ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1746/19 от 23.04.2019 Свердловского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-1746/2019

24RS0046-01-2019-000385-28

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 апреля 2019 года г. Красноярск

Свердловский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бацунина Е.Г.

при секретаре Боевой Н.О.,

с участием представителя истца Красильникова Н.А., действующая на основании доверенности от 26.06.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЛНА к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ЛНА обратилась в суд с иском об оспаривании отказа департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> (далее – ДМИЗО администрации <адрес>) в предоставлении ей испрашиваемого земельного участка в собственность.

Требования мотивированы тем, что ЛНА обратилась с заявлением к ответчику о предварительном согласовании предоставления земельного участка общей площадью 601 кв.м в кадастровом квартале 24:50:0700131 под индивидуальное жилищное строительство, как многодетной семье. ДМИЗО администрации <адрес> отказало в предварительном согласовании в виду нахождения испрашиваемого истцом земельного участка, согласно представленной схемы в охранной зоне, а также наложения границ испрашиваемого участка на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0700131:82, принадлежащего иному лицу на праве собственности. Истец считает данный отказ незаконным, нарушающим её права и законные интересы. В связи с этим, просит признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка № Л-10057 от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать ДМИЗО администрации <адрес> в десятидневный срок, со дня вступления решения в законную силу, принять решение о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.

Истец ЛНА в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обеспечила участие своего представителя в судебном заседании.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 заявленные требования поддержала и дала суду пояснения по существу иска, настаивая на их удовлетворении.

Представитель ДМИЗО администрации <адрес> в судебное заседание не явился, представил суду возражения на иск, просил в иске отказать.

Представители третьих лиц администрации <адрес>, садоводческого общества СНТ «Такмак» в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Суд, с учетом мнения представителя истца, считает возможным, рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителя истца, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования административного истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В силу положений статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Согласно пунктам 7 - 9 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Порядок и случаи предоставления земельных участков многодетным семьям без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов относятся к компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в <адрес>" многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.

Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.

Согласно ч. 1 ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка (ч. 2 ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с ч. 1 ст. 29.2 вышеуказанного <адрес> при поступлении от многодетных граждан заявлений о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно с приложением указанных в пункте 3 статьи 29.1 настоящего Закона документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение соответствующими земельными участками, формирует очередь на предоставление земельного участка.

Из содержания ч. 5 ст. 29.2 этого же <адрес> следует, что в случае отсутствия земельных участков, пригодных для использования для цели, указанной в заявлении, вместе с уведомлением о постановке на очередь многодетному гражданину направляется извещение о том, что при образовании указанных земельных участков на едином краевом портале "<адрес>" в сети Интернет будет размещен указанный в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона перечень. Многодетным гражданам, указанным в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона, дополнительно разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении земельного участка на территории иного муниципального района или городского округа.

Согласно п. "г" ч. 2 ст. 29.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в <адрес>" основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность.

Согласно ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ЛНА относится к категории многодетных граждан, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

В соответствии с законом имеет право как многодетный гражданин на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для ИЖС на территории <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 601 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 24:50:0700131, для индивидуального жилищного строительства, согласно приложенной схеме места положения испрашиваемого земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ДМИЗО администрации <адрес> было отказано в предоставлении истице в собственность испрашиваемого земельного участка, со ссылкой на то, что ширина испрашиваемого земельного участка составляет менее 22 метров, что не соответствует установленным предельным размерам земельных участков в территориальной зоне Ж-1; расположение спорного земельного участка в зоне с особыми условиями территорий (охранная зона заповедника «Столбы») и не предоставление согласия ФГБУ «Государственный природный заповедник «Столбы» на образование испрашиваемого земельного участка, расположенного в охранной зоне данного Государственного природного заповедника; границы испрашиваемого ЛНА земельного участка налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700131:82, принадлежащего иному лицу на праве собственности; спорный земельный участок расположен на земельном участке, относящемся к имуществу общего пользования садоводческого товарищества «Такмак», ЛНА не представлено документов, подтверждающих членство в садоводческом товариществе «Такмак».

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что вопреки принципу диспозитивности и положениям ст. 62 КАС РФ, ЛНА не представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности ответа ДМИЗО администрации <адрес>, а также о том, что оспариваемым ответом нарушены её права и свободы, созданы препятствия к осуществлению прав и свобод.

Согласно сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, границы спорного земельного участка налагаются на границы земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700131:82, принадлежащего ФИО4 на праве собственности.

Представленную истицей в ходе рассмотрения дела схему расположения испрашиваемого земельного участка, суд не принимает во внимание, поскольку представленная схема не свидетельствует об отсутствии наложения границ земельных участков, не является официальным документом.

Таким образом, доказательств отсутствия наложения границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка, принадлежащего ФИО4, истцом суду не представлено.

Суд также учитывает тот факт, что земельный участок расположен на земельном участке, относящемся к имуществу общего пользования садоводческого товарищества «Такмак», что подтверждается постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок предоставления земельных участков, расположенных на территории садоводческих товариществ, без проведения торгов закреплен пунктами 2.7, 2.8 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон).

Согласно Закону члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, без проведения торгов в собственность бесплатно.

Закон предусматривает следующие условия предоставления земельных участков в собственность бесплатно:

- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;

- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;

- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных и муниципальных нужд.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающим правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Таким образом, закрепленное положениями земельного законодательства правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, применение которого допустимо лишь при соблюдении установленных условий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что доказательств соблюдения установленных действующим законодательством условий предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель входящих в состав садоводческих обществ истицей суду не представлено.

При этом ДМИЗО администрации <адрес> было дополнительно разъяснено ЛНА о возможности получения информации о наличии земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, на официальном портале <адрес> в сети "Интернет" в разделе "Бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям", также право на повторное обращение за предоставлением земельного участка.

Суд также учитывает, что предоставление земельного участка многодетной семье в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при соблюдении всех вышеперечисленных условий, одним из которых является условие о том, что испрашиваемый земельный участок должен быть включен в перечень земельных участков, формируемых и утверждаемых органом местного самоуправления.

Истец имеет право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как многодетная семья.

Вместе с тем, наличие у истца такого права не влечет безусловную обязанность органа местного самоуправления предоставить по его требованию земельный участок в нарушение соответствующего порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Решение ДМИЗО администрации <адрес> было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, а ЛНА обратилась в суд с иском лишь ДД.ММ.ГГГГ.

При этом, административным истцом объективных доказательств соблюдения срока обращения в суд с административным исковым заявлением либо наличия уважительных причин пропуска срока суду не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу, что ЛНА пропущен срок для обращения с данным административным исковым заявлением в суд.

Учитывая изложенное выше, суд, определив юридически значимые обстоятельства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа ДМИЗО администрации <адрес>, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании спорного земельного участка.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ЛНА к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании незаконным отказа, возложении обязанности – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Г. Бацунин

Мотивированное решение изготовлено 29 апреля 2019 года.