ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1736/2023 от 21.02.2024 Тамбовского районного суда (Тамбовская область)

Дело №2-70/2024

УИД: 68RS0004-01-2023-001972-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тамбов 21 февраля 2024 года

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Обуховой И.Е.,

при секретаре Митиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краснослободцевой Н. В. к администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, администрации г.Тамбова, Министерству сельского хозяйства Тамбовской области, Министерству сельского хозяйства Российской Федерации о признании права на получение социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Краснослободцева Н.В. обратилась в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, указав в исковом заявлении, что истец с 2014 года работает воспитателем в МАДОУ «Детский сад «Непоседы». В 2017 году истец стала участницей программы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения», семья истца жилищной комиссией Администрации Цнинского Сельсовета была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на очередь по улучшению жилищных условий. 27.05.2020г. истцом с использованием кредитных средств была приобретена однокомнатная квартира общей площадью 32,7 кв.м. по адресу: <адрес>. Истец рассчитывала получить субсидию для погашения ипотечного кредитования, поскольку на оплату платежей по кредиту уходит половина ее заработной платы.

Постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 20.04.2023 №3/3444 со ссылкой на Закон Тамбовской области от 23.12.2022 №201-3 истцу было возвращено учетное дело в связи с несоответствием условиям Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий.

Согласно уточненных исковых требований, Краснослободцева Н.В. просит признать за ней право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

По делу произведена замена ответчика администрации Тамбовского района Тамбовской области на правопреемника - администрацию Тамбовского муниципального округа Тамбовской области, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Тамбовской области, администрация г.Тамбова, Министерство сельского хозяйства РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Правительство Тамбовской области.

К участию в деле привлечен Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В.

Истец – Краснослободцева Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена, согласно заявлению просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В.Синюкова Г.С., действующая на основании, поддержала исковые требования Краснослободцевой Н.В., с учетом уточнений и просила их удовлетворить.

В представленном в материалы дела заключении Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области Репина В.В. указано, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 18.03.2020 № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» по результатам рассмотрения жалобы уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации вправе лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В. считает, что права Краснослободцевой Н.В. грубо нарушены. Всем необходимым критериям участия в Госпрограмме Краснослободцева Н.В. соответствовала. Будучи уверенной в том, что государство надлежаще выполнит перед ней свои обязательства по предоставлению социальной выплаты, Краснослободцева Н.В. в целях улучшения жилищных условий и с использованием заёмных средств (ипотечный кредит) в 2020 году купила квартиру в многоквартирном доме, расположенном в поселке Строитель Тамбовского района, правомерно рассчитывая реализовать право на предоставление указанной выплаты (в размере 70 процентов от стоимости жилья) и использовать её на погашение кредита. Истец фактически продолжает являться сельским жителем, не меняла ни места жительства, ни места работы, не по своей воле лишена права на получение социальных выплат в рамках Госпрограммы, имея при этом бремя погашения ипотечного кредита, справедливо рассчитывая погасить 70% его размера социальной выплатой как участник Госпрограммы. По сути, она стала заложницей решений органов власти. При этом городской округ - город Тамбов, являясь административным центром субъекта Российской Федерации, не имеет реальных возможностей для поддержки таких граждан в улучшении жилищных условий, в том числе разрабатывать и принимать соответствующие целевые программы.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Тамбовской области – Власов Г.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований.

В письменном отзыве Министерства сельского хозяйства Тамбовской области на исковое заявление указано, что Краснослободцева Н.В. являлась участником Госпрограммы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696. В связи с выявленным несоответствием требованиям государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий на основании Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-З в апреле 2023г. администрацией Тамбовского района Краснослободцевой Н.В. было возвращено учетное дело.

В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области о 21.06.1996 №72-З «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области (в редакции от 23.12.2022) в состав города областного значения - Тамбов входят Цнинский, Бокинский, Покрово-Пригородный сельсовет. В связи с этим вышеуказанные населенные пункты не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ.

Учитывая изложенное, гражданами работающими, проживающими и признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в данных населенных пунктах, утрачено право на участие в Госпрограмме КРСТ.

Министерство сельского хозяйства Тамбовской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку действия министерства регламентированы действующим законодательством Российской Федерации и своими действиями Министерство не нарушало чьих-либо прав и не обладает какими-либо полномочиями по предмету спора.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области – Калашникова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что в настоящее время истица не является жителем сельской территории, право на участие в Госпрограмме ею утрачено.

В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Тамбова Тамбовской области – Бурлина С.Ю., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, в которых указано, что получателями субсидий в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского поселения» государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», утверждённой постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, являются, в том числе, жители сельских населенных пунктов, входящих в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022) и ст. 2 Устава муниципального образования городской округ — город Тамбов (в ред. от 25.01.2023 № 755) в состав городского округа - город Тамбов входят город областного значения - г. Тамбов и сельские населенные пункты - пос. Первомайский, пос.Строитель, пос.Тригуляй, с. Бокино, с. Покрово-Пригородное, д.Лужки, д.Перикса.

Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.

Учитывая изложенное, у администрации города Тамбова Тамбовской области отсутствуют полномочия по реализации данной Программы, а также ее подпрограмм, соответственно, отсутствуют полномочия и по включению/исключению из участников, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты в рамках данной Программы.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещен. От представителя по доверенности Зыковой А.Н. поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что принятие решений о выплате средств субсидии или об отказе в выплате, а также дальнейшее доведение средств федерального бюджета до конечных получателей осуществляется муниципальными образованиями на основании нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия предоставления средств государственной поддержки, а также перечень документов, необходимых для получения субсидии, в том числе, на основании постановления администрации Тамбовской области от 31.12.2019 № 1506 «Об утверждении Государственной программы Тамбовской области комплексного развития сельских территорий».

Согласно п. 24 Правил №696, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.05.2019 №696, одним из условий для получения гражданами права на социальные выплаты является постоянное проживание на сельских территориях или изъявление желания постоянно проживать на сельских территориях. В случае, если гражданин прекращает соответствовать одному или нескольким условиям, предусмотренным Правилами № 696, то он утрачивает право на получение субсидии.

Как следует из искового заявления, истцом в 2020г. приобретена однокомнатная квартира на территории пос. Строитель Тамбовского района Тамбовской области.

В соответствии с Законом Тамбовской области от 21 июня 1996 г. № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области», с учетом изменений внесенных Законом Тамбовской области от 23.12.2022 №201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», п. Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов, в связи с чем не может быть отнесен к сельским территориям для целей государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий.

Следовательно, истец перестала постоянно проживать на сельских территориях, в связи с чем утратила право получения субсидии.

Решение о включении населенных пунктов в состав городов или сельских населенных пунктов принимается законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлениям соответствующих районных, городских представительных органов, согласованным с исполнительными органами местного самоуправления и Правительством субъекта Российской Федерации.

Минсельхоз России не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. В правоотношения по предоставлению субсидий с гражданами, проживающими на сельских территориях, Минсельхоз России не вступает и никаких обязательств перед ними не имеет. Вмешиваться в полномочия органа власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления но принятию решений о выплате средств государственной поддержки или об отказе в выплате Минсельхоз России не вправе. Равно в силу п.4 ст.126 ГК РФ Минсельхоз России не отвечает по обязательствам и не может нести ответственность за действия (бездействие) органов местного самоуправления либо органов власти субъекта Российской Федерации. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тамбовской области – Магнутова М.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым Правительство области не согласно с заявленными исковыми требованиями и считает требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего. Реализация государственной политики в сфере комплексного развития сельских территорий, направления которой определены Правилами, являются Госпрограмма КРСТ и Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденное постановлением Правительства Тамбовской области от 19.12.2022 № 206.

В пункте 2.1 Приложения № 8 Госпрограммы КРСТ указано, что под сельскими территориями понимаются сельские поселения, сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - город Тамбов), рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений, рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа - города Тамбова). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков утвержден постановлением администрации Тамбовской области от 24.01.2020 №44 «Об утверждении Перечня сельских населенных пунктов и рабочих поселков, входящих в состав городских поселений Тамбовской области, относящихся к сельским территориям».

Истец была поставлена на учет по соответствующей программе, в то же время, субсидия получена ею не была, право на получение меры социальной поддержки (субсидии) у истца не возникло. Таким образом, правовое положение истца не было ухудшено ответчиками.

В соответствии со ст. 7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в редакции от 23.12.2022) населенные пункты: пос. Первомайский, пос. Строитель, с.Бокино, д. Лужки, пос. Тригуляй, д. Перикса, с.Покрово-Пригородное, которые стали входить в состав города областного значения – Тамбов, не являются сельскими территориями в рамках Госпрограммы КРСТ, а на территорию города Тамбова действие Госпрограммы КРСТ не распространяется

Итоги публичных слушаний о присоединении территорий муниципалитетов к городскому округу - городу Тамбов обжалованы не были.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, представителя Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области, суд находит исковые требования Краснослободцевой Н.В. подлежащими удовлетворению на основании следующего.

Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», созданная для реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, направления которой определены Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 2136-р.

В соответствии с Концепцией целями государственной политики в области развития сельских территорий являются повышение уровня и качества жизни сельского населения, замедление процессов депопуляции и стабилизация численности сельского населения, создание благоприятных условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития.

Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.

Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем:

предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности;

софинансирования строительства (приобретения) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма с правом последующего выкупа; " использования при строительстве (приобретении) жилья механизмов ипотечного жилищного кредитования и материнского (семейного) капитала;

увеличения объемов жилищного строительства в сельской местности на основе стимулирования инвестиционной активности в жилищной сфере.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявления Краснослободцева Н.В. постановлением администрации Тамбовского района Тамбовской области от 08.08.2017 № 1882 была включена в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной администрацией Тамбовского района Тамбовской области от 02.10.2015 №2271 согласно дате подачи заявления 27.07.2017.

Из протоколов жилищной комиссии администрации Цнинского сельсовета №19 от 26.07.2017 года, № 15 от 29.05.2019 года следует, что на момент формирования администрацией Тамбовского района списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, Краснослободцева Н.В. с 05.03.2014 года по настоящее время зарегистрирована и проживает в квартире своего отца по адресу: <адрес>, имеет в составе семьи: сына – Краснослободцева Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья Краснослободцевой Н.В. не имеет в собственности помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 №696 утверждена Государственная программа комплексного развития сельских территорий, в соответствии с чем Государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий» утратила свое действие.

27.05.2020 Краснослободцевой Н.В. с использованием кредитных средств была приобретена 1-комнатная квартира площадью 32,7 кв.м. в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.7 Закона Тамбовской области от 21.06.1996 № 72-3 «Об административно-территориальном устройстве Тамбовской области» (в ред. от 23.12.2022), Законом Тамбовской области от 23.12.2022 №201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области», п. Строитель вошел в состав города областного значения Тамбов.

Согласно ст.1 Устава город Тамбов является административным центром Тамбовской области Российской Федерации.

Согласно Правил предоставления и распределения субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений, утв. постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019 года №696 (в ред. от 31.07.2023), под сельскими территориями понимаются:

сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района;

сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации);

рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;

рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации).

В соответствии с п.5а) Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 31.05.2019г. №696, право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях.

В силу п.п.5, 5.1 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного постановлением правительства Тамбовской области от 19.12.2022г. №206 (в ред. от 21.06.2023), право на получение социальной выплаты имеет гражданин, кроме других условий постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства).

Под сельскими территориями в настоящем положении понимаются: сельские поселения;

сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова);

рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений;

рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, городских округов (за исключением городского округа – города Тамбова) (п.4 Положения).

Включение пос.Строитель и других указанных населенных пунктов (ранее Тамбовского района) в состав города Тамбова, являющегося административным центром Тамбовской области, повлекло несоответствие граждан работающих и проживающих в вышеуказанных населенных пунктах условиям Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Указанное обстоятельство явилось основанием для принятия администрацией Тамбовского района постановления от 20.04.2023 №392 об исключении Краснослободцевой Н.В. из районного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения» Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Тамбовского района Тамбовской области на 2020-2025 годы».

Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путём признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно постановлению администрации Тамбовской области от 21 ноября 2012 г. N 1443 "Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области" (в ред. от 21.07.2017г., действовавшей на дату подачи истцом заявления) реализация мероприятий Государственной программы осуществляется на основе заключенного ежегодного Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и администрацией Тамбовской области о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства.

Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Реализация подпрограммы осуществляется управлением сельского хозяйства области.

При реализации подпрограммы используется комплекс взаимосвязанных, технологических, экономических и правовых мер, регулирующих отношения региональных органов управления, заказчика и исполнителей в процессе реализации подпрограммы.

Общий контроль исполнения подпрограммы осуществляет управление сельского хозяйства области, которое является заказчиком и координатором выполнения мероприятий подпрограммы:

Изданием Закона Тамбовской области от 23.12.2022 № 201-3 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Бокинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского района Тамбовской области с городским округом - город Тамбов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Тамбовской области» фактически внесено изменение в условия предоставления социальных выплат, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них совершивших юридически значимые действия.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).

К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).

Таким образом, согласно общему принципу действия закона во времени его нормы распространяются на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие.

Принимая решение об исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», администрацией Тамбовского района Тамбовской области не было принято во внимание, что закон об изменении статуса административно-территориального образования на момент возникновения права у истца не действовал. При этом названные правовые нормы не содержат указаний на придание им обратной силы.

Реализация в порядке очерёдности ранее возникшего права с учётом соответствия семьи истца всем критериям, установленным действующим законодательством и необходимым для участия в государственной программе, за исключением преобразования статуса пос. Строитель с посёлка на город, не может быть поставлена в зависимость от объективных, не зависящих от воли истца обстоятельств, появление которых обусловлено решением законодательного органа субъекта и не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на участие в государственной программе по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Изменение статуса административно-территориального образования не может являться основанием для ограничения ранее возникшего права истца на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельской территории».

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года №N 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, определения от 4 декабря 2003 года № 415-0, от 15 февраля 2005 года № 17-0, от 1 декабря 2005 года № 521-0 и др.).

При таких обстоятельствах при разрешении заявленных требований Краснослободцевой Н.В. суд приходит к выводу о незаконном исключении истца из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в рамках государственной программы.

На основании изложенного, суд считает, что право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» истцом не утрачено и семья истца подлежит восстановлению в списке граждан - участников мероприятий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий».

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и администрация г.Тамбова являются ненадлежащими ответчиками по делу, в связи с чем требования истца к указанным ответчикам удовлетворению не полежат.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Краснослободцевой Н. В. - удовлетворить.

Признать за Краснослободцевой Н. В., <данные изъяты>, право на получение в порядке очередности социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке через Тамбовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - И.Е. Обухова

Решение принято в окончательной форме: 29 февраля 2024 года.

Судья - И.Е. Обухова