2-17/2019
72RS0019-01-2018-003133-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 11 июня 2019 года
Тобольский городской суд Тюменской области
в составе:
судьи Егорова Б.Д.
при секретаре Мустафиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-17
по заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тобольске Тюменской области (межрайонного) к ФИО1 о взыскании выплаченных сумм ежемесячных денежных выплат,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тобольске Тюменской области (межрайонное) (далее Фонд) обратилось в суд с заявлением о взыскании с ФИО1 излишне выплаченных сумм ежемесячных денежных выплат (далее ЕДВ) в размере 82 077,75 руб., расходов по оплате государственной пошлины в сумме 2 662,33 руб.
Мотивирует свои требования тем, что с 2005 года ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по старости. С 2008 года ФИО1 также являлся получателем ежемесячной денежной выплаты на основании п. 1 ст. 28.1 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» как инвалид 3 группы. В феврале 2017 года от Управления социальной защиты администрации <адрес> поступили документы о переводе назначенной пенсии ФИО1 с приложением документов о проживании его на территории Республики <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 2 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.04.2013 года № 353-н, определено, что заявителями на предоставление государственной услуги являются граждане Российской Федерации, за исключением граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Кроме того, Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н, установлено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается на период, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных абзацем вторым пункта 5 настоящего Порядка.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ЕДВ выплачивалось ответчику незаконно. При написании заявления о назначении ЕДВ ФИО1 был извещен об обязанности сообщать об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты, но им этого сделано не было.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ направлено судебное поручение компетентному суду Республики Беларусь для получения отзыва ФИО1 по заявленному требованию (л.д.л.д.27-28).
ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнение судебного поручения направлены в суд документы о подтверждении вручения документов, протокол судебного заседания (л.д.л.д.36-42).
Представитель Фонда ФИО2, действующий на основании доверенности, на требованиях настаивает по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что ЕДВ выплачивается гражданину с учетом прожиточного минимума по месту его жительства, поэтому нахождение ответчика на территории Республика <адрес> лишает его права на получение ЕДВ. Выплаты прекращены с ДД.ММ.ГГГГ, по какой причине, пояснить не может. Денежные средства перечислялись на карту, поэтому до 2017 года Фонд не знал о выезде ответчика за пределы РФ.
ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен.
В судебном заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ в суде <адрес>, ФИО1 пояснил о несогласии с исковыми требованиями, поскольку он как был инвалидом, так и остался им, в связи с переездом его статус не изменился. Он не смог пользоваться никакими льготами, не получал бесплатных лекарств и тому подобное. Эти суммы выделяются за счет городского бюджета. То, что он проживает на территории Республики Беларусь, не является основанием для прекращения выплат ЕДВ. Деньги он получал, но фондом этим не пользовался. Когда выписывался, перед переездом написал, что отказывается от всех льгот. В Республике <адрес> получает только пенсию из г. Тобольска, по возрасту, от Республики Беларусь ему ничего не перечисляется и не выплачивается. Он является гражданином Российской Федерации (л.д. 41).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск, не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.12.2007, действующей на момент подачи заявления и назначения ЕДВ) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей (ч. 1).
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (ч. 5).
Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 6).
Как установлено в судебном заседании ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес><адрес>, на основании заявления ДД.ММ.ГГГГ в связи с инвалидностью 3 группы является получателем Ежемесячной денежной выплаты (л.д.5)
По информации Управления социальной защиты <адрес> ФИО1 выехал из Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, проживает <адрес> (л.д.л.д.8-9).
По сведениям, представленным Фондом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно ФИО1 производились выплаты ЕДВ. С ДД.ММ.ГГГГ выплаты ЕДВ прекращены. Всего согласно расчету за этот период выплачено 82 077,75 руб. (л.д.л.д.11-18).
Ежемесячная денежная выплата как мера социальной поддержки отдельных категорий населения Российской Федерации была введена Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в целях замены ряда натуральных льгот денежной компенсацией и установления принципов разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в сфере социальной защиты населения. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 502-О, по своей правовой природе она предназначена для восполнения потерь граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот.
Таким образом, несмотря на то, что по своей правовой природе ежемесячная денежная выплата не является пенсией, тем не менее, она приравнена к пенсионным платежам.
Суд не может согласиться со ссылкой истца в исковом заявлении в обосновании требований на Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.04.2013 года № 353-н, и Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.01.2015 N 35н, поскольку они приняты и введены в действие после назначения ответчику ЕДВ в 2008 году и его выезда за пределы РФ в 2010 году.
На момент возникновения правоотношений по назначению ФИО1 ЕДВ действовал Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.11.2004 N 294 (далее Порядок), где в п. 28 указано, что приостановление, продление и возобновление ежемесячной денежной выплаты производятся в порядке, определенном для трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и с учетом Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 15п/18, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., N 5621.
В то же время положения статей 21 и 22 Закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривали выезд из Российской Федерации на другое постоянное место жительства в качестве самостоятельного основания для приостановления или прекращения выплаты трудовой пенсии, в силу чего не могли возлагать на пенсионеров обязанность самостоятельно извещать об этом орган, осуществляющий выплату пенсии. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан также не содержал на это прямых указаний.
В соответствии с требованиями п. 8 названного Порядка отсутствие у гражданина Российской Федерации подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации само по себе не влияло на возможность назначения ежемесячной денежной выплаты.
Кроме того, по смыслу п.п. 23-24 Порядка ежемесячная денежная выплата начислялась с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги), предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", при этом заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) или заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подавалось гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом и действовало на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления по 31 декабря года, в котором гражданин обратился с заявлением о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) или об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) соответственно.
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что на момент подачи ответчиком заявления и назначении ему ежемесячной денежной выплаты? выезд получателя ЕДВ за пределы Российской Федерации не являлся обстоятельством, влекущим прекращение ее выплаты, соответственно, ФИО1 не обязан был сообщать об изменении места жительства и переезде в Республику Беларусь.
Из материалов дела не следует, что ответчик при назначении ЕДВ либо позднее предупреждался истцом о необходимости сообщать об изменении своего места жительства, а после выезда в Республику Беларусь предоставлял истцу какие-либо необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты заявления, в которых указывал недостоверные сведения, влияющие на право получения соответствующих выплат, либо на их размер.
На основании п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Также в ст. 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрены удержания из сумм страховой пенсии в случае злоупотреблений со стороны пенсионера.
Поскольку доказательств злоупотреблений и недобросовестности со стороны ответчика при получении ЕДВ либо допущенной счетной ошибки истцом не предоставлено, суд полагает, что выплаченные суммы взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тобольске Тюменской области (межрайонного) к ФИО1 о взыскании переплаты ежемесячной денежной выплаты в размере 82 077 рублей 75 копеек, взыскании расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2 662 рубля 33 копейки отказать.
Мотивированное решение составлено 13.06.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Б. Д. Егоров