ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-172/20 от 19.06.2020 Тоншаевского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-172/20

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

р.п.Тоншаево ДД.ММ.ГГГГ

(мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ)

Тоншаевский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Ягилева С.В.,

с участием

прокурора- заместителя прокурора Тоншаевского район Беспалова А.С.

при секретаре судебного заседания Махневой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 12 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России о возложении обязанности создать для осужденных помещение для проведения длительных свиданий,

УСТАНОВИЛ:

Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в Тоншаевский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФКУ ИК № 12 ГУФСИН России по Нижегородской области об обязании создать для осужденных помещение для проведения длительных свиданий. В обоснование заявленного иска прокурором указано на то, что Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ходе проведенной проверки в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области, расположенном по адресу: <адрес>А выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Так в силу ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. Согласно части 2 данной статьи длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения – с иными лицами. В нарушение ст.89 УИК РФ на участке колонии-поселения ИК-12 отсутствует помещение для проведения осужденными длительных свиданий и осужденные, отбывающие наказание на участке колонии-поселения, состав которых постоянно меняется, лишены возможности получать длительные свидания со своими родственниками. Прокурор просил обязать ФКУ ИК №12 ГУФСИН России по Нижегородской области создать для осужденных, отбывающих уголовное наказание на участке колонии-поселения ИК-12, помещение для проведения длительных свиданий (КДС) и оборудовать это помещение комнатой отдыха, детской комнатой, санитарным узлом, душевой, комнатой ожидания. Жилые комнаты помещения оборудовать инвентарем в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 и статьей 12 УИК РФ. Возложить на ответчика обязанность по устранению указанных нарушений в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 40 ГПК РФ судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФСИН России и ГУФСИН России по Нижегородской области.

Участвующий в деле прокурор Беспалов А.С. заявленные исковые поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске, поскольку до настоящего времени на территории учреждения для осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, отсутствует комната длительных свиданий, что нарушает права неопределенного круга лиц осужденных.

Представитель ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области ФИО1 в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать. По утверждению представителя, хотя в настоящее время в учреждении действительно отсутствует комната длительных свиданий для осужденных, отбывающих лишение свободы в колонии-поселении, их права не нарушаются, поскольку у осужденных имеется возможность снять жилье у частных лиц в <адрес>, поблизости от учреждения. Участок колонии-поселения ИК-12 в здании, 1975 года постройки. Лимит наполнения участка колонии-поселения составляет 30 человек, фактически в нем содержится 29 человек. Создать в здании комнату длительных свиданий в соответствии с нормативными требованиями не представляется возможным по причине отсутствия свободных помещений. Нормативные документы, на которые ссылается прокурор, а именно приказ ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512, а также Свод правил СП-17-02 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы Правила проектирования» применению в данном случае не подлежат, поскольку они не распространяются на ранее возведенные здания, без их переоборудования. В тоже время мероприятия по строительству и реконструкции зданий являются расходными обязательствами РФ, могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем внесения изменений в Федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018 - 2026 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6.04.2018 г. N 420.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что иск подлежит удовлетворению частично.

В силу ст.45 ч.1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в ходе проверки соблюдения установленного законом права лиц, заключенных под стражу и осужденных к лишению свободы, на свидания, получение посылок и передач, проведенной в 2019 году Сухобезводненской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации. Так в нарушение ст. 89 УИК РФ на участке колонии-поселения учреждения отсутствуют комнаты для проведения свиданий.

По результатам проверки Сухобезводненский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ГУФСИН России по Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ вынес представление об устранении нарушений требований законодательства № ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-6).

ДД.ММ.ГГГГ начальником ГУФСИН России по Нижегородской области Сухобезводненскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях направлен ответ на представление, согласно которому указанные прокурором нарушения нашли свое подтверждение. Факт отсутствия комнат для проведения длительных свиданий, относительно действующего лимита наполнения в ФКУ ИК-12, признан имеющим место. В рамках проведенной работы выявлен факт невозможности переоборудования части административного здания под недостающие помещения КДС по причине отсутствия свободных помещений. Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации признано капитальное строительство пристроев к существующим административным зданиям.

Согласно разъяснению начальника ГУФСИН России по Нижегородской области, содержащемуся в указанном письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. (ответ на представление прокурора) финансирование и капитальное строительство объектов недвижимости производится исключительно в рамках федерально-целевой программы «Развитие УИС». Указанная ФЦП «Развитие УИС 2018-2026 г.г.» утверждена и находится в работе. Внесение изменений и дополнений в действующую ФЦП на 2019 год не представляется возможным. В настоящее время проводится работа по подготовке планировочных решений пристроев к административным зданиям для КДС. При завершении указанных мероприятий будет произведен расчет сметной стоимости работ по каждому учреждению и направлены предложения в ФСИН России о необходимости внесения изменений в ФЦП (л.д.7-9).

Техническим паспортом ГП НО «Нижтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что административное здание, в котором дислоцирован участок колонии-поселения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской, 1975 года постройки, в кирпичном исполнении, состоит из 2 этажей и имеет общую площадь 858,1 кв.метров. Здание находится по адресу: <адрес> пос.<адрес>Хлебный <адрес>.

Информационным письмом начальника ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что здание (блок помещений) для проведения длительных свиданий осужденными участка колонии-поселения ФКУ ИК-12 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует. В соответствии со СП 308.1325800.2017 от ДД.ММ.ГГГГ учреждение должно иметь отдельное здание (блок помещений) для проведения длительных свиданий. Решение данного вопроса требует строительство отдельного помещения (л.д.10)

Как следует из объяснения представителя ответчика, в настоящее время в ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области действительно отсутствует комната длительных свиданий для осужденных, отбывающих лишение свободы в колонии-поселении. Несмотря на это осужденные имеют возможность снять жилье у частных лиц в <адрес>, поблизости от учреждения. Случаев отказа в предоставлении длительных свиданий по причине отсутствия возможности их проведения, не имелось

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Согласно статье 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 (далее – Положение), одна из основных задач ФСИН России – обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 5473-1) учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, исполнять уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания в соответствии со статьей 38 Закона № 5473-1, осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.

В Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию и заключению в какой бы то ни было форме, принятого 9 декабря 1988 года Резолюцией 43/173 на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, указано, что задержанному или находящемуся в заключении лицу предоставляется, в частности, право на посещение членами семьи и переписку с ними, а также соответствующая возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах.

Глава 13 УИК РФ регламентирует условия отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу ч.1 ст.89 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.

Пунктами 69-70 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, также императивно установлено, что длительные свидания продолжительностью трое суток предоставляются осужденным на территории ИУ.

Частью 2 ст.89 УИК РФ предусмотрено, что длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами. В силу ч.2.1 ст.89 УИК РФ, п. 69.1 Правил осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в ч.3 ст.97 УИК РФ, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении.

Таким образом, по смыслу закона длительные свидания предоставляются осужденными на территории исправительного учреждения, а вне исправительного учреждения могут предоставляться лишь в случаях прямо предусмотренным законом.

В этой связи доводы представителя ответчика ФИО1 о том, что все осужденные, реализующие право на длительное свидание, имеют возможность беспрепятственного проживания в частном жилом секторе за пределами исправительной колонии, не основаны на законе. Такое расширительное толкование закона, приведет к существенному ослаблению режимных требований, создаст высокую потенциальную опасность побегов среди осужденных, а также поставит под угрозу безопасность неопределенного круга лиц, в том числе жителей муниципального образования. Кроме того, как обосновано указано прокурором, отсутствие комнаты длительных свиданий нарушает и права неопределенного круга самих осужденных, которые вправе рассчитывать на проведение разрешенных им свиданий с родственниками в надлежащих бытовых условиях. Указанное право осужденных не может быть поставлено в зависимость от результатов самостоятельного поиска ими жилых помещений за пределами колонии.

Согласно статье 99 УИК РФ осужденным к отбыванию наказания в виде лишения свободы гарантируются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативно-правовыми актами нормы материально-бытового обеспечения.

Нормы материально-бытового обеспечения осужденных, обеспечение необходимыми коммунально-бытовыми зданиями и помещениями определены приказами Минюста России от 27 февраля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (далее – Приказ № 512), и от 02.06.2004 № 130-дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России)» (далее – Инструкция).

Указанным нормативным актом фактически определены новые нормы материально-бытового обеспечения осужденных, соответствующие европейским стандартам и улучшающие положение осужденных. В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам. Следовательно, государство приняло на себя обязательства обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.

Согласно пункту 1.1 Инструкции нормы настоящей Инструкции должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.

Согласно пункту 2 Приказа № 512 начальники территориальных органов и учреждений ФСИН обязаны привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) помещений исправительной колонии в соответствие с табельной положенностью за счет федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Согласно таблице 10.1, п. 19 свода правил СП 308.1325800.2017 от 29.12.2017 г. «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы» правила проектирования, учреждению для колонии поселения (КП) необходимо иметь здание (блок помещений в соответствии п. 9.19) для проведения длительных свиданий.

Материалами дела подтверждено и не оспаривается сторонами, что в нарушение вышеприведенных норм законодательства на участке колонии-поселения ФКУ ИК-12 ГУФСИН России по Нижегородской области не создано ни одного помещения для проведения длительных свиданий. Как следует из информационно письма начальника ГУ ФСИН России по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ переоборудование административного здания под помещение комнаты длительных свиданий (КДС) невозможно по причине отсутствия свободных помещений. Единственным возможным вариантом выхода из сложившейся ситуации является капитальное строительство пристроев к существующим административным зданиям, что возможно в рамках федеральной целевой программы развития УИС (л.д.7).

Поскольку руководителем территориального органа ФСИН РФ сделан однозначный вывод о невозможности использования в целях создания комнат длительного свидания (хотя бы одного помещения на учреждение) уже существующих зданий и сооружения ФКУ ИК-12, построенных до введения нового нормативного регулирования, без их реконструкции либо нового капитального строительства, то к вновь возведенным объектам подлежат применению нормы Инструкции СП 17-02. Такой вывод суда не противоречит и позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 февраля 2019 года N 91-КГ18-9, согласно которой нормативные требования от Приказа 02.06.2004 № 130-дсп, утвердившего Инструкцию СП 17-02, должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы и не должны применяться к тем зданиям и комнатам длительных свиданий, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.

Принимая такое решение, суд учитывает также и то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора в учреждении для осужденных к лишению свободы в колонии-поселении не имеется ни одной комнаты длительных свиданий, хотя бы и не соответствующей нормативным требованиям, но обеспечивающей саму возможность проведения свиданий осужденных с родственниками в минимальных условиях чистоты и пристойности.

При разрешении данного спора суд также учитывает, что мероприятия по строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу "Развитие уголовно-исполнительной системы на 2018 - 2026 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6.04.2018 г. N 420. Отсутствие финансирования на строительство дополнительных помещений является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии, которая не вправе самостоятельно решать вопрос о проектировании и строительстве помещений длительных свиданий, такое строительство может быть осуществлено в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения такой обязанности.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония, а также ГУФСИН России по Нижегородской области не могут являться надлежащими ответчиками по настоящему делу.

По смыслу закона, приняв решение о привлечении лица к участию в деле в качестве соответчика в порядке абзаца второго ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, суд обязан рассмотреть иск не только в отношении тех ответчиков, которые указаны истцом, но и в отношении лица, привлеченного по инициативе самого суда. В противном случае, отказывая в иске к такому соответчику по мотиву непредъявления к нему исковых требований, суд лишает истца возможности в будущем подать соответствующий иск.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований именно к ФСИН России как на главного распорядителя бюджетных средств. В тоже время, поскольку Инструкцией СП-17-02 Минюста России и приказом Минюста России от 27 февраля 2006 года № 512 императивно определены наименования блока помещений, перечень имущества и оборудования, которым должны обеспечиваться соответствующие помещения учреждений УИС, перечисление таковых в решении суда наименований позиций будет являться излишним.

Доводы представителя ФСИН России ФИО1 о том, Федеральная целевая программа уже принята, а внесение в нее изменений невозможно, суд отклоняет, поскольку в Примечаниях Приложения №5 к Федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026)» прямо предусмотрено, что перечень объектов капитального строительства по направлению, касающемуся реконструкции и строительства исправительных учреждений, и объемы их финансирования в пределах установленного Программой общего объема финансирования после разработки и утверждения проектной документации могут быть уточнены. Ссылка на возможность внесения изменений в Программу (за исключением текущего года) содержится и в письме начальника ГУФСИН России по Нижегородской области прокурору.

В силу ст.204 ГПК РФ срок исполнения возложенной на ФСИН России по созданию и оборудованию комнаты длительных свиданий суд определяет исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом принципов разумности и соблюдения балансов интересов сторон. С учетом необходимости внесения соответствующих изменений в Федеральную целевую программу, последующих проектных и строительных работ, что безусловно потребует значительного времени, суд считает возможным установить ответчику трехлетний срок исполнения решения суда.

Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 ФСИН России освобождено от уплаты государственной пошлины как государственный орган Российской Федерации, в связи с чем государственная пошлина не подлежит взысканию с ответчика.

На основании ст.1,89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Закона Российской Федерации № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, приказа Минюста России от 27 февраля 2006 года № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России об обязании создать для осужденных помещение для проведения длительных свиданий удовлетворить частично.

Обязать ФСИН России в срок не позднее трех лет со дня вступления решения суда в законную силу создать для осужденных, отбывающих уголовное наказание на участке колонии-поселения Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 12 ГУФСИН России по Нижегородской области помещение для проведения длительных свиданий и оборудовать это помещение в соответствии с нормами и требованиями, установленными приказом ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512.

В остальной части иска ФСИН России отказать.

В удовлетворении иска Сухобезводненского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №12 ГУФСИН России по Нижегородской области, ГУФСИН России по Нижегородской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Тоншаевский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: (подпись) Ягилев С.В.

Копия верна: судья Ягилев С.В.

секретарь судебного заседания Махнева С.А.