Дело №2-16/2020 (12RS0009-01-2019-000949-15)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Харисовой Э.Ш.,
при секретаре судебного заседания Русовой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт.Морки
гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи МО «Моркинский муниципальный район» об обязании внести изменения в приказ, о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к МУ «Отдел по образованию и делам молодежи МО «Моркинский муниципальный район» об обязании внести изменения в приказ, о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда, свои требования мотивировав тем, что с 24 февраля 2011 года он работает в должности директора МОУ «Янситовская основная общеобразовательная школа». В 2018 году для руководителей школ с 4 группой по оплате труда был установлен повышающий коэффициент 1,8. В приказе №9 от 22 января 2019 года для руководителей школ с 4 группой по оплате труда были установлены индивидуальные коэффициенты, чем нарушены п. 2 ст. 22 Трудового Кодекса РФ, предусматривающий равную оплату за труд равной ценности, а также требования ч.2 ст.132 Трудового кодекса РФ, не допускающую дискриминацию в оплате труда. Указанным приказом для истца установлен коэффициент 1,6. Уменьшение данного коэффициента в сравнении с предыдущим значением привело к ухудшению условий трудового договора. В связи с чем, просит обязать ответчика внести изменения в приказ №9 от 22 января 2019 года с учетом положения о новой системе оплаты труда с установлением повышающего коэффициента, взыскать недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с января по октябрь 2019 года в сумме 29070 рублей и компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ неоднократно уточнял, в окончательном варианте просит обязать ответчика внести изменения в приказ №9 от 22 января 2019 года, с учетом положения о новой системе оплаты труда установить повышающий коэффициент 1,8, в дополнительное соглашение от 24 января 2019 года к трудовому договору от 25 февраля 2019 года в части определения оклада руководителя в размере 26163 рубля, взыскать недоначисленную и невыплаченную ему заработную плату за период с января по декабрь 2019 года в сумме 34 884 рублей и компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, дав пояснения соответственно вышеизложенному, дополнив, что в 2018 году был установлен единый коэффициент 1,8 для расчета заработной платы руководителей 4 группы. Но в 2019 году к каждому руководителю без дополнительных обоснований были применены индивидуальные коэффициенты, что нарушило его как конституционные, так и трудовые права на равную оплату при равном труде. В связи с понижением коэффициента с 1,8 до 1,6 ему не была доначислена заработная плата. Считает, что со стороны ответчика имеет место факт дискриминации, связанный с личной неприязнью. В части пропуска срока обращения в суд считает, что он им не нарушен, так как является действующим работающим сотрудником.
Представители ответчика – руководитель МУ «Отдел по образованию и делам молодежи МО «Моркинский муниципальный район» ФИО2 и ФИО3, действующая на основании доверенности от 24 декабря 2019 года, с исковыми требованиями не согласились, суду пояснив, что каждый год в сентябре руководителями образовательных учреждений сдаются объемные показатели, где указываются количество воспитанников, наличие пришкольного участка, автобуса, количество зданий и т.п. В сентябре 2018 года у истца эти показатели были получены и рассмотрены. Заработная плата директоров меняется с 1 января. Имеется приказ об отнесении руководителей образовательных учреждений к той или иной группе по оплате труда, где указано, что те школы, которые имеют объемные показатели от 0 до 200 баллов - это 4 группа, и им установлен коэффициент до 1,8. Было принято решение, что тем руководителям школ, у которых объемные показатели меньше 100 баллов, установить коэффициент 1,6, а тем школам, которые имеют больше объемных показателей, оставить коэффициент 1,8. Принималось во внимание именно объем работы, поэтому руководителям школ с большей загруженностью был установлен коэффициент 1,8. Ранее, при наличии финансовой возможности для руководителей 4 группы был установлен единый коэффициент 1,8. Когда на заработную плату учителям оказалось недостаточно финансирования, подход к вопросу об оплате труда руководителя стал носить индивидуальный характер, но с учетом того, чтобы ни один директор не получил заработную плату меньше, чем было в прошлом году. Снижение истцу коэффициента с 1,8, на 1,6 не повлекло уменьшения его заработной платы. Считает требования истца необоснованными, положение о новой системе оплаты труда для 4 группы не содержит ограничения минимального размера применяемого коэффициента, при этом полагает, что директор должен получать хотя бы в 1,5 раза больше, чем учитель, потому что ответственность директора больше. Ссылаются на пропуск истцом срока обращения в суд.
Представители третьих лиц – администрации МО «Моркинский муниципальный район» и Министерство образования и науки Республики Марий Эл на судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец ФИО1 приказом руководителя МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» №47 от 24 февраля 2011 года назначен на должность директора МОУ «Янситовская средняя (полная) общеобразовательная школа» с заключением с ним 25 февраля 2011 года трудового договора.
Приказом руководителя МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» №10 от 19 января 2018 года утвержден размер должностного оклада с 1 января 2018 года в отношении руководителя МОУ «Янситовская средняя (полная) общеобразовательная школа» в размере 22237 рублей с утверждением единого коэффициента для 4 группы оплаты труда руководителя - 1,8.
19 января 2018 года с истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 24 февраля 2011 года в части установления должностного оклада в размере 22237 рублей.
Приказом руководителя МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» №9 от 22 января 2019 года утвержден размер должностного оклада с 1 января 2018 года в отношении руководителя МОУ «Янситовская средняя (полная) общеобразовательная школа» в размере 23 256 рублей с утверждением коэффициента для оплаты труда руководителя - 1,6.
24 января 2019 года с истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 25 февраля 2011 года в части установления должностного оклада в размере 23 256 рублей.
Оспаривая приказ №22 от 22 января 2019 года и дополнительное соглашение к трудовому договору от 24 января 2019 года, истец ссылается на нарушение его трудовых прав и допущение дискриминации при установлении ему должностного оклада с применением коэффициента 1,6.
Согласно ст. 19 ч. 2 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии с ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
В силу ст. 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.
Статьей 15 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В ст. 129 Трудового кодекса РФ дано определение заработной платы (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Как следует из положений ст.132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2).
МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» является отраслевым органом в структуре администрации МО «Моркинский муниципальный район», специально уполномоченный решать задачи в сфере образования и молодежной политики в МО «Моркинский муниципальный район», что следует из его Положения, утвержденного решением Собрания депутатов №211 от 22 февраля 2017 года.
В соответствии с указанным Положением Отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами назначает на должность и освобождает от должности руководителей муниципальных образовательных организаций, осуществляет в установленном порядке финансирование деятельности муниципальных образовательных организаций, является распорядителем бюджетных средств (раздел 3). Руководитель отдела издает в пределах своей компетенции приказы, локальные нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции отдела.
Постановлением администрации Моркинского муниципального района №612 от 6 сентября 2012 года утверждено Положение о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, находящихся в ведении Отдела по образованию и делам молодежи администрации Моркинского муниципального района (далее Положение).
Разделом V «Условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителя и главного бухгалтера» данного Положения предусмотрено, что заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера (п.39). Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый ежегодно трудовым договором, устанавливается в зависимости от группы по оплате труда руководителей, определяемой в порядке согласно Приложению 2 к настоящему Положению, и составляет до 3 размеров средней заработной платы работников учреждений: 1 группа – до 3; 2 группа – до 2,4; 3 группа – до 2,1; 4 группа – до 1,8 (п.40). Исчисление средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя осуществляется путем деления годового фонда оплаты труда работников списочного состава учреждения, а также работников хозяйственной эксплуатационной группы отдела, закрепленных за учреждением без внешних совместителей, на 12 месяцев и на среднесписочную численность работников списочного состава учреждения без внешних совместителей за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя (п.42).
Приложением №2 определены объемные показатели деятельности муниципальных образовательных учреждений при отнесении их к группам по оплате труда руководителей, к которым относятся показатели, характеризующие масштаб руководства образовательным учреждением: количество обучающихся (воспитанников), численность работников учреждения, сменность работы образовательного учреждения, превышение плановой (проектной) наполняемости и другие показатели, влияющие на объем работы по управлению учреждением. Объем деятельности каждого учреждения при определении группы по оплате труда руководителей оценивается в баллах. Учреждения относятся к 1, 2, 3 и 4 группам по оплате труда руководителей по сумме баллов, определенных на основе показателей деятельности: 1 группа – свыше 400 баллов, 2 группа - до 400 баллов, 3 группа – до 300 баллов, 4 группа – до 200 баллов.
Приказом МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации МО «Моркинский муниципальный район» №10 от 19 января 2018 года утверждены группы по оплате труда руководящих работников муниципальных образовательных учреждений, согласно которому к 4 группе отнесены руководители 22 муниципальных образовательных учреждений, в том числе и МОУ «Янситовская средняя (полная) общеобразовательная школа».
По объемным показателям деятельность МОУ «Янситовская средняя (полная) общеобразовательная школа» за 2018-2018 учебный год оценена в 99,3 балла, за 2018-2019 учебный год в 91,4 балла.
Отнесение к 4 группе по оплате труда руководителя и установление объемных показателей деятельности образовательного учреждения за спорный период истцом не оспаривается.
Как следует из содержания приказа №9 от 22 января 2019 года, для руководителей, отнесенных к 4 группе по оплате труда, в 2019 году определены коэффициенты: 1,5 – троим руководителям, 1,6 - одиннадцати, 1,7 - троим и 1,8 - пятерым. Анализ представленных суду объемных показателей деятельности образовательных учреждений по району показывает, что они различны у каждого образовательного учреждения. Высокие коэффициенты (1,7 и 1,8) к должностному окладу установлены в отношении 8 руководителей в связи с более высокими баллами по объемным показателям (от 115,9 до 189,8 баллов). Установленный руководителю МДОУ «Моркинский детский сад №5» коэффициент 1,7 при незначительной разнице в объемных показателях (83,1) не повлекло уменьшение должностного оклада истца (23256 рублей) по сравнению с должностным окладом руководителя дошкольного образовательного учреждения (22999 рублей). При издании приказа №9 от 22 января 2019 года ответчик действовал в пределах предоставленных ему Положением об МУ «Отдел по образованию и делам молодежи администрации муниципального образования «Моркинский муниципальный район» полномочий и в соответствии с установленным Положением о новой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений порядком определения должностного оклада руководителя муниципального образовательного учреждения. Применение коэффициента для определения размера должностного оклада руководителя, отнесенного к 4 группе, с предлогом «до» (1,8) не препятствует его снижению исходя из объемных показателей деятельности конкретного образовательного учреждения. Установление коэффициента в 1,6 не свидетельствует о проявлении дискриминации в отношении истца. Истец добровольно подписал дополнительное соглашение к трудовому договору, согласившись с размером должностного оклада, рассчитанного с применением коэффициента 1,6. Сведениями об уменьшении размера должностного оклада истца в 2019 году (23256 рублей) по сравнению с 2018 годом (22237 рублей) суд не располагает. При этом суд считает необходимым отметить, что работа в одной и той же должности не означает ее одинаковый объем, сложность и количество.
Таким образом, нарушений прав истца приказом №9 от 22 января 2019 года не допущено, в связи с чем, оснований для внесения в него, а также в дополнительное соглашение от 24 января 2019 года к трудовому договору от 25 февраля 2011 года изменений в части установления должностного оклада в размере 26163 рубля не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Применительно к названным положениям закона именно истец должен был представить суду доказательства того, что установленный ему размер должностного оклада является проявлением дискриминации и не связан с его деловыми качествами. Вместе с тем, каких-либо относимых, допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение дискриминационного характера действий со стороны ответчика, выразившихся в установлении истцу должностного оклада с применением коэффициента 1,6, суду не представлено. Установление различного размера должностного оклада не свидетельствует в данном случае о дискриминации в сфере трудовых отношений.
Поскольку не установлено нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика, а также факта неправомерности в его действиях по отношению к истцу, отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца недополученной заработной платы в размере 34884 рубля, а также компенсации морального вреда.
Согласно ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков, они могут быть восстановлены судом.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства заявлено о применении к требованиям истца последствий пропуска срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Истец узнал о нарушении своего права при ознакомлении 23 января 2019 года с приказом №9 от 22 января 2019 года и подписании 11 февраля 2019 года дополнительного соглашения от 24 января 2019 года к трудовому договору от 25 февраля 2011 года.
В суд истец обратился 21 ноября 2019 года, то есть спустя 9 месяцев. Доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности, объективно исключающих возможность обращения в суд с настоящим иском в установленный законом срок, истцом суду не представлено.
Следовательно, истец без уважительных причин пропустил установленный ст. 392 Трудового кодекса РФ срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, что является самостоятельным основанием к вынесению решения об отказе в иске.
Доводы истца о том, что срок обращения в суд не пропущен, так как трудовые правоотношения не прекращены, заявленное требование носит длящийся характер, являются несостоятельными.
В п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
По смыслу вышеуказанного пункта Постановления следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Между тем, истец обратился с требованием о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, а не начисленных, но не выплаченных ему суммах, в связи с чем, принцип длящихся правоотношений к данной ситуации не применяется.
Таким образом, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
решил:
В иске ФИО1 к Муниципальному учреждению «Отдел по образованию и делам молодежи МО «Моркинский муниципальный район» об обязании внести изменения в приказ №9 от 22 января 2019 года и дополнительное соглашение от 24 января 2019 года к трудовому договору от 25 февраля 2011 года, о взыскании недоначисленной и недовыплаченной заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме через Моркинский районный суд.
Председательствующий судья Э.Ш.Харисова
Решение в окончательной форме вынесено 23 января 2020 года.