до 9,08 м наружу, накладываясь на него.

Положение границы ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН накладывается на положение автомобильных дорог, определенных по результатам экспертных натурных измерений, величины наложений достигают 14,01 м. Площадь наложения, вычисленная в Модели программными средствами, составляет 2 875,05 кв.м. Контур наложения обозначен на Схеме 6 косой штриховкой синего цвета.

Согласно заключению эксперта от Дата N242/13.2 ФИО10, подготовленного по результатам исследования в рамках настоящего дела, ширина сечения (земляного полотна) пер. Берёзовый, пгт. Знаменка составляет 20 м, по 10 м от оси дороги.

В Модели компьютерно-графическим методом сравнения, определены величины, характеризующие пересечения положений точек границ, учтенных в ЕГРН, с положениями точек контура земляного полотна нормативной шириной и отражены на Схеме 7 размерными стрелками серого цвета. Величины пересечений составляют от 6,06 м до 11,49 м. Площадь наложения, вычисленная в Модели программными средствами, составляет 3 575,72 кв. м. Контур наложения обозначен на Схеме 7 косой штриховкой темно-фиолетового цвета.

Сопоставляя положение границы муниципального образования, изображенное на Карте градостроительного зонирования с положением границ ЗУ, учтенных в ЕГРН (Схема 9з), установлено, что линия на Карте градостроительного зонирования, которой обозначена граница муниципального образования, расположена вдоль границ ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН, имеет ширину в данном месте порядка 25 м, что не позволяет однозначно определить положение границы населенного пункта пгт.Знаменка с требуемой точностью.

Генеральный план городского поселения Знаменка содержит Карту границ населенного пункта. Однако, на Карте границ населенного пункта отсутствуют сведения о положении автомобильных дорог местного назначения, что не позволяет произвести совмещение данной карты с результатами экспертных натурных измерений. Поэтому в дальнейшем исследовании использована Карта транспортной инфраструктуры из Генерального плана городского поселения Знаменка, на которой, условными обозначениями, линиями фиолетового цвета, отображены границы муниципального образования, линиями черного цвета - автомобильные дороги.

Топографические работы в отношении исследуемой автомобильной дороги, отраженной на планшете 3+5-12, согласно формуляра, проводились в 1981 г. Орловским отделом Тулы ТИСИЗ, а в отношении этой дороги, трансформаторной подстанции (точки д71-д74), строения (точки д75-д78), отраженных на планшетах 3+6-9, 3+6-13, 3+6-14, согласно их формуляров производились в 1987 г. ГИПРОКОММУНВОДОКАНАЛ. Топографические работы в отношении водопровода, нанесенного на планшет 3+6-14, согласно его формуляру производились в 2011, 2012 гг. МУП "УРГД г. Орла". В отношении водопровода, нанесенного на планшеты 3+6-9, производились в 1987 г. ГИПРОКОММУНВОДОКАНАЛ.

Анализируя результат совмещения по положениям поворотов автомобильных дорог, определенным по результатам экспертных натурных измерений, и их положениям, изображенным на Карте транспортной инфраструктуры, установлено, что расхождения в положениях составляют порядка 6,83 м (Схемы 10б - 10ж).

Сопоставляя положение границы муниципального образования, изображенное на Карте транспортной инфраструктуры с положением границ ЗУ, учтенных в ЕГРН (Схема 10з), установлено, что линия на Карте транспортной инфраструктуры, которой обозначена граница муниципального образования, расположена вдоль границ ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН, имеет ширину в данном месте порядка 17 м, что не позволяет однозначно определить положение границы населенного пункта пгт.Знаменка с требуемой точностью.

В Модели компьютерно-графическим методом сравнения, по результатам определенных контуров, изображенных на Топографическом плане, масштаба 1:500, составленный на основе топографической съемки 1981 г. и топографических планах масштаба 1:500, составленные на основе топографической съемки 1987г. (далее - Планы М1:500), определены величины, имеющие значения для исследования: Ширина контура асфальтобетонного покрытия исследуемой дороги, изображенного на Плане М1:500 находится в пределах от 5,17 м до 5,70 м. Ширина контура откосов, изображенного на Плане М1:500, находится в пределах от 16,88 м до 24,21 м.

Положение контуров щебенчатого покрытия исследуемой автомобильной дороги, определенных по результатам экспертных натурных измерений, в пределах незначительных отклонений совпадает с положением контуров данного покрытия, изображенных на Плане М1:500, однако имеются эпизодические отклонения, достигающие 1,72 м.

Положение контуров щебенчатого покрытия автомобильной дороги, расположенной вдоль восточной части границы ЗУ:2856, определенных по результатам экспертных натурных измерений, не совпадает с положением контуров данного покрытия, изображенных на Плане М1:500 на величины от 3, 09 м до 3, 15 м со смещением наружу от исследуемого ЗУ.

Положение контуров земляного полотна по нормативной ширине исследуемой автомобильной дороги в некоторых местах совпадает с контуром отраженном на Плане М 1:500, в некоторых местах шире на величины до 5, 41 м, в некоторых местах уже на величины до 2.52 м. Обобщая расхождения- просматривается совпадение земельного полотна по нормативной ширине с отраженной на Плане М 1:500.

По результатам проведенного исследования экспертом разработано два варианта установления границы ЗУ:2856.

Вариант 1, без изменения площади ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН, отраженный на Схемах 15а, 15б пунктирными линиями фиолетового цвета, принятыми условными обозначениями, каталог координат представлен в Таблице 12. В соответствии с данным вариантом:

Граница ЗУ:2856 по смежеству с исследуемой дорогой, принимается по контуру земляного полотна нормативной ширины, обозначенному на Схеме точками д53-д60, по смежеству с дорогой, расположенной в восточной части границы, устанавливается на расстоянии 1 м (точки д60-д208) от контура её откоса. Площадь территории ЗУ:2856 переходящей под автомобильные дороги составляет 3 872,55 кв.м. Для сохранения площади ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН граница данного ЗУ в юго-восточной части и в фрагментах юго-западной части смещается наружу: в юго-восточной смещается до контура лесополосы, в фрагментах юго-западной части параллельно исходной границы до необходимой площади. Величины смещений отображены на Схеме 15а размерными стрелками. Площадь ЗУ:2856 в соответствии с данным вариантом составляет 128 864.06 кв. м, что соответствует его площади, учтенной в ЕГРН.

Вариант 2, с уменьшением площади ЗУ:2856, учтенной в ЕГРН, на 3872,55 кв. м.

Поскольку площадь земельного участка по варианту 2 уменьшается, чем нарушаются права собственника, суд не видит оснований для его рассмотрения и приходит к выводу, что вариант 1, предложенный экспертом, применим для разрешения спора, в наименьшей степени нарушающий баланс интересов сторон.

Принимая в качестве доказательства заключение судебной экспертизы, суд исходит из того, что данное заключение составлено компетентным лицом - экспертом, имеющим необходимые квалификацию и стаж работы, предупрежденным перед началом исследования по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, заключение эксперта соответствует материалам дела и установленным обстоятельствам, содержит ясные и полные ответы на все поставленные вопросы.

При проведении экспертного исследования экспертом были использованы материалы гражданского дела, а также объекты исследования и материалы, приведенные в разделе 1.4 Экспертного заключения.

Выводы эксперта, изложенные в заключении N 2021-11-Э7 от 08.04.2022, подтверждаются другими материалами гражданского дела.

Согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации, что отмечено в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Земельные участки в границах территорий общего пользования по общему правилу находятся в государственной или муниципальной собственности как обеспечивающие комплексное социально-экономическое развитие территорий, реализацию права граждан на благоприятную окружающую среду, комфортную среду обитания (пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ).

В силу положений пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, обозначаются красными линиями.

В Определении от 29 сентября 2016 г. N 1966-О Конституционный Суд РФ указал, что положения статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, раскрывающие содержание понятий территорий общего пользования и красных линий, в первую очередь призваны обеспечить учет публичных интересов в градостроительных и земельных отношениях.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что земельный участок ответчика сформирован администрацией Орловского района без учета фактического землепользования, без учета автодороги (в Акте согласования смежеств указано "земли пгт. Знаменка" т.1-т.11(т.1 л.д.132)), а факт пересечения границ земельного участка ответчика с кадастровым номером 57:10:0050101:2856 с автодорогой местного значения, включенной в Перечень Дата, то есть до утверждения границ предоставленного в последующем ФИО2 земельного участка, судом установлен, и подтверждается заключением судебной землеустроительной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что для устранения наложений земельного участка и обеспечения права неопределенного круга лиц на беспрепятственное пользование землями общего пользования, постановление главы администрации Орловского района от Дата N 161 "Об уточнении площади и утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной собственности" подлежит признанию недействительным.

Также, поскольку земельный участок с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, поставленный на государственный кадастровый учет Дата (земельный участок с кадастровым номером 57:10:0050101:2219 - Дата), сформирован с нарушением требований действующего законодательства, с наложением границы земельного участка на автодорогу, что так же подтверждается заключением судебного эксперта, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, подготовленного кадастровым инженером ФИО8 (заказчик ФИО2) (межевой план от Дата), недействительными.

Заявление ответчика по первоначальному иску о пропуске срока исковой давности, имея в ввиду положения ст. 200 ГК РФ, несостоятельно, поскольку, как отмечалось выше, граница ЗУ:2856 на местности не имеет закреплений и её положение на местности не идентифицируется, о наложении границ спорного земельного участка на автодорогу истец узнал в апреле 2021г. при реконструкции участка автодороги "пгт. Знаменка пер. Березовый". Кроме того, в силу статьи 208 ГК РФ исковая давность на требование собственника об устранении нарушений его прав, не связанных с лишением владения, не распространяется.

В возражениях на уточненный иск ответчик ФИО2 приводит следующие доводы: Дата главой администрации Орловского района ФИО4 было вынесено распоряжение N338р (т. 1 л.д.84) о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства ФИО2, в котором указывается: 1. Провести проверку соблюдения требований земельного законодательств ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, по адресу: Орловская облает <адрес>; 3. Установить, что настоящая проверка проводится с целью установления факта самовольного занятия земель общего пользования; 6. Правовое основание проведения проверки - заявление и.о. главы городского поселения ФИО11 ФИО5. Дата проверки: Дата (т.1 л.д. 84).

Дата по итогам проверки администрация Орловского района составила акт проверки соблюдения требований земельного законодательства гражданином N10 (т. 1 л.д.82) в котором указывается, что в ходе проведенной проверки нарушения требований земельного законодательства не установлены.

Между тем, из тех же показаний свидетеля ФИО5, на которые ссылается ФИО2 следует, что она (ФИО5) в ходе проверки показала кадастровому инженеру (у которого никаких технических средств при себе не было), где начинаются и заканчиваются границы городского поселения Знаменка, согласно описанию (т.1 л.д. 144).

А согласно Описанию границ городского поселения Знаменка Орловского муниципального района от 2004 г., "… Затем граница поселения проходит вдоль улучшенной автодороги до её пересечения с автомагистралью "Москва-Харьков" (т.1 л.д.7). То есть в ходе поверки ФИО5 показала кадастровому инженеру дорогу, определив её, как границу поселения. Следует отметить, что в 2017 году работы по реконструкции дорожного покрытия не производились, а отсутствие на местности закреплений границ ЗУ:2856 не позволяло их визуально идентифицировать.

Поскольку первоначальный иск признан обоснованным и подлежащим удовлетворению, встречный иск ФИО12 удовлетворению не подлежит.

Согласно ст.ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к которым относятся, в том числе, суммы, подлежащие выплате экспертам.

Из анализа положений ст.ст. 98, 103 ГПК РФ следует, что издержки связанные с рассмотрением дела, взыскиваются со стороны, не в пользу которой состоялся судебный акт.

Как следует из материалов дела, к производству землеустроительной экспертизы, назначенной определением Орловского районного суда Орловской области от Дата, по ходатайству эксперта ФИО3 и с согласия суда был привлечен эксперт ФИО10, который заявил ходатайство о взыскании расходов, связанных с организацией и проведением экспертизы, в размере 6000 рублей, которые, в силу вышеприведенных норм права подлежат взысканию с ФИО2

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

иск удовлетворить.

Признать недействительным Постановление от 06.02.2009 N 161 главы администрации Орловского района "Об уточнении площади и утверждении проекта границ земельного участка, находящегося в государственной собственности".

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м, по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м, по адресу: Российская Федерация, <адрес>.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> согласно таблицы 12 (Каталог координат границы ЗУ:2856 по Варианту N 1, предложенному экспертом) заключения эксперта N 2021-11-Э7 от Дата по гражданскому делу N 2-1699/2021.

Уполномочить на внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении границ земельного участка с кадастровым номером 57:10:0050101:2856, общей площадью 128 864 кв. м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, любого из участников гражданского дела N 2-4/2022 (2-1699/2021).

Встречный иск ФИО2 к администрации городского поселения <адрес> об устранении препятствий в пользовании земельным участком оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО2 в пользу ИП ФИО10 расходы, связанные с организацией и проведением экспертизы, в размере 6000 (шесть) тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Орловский районный суд в течение месяца со дня, следующего за днем изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Ю. А. Худов

Мотивированное решение составлено 17.05.2022.