Гр.дело № 2-171/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 апреля 2018 г. г. Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Муртазалиева М.М.
при секретаре Мамаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джабраилова Казимагомеда Багаудиновича, поданному представителем по доверенности Устаровым Багаутдином Шарапетиновичем, к Администрации городского округа «город Избербаш» и Отделу архитектуры и градостроительства Администрации городского округа «город Избербаш» Республики Дагестан о понуждении выдать акт ввода в эксплуатацию нежилого строения (магазина),
установил:
Джабраилов К.Б. через своего представителя Устарова Б.Ш. обратился в суд с указанным иском и в обоснование его указал следующее.
Ему постановлением Администрации городского округа «город Избербаш» за № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение на строительство магазина на земельном участке, принадлежащем ему, на котором он построил, в соответствии с утвержденным главным архитектором города проектом, нежилое строение (магазин). При этом отступлений от проекта допущено не было, что усматривается из заключения независимой строительной компании «Строй Дизайн».
Однако, Отдел архитектуры и градостроительства Администрации ГО «г.Избербаш» отказался выдавать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию законченного строения, ссылаясь на ст.55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Считает отказ Администрации г.Избербаш в лице отдела архитектуры необоснованным и нарушающим его права на эксплуатацию здания, а также на владение, пользование и распоряжение им.
В связи с этим, просит признать отказ в выдаче акта на ввод в эксплуатацию нежилого строения (магазина) площадью 2627,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, необоснованным и обязать Администрацию городского округа «город Избербаш» в лице главного архитектора выдать ему Акт ввода в эксплуатацию нежилого строения (магазина).
В судебное заседание истец Джабраилов К.Б. не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие и с участием своего представителя.
Представитель истца Устаров Б.Ш., действующий на основании доверенности, исковое заявление поддержал и просил удовлетворить его по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчиков- Администрации городского округа «город Избербаш» (дале- Администрации ГО «г.Избербаш») и Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО «г.Избербаш» ФИО4, главный архитектор Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО «г.Избербаш», действующий на основании доверенности, с иском согласился, поясняя, что действительно Джабраилов К.Б., имея в собственности земельный участок, а также разрешение на строительство нежилого помещения (магазина), выданного Администрацией ГО «г.Избербаш», построил четырехэтажное с мансардой здание. Однако, в данное время выдать ему Акт ввода в эксплуатацию данного здания он, как главный архитектор, не может, так как Джабраиловым К.Б. своевременно не было получено дополнительно разрешение на строительство в Отделе архитектуры, соответственно, ему не был выдан градостроительный план. В данное время здание построено, выдать задним числом указанные документы не представляется возможным, а в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ Акт ввода объекта в эксплуатацию возможно при наличии определенных документов, в том числе, указанных выше. Поэтому, Отдел архитектуры порекомендовал ему обратиться в суд.
Выслушав объяснения представителей истца, ответчика, огласив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (п. 25).
В связи с этим, суд считает, что иск предъявлен к Администрации ГО «г.Избербаш» обосновано.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.
На основании ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с п.2 ст. 215 и п.2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В данном случае Администрация ГО «г.Избербаш» представляет интересы муниципального образования.
В соответствии с п.30 ст. 7 Устава муниципального образования городской округ «город Избербаш», принятого решением Собрания депутатов городского округа «город Избербаш« № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного Управлением Минюста РФ по РД 29.12.2017 №№, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Материалами дела, исследованными в судебном заседании, установлено, что согласно договору купли-продажи (купчая) от ДД.ММ.ГГГГ Джабраилов Казимагомед Багаудинович приобрел земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ за №.
Постановлением Администрации ГО «г. Избербаш» за № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Джабраилову К.Б. разрешением на строительство 5-ти этажного магазина на данном земельном участке.
Был разработан проект нежилого строения (магазина), утвержденного главным архитектором города.
На указанном земельном участке Джабраиловым К.Б. в 2012 г. было построено 5-ти этажное нежилое строение (магазин) общей площадью 2627,1 кв.м. При этом, отступления от проекта допущено не было, что подтверждается заключением ООО Проектно-строительная компания «Строй-дизайн».
Здание поставлено на кадастровый учет за №.
Однако, Администрация ГО «г.Избербаш» в лице Отдела архитектуры и градостроительства отказалась выдавать Акт ввода объекта в эксплуатацию, в связи с чем, Джабраилов К.Б. не может зарегистрировать право собственности на здание.
Разрешение данного спора порождает для истца определенные правовые последствия, в том числе, связанные с регистрацией права собственности, владения, пользования и распоряжения этим имуществом. В связи с этим, возникает спор о праве и соответственно дело подлежит рассмотрению по правилам искового производства.
Как было указано, разрешение Джабраилову К.Б. на строительство Администрацией ГО «г.Избербаш» выдано в соответствии с ее полномочиями, строительство осуществлено Джабраиловым в соответствии с проектной документацией, утвержденной главным архитектором г.Избербаш.
В соответствии с ч.1 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (далее- ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 данной статьи для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории; 3) разрешение на строительство; 4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); 5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации; 7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии); 8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта; 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса; 10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; 11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования; 12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; 13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Местоположение границ такой зоны должно быть согласовано с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении такой зоны (границ такой зоны), за исключением случаев, если указанные органы являются органами, выдающими разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предоставление предусмотренных настоящим пунктом документов не требуется в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного объекта капитального строительства и в результате указанной реконструкции местоположение границ ранее установленной охранной зоны не изменилось.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства; 5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка градостроительным регламентом (часть 6 ст. 55 ГрК РФ).
Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке (ч.8 ст. 55 ГрК РФ).
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (ч.10 ст.55 ГрК РФ).
Как установлено в судебном заседании, Джабраилов К.Б., получив разрешение на строительство пятиэтажного нежилого строения, полагая, что этого достаточно, и не получив дополнительно каких-либо рекомендаций от должностных лиц Администрации ГО «г.Избербаш» о необходимости обращения в Отдел архитектуры и градостроительства за получением градостроительного плана и разрешения, построил магазин. В течение строительства данного объекта к нему никто из должностных лиц Администрации ГО «г.Избербаш», в том числе, главный архитектор и подчиненные ему должностные лица, не предъявляли претензии о том, что он строит объект без градостроительного плана.
Как было указано, объект построен после получения разрешения на строительство, выданного Администрацией ГО «г.Избербаш», в соответствии с проектом, утвержденным главным архитектором города, что фактически означает разрешение Отдела архитектуры и градостроительства на строительство данного объекта, в соответствии с проектом, что подтверждается соответствующим заключением специалистов, на кадастровый учет объект поставлен, правоустанавливающий документ на земельный участок имеется, при таких обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, суд полагает, что оснований для отказа в выдаче Акта ввода в эксплуатацию нежилого здания магазина, не имелось, в связи с чем, иск является обоснованным и возникает необходимость в восстановлении нарушенного права Джабраилова К.Б. через судебное постановление, удовлетворив его. Не получение дополнительно разрешения на строительство в Отделе архитектуры и градостроительства и градостроительного плана, при наличии разрешения органа местного самоуправления, не может лишать истца на регистрацию права собственности на объект, который соответствует всем параметрам и требованиям. Иное противоречило бы конституционному праву истца на защиту частной собственности.
Руководствуясь ст.2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 125 ГК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Джабраилова Казимагомеда Багаудиновича, поданное представителем по доверенности Устаровым Багаутдином Шарапетиновичем, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «город Избербаш» в лице Отдела архитектуры и градостроительства выдать Акт ввода в эксплуатацию нежилого строения (магазин) общей площадью 2627,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Джабраилову Казимагомеду Багаудиновичу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховном суде РД в течение одного месяца со дня оглашения, путем подачи жалобы в Избербашский городской суд.
Председательствующий-судья Муртазалиев М.М.