ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-17147/2015 от 15.02.2016 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник данного документа подшит в гражданском деле №2-304/2016, хранящемся в Набережночелнинском городском суде Республики Татарстан

Дело № 2-304/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 февраля 2016 года г. Набережные Челны

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи М.Г.Миндубаевой,

при секретаре М.И. Газизовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску К.Н.М. к Муниципального автономному образовательному учреждению дополнительного образования города Набережные Челны «Художественная школа №1» о возложении обязанности установить учебную (педагогическую) нагрузку, взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

К.Н.М. (далее- истица) обратилась с вышеуказанным иском к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования города Набережные Челны «Художественная школа №1» (далее – ответчик, МАОУДО г.Набережные Челны «Художественная школа №1»), указав в обоснование, что с ... работает в МАОУДО г.Набережные Челны «Художественная школа №1», преподает предмет «Беседы об искусстве». В 2014-2015 учебном году ее педагогическая нагрузка составляла 35 часов в неделю, что подтверждается тарификационным листом. ... директор Художественной школы №1 А.С,М. ознакомила ее с планируемой учебной нагрузкой на 2015-2016 учебный год, установленной ей в размере 21 часа в неделю. С указанным изменением она не согласилась и сделала об этом отметку на листе с планируемой учебной нагрузкой.

... часть нагрузки ей вернули, определив количество часов в 26 часов в неделю.

... истица обратилась к начальнику Управления культуры Исполнительного комитета г. Набережные Челны с просьбой оказать содействие и разрешить спорный вопрос о необоснованном снижении педагогической нагрузки. На указанное обращение ... поступил ответ об отсутствии каких-либо нарушений с указанием о необходимости регулирования изменения педагогической нагрузки по согласованию сторон трудового договора.

... директором ей было предложено ознакомиться с приказом об установлении педагогической нагрузки в количестве 26 часов. В итоге ее заработная плата за сентябрь 2015 года уменьшилась примерно на 5 000 рублей, что является существенным ухудшением материального положения.

Она является председателем профсоюзного комитета школы и на согласование приказ об уменьшении и педагогической нагрузки в профсоюзный комитет не поступал.

Указанные действия считает незаконными, так как педагогическая нагрузка на следующий учебный год сохраняется в полном объеме и может быть уменьшена лишь в случае изменения педагогической нагрузки и по соглашению сторон трудового договора. В ее случае такого не произошло, педагогическая нагрузка сохранилась, ее часы были переданы директору школы и ее заместителю по учебной части.

Просит обязать ответчика установить в 2015-2016 года учебную нагрузку в размере 34 часов в неделю, взыскать недополученную заработную плату в размере 17 554 рублей 59 копеек.

В судебном заседании истец и ее представитель С.А,Ф. требования иска поддержали в полном объеме, уточнив окончательный размер недополученной заработной платы за период с ... по ... в размере 30052 руб., пояснив, что к настоящему времени педагогическая нагрузка ответчиком добровольно определена ей в размере 34 часов в неделю, просит взыскать потерянный заработок в исчисленном ответчиком размере в 17 554 рублей 59 копеек. за нарушение ее трудовых прав просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, надлежаще извещен.

Согласно частям 4 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд без извещения о причинах неявки есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

В связи с изложенным суд считает возможным рассмотрение дела по имеющимся материалам в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства.

На предыдущих судебных заседаниях иск не признавал, указав, что педагогическая нагрузка была уменьшена в связи с уменьшением количества учащихся.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора.

На основании статьи 23 настоящего Кодекса социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статьями 25 и 27 указанного Кодекса установлено, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Социальное партнерство осуществляется в формах:.. заключения коллективных договоров, соглашений;…участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Как следует из статьи 29 Трудового кодекса Российской Федерации, представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

В силу статьи 30 Трудового кодекса Российской Федерации Первичные профсоюзные организации и их органы представляют в социальном партнерстве на локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией.

В соответствии со статьями 40, 43 названного Кодекса коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения.

Как следует из статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Согласно части первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации под заработной платой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. В состав заработной платы также включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 72 Трудового кодекса Российской Федерации изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом. Соглашение об изменении определенных условий трудового договора заключается в письменной форме.

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По делу установлено, что на основании трудового договора №10 от 03 марта 2008 года истец принята на работу в качестве педагога в МОУДОД «Детская художественная школа №1» (ныне МАОУДО г.Набережные Челны «Художественная школа №1»).

Из пояснений истца и ее представителя и материалов дела следует, что истец работает у ответчика, преподает предмет «Беседы об искусстве». В 2014-2015 учебном году ее педагогическая нагрузка согласно тарификационному листку составляла 35 часов в неделю, что ответчиком не отрицалось.

... ответчиком ей было предложено ознакомиться с приказом №107 от 11 сентября 2015 года об установлении ей педагогической нагрузки в количестве 26 часов в неделю.

В ходе предыдущего и настоящего судебных разбирательств установлено, что после обращения истицы в суд с настоящим иском, новым руководством МАОУДО г.Набережные Челны «Художественная школа №1» истцу возвращена учебная нагрузка в размере 34 часов в неделю.

Ответчиком указанные обстоятельства не оспариваются и не отрицаются.

Ответчиком произведен расчет разницы в заработной плате, утерянной истцом в связи с уменьшением педагогической нагрузки в размере 17 554 рублей 59 копеек, с которой истец согласилась.

Разрешая спор по существу, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №1601 от 22.12.2014 г. «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее-Приказ), объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пунктам 1.4,1.6,1.7 данного Приказа объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Объем учебной нагрузки педагогических работников, установленный в текущем учебном году, не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год, за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения №1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения.

Согласно пункту 1.9 указанного Приказа локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

В соответствии с пунктом 2.3 названного Приказа при определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Согласно коллективному договору МАОУДО г.Набережные Челны «Художественная школа №1» на 2013-2016 годы, принятому на собрании трудового коллектива 05 апреля 2013 года и подписанному от лица работодателя прежним директором Ю.А.М., от лица работников председателем профкома К.Н.М., в случаях, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

По инициативе работодателя допускается изменение существенных условий трудового договора в связи с изменением числа групп или количества учащихся (воспитанников) количества часов работы по учебному плану, образовательных программ и др.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации (пункт 3.19.2).

Пунктом 4.1.4 коллективного договора предусмотрено, что учебная нагрузка педагогических работников на новый учебный год устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета школы до окончания учебного года и ухода работников в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Из пункта 23 соглашения между Исполнительным комитетом города Набережные Челны и городским комитетом профсоюза работников культуры о защите социально-экономических прав и интересов работников отрасли на 2013-2016 годы, которое согласно пункту 3 обязательно к применению при заключении коллективных договоров в учреждениях культуры, трудовых договоров с работниками и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, следует, что учебная нагрузка педагогических работников на новый год устанавливается руководителем образовательного учреждения культуры с учетом мнения профсоюзного комитета.

В соответствии с пунктом 21 данного Соглашения любые изменения условий трудового договора допускаются только по соглашению сторон и оформляются в письменной форме, о чем работник уведомляется письменно за 2 месяца.

Принимая по делу решение, руководствуясь приведенными выше нормами закона, локальными актами, суд полагает необходимым отметить, что об уменьшении учебной нагрузки в течение учебного года педагогические работники должны быть поставлены в известность не позднее, чем за два месяца. При этом учебная нагрузка является существенным условием трудового договора педагога, поэтому любые изменения, в том числе, и в сторону ее уменьшения допускаются с письменного согласия педагога.

При заключении трудового договора преподаватель принимает на себя обязательство работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель на все время действия трудового договора обязан обеспечивать ему предусмотренный в нем объем педагогической нагрузки.

Если по каким-либо причинам в трудовом договоре не указан объем учебной нагрузки, то считается, что преподаватель работает с тем объемом учебной нагрузки, который ему был установлен приказом директора при приеме на работу.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе работодателя, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов. В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) объема учебной нагрузки, а также изменение характера работы возможно только по взаимному согласию сторон.

Таким образом, по смыслу вышеизложенного, руководители образовательных учреждений не имеют права без письменного согласия преподавателя (в т.ч. молодых специалистов и преподавателей, получающих трудовую пенсию) допускать уменьшение их учебной нагрузки в связи с приемом на работу других преподавателей.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год преподавателям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Судом установлено, что на сентябрь 2015 года учебная нагрузка истца составляла 35 часов в неделю, в настоящее время составляет 33 часов в неделю, что подтвердили в судебном заседании стороны по делу. Указанное, по мнению суда, фактически свидетельствует о признании ответной стороной неправомерности изменения педагогической нагрузки истицы в отсутствие ее согласия и согласия профкома школы. Так, в суде, безусловно установлено, что на согласование приказ об уменьшении педагогической нагрузки в отношении истца и других сотрудников в профком образовательного учреждения не поступал, с представителями профсоюзного комитета согласован не был.

При таких обстоятельствах, когда изменение существенных условий труда произошло по инициативе работодателя в отсутствие согласия работника и профкома, суд приходит к убеждению о нарушении ответчиком прав истца при снижении учебной нагрузки ниже 36 часов в неделю, в связи с чем, требования истца о восстановлении прежней учебной нагрузки подлежат удовлетворению.

Прежние доводы представителя ответчика о том, что снижение нагрузки произошло в связи с производственной необходимостью вследствие уменьшения количества учащихся, опровергаются представленными суду доказательствами. В частности, в ходе судебного разбирательства установлено, что в учебном 2015-2106 году изменение количества учащихся произошло в сторону увеличения, в частности, произведен набор дополнительной группы 5 классов.

Доказательств, подтверждающих доводы, на которые ссылается ответная сторона и, соответственно, опровергающих утверждение истца, суду не представлено. Ссылка на наличие у руководства школы объективных причин для снижения педагогической нагрузки ввиду производственной необходимости носит исключительно голословный характер, достоверных и допустимых доказательств этого, как того требует статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено.

Поскольку основное требование иска судом удовлетворено, также подлежат удовлетворению требования истца о взыскании в результате неправомерного снижения учебной нагрузки недополученной заработной платы.

Порядок исчисления заработной платы педагогов в зависимости от установленной учебной нагрузки определяется в разд. IV Рекомендаций об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений, содержащихся в Приложении к письму Минобрнауки России №АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ №96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

В соответствии с пунктами 2.1, 2.3 Рекомендаций, нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющиеся нормируемой частью их педагогической работы, установлены в размере 18 часов в неделю преподавателям специальных дисциплин I - XI (XII) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений, I - IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с 4- летним сроком обучения.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, предусмотренном в разделе IV Рекомендаций.

Согласно п. 4.1, 4.2, 4.3 Рекомендаций, месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений по основаниям, указанным в разделе VIS на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Недополученная истцом заработная плата составляет 17 554 рубля 59 копеек, при этом суд соглашается с расчетом представленным истцом, выполненным арифметически верно, неоспоренным ответной стороной.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При определении размера компенсации суд учитывает длительность задержки выплаты заработной платы, размер заработной платы, требования разумности и справедливости. Поскольку работодателем грубо нарушены трудовые права истца на вознаграждение за труд, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика взыскивается в доход государства госпошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче настоящего иска.

Руководствуясь статьями 194-198, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования города Набережные Челны «Художественная школа №1» установить К.Н.М. в 2015-2016 учебном году учебную (педагогическую) нагрузку в размере 34 часов в неделю.

Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Художественная школа №1» в пользу К.Н.М. недополученную заработную плату в размере17 554 рублей 59 копеек рубля и в порядке компенсации морального вреда 3 000 рублей.

Взыскать с Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования города Набережные Челны «Художественная школа №1» государственную пошлину в бюджет муниципального образования «город Набережные Челны» в размере 1 002 рублей 18 копеек.

Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья подпись М.Г. Миндубаева

Копия верна

Судья М.Г. Миндубаева

Решение вступило в законную силу «___»_____________ 2016 года

Судья М.Г. Миндубаева

Секретарь суда