Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Р.п. Черлак 12 января 2022 г.
Дело № 2-16/2022
55RS0038-01-2021-001230-84
Черлакский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Герстнер Л.Ю.,
при секретаре Каретниковой А.М.,
с участием помощника прокурора Черлакского района ЯшкинаА.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Черлакского района в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к ФИО1 о признании недействительными распоряжений главы Черлакского городского поселения в части установления премии, взыскании полученных премиальных выплат в сумме 146640 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к К.А.ВБ., в котором просит признать недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения №1-к от 28.01.2019г., №11-к от 16.04.2019г., №8-к от 15.04.2020г. в части установления премии главе администрации ФИО1, взыскать с ответчика в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 146 640 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018г. № 16 утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения. Пунктом 1 Положения определены условия оплаты труда главы сельского поселения. Как следует из п.9 Положения, главе могут быть выплачены премии за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Выплата премий главе производится на основании распоряжения администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается размер премии.
В силу положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса РФ, ст. 18 Устава Черлакского городского поселения, вопросы, связанные с определением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае – Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава сельского поселения. Поскольку указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы поселения представительным органом муниципального образования – Советом Черлакского городского поселения, принятие решения о поощрении главы Черлакского городского поселения относится к компетенции представительного органа. Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе Черлакского городского поселения премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 18 Устава Черлакского городского поселения входит в компетенцию Совета Черлакского городского поселения. Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы сельского поселения полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.
Решением Совета Черлакского городского поселения от 24.08.2021 № 35 по результатам рассмотрения протеста, принесённого 30.06.2021 в решение Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16 «О денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения» внесены изменения.
ФИО1 решением Черлакского городского поселения от 30.12.2015г. № 68 избран главой Черлакского городского поселения. В период 2019-2020 года ФИО1, являясь главой муниципального образования, незаконно издавал распоряжения о выплате себе премий, общий размер которых составил 146 640 руб., которые были выплачены из бюджета Черлакского городского поселения.
В судебном заседании представитель прокуратуры Черлакского района Омской области ФИО2 поддержал заявленные требования, пояснил, что выплата премиальных выплат относится к компетенции представительного органа власти, должна быть оформлено правовым актом представительного органа, вопрос о выплате премии главе Черлакского городского поселения должен был выноситься на обсуждение Совета Черлакского городского поселения. Считает, что данная процедура не была проведена, поэтому распоряжения о выплате премиальных выплат ФИО1 необходимо признать незаконными и обязать ответчика вернуть в бюджет поселения полученную сумму премий.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Согласно представленного отзыва на исковое заявление, просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать с заявленными требованиями. В обоснование указано, что 26.04.2018г. депутатами Совета Черлакского городского поселения утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения, в котором предусмотрено, что выплата премий главе производится на основании распоряжения Администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается ее размер, размер премии за выполнение особо важных и сложных служебных заданий устанавливается в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного в смете расходов Администрации Черлакского городского поселения, и максимальным размером не ограничиваются. Считает, что, утвердив указанное Положение, представительный орган своим решением наделил Администрацию Черлакского городского поселения правом принимать решение о премировании главы, путем издания соответствующего распоряжения. Расходы на денежное содержание главы Черлакского городского поселения были включены в фонд оплаты труда и утверждены советующими решениями Совета депутатов о бюджете поселения на 2019г. и 2020г., а именно: решение № 62 от 05.12.2018г. и решение № 54 от 05.12.2019г. 19.09.2018г. Правительством Омской области было принято постановление № 267-п, согласно которого на 2019г. Черлакскому городскому поселению был установлен норматив формирования расходов на оплату труда и содержание органов местного самоуправления в размере 4 965 000 руб. По итогам работы Администрации Черлакского городского поселения на 31.12.2019г. установленный Правительством Омской области норматив формирования расходов на оплату труда и содержание органов местного самоуправления превышен не был, фактические расходы составили 4 745 505,42 руб., то есть даже, выплатив премию главе Черлакского городского поселения Администрация Черлакского городского поселения смогла сэкономить. Аналогичная ситуация произошла и в 2020г. При подведении итогов на 31.12.2020г. фактические расходы на оплату труда и содержание органов местного самоуправления составили 4 700 078,19 руб., при установленном на 2020г. Правительством Омской области нормативе формирования расходов на оплату труда и содержание органов местного самоуправления в размере 4 997 200 руб.(Постановление Правительства Омской области от 25.09.2019г. № 310-п). Считает, что заявленные исковые требования нельзя признать обоснованными, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика ФИО1 – ФИО3, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что распоряжения о выплате премий изданы на основании утвержденного в установленном порядке Положения о денежном вознаграждении главы. До 2021 года прокуратура Черлакского района мер прокурорского реагирования не принимала, и в настоящее время срок давности обжалования положения о денежном вознаграждении истек. На момент издания распоряжений об установлении премий главе поселения действовало положение, которое позволяло администрации вынести такие распоряжения. Считает, что распоряжения вынесены законно, в связи с чем необходимо отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Администрации Черлакского городского поселения ФИО4, действующий на основании доверенности, поддержал позицию прокурора.
Председатель Совета Черлакского городского поселения МЮП в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласился, пояснил, что является председателем Совета Черлакского городского поселения с декабря 2020г. В августе 2021г. по представлению прокурора на заседании Совета принято решение о внесении изменений в Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения, в настоящее время решение о премировании главы будет приниматься Советом Черлакского городского поселения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Черлакское городское поселение Черлакского муниципального района Омской области определены Уставом Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, принятым решением Совета Черлакского городского поселения от 25.11.2005 № 15.
Структуру органов местного самоуправления Черлакского городского поселения составляют: Совет Черлакского городского поселения; глава Черлакского городского поселения; местная администрация Черлакского городского поселения (статьи 16 Устава).
К исключительной компетенции Совета Черлакского городского поселения, в том числе отнесено: утверждение бюджета Черлакского городского поселения на очередной финансовый год и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Черлакского городского поселения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления Черлакского городского поселения, должностными лицами местного самоуправления Черлакского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 5, 8, 9 части 1 статьи 18 Устава).
Глава Черлакского городского поселения является высшим должностным лицом Черлакского городского поселения и осуществляет свои полномочия на постоянной основе (часть 1 статьи 26 Устава).
Полномочия Главы Черлакского городского поселения закреплены в статье 27 Устава.
Глава Черлакского городского поселения, в том числе представляет Черлакское городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Черлакского городского поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета Черлакского городского поселения; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодный отчет о положении дел в Черлакском городском поселении; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Черлакского городского поселения (пункты 1, 3, 4, 11, 15 статьи 27 Устава).
Пунктом 14 статьи 27 Устава определено, что Глава Черлакского городского поселения осуществляет прием на работу и увольнение работников Администрации Черлакского городского поселения, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности, распределяет обязанности между работниками администрации Черлакского городского поселения.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава Черлакского городского поселения.
Судом установлено, что решением Совета Черлакского городского поселения от 30.12.2015 № 68 ФИО1 утвержден избранным на должность главы Черлакского городского поселения.
Решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16 было утверждено Положение о денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения, которым в целях стимулирования профессиональной деятельности главы Черлакского городского поселения, в том числе, определены порядок, размер и условия его премирования.
Состав денежного содержания главы Черлакского городского поселения установлен пунктом 2 Положения от 26.04.2018 № 16. Денежное содержание главы муниципального образования состоит из ежемесячного должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за почетное звание РФ, Омской области, муниципального района муниципального образования; ежемесячной надбавки к должностному окладу за ученую степень доктора наук, кандидата наук; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальной помощи; премии.
Размер должностного оклада устанавливается в кратном отношении к части, определяемого в кратном отношении к части денежного содержания по младшей муниципальной должности муниципальной службы Черлакского городского поселения «специалист» в размере – 9,4. (пункт3 Положения от 26.04.2018 № 16)
Согласно п.9 Положения от 26.04.2018 № 16, выплата премий Главе производится на основании распоряжения администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается ее размер.
Денежное вознаграждение Главы обеспечивается за счет средств местного бюджета (пункт11 Положения от 26.04.2018 № 16).
30.06.2021г. в Совет Черлакского городского поселения направлен протест прокурора Черлакского района о приведении пунктов 8,9 Положения о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района от 26.04.2018 № 16 в соответствии с требованиями федерального законодательства с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.
Решением Совета Черлакского городского поселения от 24.08.2021 № 35 в решение Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16 «О денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения» внесены изменения, пункт 9 указанного Положения от 26.04.2018 № 16 изложен в новой редакции, а именно: «Главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Размер премии не может превышать двух должностных окладов и выплачивается в пределах фонда оплаты труда Главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премии Главе производится на основании решения Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области».
Распоряжениями главы Черлакского городского поселения ФИО1 от 28.01.2019 № 1-к, 12.04.2019 № 11-к приняты решения о выплате главе Черлакского городского поселения К.А.ВБ. премии за большой личный вклад в общие результаты работы администрацииЧерлакского городского поселения, выполнение особо важных и сложных служебных заданий в размере одного должностного оклада, на основании пункта 9 Решения Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16 «О денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения».
Распоряжением главы Черлакского городского поселения ФИО1 от 15.04.2020 № 8-к принято решение о выплате главе Черлакского городского поселения ФИО1 премии за большой личный вклад в общие результаты работы администрации Черлакского городского поселения, выполнение особо важных и сложных служебных заданий в размере двух должностных окладов, на основании пункта 9 Решения Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16 «О денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения» и в связи с Всероссийским днем местного самоуправления.
Согласно расчетным листкам, платежным поручениям за период 2019-2020 г.г. ФИО1 на основании указанных распоряжений были выплачены премии в общем размере 146 640 рублей.
Таким образом, в период 2019-2020 гг. ответчику ФИО1, являвшемуся главой муниципального образования, выплачивались премии на основании изданных им в соответствии с Положением от 26.04.2018 № 16 соответствующих распоряжений, данные премии были выплачены из бюджета Черлакского городского поселения.
В соответствии со статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть, не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных прокурором требований является вопрос о том, была ли допущена ФИО1 недобросовестность при назначении самому себе и получении им в 2019-2020 г.г. вышеназванных премий.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения установлены статьей 26 Устава Черлакского городского поселения.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ, лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).
Таким образом, в силу приведенных положений Федерального закона № 273-ФЗ возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Премия главе Черлакского городского поселения, предусмотренная Положением, утвержденным Решением Совета Черлакского городского поселения от 26.04.2018 № 16, в целях стимулирования профессиональной деятельности данного лица является иной дополнительной выплатой и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы Черлакского городского поселения, относится к компетенции Совета Черлакского городского поселения.
Кроме того, как указывалось выше, Устав муниципального образования наделил главу Черлакского городского поселения полномочием разрешать вопрос о премировании исключительно работников Администрации Черлакского городского поселения (пункт 14 статьи 27 Устава).
Принимая во внимание изложенное, а также вышеприведённые положения Федерального закона № 131-ФЗ, Устава Черлакского городского поселения, Положения от 26.04.2018 № 16, суд приходит к выводу, что, поскольку глава муниципального образования избирается Советом поселения, подконтролен представительному органу муниципального образования (Совету Черлакского городского поселения), то именно данный орган - Совет Черлакского городского поселения - полномочен принимать решения о премировании главы Черлакского городского поселения. Ввиду того, что уполномоченным органом - Советом Черлакского городского поселения - решения о премировании главы муниципального образования за 2019-2020гг. не издавались, суд считает, что распоряжения главы Черлакского городского поселения о премировании главы Черлакского городского поселения изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными.
Поскольку за 2019-2020гг. годы ФИО1 незаконно в качестве премий были получены денежные средства в размере 146 640 рублей, суд полагает заявленные истцом требования законными и обоснованными, в связи с чем данная сумма подлежит взысканию с ФИО1 в пользу бюджета Черлакского городского поселения в качестве неосновательного обогащения.
Ответчиком и его представителем не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Черлакского городского поселения премии необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства Российской Федерации входит в компетенцию Совета Черлакского городского поселения. При этом последний в установленном законом порядке не уполномочивал главу давать такую оценку.
Так, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 № 203-О следует, что глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (Определения от 25.01.2012 № 114-О-О, от 16.07.2013 № 1241-О и от 27.10.2015 № 2437-О).
Часть 5 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлена на введение подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, самостоятельность местного самоуправления, учет местных особенностей и традиций при осуществлении местного самоуправления населением непосредственно и через органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, обязательное установление уставом муниципального образования форм, порядка и гарантий участия населения в осуществлении местного самоуправления, видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, оснований наступления этой ответственности и порядка решения соответствующих вопросов (Определение от 22.04.2014 № 870-О).
Мнение ответчика и его представителя о том, что определённый порядок о выплате премии был установлен Советом Черлакского городского поселения, не согласуется с требованиями закона, поскольку представительный орган, который возглавляет глава муниципального образования, не вправе делегировать каким-либо лицам полномочия по установлению оснований для осуществления рассматриваемых выплат, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, что относится к одной из составляющих порядка осуществления таких выплат.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
С учетом вышеизложенного суд считает, что заявленные исковые требования прокурора Черлакского района Омской области подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно ГПК РФ, она подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Черлакского района удовлетворить.
Признать недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области №1-к от 28.01.2019г., №11-к от 16.04.2019г., №8-к от 15.04.2020г. в части установления премии главе администрации ФИО1.
Взыскать с ФИО1 в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 146640 ( Сто сорок шесть тысяч шестьсот сорок) рублей.
Взыскать ФИО1 государственную пошлину в размере 4133 руб. в бюджет Черлакского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Черлакский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Герстнер