ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-171/20 от 12.03.2020 Дальнеконстантиновского районного суда (Нижегородская область)

Дело /номер/

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 марта 2020 года р.п. Дальнее Константиново


Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Логиновой О.Л.,

с участием представителя истца ФИО1,

при секретаре Сергеевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части /иные данные/ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о признании бездействия по неустановлению коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребления в многоквартирных жилых домах, обязании установить общедомовые (коллективные) и индивидуальные приборы учета электроэнергии в жилых домах,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор 19 военной прокуратуры армии, войсковой части /иные данные/ обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к Министерству обороны РФ о признании бездействия по неустановлению коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребления в многоквартирных жилых домах, обязании установить общедомовые (коллективные) и индивидуальные приборы учета электроэнергии в жилых домах, мотивируя тем, что на территории закрытого военного городка Дальнее Константиново-5 (Нижегородская область) имеются 23 жилых многоквартирных дома (/иные данные/), которые на основании приказов Минобороны России от /дата//номер/ и от /дата//номер/, переданы в оперативное управление ФГКУ «Центральное территориальное управление» Минобороны России (далее - ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России), полномочия собственника данных жилых домов осуществляет Минобороны России. Проверкой установлено, что в указанных домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 коллективные (общедомовые), а также индивидуальные приборы учета электрической энергии частично отсутствуют.

Так, в 2018 году управляющей организацией ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по договору управления указанным жилищным фондом от /дата/ № З-УЖФ/РВСН-4 проведена инвентаризация необходимого количества общедомовых и индивидуальных приборов учета.

По результатам данной инвентаризации письмом начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела /номер/ филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по РВСН) от /иные данные/ проинформирован начальник ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны России о необходимости установки общедомовых (49) и индивидуальных (569) приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах.

До 1 июля 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Кроме того, исходя из п. 81 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Таким образом, обязанность по оборудованию жилых многоквартирных домов общедомовыми и индивидуальными приборами учета и ввод приборов учета в эксплуатацию собственником многоквартирных домов определена законом.

Бездействие Минобороны России нарушает интересы Российской Федерации по стимулированию энергоснабжения, а также права граждан, роживающих в жилых домах ЗВГ «Дальнее Константиново-5», и осуществляющих ежемесячную плату за потребляемые коммунальные услуги.

Просит признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с неустановлением коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребления в многоквартирных жилых домах в ЗВГ Дальнее Константиново-5; обязать ответчиков установить 49 общедомовых (коллективных) приборов учета и 569 индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/

Представитель истца - 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям, просил их удовлетворить.
Ответчик Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте его проведения, своего представителя не направил, о причине неявки не сообщил.

Третье лицо ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте его проведения, своего представителя не направило, не поставив суд в известность о причинах неявки.

Третье лицо ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте его проведения, своего представителя не направило, не поставив суд в известность о причинах неявки.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.ст. 3 и 5 Конституции Российской Федерации государство осуществляет свои специфические функции через соответствующие органы государственной власти.

Согласно п. «д» ст. 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности (подп. а) п. 3).

Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года №1082, а также постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п. 71).

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ « Об обороне » имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с приказом Минобороны России от 30.04.2009 года №355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом Минобороны России от 17.12.2010 года №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в том числе к Федеральному государственному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отноше-ний» Министерства обороны Российской Федерации с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Жилые помещения многоквартирных жилых домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/ относятся к категории специализированного жилищного фонда.

Таким образом, собственником специализированного жилищного фонда Минобороны России, расположенного на территории ЗВГ Дальнее Константиново-5, в том числе жилых помещений в многоквартирных жилых домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/ в настоящее время является Министерство обороны Российской Федерации. На праве оперативного управления указанные жилые помещения закреплены за ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.

Индивидуальные приборы учета электрической энергии в вышеуказан-ных жилых помещениях многоквартирных жилых домов ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/ отсутствуют.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены общедомовыми приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения.

В соответствии с абз. 3 п. 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии », утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года №442, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. В случае выхода прибора учета из строя (механическая поломка) либо пропуск межповерочного интервала, либо несоответствия класса точности прибора учета, ответственность по замене индивидуального прибора учета возложена на собственника жилого помещения.

Данные положения соотносятся со ст. 210 ГК РФ, в соответствии с которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Учитывая, что жилые помещения в многоквартирных жилых домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/ являются федеральной собственностью, то в соответствии со ст. 135 ГК РФ, прибор учета, являясь принадлежностью к главной вещи (квартире), следует главной вещи и также является федеральной собственностью.

Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права, суд приходит к выводу, что установка индивидуальных приборов учета электроэнергии должна быть обеспечена собственником жилых помещений - Министерством обороны Российской Федерации, в связи с чем, требования прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 к Министерству обороны Российской Федерации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора 19 военной прокуратуры армии, войсковой части 56680 в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны РФ о признании бездействия по неустановлению коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребления в многоквартирных жилых домах, обязании установить общедомовые (коллективные) и индивидуальные приборы учета электроэнергии в жилых домах, удовлетворить.

Признать бездействие Министерства обороны Российской Федерации, связанное с неустановлением коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета потребления в многоквартирных жилых домах в ЗВГ Дальнее Константиново-5.

Обязать ответчика установить 49 общедомовых (коллективных) приборов учета и 569 индивидуальных приборов учета электрической энергии в многоквартирных жилых домах ЗВГ Дальнее Константиново-5 по адресам: /иные данные/

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.



Судья О.Л.Логинова