ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/18 от 22.01.2018 Себежского районного суда (Псковская область)

Дело № 2-16/2018

Мотивированное решение изготовлено 22.01.2018.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2018 года г.Себеж

Себежский районный суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Сиговой А.В.,

при секретаре Коротких А.В.,

с участием заместителя Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области Савельева А.В.,

представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области Васильевой В.С., представителей УФСИН России по Псковской области Спиридонова Ю.Б., Чуянова Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Псковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области обратился к ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

В обоснование иска указано на то, что в ходе проведения проверки условий содержания осужденных в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области выявлены грубые нарушения требований уголовно - исполнительного законодательства при предоставлении длительных свиданий. В нарушение положений ч. 1 ст. 10 УИК РФ, ч. 1 ст. 89 УИК РФ, ст.123 УИК РФ, ст.13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5471-7 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено отсутствие комнат длительных свиданий в том количестве, которое необходимо для реализации вышеуказанных положений закона. В адрес начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области было внесено представление, где было указано и об устранении отмеченных нарушений уголовно-исполнительного законодательства. В настоящее время указанные нарушения не устранены.

Порядок предоставления свиданий определен главой XIV Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее - ПВР).

ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области является исправительной колонией строгого режима. Приказом Минюста России от 26.02.2016 № 54 установлен лимит наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Псковской области, лимит наполняемости данной колонии составляет 1 337 мест, в том числе строгий режим – 1 250 осужденных, участок колонии-поселения – 87 осужденных. Согласно требованиям СП 17-02, утвержденным приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130ДСП (пункт 7.1, таблица 7, подпункт 1), вместимость комнат длительных свиданий в исправительных учреждениях строгого режима составляет 7% от лимита наполнения с учетом осужденных и лиц, прибывших на длительное свидание. С учетом данных требований в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области в комнате длительных свиданий должны размещаться 94 человека (при лимите наполнения - 1 337 осужденных: строгий режим – 1250, колония поселения – 87). В настоящее время в исправительном учреждении имеется 10 комнат длительных свиданий (из них: 1 располагается на участке колонии поселения), шесть комнат (№№1-6) являются трехместными, комнаты №№ 7-9 являются двухместными, соответственно в них могут располагаться 24 человека. Исходя из данных правил для размещения еще 70 человек необходимо дополнительно как минимум 24 комнаты при расчете по 3 спальных места.

Вместе с тем, ОКСиР УФСИН России по Псковской области провел оценку потребности в комнатах длительных свиданий в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, которая исходя из фактической потребности в 1,2% от лимита наполнения, составляет 16 комнат длительных свиданий.

Таким образом, в данном учреждении в настоящее время не хватает еще 6 комнат длительных свиданий.

При этом приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждена номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Нормы обеспеченности).

В соответствии с разделом XII Норм обеспеченности помещение для проведения свиданий должно быть оборудовано комнатой отдыха, детской комнатой, кладовой. Однако, в нарушение указанных требований имеющееся помещение для проведения свиданий в данном учреждении не оборудовано комнатой отдыха, детской комнатой, кладовой.

Также комнаты для проведения длительных свиданий №№7,8,9 расположены отдельно на улице и не имеют санитарного узла и душевой, также отсутствует тамбур. В связи с чем, данные комнаты не отвечают требованиям законодательства.

В связи с необходимостью увеличения числа комнат для проведения длительных свиданий возникает необходимость в оборудовании дополнительного санитарного узла и душевой.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2020 года, целью которой является приведение условий содержания подследственных в следственных изоляторах и осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации для перехода к международным стандартам содержания.

В задачи Концепции, в том числе, входит реконструкция и строительство следственных изоляторов и исправительных учреждений, в которых условия содержания осужденных соответствуют законодательству РФ и европейским стандартам.

Обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области.

Ежедневно, в исправительную колонию для отбывания, назначенного судом наказания в виде лишения свободы, прибывают новые осужденные, круг которых не определен, социальные правах которых и их родственников будут нарушаться. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, на охрану здоровья и обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

В связи с этим, прокурор просит суд обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области устранить допущенные нарушения в полном объеме.

Псковский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области Савельев А.В. в судебном заседании завяленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, дал пояснения аналогичные доводам иска. Также отметил, что комнаты №№ 7-9 не соответствуют СНиП 23-01-99, поскольку отсутствует тамбур в данных комнатах. Также указал, что данные комнаты не имеют санитарного узла и душевой, что также является нарушением. При этом с учетом объема исковых требований, указал о необходимости устранения нарушений до 30.06.2019.

Представитель ответчика ФКУ ИК-3 УФСИН России Васильева В.С., заявленные требования не признала. В обоснование доводов указала, что здание построено в 1962 году, при этом при строительстве учреждения использовались Указания по проектированию и строительству ИТУ и военных городков войсковых частей МВД СССР "ВСН 10-73/МВД СССР", и количество комнат длительного свидания соответствует данному указанию. Требования СП 17-02, утвержденные приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130ДСП действуют с 2003 года и соответственно не должны распространяются на данное учреждение. Отметила, что отказов в предоставлении длительных свиданий за период по причине нехватки комнат длительных свиданий не было. Изменения в УИК РФ, внесенные Федеральным законом № 292 - ФЗ от 16.10.2017 увеличивают количество длительных свиданий, которые могут иметь осужденные, отбывающие наказание на строгих условиях содержания. Однако, при расчете количества комнат длительных свиданий, необходимых учреждению имеет значение лимит наполнения учреждения, а не количество свиданий, предоставляемых осужденным. Имеющееся в оперативном управлении здание не позволяет оборудовать необходимое количество комнат в виду того, что требуемые прокурором мероприятия могут быть исполнены только в случае строительства и реконструкции зданий и могут быть произведены только за счет средств Федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждается постановлением. Отметила, что согласно ст. 9 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации. Учитывая положения пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1314 «Вопросы федеральной службы исполнения наказаний» функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно - исполнительной системы осуществляет ФСИН России. Указанное, по их мнению, также свидетельствует о том, что они являются ненадлежим ответчиком. Отметила, что ссылка в исковом заявлении на положения приказа ФСИН России от 27.07.2006 № 512 является необоснованной, поскольку данный приказ регламентирует нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений. Оснований для переустройства комнат №7-9 не имеется. В случае удовлетворения исковых требований пояснила, что срок, установленный прокурором до 30.06.2019, с учетом объема является не соразмерным, поскольку для осуществления строительства либо реконструкции объектов капитального строительства необходимо выполнение ряда значительных мероприятий.

Представители 3 лица УФСИН России по Псковской области - Спиридонов Ю.Б., Чуянов Д.В. поддержали позицию представителя ответчика и дополнили, что отсутствует возможность для оборудования помещений указанных в иске в связи с требованиями охраны, безопасности и конструктивных особенностей здания, где находятся комнаты длительных свиданий, а также указали на отсутствие денежных средств, поскольку для данных целей финансирование не производилось.

При этом указанные лица в суде не отрицали потребность колонии в 6 комнатах для длительных свиданий, в связи с чем, и были направлены соответствующие заявки, однако до настоящего момента денежные средства не выделялись. В случае увеличения лимита наполнения исправительного учреждения выполнение указанного мероприятия возможно лишь после принятия и утверждения Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы 2017-2025 годы».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Из искового заявления следует, что прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг, который невозможно индивидуализировать, привлечь в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопросах о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Списочный состав осужденных отбывающих наказание в исправительном учреждении, постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в колонию других осужденных. Суд полагает, что иск в рамках данного гражданского оборота обоснованно предъявлен прокурором на основании ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Положения ч. 2 ст. 1 УИК РФ регламентируют, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Согласно ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. В соответствии с подпунктами 3,6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. Статьей 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5471-7 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» закрепляется обязанность исправительных учреждений обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания в соответствии со статьей 38 данного Закона N 5473-1, осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы. Частью 3 ст. 82, ст.ст. 89, 123 УИК РФ определено право осужденных на предоставление длительных свиданий продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения, регламентированы количество и периодичность предоставления свиданий осужденным, отбывающим наказание в обычных, облегченных и строгих условиях в исправительных колониях строгого режима. В соответствии со ст. 89 УИК РФ и п.п. 69 - 70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (утв. Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295) осужденным предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории ИУ. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника ИУ - с иными лицами. Количество лиц, допускаемых на длительное свидание, определяется с учетом вместимости комнат длительных свиданий и графика предоставления свиданий. Данные положения не противоречат Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию и заключению в какой бы то ни было форме, принятого 9 декабря 1988 года Резолюцией 43/173 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где указано, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется, в частности, право на посещение членами семьи и переписку с ними, а также соответствующая возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах. Комитетом министров Совета Европы 11 января 2006 года принята Рекомендация N Rec (2006), где закреплено, что заключенным разрешается максимально часто общаться по почте, по телефону или с помощью иных средств общения со своими семьями, другими лицами и представителями внешних организаций, разрешается также посещение заключенных указанными лицами. Посещения должны быть организованы таким образом, чтобы дать заключенным возможность максимально естественно поддерживать и укреплять семейные отношения. Согласно статье 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения. Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказами Минюста России от 27 февраля 2006 года N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее - Приказ N 512), и от 02.06.2004 N 130-дсп "Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)" (далее - Инструкция). Согласно пункту 1.1 Инструкции нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем. В силу пункта 2 Приказа N 512 начальники территориальных органов и учреждений ФСИН обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования. Согласно пункту 7 Инструкции состав и вместимость основных зданий и помещений исправительного учреждения, за исключением колонии-поселения, следует принимать по таблице N 7, в соответствии с которой вместимость комнат для проведения длительных свиданий в исправительной колонии строгого режима составляет 7% от лимита наполнения исправительного учреждения. Из материалов дела следует, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, в частности является исправительной колонией строго режима. Его учредителем является Российская Федерация. Функции и полномочия учреждения осуществляет ФСИН России, собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Уставом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области предусмотрено, что имущество учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления, учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в предела, установленных законодательством Российской Федерации (п. 5.1). Также согласно уставу исправительная колония, в том числе, осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных (п. 2.5.2.) Приказом Минюста России от 26.02.2016 № 54 установлен лимит наполнения исправительных учреждений УФСИН России по Псковской области, в том числе и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области, лимит наполняемости которой составляет 1 337 мест, в том числе строгий режим – 1 250 осужденных, участок колонии-поселения – 87 осужденных. Согласно требованиям СП 17-02, утвержденным приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130ДСП (пункт 7.1, таблица 7, подпункт 1), вместимость комнат длительных свиданий в исправительных учреждениях строгого режима составляет 7% от лимита наполнения с учетом осужденных и лиц, прибывших на длительное свидание, т.е. в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области в комнате длительных свиданий должны размещаться 94 человека (при лимите наполнения - 1 337 осужденных). В настоящее время в исправительном учреждении имеется 10 комнат длительных свиданий (из них: 1 располагается на участке колонии поселения), шесть комнат (№№1-6) являются трехместными, комнаты №№ 7-9 являются двухместными, соответственно в них могут располагаться 24 человека. Исходя из данных правил для размещения еще 70 человек необходимо дополнительно как минимум 24 комнаты при расчете по 3 спальных места. Однако с учетом заключения ОКСиР УФСИН России по Псковской области потребность в комнатах длительных свиданий в ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области исходя из фактической потребности в 1,2% от лимита наполнения, составляет 16 комнат длительных свиданий, то есть в настоящее время не хватает 6 комнат. Указанные нарушения выявлены в ходе проведенной Псковской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области проверки и подтверждается справками ФКУ ИК -3 о количестве комнат длительных свиданий (л.д.11-12, 13, 15-16), копией приказа Министерства юстиции РФ от 26.02.2016 года №54 Об установлении лимитов наполнения исправительных учреждений УФСИН по Псковской области и приложением к нему (л.д.17-21), графиками длительных свиданий (л.д.22-32), экспликацией ФКУ ИК – 3 (л.д.33-39), фототаблицей помещения длительных свиданий (л.д.42-45), приказом ФСИН от 07.04.2011 года №212 Об изменении типа федеральных бюджетных учреждений, подчиненных УФСИН по Псковской области, и утверждении уставов федеральных казенных учреждений, подчиненных УФСИН по Псковской области (л.д.46-48), уставом ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области (л.д.49-55), копией свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц от 29.04.2008 года (л.д.56), копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения территории Российской Федерации от 27.06.1997 года (л.д.57), справкой по результатам санитарно-эпидемиологического обследования объектов ФКУ ИК-3 и ИК-6 УФСИН России по Псковской области (л.д.59-66), информацией о потребности учреждений УФСИН России по Псковской области в помещениях краткосрочных и длительных свиданий (л.д.69), представлением об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства от 22.06.2017 года (л.д.74-77). В адрес начальника ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области вносилось представление об устранении отмеченных нарушений уголовно-исполнительного законодательства. В настоящее время указанные нарушения не устранены. Данные факты не оспариваются и сторонами. Учитывая, что в настоящее время в России продолжается процесс совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, и принимая во внимание исследованные материалы дела, в частности заключение ОКСиР УФСИН России по Псковской области суд, считает, что в исковом заявлении при определении количества необходимых комнат для длительных свиданий обоснованно указано 6. Данный показатель ниже нормы, приведенной в соответствии с вышеуказанным СП 17-02, утвержденным приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130ДСП, однако необходимо учитывать реальную потребность учреждения в данных комнатах и не обременять излишними материальными затратами. При этом расчет ОКСиР УФСИН России по Псковской области о реальной потребности комнат осуществлялся с учетом задания директора ФСИН России в рамках модернизации исправительных учреждений и является актуальным в настоящий момент. Кроме того, приказом ФСИН России от 27.07.2006 № 512 утверждена номенклатура, нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Нормы обеспеченности). В соответствии с разделом XII Норм обеспеченности помещений для проведения свиданий, следует, что они также состоят из детской комнаты, комнаты отдыха, кладовой. Однако, в нарушение указанных положений имеющееся помещение для проведения свиданий в данном учреждении не оборудовано детской комнатой, комнатой отдыха, кладовой, при этом следует отметить, что защита прав детей в настоящее время имеет одно из важнейших приоритетных целей как внутри государства Российской Федерации так и на международном уровне. Указанное свидетельствует о том, что в исправительном учреждении имеются нарушения вышеприведённых требований законодательства относительно количества комнат для длительного свидания, а также детской комнаты, комнаты отдыха, кладовой. Данные нарушения не позволяют осужденным реализовать свои права, а также влекут нарушения прав их родственников, которым по причине отсутствия помещений может быть отказано в свидании с лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, а также сокращены сроки свиданий с осужденными, что противоречит и нормам международного права. В соответствии со ст. 12 ГПК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Таким образом, суд находит обоснованными требования прокурора в данной части, поскольку это обеспечит полноценную реализацию осужденными своего права, предусмотренного ст. 89 УИК РФ, что может оказать положительное влияние на процесс их исправления, способствовать сохранению социальных связей. Ссылка ответчика на то, что права осужденных не нарушены, поскольку отсутствуют факты отказов в предоставлении длительных свиданий, не может быть принята во внимание. Материалами дела подтверждены нарушения, касающиеся отсутствия необходимого количества комнат для длительных свиданий, что создает реальную угрозу в непредставлении свиданий осужденным и их родственникам. Также установлено, что отсутствует детская комната, кладовая, комната отдыха, чем нарушены права осужденных и их родственников, в том числе детей. Вместе с тем, суд находит необоснованными и не подтверждёнными требования прокурора об оборудовании помещения для длительных свиданий дополнительным санитарным узлом и душевой комнатой, а также о необходимости перепланировки комнат №7,8,9, и в данной части в удовлетворении исковых требований отказывает. Доводы ответчика и третьего лица о том, что здание колонии является 1962 года постройки и введено в эксплуатацию до 2003 года, а Приказ Минюста России от 2 июня 2003 года N 130-ДСП действует с момента его издания и относится именно к строительству новых исправительных учреждений, подлежит отклонению, поскольку указанным нормативным актом фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных. При этом суд отмечает, что при определении количества комнат, суд опирался на заключение ОКСиР УФСИН России по Псковской области, которое не оспаривается сторонами и, как отмечалось выше, проведено в рамках модернизации данного приказа. Неприменение же в общем Инструкции к исправительным учреждениям, построенным до 2003 года, ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия Инструкции, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2003 года, что свидетельствует о нарушении прав осужденных. В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам. Следовательно, государство приняло на себя обязательства обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. Представленная ответчиком судебная практика, не может быть принята во внимание, поскольку в каждом конкретном случае, имеют место свои фактические обстоятельства. Правоприменительная практика других судов не является формой права, не порождает норм права и, в силу ч. 1 ст. 11 ГПК РФ, не подлежат применению при разрешении иска. Суд обязан принимать решение исходя из установленных по делу фактов, следовательно, выводы, содержащиеся в решениях судов по другим, аналогичным по мнению ответчика, делам, не могут нарушать единообразие толкования и применения норм права и вступать в противоречие с выводами суда по настоящему делу, так как прецедент как источник права действующим законодательством не предусмотрен. Не соглашается суд и с доводами лиц относительно того, что приказ ФСИН России от 27.07.2006 № 512 лишь прописывает нормы обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) в помещении длительных свиданий. По мнению суда, данный приказ по сути также определяет из чего состоят помещения для длительных свиданий, в том числе какой мебелью они должны быть снабжены. Учитывая, что ряд вышеуказанных помещений в учреждении отсутствует, это свидетельствует о нарушении данного приказа. Оснащение мебелью конкретных помещений уже подразумевает их нахождение, что не позволяет данные понятия разделять. Позиция о том, что невозможно произвести реконструкцию, расширение здания, где в настоящее время располагаются помещения для длительных свиданий, а также построить новое здание, не подтверждена соответствующими доказательствами. Доводы об отсутствии финансирования не могут служить основанием к нарушению предусмотренного нормами действующего законодательства права осужденных на определенную длительность свиданий, а также достойные материально-бытовые условия. Кроме того, указанные основания относятся к вопросам об отсрочке исполнения решения. Таким образом, нормы, регламентирующие бюджетные правоотношения не освобождают ответчика от исполнения обязанности по надлежащему содержанию осужденных, в том числе в соответствии с Конституцией РФ, действующим уголовно-исполнительным законодательством и международным стандартам. Сведения о направлении предложения на включение в проект Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы на 2017-2025 г.г.» о реконструкции здания для устройства комнат длительных свиданий не освобождает ответчика от обязанности устранения выявленных нарушений. Позиция представителя ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области о том, что они являются ненадлежащим ответчиком и требования должны быть предъявлены к ФСИН России, несостоятельны, поскольку право владения, пользования и распоряжения закрепленным на праве оперативного управления имущества несет в данном случае ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области. Вместе с тем, с учетом значительных финансовых затрат для выполнения заявленных требований суд полагает разумным установить срок до 30.06.2020. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Псковского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Псковской области удовлетворить частично.

Обязать ФКУ ИК-3 УФСИН России по Псковской области в срок до 30.06.2020 оборудовать помещения для проведения длительных свиданий в количестве 6 комнат, доведя их общее количество до 16, оборудовать помещение для проведения длительных свиданий детской комнатой, комнатой отдыха, кладовой.

Оборудовать вновь созданные помещения в соответствии с требованиями Приказа ФСИН РФ от 27.07.2006 № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения в окончательной форме.

Копия верна: Судья.

Судья: А.В.Сигова