Дело № 2-1716/2019
УИД(М) №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белогорск 5 ноября 2019 г.
Белогорский городской суд Амурской области в составе:
судьи Михалевич Т.В.,
при секретаре Кочетковой А.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Белогорска Попова К.В.,
представителя ответчика ООО «Городские энергетические сети» - ФИО1, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Белогорска к Администрации г. Белогорска, ООО «Городские энергетические сети» об обязании оборудовать муниципальные котельные «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская» приборами учета жидкого котельного топлива и обеспечить введение их в эксплуатацию,
установил:
Заместитель прокурора г. Белогорска обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что по поручению прокуратуры области проведена проверка по вопросу подготовки муниципального образования г. Белогорск к отопительному периоду 2019-2020 гг. По результатам проверки установлено следующее. На территории города Белогорска расположены 3 котельных, находящихся в муниципальной собственности, осуществляющих теплоснабжение, горячее водоснабжение населения на жидком котельном топливе: «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская». Согласно информации МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск», ООО «Городские энергетические сети» от ДД.ММ.ГГГГ указанные котельные, являющиеся муниципальными, не оборудованы приборами учета жидкого котельного топлива (мазута). В соответствии со ст. 3 ч. 1 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. В силу п.4.1 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений. ГОСТ Р 8.595-2004» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 № 99-ст), для измерений массы продукта в мерах вместимости и мерах полной вместимости применяют прямой метод статических измерений, основанный на прямых измерениях массы продукта статическим взвешиванием или взвешиванием в железнодорожных или автомобильных цистернах и составах в процессе их движения на весах. Из анализа содержания пунктов 4.2, 4.3 ГОСТ Р 8.595-2004 следует, что непосредственный результат измерения достигается только при прямом методе динамических измерений, при котором массу продукта измеряют при помощи массомера. Пунктом 5.7.1. названного документа предусмотрено, что по методике выполнения измерений, основанной на косвенном методе динамических измерений, измеряют плотность и объем продукта, и результаты этих измерений приводят к стандартным условиям или результаты измерений плотности продукта приводят к условиям измерений его объема. Таким образом, применение косвенного метода измерений жидкого котельного топлива не отвечает требованиям достоверности получаемых данных. Согласно представленным ООО «Городские энергетические сети» сведениям, расход мазута и его количество в настоящее время определяется, в том числе, в соответствии с РД 34.09.105-96. Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанциях, утвержденные РАО «ЕЭС» России 12.05.1996. Для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и приборами по контролю его качества и количества. Учет топлива на крупных ТЭС следует осуществлять с помощью персональных компьютеров (п. 1.3 РД 34.09.105-96). Отсутствие на котельных приборов учета жидкого котельного топлива не обеспечивает бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, поскольку не позволяет определить фактическое наличие топлива и, соответственно, не позволяет определить достижение неснижаемого нормативного запаса топлива, необходимого для предоставления коммунальной услуги. На основании изложенного просит суд обязать Администрацию города Белогорска, ООО «Городские энергетические сети» оборудовать муниципальные котельные «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская» приборами учета жидкого котельного топлива и обеспечить введение их в эксплуатацию.
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнил, что администрация г.Белогорска является надлежащим ответчиком по настоящему делу, в связи с нахождением котельных в муниципальной собственности.
Представитель ответчика ООО «Городские энергетические сети» ФИО1 возражала против удовлетворения исковых требований поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве. Дополнила, что нет правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, правовой нормы, в соответствии с которой они обязаны оборудовать котельные приборами учета жидкого котельного топлива. Ими были проведены предпроектные работы по установлению примерной стоимости установки приборов жидкого котельного топлива, согласно результатам которых стоимость составляет около 12 млн. рублей. У ООО «Городские энергетические сети» отсутствуют свободные денежные средства в данном размере, кроме того, учет жидкого котельного топлива производится разными способами. При этом также отсутствуют надлежащие доказательства того, что отсутствие приборов учета жидкого котельного топлива может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц.
Согласно письменного отзыва представителя ООО «Городские энергетические сети», основным доводом, на котором истец основывает свои требования указано, что отсутствие на котельных приборов учета жидкого топлива не обеспечивает бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, поскольку не позволяет определить достижение неснижаемого нормативного запаса топлива, необходимого для предоставления коммунальной услуги. Полагает, что указанный вывод является формальным, т.к. не основан ни на нормах права, ни на реальных обстоятельствах. Истцом были избирательно использованы и субъективно трактованы пункты из «РД 34.09.105-96. Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанциях» и «ГОСТ Р 8.595- 2004. Национальный стандарт РФ. Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений» (далее ГОСТ Р 8.595-2004). Из пункта 4.1. ГОСТ Р 8.595-2004. следует, что измерение массы продукта допускается разными методами: прямым методом динамических измерений; косвенным методом динамических измерений; прямым методом статистических измерений; косвенным методом статистических измерений; косвенный метод, основанный на гидростатических измерений. Согласно абз. 2 пункта 2.1.1 «РД 34.09.105-96. Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанциях» масса жидкого топлива, поступающего в цистернах по железной дороге или автотранспортом, определяется методом взвешивания или обмера (объемно-массовым методом). Из пункта 2.1.7. При приемке жидкого топлива объемно-массовым методом измеряют уровень мазута, температуру, плотность при температуре измерения и при необходимости влажность мазута в соответствии с МИ 2092-90. Масса мазута в цистернах вычисляется умножением объема мазута на его плотность. Объем топлива определяется при поступлении: в железнодорожных цистернах с помощью измерителя недолива ИНД-1М по МИ 2260-93 или метрштоком в соответствии с требованиями, изложенными в таблицах калибровки железнодорожных цистерн; в автоцистернах - с помощью метрштока и калибровочных таблиц автоцистерн. Ни одна из приведенных методик не содержит исключения по использованию прибора учета жидкого котельного топлива, а предлагает несколько способов его измерения. В материалах настоящего дела имеется ответ ООО «Горэнерго», согласно которому измерение массы поступающего на котельные мазута производится в соответствии с подпунктом а) пунктом 4.5. ГОСТ Р 8.595-2004, а именно объем продукта определяется по градуировочной таблице меры вместимости с использованием результата измерений уровня продукта. Таким образом, отсутствие прибора учета жидкого топлива не препятствует бесперебойной подготовки и подачи топлива в котельные, а также формированию неснижаемого нормативного запаса топлива, необходимого для предоставления коммунальной услуги. Отсутствует законодательно установленная обязанность организаций, осуществляющих теплоснабжение, вести учет жидкого котельного топлива только с помощью прибора учета. Соответственно, требование истца является незаконным и необоснованным. В настоящий момент в ООО «Горэнерго» обеспечен запас топлива: мазут - 1301,625 суток, уголь - 316,128 суток. На официальном сайте http://zakupki. gov.ru можно получить информацию об объемах закупаемого топлива (мазут, уголь), а также отследить периодичность его закупок. При указанных обстоятельствах считаем, что нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц отсутствуют.
Представитель ответчика - Администрации г. Белогорска в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения гражданского дела извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявляли.
Согласно поступившего письменного отзыва представителя Администрации г.Белогорска, полагают иск заместителя прокурора не подлежавшим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с п. 2. ст. 48 Устава муниципального образования г. Белогорск в структуре Администрации города Белогорск могут создаваться органы администрации (комитеты, управления, службы, отделы) по отраслевому (функциональному) признаку, осуществляющие свою деятельность самостоятельно в соответствии с Положениями, утверждаемыми Главой города. Решением Белогорского городского совета народных депутатов от 08.12.2011 № 49/343 создано муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск» для осуществления деятельности в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования город Белогорск. Данное учреждение является структурным подразделением Администрации г. Белогорск, наделенным правами юридического лица. В соответствии с Положением, основными целями Учреждения являются, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (п. 2.1.4) Таким образом, Администрация г. Белогорск является ненадлежащим ответчиком по данному делу и не может выступать соответчиком, поскольку в соответствии с действующим законодательством, уполномоченным органом муниципального образования г. Белогорск по организации теплоснабжения населения на территории города, является МКУ «Управление ЖКХ Администрации г. Белогорск». Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации г. Белогорск» - «Концедент» и ООО Мелькомбинат» «Концессионер» заключено концессионное соглашение, предметом которого, является обязанность Концессионера за свой счет и (или) за счет привлеченных средств осуществить мероприятия по реконструкции и (или) строительству объекта Соглашения, описание которого приведено в разделе II указанного Соглашения, право собственности, на который принадлежит или будет принадлежать Концеденту, а также осуществлять деятельность по производству и поставке тепловой энергии потребителю в границах муниципального образования города Белогорск с использованием Объекта соглашения (п. 1.1. Соглашения). Согласно п. 2.1 Соглашения объектом Концессионного соглашения является муниципальное имущество, представляющее собой комплекс технологически и функционально связанных объектов системы коммунального теплоснабжения муниципального образования города Белогорск Амурской области, предназначенный для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Соглашения, подлежащие реконструкции и (или) строительству. С ДД.ММ.ГГГГ деятельность по указанному соглашению осуществляется ООО «Городские энергетические сети», о чем был уведомлен Концедент. Таким образом, ООО «Городские энергетические сети» является теплоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии на территории муниципального образования города Белогорск, с использованием муниципального имущества - муниципальных котельных. Помимо изложенного, считают, что требования прокурора <адрес> являются не обоснованными в силу следующего. В соответствии с ГОСТ Р 8.595-2004, для измерения массы продукта в мерах вместимости применяется в ом числе и косвенный метод статистических измерений. При таком методе измерений, масса продукта измеряется в мерах вместимости: уровень продукта стационарным уровнемером или другими средствами измерений уровня жидкости; объем продукта - по градуировочной таблице меры вместимости с использованием результата измерений уровня продукта. Согласно информации ООО «Горэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, исх. № на все приемные емкости и резервуары для хранения мазута составлены градуировочные таблицы. Таким образом, учет объема жидкого котельного топлива (мазута) в резервуарах определяется с помощью градуированных таблиц резервуаров по значениям уровня наполнения, и измеряются метроштоком. Считают, что прокурором города Белогорск не представлено суду доказательств нарушения, чьих-либо прав, прав неопределенного круга лиц, в интересах которого направлены исковые требования отсутствием приборов учета жидкого топлива на котельных. Удовлетворение заявленных требований, противоречащих действующему законодательству приведет к значительным затратам органа местного самоуправления на приобретение и установку приборов учета. На основании изложенного, полагают, что требования прокурора города Белогорска не основаны на законе и не подлежат удовлетворению.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Базис-Энерго», МКУ «Комитет имущественных отношений Администрации МО г. Белогорска», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Белогорск» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлялись.
В связи с изложенным, в силу положений ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Под неопределенным кругом лиц понимается круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также в отношении, которых невозможно решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Судом установлено, что между Муниципальным образованием г. Белогорска Амурской области (концедент), с одной стороны и ООО «Мелькомбинат» (концессионер) с дугой стороны, Правительством Амурской области с третьей стороны, ДД.ММ.ГГГГ заключено Концессионное соглашение, согласно которому концессионер обязуется за свой счет и (или) за счет привлечённых средств осуществить мероприятия по реконструкции и (или) строительству объекта Соглашения, а также осуществлять деятельность по производству и поставке тепловой энергии потребителю в границах Муниципального образования г. Белогорск.
Объектом данного Концессионного соглашения является муниципальное имущество, представляющее собой комплекс технологически и функционально связанных объектов, системы коммунального теплоснабжения Муниципального образования г. Белогорск Амурской области, предназначенное для осуществления деятельности по производству и поставке тепловой энергии потребителю в границах МО г. Белогорск.
Пунктом 2.2. Концессионного соглашения установлено, что переданные Концессионеру объекты являются муниципальной собственностью.
Согласно Приложению № к указанному Соглашению, в ведение ООО «Мелькомбинат» переданы, в том числе, муниципальные котельные «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская». Решением ООО «Мелькомбинат» от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование на ООО «Городские энергетические сети».
Обсуждая доводы представителя ответчика администрации г. Белогорск, указанные в отзыве на исковое заявление, о том, что надлежащим ответчиком по делу является МКУ «Управление ЖКХ администрации г. Белогорск», суд находит их несостоятельными, на основании следующего.
В ст. 11 Устава муниципального образования г. Белогорск к вопросам местного значения города Белогорска относится в частности дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 47 Устава администрация города Белогорск является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных городу федеральными законами и законами Амурской области.
В соответствии с п. 3 ч.2 со ст. 47 Устава г. Белогорска управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города относится к компетенции администрации г. Белогорска.
Часть 1 ст. 48 Устава предусматривает отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города Белогорск.
Согласно ч. 2 ст. 48 Устава г. Белогорск, в структуре администрации г. Белогорск могут создаваться органы администрации (комитеты, управления, службы, отделы) по отраслевому (функциональному) признаку, осуществляющие свою деятельность самостоятельно в соответствии с Положениями, утв. Главой города.
Создание администрацией г. Белогорска в своей структуре учреждения, на которое возложена часть функций администрации, не является основанием для освобождения администрации г. Белогорска как собственника муниципальных котельных, от возложенных на нее обязанностей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Администрация г.Белогорска и ООО «Городские энергетические сети» являются надлежащими ответчиками по настоящему гражданскому делу, поскольку котельные «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская» относятся к муниципальному имуществу г.Белогорска, а ООО «Городские энергетические сети» осуществляет деятельность в рамках Концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Городские энергетические сети» и ООО «Базисэнерго» заключён договор №, в соответствии с которым ООО «Базисэнерго» обязуется выполнить работы по предпроектному обследованию объектов мазутного хозяйства на предмет разработки рабочей документации на установку приборов учёта расхода топлива (мазут) в котельных «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская» в соответствии с программой предпроектного обследования.
Согласно уведомления директора ООО «Горэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ, направленного на имя главы Администрации г.Белогорск,для завершения работ по разработке проектно-сметной документации на установку приборов учета и расхода топлива (мазут) в котельных, находящихся на балансе г.Белогорска, необходима сумма в 671 тысячу рублей. ООО «Городские энергетические сети» из собственных средств изыскало 291 тысячу рублей на предпроектное обследование объектов мазутного хозяйства на предмет разработки рабочей документации на установку приборов учета и расхода топлива (мазут) в котельных «Амурсельмаш», «Транспортная», «Томская». «Мазутослив». В настоящий момент переданы документы в предварительными техническими решениями (сметы на 12 млн.рублей и принципиальные сметы), которые проверяются.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Одним из основных принципов вещного права является обязанность собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества (статья 210 ГК РФ).
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» закреплено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Статьей 3 Закона о теплоснабжении предусмотрены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в числе которых: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (пункты 1, 5 части 1).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся утверждение правил организации теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утверждены «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации».
Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, согласно которым котельная – это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
Приказом Техрегулирования от 07.12.2004 года № 99-ст «Об утверждении национального стандарта», утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 8.595-2004 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений» с датой введения в действие с 1 ноября 2005 г.
Кроме того, РАО ЕЭС России 12.05.1996 утверждены «Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанция. РД 34.09.105-96»
В силу п. 4.1.2 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», при поступлении в организацию, расходовании на производство и хранении на складах и в резервуарах организовывается учет всего топлива по количеству и качеству, при котором обеспечивается взвешивание всего поставляемого жидкого топлива или его обмер.
Пункт 4.2.28 данных Правил устанавливает, что мазут хранится в металлических или железобетонных резервуарах. Крышки люков в резервуарах должны быть всегда плотно закрыты на болты с прокладками. Оборудование железобетонных и металлических резервуаров, а также другие устройства топливного хозяйства поддерживаются в состоянии, отвечающем требованиям строительных норм и правил по противопожарным нормам на складах нефти и нефтепродуктов. Слив топлива в резервуары осуществляется под уровень мазута.
Согласно п. 4.2.30 Правил на все приёмные ёмкости и резервуары для хранения жидкого топлива должны быть составлены градуировочные таблицы, которые обновляются после каждого капитального ремонта, реконструкции резервуара, при изменении его формы и объема, после перемещения на новое место. Градуировочные таблицы утверждаются техническим руководителем организации.
Главой 4 «Государственной системы обеспечения единства измерений. Масса нефти и нефтепродуктов. Общие требования к методикам выполнения измерений. ГОСТ Р 8.595-2004» (утвержденной Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 № 99-ст) установлены методы измерения массы продукта: прямой метод динамических измерений; косвенный метод динамических измерений; прямой метод статических измерений; косвенный метод статических измерений; косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе.
Глава 5 ГОСТ Р 8.595-2004 регламентирует требования предъявляемые к методикам выполнения измерений массы продукта.
В силу пункта 5.4.1 ГОСТ Р 8.595-2004 средства измерений и вспомогательные устройства (в том числе средства вычислительной техники) выбирают при проектировании измерительной системы массы продукта в зависимости от принятых методов измерений величин, по результатам измерений которых определяют массу продукта, и оптимальных затрат на измерения, включая затраты на метрологическое обслуживание средств измерений, при условии выполнения требований к МВИ, в том числе норм погрешности измерений массы брутто товарной нефти и массы нефтепродукта, указанным в 5.1.1, и массы нетто товарной нефти, указанным в 5.1.2.
Вопросы организации работ по учёту всех видов котельно-печного (технологического) топлива, а также устанавливают порядок и методы проведения данных работ также регламентируют Методические указания по организации учета топлива на тепловых электростанциях, утвержденные РАО «ЕЭС России» РД 34.09.105-96 от 12.05.1996.
В силу п. 1.2 Методических указаний РД 34.09.105-96 все топливо, поступающее на ТЭС и расходуемое на технологические и другие нужды (цели), а также хранящееся на складе и отпускаемое сторонним организациям, подлежит строгому учёту. Указанными Методическими рекомендациями РД 34.09.105-96 учёт топлива подразделяется на оперативный, технический и бухгалтерский (пункт 1.7).
Согласно п. 1.13 Методических указаний РД 34.09.105-96 на все резервуары для приёма и хранения жидкого топлива должны быть составлены градуировочные таблицы.
Пункт 1.24 закрепляет, что на районных котельных учёт топлива производится по местным инструкциям, разработанным на основе настоящих Методических указаний и утверждённым энергообъединением.
Из пункта 2.1.7 Методических указаний РД 34.09.105-96 следует, что при приемке жидкого топлива объемно-массовым методом измеряют уровень мазута, температуру, плотность при температуре измерения и при необходимости влажность мазута в соответствии с МИ 2092-90. Масса мазута в цистернах вычисляется умножением объема мазута на его плотность. Объем топлива определяется при поступлении: в железнодорожных цистернах с помощью измерителя недолива ИНД-1М по МИ 2260-93 или метрштоком в соответствии с требованиями, изложенными в таблицах калибровки железнодорожных цистерн; в автоцистернах - с помощью метрштока и калибровочных таблиц автоцистерн.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что при измерении массы жидкого котельного топлива (мазута) необходимо руководствоваться, в том числе и установленными Приказом Ростехрегулирования от 07.12.2004 № 99-ст методами, а именно прямой метод динамических измерений; косвенный метод динамических измерений; прямой метод статических измерений; косвенный метод статических измерений; косвенный метод, основанный на гидростатическом принципе, с учетом положений ГОСТ Р 8.595-2004, регламентирующим требования, предъявляемые к методикам выполнения измерений массы продукта.
Доводы истца о том, что для ведения учета топлива электростанции должны быть оснащены необходимым оборудованием, устройствами и проборами по контролю качества и количества, суд не может признать обоснованными, поскольку указанные пунктом 1.2 Методических указаний РД 34.09.105-96 требования относятся к электростанциям, а не к учёту топлива в районных котельных.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что используемые ООО «Городские энергетические сети» методы учета объема жидкого котельного топлива (мазута) в резервуарах, содержат недостоверные сведения, не позволяющие обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную, либо не позволяют определить достижение неснижаемого нормативного запаса топлива, необходимого для предоставление коммунальной услуги, в нарушение положений ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено, в материалах дела отсутствуют, в судебном заседании установлено не было.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что вышеприведёнными нормами не установлена обязанность по установке приборов учёта жидкого котельного топлива в районных котельных, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оценивая доводы стороны ответчика о том, что прокурором не представлено доказательств нарушения чьих-либо прав либо прав неопределенного круга лиц, суд приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания указанной нормы права и статьи 131 ГПК РФ следует, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются интересы этого круга лиц, какое право нарушено, а также должны содержаться ссылки на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов. Прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц может обратиться независимо от наличия обращения к нему граждан.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих права и создающих угрозу их нарушения.
Суд полагает, что стороной истца не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц, либо угрозы причинения нарушения прав неопределенного круга лиц, со стороны администрации г. Белогорска Амурской области и ООО «Городские энергетические сети» в связи с отсутствием на муниципальных котельных приборов учета жидкого котельного топлива.
При этом материалы дела также не содержат доказательств осуществления ответчиками деятельности, которая нарушает или может повлечь в будущем нарушение прав неопределенного круга лиц. Недоказанность факта нарушения прав и интересов неопределенного круга лиц, также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Заместителя прокурора г. Белогорска к Администрации г. Белогорска, ООО «Городские энергетические сети» о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета жидкого котельного топлива и обеспечить введение их в эксплуатацию – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд, через Белогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Михалевич
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ