ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-16/258-2020 от 04.02.2020 Курского районного суда (Курская область)

Гр. дело №2-16/258-2020 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Курск 04 февраля 2020 года

Курский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Стекачевой М.Ю.,

при секретаре Матковской В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Вялых Натальи Анатольевны к Администрации Курской области, Администрации Курского района Курской области, Комитету финансов Курской области о взыскании убытков и возложении обязанности по сносу жилого дома,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Вялых Н.А. обратилась в Курский районный суд Курской области с вышеуказанными требованиями, мотивируя тем, что Постановлением Правительства Курской области от 19.02.2009 года №24 «О включении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 2508000 кв. м. с кадастровым номером , расположенный по адресному ориентиру: <адрес>, был включен в границы населенного пункта <адрес> с изменением вида разрешенного использования «для жилищного строительства». В последующем из указанного земельного участка был выделен земельный участок площадью 1209 кв.м. с кадастровым номером который по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ был приобретен ею в собственность, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена регистрационная запись. При этом ограничений (обременений) права не зарегистрировано, выдано свидетельство о государственной регистрации права . Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ улицам 1-й жилой застройки в <адрес> был присвоен почтовый адрес: <адрес>. Постановлением Главы администрации Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района выдано разрешение на строительство сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ согласно которому Администрация Курского района в соответствии с проектной документацией разрешила строительство на приобретенном земельном участке объекта капитального строительства - двухэтажного жилого дома сложной конфигурации с эркером. Постановлением Главы администрации Новолоселеновского сельсовета Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку был присвоен почтовый адрес: <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ степень готовности жилого дома была доведена до 90%. Право собственности на указанный объект незавершенного строительства (кадастровый ) было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ. Строительство дома полностью завершено в 2019 году. Для ввода возведенного объекта в эксплуатацию и последующей государственной регистрации права собственности на него, как на объект завершенного строительства, она (Вялых) обратилась в Администрацию Курского района Курской области, ДД.ММ.ГГГГ получила письмо с уведомлением о несоответствии жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности на том основании, что земельный участок попадает в охранную (буферную) зону Центрально-Черноземного государственного заповедника имени профессора В.В. Алехина на территории которой запрещен отвод земельных участков под сооружение жилых, хозяйственных помещений без предварительного согласования с заповедником (решение Исполкома Курского областного Совета народных Депутатов от ДД.ММ.ГГГГ). Заповедник согласно выписке из протокола Научно-Технического Совета от ДД.ММ.ГГГГ сообщил ей об отказе в согласовании документов на ввод в эксплуатацию жилого дома всвязи с тем, что земельный участок находится в охранной зоне Черноземного государственного заповедника и не входит в границы населенного пункта д. Кукуевка по состоянию на 1988 год, когда принималось Решение исполкома Курского областного Совета народных депутатов №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и обьектов Центально-Черноземного государственного заповедника имени проф. В.В. Алехина», а также заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной буферной зоне». Полагает, что из-за нарушения органами власти в лице ответчиков действующего законодательства выразившегося в переводе в 2009 году Правительством Курской области находящихся в охранной буферной зоне Заповедника земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и выделении этих земель под индивидуальное жилищное строительство без согласования с Заповедником, в выдаче Администрацией Курского района Курской области разрешения на жилищное строительство в охранной буферной зоне Заповедника она лишена возможности ввести жилой дом в эксплуатацию, а также произвести государственную регистрацию права собственности на данный объект для пользования и распоряжения им на законном основании. Таким образом, по вине ответчиков ей причинены убытки в виде расходов, понесенных в связи со строительством жилого дома. Размер убытков составляет <данные изъяты> рублей, что определено оотчётом об определении рыночной стоимости объекта недвижимости. Претензия от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном возмещении убытков оответчиками оставлена без ответа, в связи с чем для восстановления нарушенного права она вынуждена обратиться в суд. На основании ст. 45, 72, 76 Конституции РФ, ст.ст. 12, 15, 1069 ГК РФ, ст. 8 ЗК РФ, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации просит взыскать солидарно с Администрации Курской области за счет казны <адрес>, с Администрации Курского района Курской области за счет казны муниципального района «Курский район» Курской области в ее пользу убытки в размере <данные изъяты> рублей и возложить на Администрацию Курской области за счет казны Курской области и Администрацию Курского района Курской области за счет казны муниципального района «Курский район» Курской области обязанность по сносу жилого дома с земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

Истец Вялых Н.А., привлеченный в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Волобуев Н.В., будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.

Представитель истца Вялых Н.А. – Раскин Л.Л. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика – Администрации Курской области Новиков Ю.Л. исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. При этом указал, что наличие права собственности на земельный участок подразумевает наличие у истца не только прав, но и обязанностей, связанных с принадлежащим ему имуществом. Конкретный круг обязанностей собственника по содержанию имущества определяется законодательством. Так, в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельного участка обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности. При отсутствии в нормативных правовых актах требований к содержанию имущества, вопрос о надлежащем исполнении собственником своих обязанностей решается с учетом общих требований к осуществлению гражданских прав и исполнению обязанностей, в частности требований добросовестности и разумности. Обязанность собственника земельного участка, расположенного в границах охранной зоны заповедника, по соблюдению определенных требований и ограничений по эксплуатации и содержанию данного земельного участка установлена федеральным законодательством. Решением Курского облисполкома от 17.11.1988 года №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» утверждено новое «Положение об охранной (буферной) зоне Центрально-черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина». Данным Положением об охранной зоне предусмотрено, что Порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и Заповедником. Указанный документ находится в свободном доступе, в том числе и в системе «Консультант Плюс», носит нормативный характер и обязателен для исполнения всеми. Кроме того, Решением Представительного собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема территориального планирования Курской области в которой, отражена охранная зона Заповедника. В дальнейшем схема территориального планирования Курского района Курской области со всеми приложениями была размещена в федеральной государственной информационной системе территориального планирования для доступа неограниченного круга лиц. Также сведения о размещении в федеральной информационной системе ФГИС ТП Схемы территориального планирования Курского района Курской области со всеми приложениями Администрацией Курского района Курской области были размещены в газете с целью доведения данной информации до неограниченного круга лиц и предоставления возможности ознакомления. 18. 01.2018 года информация об охранной зоне Заповедника внесена в ЕГРП. ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП зарегистрировано право собственности истца на объект незавершенного строительства общей площадью 157, 20 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Возведение указанного жилого дома началось в 2012 году и было окончено Вялых Н.А. только в 2019 году. Полагал, что истец должен был знать, что его земельный участок находится в охранной зоне Заповедника, следовательно, на него распространяется особый порядок использования, при этом на протяжении более 7 лет, не достигнув предварительного согласия с Заповедником, Вялых Н.А. осуществляла строительство жилого дома и, таким образом, своими действиями увеличивала размер имущественного вреда. Требований о сносе недвижимого имущества, находящегося в охранной зоне заповедника и принадлежащего на праве собственности Вялых Н.А. от уполномоченных органов не предъявлялось. Доказательств противоправности акта, как и установления факта нарушения прав и законных интересов, а также причинно-следственной связи между нарушениями и убытками истцом не представлено. При таком положении совокупность условий, необходимых для возложения на Администрацию Курской области ответственности в виде возмещения убытков отсутствует, поскольку доказательств совершения умышленных виновных действий (бездействия) не представлено, действия (бездействие) Администрации Курской области истцом в судебном порядке не обжаловалось, вина судами не установлена.

Представитель ответчика – Администрации Курского района Курской области – Жиляев Р.Г. возражал против удовлетворения иска, считая его необоснованным. Отметил, что решений, свидетельствующих о незаконности действий ответчика - Администрации Курского района Курской области по предоставлению истцу земельного участка с разрешенным использованием для жилищного строительства, и выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем на праве собственности земельном участке, и/или решений третьих лиц по возложению обязанности на истца осуществить снос возведенного им на своем земельном участке строения, Вялых Н.А. в суд не представлено. Таким образом, доказательств того, что именно Администрация Курского района является лицом, в результате действия которой у истца возник ущерб, и что несение данных расходов находится в причинно-следственной связи с незаконными действиями ответчика по выдаче разрешения на строительство, истцом в нарушении статьи 56 ГПК Российской Федерации в суд не представлено.

Представитель ответчика – Комитета финансов Курской области – Бондарев В.С. в суде указал, что Комитет финансов Курской области является ненадлежащим ответчиком и ненадлежащим органом, который уполномочен выступать ответчиком по рассматриваемому делу. Для наступления в отношении органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 ГК РФ необходимо установление совокупности всех приведенных в законе условий. Истцом не доказаны противоправность действий комитета финансов Курской области, как и его вина в причинении вреда. Исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования. Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов бюджета», утверждаемом законом о бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном органе.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ФГБУ «Центрально-Черноземный государственный заповедник им. профессора В.В.Алехина - Гладких М.Е. полагал исковые требования Вялых Н.А. обоснованными. При этом обращал внимание суда на то обстоятельство, что выдача разрешений на строительство в границах населенных пунктов д.Кукуевка Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области х.Кислино расположенных в охранной зоне заповедника возможно только при условии наличия у застройщика согласования деятельности по возведению объектов капитального строительства с заповедником. Данные условия предусмотрены ч.4 ст. 95 ЗК РФ, ч.10 ст.2 ФЗ №33-ФЗ, подп. «б» раздела 2 Положения об охранной зоне заповедника.

Представители третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Волобуева Н.В. – Хмелевской А.В. и Леонтьев А.В. полагали, что рассмотрение настоящего спора в суде не влияет на права и обязанности Волобуева Н.В. поскольку на момент совершения сделки купли-продажи земельного участка между ним и Вялых Н.А. в ЕГРН отсутствовали сведения о наличии обременений земельного участка с кадастровым номером , а разрешение на строительство жилого дома получено истицей на правах собственника данного земельного участка.

Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещен.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Новопоселеновского сельсовета Курского района Курской области своего представителя в судебное заседание не направила, просила о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, проверив материалы дела, суд находит, что исковые требования не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ между Волобуевым Н.В. (продавец) и Вялых Н.А. (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 1209 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов (для жилищного строительства), с кадастровым номером находящийся по адресу: <адрес>.

Право собственности Вялых Н.А. на приобретенный земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации ).

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Курского района Курской области выдано разрешение на строительство жилого дома на указанном земельном участке.

Кроме того, в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения об объекте незавершенного строительства (степень готовности 90%) расположенного на вышеуказанном земельном участке. Основанием регистрации объекта незавершенного строительства являются вышеприведенный договор купли продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на строительство жилого дома .

Также установлено, что спорный земельный участок включен в границы охранной (буферной зоны) Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника им профессора В.В.Алехина на основании решения Исполнительного Комитета Курского областного совета народных депутатов № 294 от 17.11.1988 года.

Следуя выписке из протокола научно-технического Совета Центрально-Черноземного заповедника им. Проф. В.В. Алехина от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления Вялых Н.А. о согласовании оформления документов на ввод в эксплуатацию жилого дома расположенного на земельном участке с кадастровым номером было принято решение не согласовывать оформление документов на ввод в эксплуатацию жилого дома на данном земельном участке, поскольку участок находится в охранной зоне Центрально-Черноземного заповедника и не входит в границы населенного пункта <адрес> по состоянию на 1988 год, когда принималось Решение исполкома Курского областного Совета народных депутатов №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и обьектов заповедника, а также заповедник ранее не согласовывал перевод земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов и выделение их под индивидуальное жилищное строительство в его охранной буферной зоне.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Вялых Н.А. ссылается на незаконный перевод органами власти в 2009 году земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и выделении этих земель под индивидуальное жилищное строительство без согласования с заповедником, а также на выдачу ей незаконного разрешения на жилищное строительство в охранной буферной зоне вследствие чего она лишена возможности зарегистрировать право собственности на возведенное жилое строение, а также распорядиться им по своему усмотрению.

В силу ст. 95 Земельного кодекса РФ для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедннк имени проф. В.В. Алехина был учрежден 10 февраля 1935 года Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР.

Охранная зона заповедника им Алехина В.В. была создана Решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 02.07.1971 № 380 вокруг участков Заповедника в Курской области шириной 1 км, а в последствии границы охранной зоны уточнялись решением Курского облисполкома от 17.11.1988 № 294 «Положение об охранной зоне Заповедника», согласно которому охранная зона вокруг четырех участков Заповедника в Курской области (Стрелецкий, Казацкий, Баркаловка, Букреевы Бармы) расширена до 3 км.

Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2008 года Н №2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» Центрально-Черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина включен в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России (п. 91 перечня).

Решением Представительного собрания Курского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема территориального планирования Курской области в которой, отражена охранная зона Заповедника.

Судом установлено, что охранная (буферная) зона Центрально-Черноземного государственного заповедника - участок «Стрелецкий», расположенная на территории Курского и Медвенского районов Курской области, была поставлена на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и представлена на публичной кадастровой карте с учетным номером ЗОУИТ В границах Охранной (буферная) зоны Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина (зоны с особыми условиями использования территорий), расположен принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером 46:11:121203:170.

По смыслу требований действующего законодательства РФ, охранные зоны минимально допустимых расстояний считаются фактически установленными в силу действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

В целях решения вышеуказанных задач на территории охранной (буферной) зоны в соответствии со ст. 108 Земельного кодекса РСФСР запрещена всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры; на территории охранной зоны допускается хозяйственная деятельность, которая не повлечет за собой коренного изменения естественного хода природных процессов. В любом случае порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником и утверждается райисполкомами.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2013 года № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» охранные зоны особо охраняемых природных территорий, созданные до дня вступления в силу данного федерального закона (т.е. до 30.12.2013 года), сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Таким образом, порядок деятельности на территории охранной зоны согласовывается между землепользователем и заповедником.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).

Гражданское законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений.

Положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Частью 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации провозглашено равенство всех перед законом и судом.

В силу презумпции знания закона граждане и организации должны знать действующее законодательство. Для реализации указанной презумпции предусмотрено обязательное опубликование законов, а также иных подзаконных актов, затрагивающих права и обязанности граждан и организаций.

Таким образом, риск неосведомленности о наличии ограничений в отношении земельного участка установленных нормативным правовым актом возлагается на истца.

Частью 5 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой территории.

Данная норма относит зонирование к ограничениям, а не к обременениям земельного участка.

Из дела видно, что спорный земельный участок был сформирован в уже установленной охранной зоне (дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ), строительство жилого дома Вялых Н.А. также было произведено уже в охранной зоне заповедника в период с 2012 года по 2019 годы, доказательств, свидетельствующих о наличии согласия заповедника на возведение жилого дома в охранной зоне в материалы дела не представлено.

Изложенное свидетельствует, что размещение жилого строения в границах охранной зоны возлагает риск на лицо, злоупотребившее правом, несмотря на то, что земельный участок был включен в границы населенного пункта и отводился гражданам для жилищного строительства Постановлением Правительства Курской области в 2009 году, то есть после того, как Решением Исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся в 1971 году вокруг участков Заповедника в Курской области была создана охранная зона.

При таком положении дела истец, приобретая земельный участок по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ осознавала, что приобрела участок с ограничениями, так как не могла не знать о наличии охранной зоны и при достаточной степени заботливости и осмотрительности должна была знать о прохождении через ее участок охранной (буферной) зоны Центрально-Черноземного государственного заповедника имени профессора В.В.Алехина.

Фактическое положение охранной (буферной) зоны подтверждено приведенными выше общедоступными сведениями, которые подлежат соблюдению всеми лицами, о чем истец знала, могла и должна была знать, вне зависимости от возведенного объекта.

При этом обязанность уполномоченных органов власти по направлению сведений об установлении ЗОУИТ и ее границах органу местного самоуправления и обязанность органа регистрации уведомить правообладателей земельных участков о внесении сведений о ЗОУИТ в ЕГРН в период спорных правоотношений законом не предусматривалась.

Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 15 предусматривает возможность требовать полного возмещения убытков, причиненных лицу, чье право нарушено, а в статье 1069 устанавливает ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.

По своей юридической природе обязательства, возникающие в рамках гражданско-правового института возмещения вреда, в частности причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается причинитель вреда. Применение норм о возмещении такого вреда предполагает наличие как общих условий деликтной, т.е. внедоговорной, ответственности (наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинная связь между вредом и противоправными действиями, вина причинителя), так и специальных ее условий, связанных с особенностями субъекта ответственности, характером содеянного и т.д.

Также при определении размера подлежащих возмещению убытков необходимо учитывать прямые затраты, которые истец понесет при возведении аналогичных объектов недвижимости, например стоимость материалов, стоимость работ, расходы по сносу жилого дома и прочее.

Введенная Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ статья 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующая особенность возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением и изменением ЗОУИТ, находится в системной связи с ранее уже существовавшей статьей 57 Земельного кодекса Российской Федерации, в которой предусматривается общий порядок возмещения убытков, в том числе и в случаях публичных ограничений прав собственников земельных участков, а также правообладателей расположенных на них объектов недвижимости. В частности, согласно пункту 1 указанной статьи возмещению подлежат в полном объеме убытки, причиненные ограничением прав собственников и правообладателей.

Учитывая общий характер данной нормы, в пункте 3 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации конкретизируется, что обязанность по возмещению убытков возлагается на лицо, которое причинило убытки, либо на лиц, в чьих интересах произошло действие, повлекшее причинение вреда.

В настоящее время в пункте 12 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации возмещение убытков, а также снос зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, приведение их параметров и (или) разрешенного использования (назначения), разрешенного использования земельных участков в соответствие с установленными в границах ЗОУИТ ограничениями использования земельных участков осуществляется на основании соглашения о возмещении убытков, заключаемого лицами, указанными в пункте 2 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации и в пунктах 8 и 9 данной статьи, правообладателями зданий, сооружений, застройщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления либо на основании решения суда.

При этом требования о возмещении убытков и положения пункта 13 статьи 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются в отношении зон с особыми условиями использования территорий, которые и границы которых установлены до 4 августа 2018 года.

Положения Конституции Российской Федерации, выражающей один из основополагающих аспектов верховенства права - общепризнанный в демократических государствах принцип неприкосновенности собственности, выступающей гарантией права собственности во всех его составляющих, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Истцу требований о сносе жилого дома по основаниям нахождения его в охранной (буферной) зоне заповедника не предъявлялось, решение об изъятии у истца принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, как судом, так и ответчиками не принималось. Более того, возведенный истицей объект в части его незавершенного строительства (90% степени готовности) принадлежит Вялых Н.А. на праве собственности, которое зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истица вправе распорядиться спорным объектом по своему усмотрению любым способом, не противоречащим законодательству.

Доводы истца о нарушении ответчиками действующего законодательства, которое выразилось в переводе находящихся в охранной буферной зоне заповедника земель сельскохозяйственного назначения в земли поселений и выделении этих земель под индивидуальное жилищное строительство без согласования с заповедником, а также в выдаче разрешения на жилищное строительство в охранной буферной зоне заповедника не могут являться достаточным основанием к удовлетворению заявленных требований ввиду отсутствия причинной связи между противоправными действиями ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями, а также вины ответчиков. В данном случае истец не может быть освобождена от обязанности по соблюдению ограничений использования земельного участка и получении согласования порядка ведения хозяйственной деятельности на нем которые при строительстве ею жилого дома на земельном участке с кадастровым номером не учтены.

Кроме того, суд полагает необходимым исключить из числа ответчиков Комитет финансов Курской области, как ненадлежащего по основаниям, предусмотренным п.3 ст.125 ГК РФ, п.3 ст. 125 БК РФ.

Изложенное приводит суд к выводу об отсутствии законных оснований для возложения на ответчиков Администрацию Курской области и Администрацию Курского района Курской области финансовых обязательств по возмещению убытков, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований Вялых Н.А. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Вялых Натальи Анатольевны к Администрации Курской области, Администрации Курского района Курской области, Комитету финансов Курской области о взыскании убытков и возложении обязанности по сносу жилого дома, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Ю. Стекачева