Дело №2-186/2023
УИД: 28RS0023-01-2022-002473-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Тоболовой Е.И.,
при секретаре Темирхановой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации города Тынды о защите трудовых прав, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением в обоснование указав, что согласно распоряжению Администрации города Тынды №-к от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность муниципальной службы» был подписан договор № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Администрацией города Тынды был заключен договор о выполнении ею обязательств, связанных с прохождением муниципальной службы в Администрации <адрес>. Обязанности и полномочия ответственного секретаря административной комиссии приняты Законом Амурской области «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области» № 144-ОЗ от 22.12.2008 года. ДД.ММ.ГГГГ адрес ответственного секретаря административной комиссии было направлено обращение от ДД.ММ.ГГГГ№ из ООО «БСК - Взрывпром» с резолюцией «ФИО1 в работу», ознакомившись с документом истцом было установлено, что вопросы, поставленные в обращении не входят в компетенцию ответственного секретаря административной комиссии, ответственный секретарь не уполномочен проводить контрольные проверки и выполнять обязанности предусмотренные Федеральными Законами. В соответствии с п.2.3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ - муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменном форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов, нормативных правовых актов Амурской области, муниципальных правовых актов города Тынды, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменно муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была написана и передана служебная записка на имя главы Администрации г. Тынды о неправомерном поручении (входящий № от ДД.ММ.ГГГГ). Считает что ее трудовые права нарушены, ей нанесен моральный вред.
Уточнив в ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования, просит суд:
признать незаконными действия администрации города Тынды, выразившиеся в истребовании у истца ФИО1, как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, посредством вручения ей под подпись ДД.ММ.ГГГГ уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, предписывающего ей со ссылкой на статью 193 ТК РФ предоставить в течение двух рабочих дней письменные объяснения по фактам отказа исполнения резолюции главы администрации города Тынды на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№; отказа от исполнения распоряжения администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах»;
признать незаконным уведомление администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ «О необходимости предоставления письменных объяснений»;
признать незаконной резолюцию главы администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ, проставленной на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№, и послужившей основанием для вручения администрацией города Тынды истцу ФИО1 уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № с целью соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, установленного статьей 193 Трудового кодекса российской Федерации;
взыскать с администрации города Тынды в пользу истца ФИО1 в качестве компенсации морального вреда 200 000 рублей.
В судебное заседание не явились истец и ее представитель, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства юстиции Амурской области, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.
Представитель ответчика администрации города Тынды в судебное заседание также не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представил письменные возражения, из содержания которых следует, что в соответствии с заключенным с истцом трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ «муниципальный служащий подчиняется непосредственно Мэру города Тынды». Следовательно, представителем нанимателем (работодателем) для истца является Мэр города Тынды (лицо его замещающее). Основные права и обязанности работника предусмотрены ст. 21 ТК РФ. В соответствии с этой нормой «Работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором». Обязанность добросовестно исполнять свои трудовые обязанности предполагает и контроль со стороны работодателя за исполнением этих обязанностей. Контроль за добросовестным исполнением работником трудовых обязанностей возложен на Мэра <адрес> (лицо его замещающее). Работодатель может осуществлять контроль в разных формах. Это может быть требования от работника составления планов, представления отчетом, объяснений и т.д. в связи с исполнением им трудовых (служебных) обязанностей. Истец кроме того является муниципальным служащим. В соответствии со ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Права, обязанности муниципальных служащих, порядок прохождения муниципальной службы на федеральном уровне регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», на региональном уровне Законом Амурской области от 31.08.2007 г. №364-03 «О муниципальной службе в Амурской области», на местном уровне - Нормативным правовым актом города Тынды от 08.09.2016 г. №34-НПА «О муниципальной службе в городе Тынде» (принят решением Тындинской городской Думы от 08.09.2016г. №454-Р-ТГД-УI). Ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определено, что муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать установленные в органе места самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования прав; внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией. Ст. 6 Нормативного правового акта города Тынды от 08.09.2016 г. №34 установлено, что основным документом, регламентирующим деятельность муниципального служащего в структуре органа местного самоуправления города, является должностная инструкция. На истца разделом II должностной инструкцией, как на главного специалиста ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, возлагаются должностей обязанности. В числе этих обязанностей указаны в должностной инструкции: составляет протоколы об административных правонарушениях, рассматривает дела административных правонарушениях (п.2.1); исполняет поручения председателя административной комиссии в городе Тынде (п.2.13); обеспечивает представление запрашиваемой информации в вышестоящие органы вопросам деятельности административной комиссии в городе Тынде (п. 2.17); выполняет задания и поручения, данные главой Администрации города Тынды председателем административной комиссии (п. 2.21); осуществляет подготовку в уполномоченный орган ежемесячных, ежеквартальных годовых отчетов о ходе осуществления государственных полномочий (п. 2.22). То есть Мэр города Тынды уполномочен давать распоряжения работникам (муниципальным служащим) Администрации города Тынды для исполнения, в том числе в виде резолюции. На письмо ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№ проставлена резолюция ФИО1 «в работу», отделу архитектуры, капитального строительства и градостроительства Администрации города Тынды резолюция «ответ». То есть по вышеуказанному обращению весь комплекс мероприятий поручено был осуществлять архитектуре Администрации города Тынды. ФИО1 никаких действий (обязанностей) в отношении письма ООО «БС Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№ не поручалось. На письмо ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№ архитектурой Администрации города Тынды был подготовлен прилагаемый ответ Администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ по существу. Из перечисленных в ст. 391 ТК РФ оснований ни одно не приведено в исковом заявлении. Истец не указывает, какие его права и законные интересы были нарушены, в чем заключается. Какие последствия в части трудовых прав он претерпел. Какие его права будут восстановлены в случае удовлетворения требований, указанных в исковом заявлении. Истец просит суд обязать ответчика выплатить компенсацию причиненного морального вреда. Вместе с тем, истец не представил доказательств, подтверждающих объем и характер причиненных истцу нравственных страданий. Просил в иске отказать в полном объеме.
Учитывая, что лицо, в соответствии со ст. 35 ГПК РФ, само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, а, определив, реализует их по своему усмотрению, мнение лиц, участвующих в деле, положений ст. 154 ГПК РФ, обязывающей суд рассмотреть спор в разумный срок, а также в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, ч.1 ст. 113 ГПК РФ, суд полагает извещение ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим и, как следствие, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Из пункта 1 статьи 11 ГК РФ следует, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.
В силу статей 15, 16, 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Рассмотрение индивидуального трудового спора, согласно ст. 391 ТК РФ входит в компетенцию суда, который в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, исходя из обстоятельств дела, проверяет соблюдение норм трудового законодательства, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В силу части 7 статьи 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», согласно которой, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст. 10 вышеуказанного Федерального закона муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена на старшую должность муниципальной службы категории «Специалисты» - главным специалистом - ответственным секретарем административной комиссии в городе Тынде, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города Тынды на имя мэра города Тынды – <данные изъяты> поступило обращение ООО «Балтийская строительная компания –Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно резолюции мэра <адрес><данные изъяты>. в верхнем правом углу обращения ООО «Балтийская строительная компания – Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ, указано передать данное обращение ФИО1 в работу.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к мэру города Тынды со служебной запиской №, в которой указала, что ответственный секретарь административной комиссии городском округе г. Тынды не уполномочен выходить на объекты, готовить материалы, проводить контрольные мероприятия, т.к. исполняет свои обязанности согласно предоставленным полномочиям в п. 6 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-03 «О порядке формирования деятельности административных комиссий в Амурской области», руководствуется указанному перечню обязанностей, установленным законодательно, просит перенаправить обращение ООО «БСК Взрывпром» по подведомственности.
Распоряжением администрации города Тынды №р от ДД.ММ.ГГГГ определены должностные лица администрации города Тынды, уполномоченные на размещение информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (в том числе сопоставление информации о начислениях и информации о внесении по штрафам), в числе прочих указана ФИО1 - главный специалист - ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде.
ФИО1, полагая, что вопросы, поставленные в обращении не входят в компетенцию ответственного секретаря административной комиссии, ответственный секретарь не уполномочен проводить контрольные проверки и выполнять обязанности, предусмотренные федеральными законами, отказалась от выполнения дополнительного объёма работ, указанного в распоряжении, о чем ДД.ММ.ГГГГ направила ответчику служебную записку.
Получив от ответчика уведомление о необходимости дать объяснения по факту отказа от исполнения резолюции главы администрации города Тынды на обращение ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№, отказа от исполнения распоряжения администрации города Тынды от 24.11.2022 года №461р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», полагая, что ответчиком предпринимаются меры по привлечению ее к дисциплинарной ответственности, истец обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные исковые требования в части признания незаконным уведомления администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ «О необходимости предоставления письменных объяснений» и, соответственно действий администрации города Тынды, выразившихся в истребовании у ФИО1, как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, посредством вручения ей под подпись ДД.ММ.ГГГГ уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, предписывающего ей со ссылкой на статью 193 ТК РФ предоставить в течение двух рабочих дней письменные объяснения по фактам отказа исполнения резолюции главы администрации <адрес> на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№, суд исходит из следующего.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе административное и административно-процессуальное законодательство.
На основании положений статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления могут быть переданы государственные полномочия на основании закона субъекта Российской Федерации.
Создание и функционирование административных комиссий для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных этими законами, неразрывно связано с осуществлением функций субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области», административная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом, создаваемым для рассмотрения отнесенных к ее компетенции дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами области.
Как следует из ст. 3 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области» членами административной комиссии могут быть совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации, не имеющие судимости и давшие согласие в письменной форме на назначение их членами административной комиссии. Административные комиссии состоят из председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, имеющего высшее юридическое образование, и иных членов. Председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь административной комиссии избираются на первом заседании административной комиссии из числа ее членов. Члены административной комиссии осуществляют деятельность на общественных началах. Административные комиссии создаются в составе 5 - 15 человек. Численный и персональный состав административной комиссии утверждается губернатором области по представлению главы муниципального образования. Утверждение численного и персонального состава административной комиссии оформляется постановлением губернатора области, которое подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов области.
В силу ч. 6 ст. 3 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области» численный и персональный состав административной комиссии утверждается Губернатором области по представлению главы муниципального образования. Утверждение численного и персонального состава административной комиссии оформляется постановлением Губернатора области, которое подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 16.04.2021 года №81 «Об утверждении составов административных комиссий» утверждён состав административной комиссии в городском округе городе Тынде (пп.26 п.1), в который входит ФИО1- главный специалист административной комиссии в городе Тынде.
Из материалов дела также следует, что распоряжением администрации города Тынды №-к от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 назначена на старшую должность муниципальной службы категории «Специалисты» - главным специалистом - ответственным секретарем административной комиссии в городе Тынде; с ней заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на подведомственных им территориях. За совершение административных правонарушений административные комиссии вправе назначить одно из следующих административных наказаний: предупреждение; административный штраф, согласно ст. 4 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области».
Как следует из содержания ст. 6 Закона Амурской области от 22.12.2008 года №144-ОЗ «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области», ответственный секретарь административной комиссии: осуществляет делопроизводство в административной комиссии, в том числе принимает и регистрирует поступающие в административную комиссию документы и материалы, готовит их для рассмотрения на заседании комиссии; извещает членов административной комиссии и участников производства по делам об административных правонарушениях о времени и месте заседания административной комиссии; учитывает явку членов административной комиссии на ее заседания; подписывает протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении; ведет и подписывает протокол заседания административной комиссии; обеспечивает хранение поступающих в административную комиссию документов и материалов, а также решений административной комиссии; исполняет поручения административной комиссии.
В силу ст. 12 вышеуказанного закона, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов области на неограниченный срок наделяются государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности административных комиссий.
На основании распоряжения администрация города Тынды №-к от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного мэром города Тынды <данные изъяты>., которым ФИО1 назначена на старшую должность муниципальной службы категории «Специалисты» - главным специалистом – ответственным секретарем административной комиссии в городе Тынде, ДД.ММ.ГГГГ мэром города Тынды <данные изъяты>., действующей на основании Устава города Тынды от имени администрация города Тынды и ФИО1 заключен трудовой договор №04 с муниципальным служащим администрации города Тынды, согласно которому ФИО1 приняла на себя обязанность исполнять должностные обязанности по должности – главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде – старшая должность муниципальной службы категории «Специалисты», а представитель нанимателя взял на себя обязательство обеспечить муниципальному служащему замещение должности муниципальной службы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», своевременно и в полном объёме выплачивать денежное содержание и предоставлять социальные гарантии в соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Тынды и настоящим трудовым договором.
Согласно разделу II указанного трудового договора, муниципальный служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, соблюдать установленные в администрации правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
Из должностной инструкции муниципального служащего старшей должности муниципальной службы главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде следует, что на главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде возлагаются следующие обязанности:
составляет протоколы об административных правонарушения) рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями Закона Амурской области «Об административной ответственности Амурской области» (п. 2.1);
разрабатывает проекты постановлений, распоряжений Администрации города по вопросам организационной работы по обеспечению деятельности административной комиссии в городе Тынде. (п. 2.5.);
осуществляет подготовку постановлений, определений, решений административной комиссии и иных документов, необходимых для работников административной комиссии в городе Тынде. (п. 2.6);
осуществляет делопроизводство в административной комиссии, в том числе принимает и регистрирует поступающие в административную комиссию документы и материалы, проводит юридическую экспертизу, готовит их для рассмотрения на заседании комиссии. (п.. 2.7);
обеспечивает хранение поступающих в административную комиссию документов и материалов, а также решений административной комиссии. (п. 2.12); исполняет поручения председателя административной комиссии в городе Тынде. (п. 2.13).
Таким образом, из выше изложенного следует, что главный специалист - ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде должен был исполнять свои должностные обязанности, установленные нормами действующего законодательства, трудовым договором, должностной инструкцией в пределах закона Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области» и руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Федеральным законом РФ «О муниципальной службе в РФ», законом Амурской области «О муниципальной службе в Амурской области», законом Амурской области «О порядке формирования и деятельности административных комиссий в Амурской области», нормативно-правовыми актами Амурской области, нормативно-правовыми актами города Тынды, Уставом города Тынды, нормативно-правовым актом города Тынды «О муниципальной службе в городе Тынде», Правилами внутреннего трудового распорядка, положением об отделе и настоящей должностной инструкцией. (п. 1.4)
Статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлена структура органом местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 36 указанного Федерального закона глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 29 Устава города Тынды глава муниципального образования город Тынды - мэр города Тынды является органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1, 3 ст. 46 Устава города Тынды мэр города Тынды является высшим должностным лицом города Тынды, наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Мэр города Тынды является главой администрации города Тынды.
В силу ч. 6 ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу части 6 статьи 55 Устава города Тынды должностными лицами администрации города Тынды являются: первый заместитель и заместители главы администрации города Тынды в случае временного исполнения обязанностей главы администрации города Тынды; руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Тынды со статусом юридического лица и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей; иные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 12 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.
Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержания служебной записки ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что при ознакомлении обращения от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «БСК Взрывпром», направленного ФИО1 с резолюцией «в работу», последней в ходе рассмотрения документа было установлено: все нарушения, указанные в обращении являются грубым нарушением Законов Российской Федерации, а именно: Закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; факт захламления территории строительным мусором необходимо установить должностным лицом, имеющим полномочия для проведения контрольной проверки по содержанию земельного участка и составлению акт проверки, согласно нормативным документам. Учитывая, что ответственный секретарь административной комиссии городском округе г. Тынды не уполномочен выходить на объекты, готовить материалы, проводить контрольные мероприятия, т.к. исполняет свои обязанности согласно предоставленным полномочиям в п. 6 Закона Амурской области от 22.12.2008 года № 144-03 «О порядке формирования деятельности административных комиссий в Амурской области», руководствуется указанному перечню обязанностей, установленным законодательно, просит перенаправить обращение ООО «БСК Взрывпром» по подведомственности.
ФИО1, действуя в пределах возложенных на нее должностных обязанностей, провела юридическую экспертизу отписанного в ее адрес обращения, в соответствии с которой указала, что все нарушения, указанные в обращении являются грубым нарушением Законов Российской Федерации, а именно: Закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Суд соглашается с позицией истца, указанно как в иске, так и пояснительной записке, что проведение мероприятий по установлению и выявлению нарушений на месте, на которые указаны в административном материале, путем выхода на объекты (место), в последующем готовить материалы, в том числе путем составления актов осмотра и тд., проводить контрольные мероприятия, которые были необходимы для разрешения вопросов, поставленных в обращении, с учетом трудового договора, должностной инструкции, закона Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке формирования деятельности административных комиссий в Амурской области» в должностные обязанности ФИО1 как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде не входят, что и послужило основанием для ходатайства о перенаправлении обращения ООО «БСК Взрывпром» по подведомственности. Суд также учитывает, что ФИО1 как главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде не относится к должностным лицам администрации города Тынды, так как не наделена исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления.
Данные действия истца с учетом указанного в нем обоснования неправомерности данного поручения со ссылкой на Закон Амурской области от 22.12.2008 года №144-03 «О порядке формирования деятельности административных комиссий в Амурской области», соответствуют положениям ч. 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ от 02.03.2007 года, предусматривающим процедуру отказа от исполнения муниципального служащего данного ему неправомерного поручения, исполнение которого в последующем могло послужить основанием для несения ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несмотря на изложенные выше обстоятельства, уведомлением и.о. главы администрации города Тынды в адрес ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ согласно которому, в соответствии со статьей 193 ТК РФ ФИО1 необходимо в течение двух рабочих дней предоставить письменные объяснения, в том числе по факту отказа исполнения резолюции главы Администрации города Тынды на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставила на имя и.о. главы администрации г. Тында письменное объяснение, в котором указала о предоставленной ранее мэру города Тынды <данные изъяты> служебной записки с пояснениями и ссылками на нормативные акты. Поскольку требуя объяснительные, работодатель пытается привлечь её к дисциплинарной ответственности, она обратилась в суд за защитой своих прав и интересов.
Суд также учитывает, что в последующем, а именно ДД.ММ.ГГГГ на основании резолюции временно исполняющего полномочия мэра города Тынды <данные изъяты>. обращение ООО «БСК Взрывпром» было передано в отдел архитектуры, капитального строительства и градостроительства администрации города Тынды, которым, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ 119-31 произведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами №, №, расположенных по адресу: <адрес> по результатам которого установлено, что на территории земельных участков расположены две кирпичные стены, не являющиеся конструктивными элементами здания, хранятся доски, металлические дуги, бочки, банки, автомобильные шины. <данные изъяты> предупреждена о необходимости соблюдения «Правил благоустройства территории города Тынды», принятых решением Тындинской городской Думы от 02 июля 2022 года № 529-Р-ТГД-VII.
Таким образом, истец провела работу в рамках установленных ей должностных обязанностей, отказавшись от исполнения поручения в той части, в которой она была не вправе исполнять, в порядке, установленном действующим законодательством, повторно на нее обязанность по исполнению резолюции возложена не была, поручение было исполнено уполномоченным на то лицом.
Учитывая приведенные выше положения закона, неправомерность поручения в части, отказа в письменной форме ФИО1 от его выполнения, соблюдении ответчиком процедуры предписанной частью 2 ст. 12 Федерального закона N 25-ФЗ, в части наличия со стороны руководителя подтверждения данного поручения в письменной форме, поскольку данное поручение после отказа истца от исполнения было отписано иному лицу, уполномоченному на проведение таких действий, что свидетельствует о том, до истребования объяснений в соответствии со ст. 193 ТК РФ специальная процедура части 2 статьи 12 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» со стороны ответчика была завершена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконной резолюции главы администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ, проставленной на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом суд также учитывает, что сама по себе резолюция не может быть признана незаконной, а действия ответчика в части возложения на истца обязанности провести истец не оспаривает.
Вместе с тем, с учётом установленных выше обстоятельств, в том числе неправомерности данного ФИО1 поручения в части в отсутствие у нее на исполнение данного поручения соответствующих должностных обязанностей, соблюдения истцом процедуры, предписанной частью 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ, суд полагает необходимым признать незаконными действия в части уведомления администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ «О необходимости предоставления письменных объяснений» и, соответственно, действия администрации города Тынды, выразившиеся в истребовании у истца ФИО1, как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, посредством вручения ей под подпись ДД.ММ.ГГГГ уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, предписывающего ей со ссылкой на статью 193 ТК РФ предоставить в течение двух рабочих дней письменные объяснения по фактам отказа исполнения резолюции главы администрации города Тынды на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Разрешая требования истца в части признания незаконными действий администрации города Тынды, выразившиеся в истребовании у истца ФИО1, как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, посредством вручения ей под подпись ДД.ММ.ГГГГ уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, предписывающего ей со ссылкой на статью 193 ТК РФ предоставить в течение двух рабочих дней письменные объяснения по факту отказа от исполнения распоряжения администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» и уведомления администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ «О необходимости предоставления письменных объяснений» в части необходимости предоставления ФИО1 в соответствии со статьей 193 ТК РФ в течение двух рабочих дней письменных объяснений по факту отказа исполнения распоряжения Администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя главы администрации г. Тынды направила служебную записку, из содержания которой следует, что ознакомившись с распоряжением администрации города Тынды №р от ДД.ММ.ГГГГ., истец ставит в известность, что в соответствии с ч.1 ст. 56 Устава, администрация наделяется государственными полномочиями по организационному обеспечению деятельности административных комиссий в порядке, предусмотренном законом <адрес>. Учитывая, что в распоряжении указан дополнительный объём работ, который ответственный секретарь административной комиссии не обязан и не уполномочен выполнять, считает, что это дополнительные обязанности и увеличение объёма работы, которые должны оплачиваться дополнительно и только с её письменного согласия, руководствуясь ст. 60.2 ТК РФ отказывается от выполнения дополнительного объёма работ указанного в распоряжении.
ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 направлено письменное уведомление за подписью и.о. главы администрации г. Тынды <данные изъяты>., в котором указано на необходимость предоставления письменного объяснения по факту отказа исполнения распоряжения администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», с которым ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ
В письменном объяснении на имя и.о. главы администрации г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 указала на предоставление служебной записки с пояснениями и ссылками на нормативные акты. Поскольку, требуя объяснительные, работодатель пытается привлечь её к дисциплинарной ответственности, она обратилась в суд за защитой своих прав и интересов.
В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных Кодексом.
В абзаце третьем пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» разъяснено, что под судебным постановлением, указанным в части 2 статьи 61 ГПК РФ, понимается любое судебное постановление, которое согласно части 1 статьи 13 ГПК РФ принимает суд (судебный приказ, решение суда, определение суда).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 г. №30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Вступившим в законную силу решением Тындинского районного суда Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № (УИД №) по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Тынды о защите прав, связанных с трудовой деятельностью, компенсации морального вреда постановлено: признать незаконным распоряжение администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ. №р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» в части указания в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц администрации города Тынды» как противоречащих пункту 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды и в части указания в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 - главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде». Признать, что администрацией города Тынды путем принятия распоряжения администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» нарушено право истца ФИО1, ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет субвенций из областного бюджета, на дополнительную оплату труда за расширение зон обслуживания, увеличения объема работ в соответствии с положениями, предусмотренными статьями 60.2, 151 ТК РФ.
Разрешая исковые требования, суд, установив, что мэр города Тынды в пределах своих полномочий подписал распоряжение администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах», сославшись на положения части 6 статьи 55 Устава города Тынды, согласно которой должностными лицами администрации города Тынды являются: первый заместитель и заместители главы администрации города Тынды в случае временного исполнения обязанностей главы администрации города Тынды; руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов администрации города Тынды со статусом юридического лица и их заместители в случае временного исполнения обязанностей вышеуказанных руководителей; иные лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления, пришел к выводу, что ФИО1 как главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде не относится к должностным лицам администрации города Тынды, так как не наделена исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления. Следовательно, указание в распоряжении администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» - в части в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц администрации города Тынды» противоречит положению пункта 3 части 6 статьи 55 Устава <адрес>, и указание в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 - главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде» не основано на законе.
Поскольку вступившим в законную силу судебным постановлением установлено, что распоряжение администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах» - в части в абзаце 1 пункта 1 слов «следующих должностных лиц администрации города Тынды» противоречит положению пункта 3 части 6 статьи 55 Устава города Тынды, и указание в подпункте 1 пункта 1 слов «ФИО1 - главный специалист – ответственный секретарь административной комиссии в городе Тынде» не основано на законе, истцом соблюдена процедура отказа от исполнения неправомерного поручения, установленная частью 2 ст. 12 Федерального закона №25-ФЗ, следовательно, оснований для истребования у истца ответчиком письменных объяснений со ссылкой на статью 193 ТК РФ письменных объяснений по факту отказа от исполнения указанного выше распоряжения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в оспариваемой части.
Работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).
Доводы ответчика о законности действий работодателя, в связи с тем что в должностной инструкции истца указано об обязанности работника выполнять задания и поручения данные главой администрации города Тынды, председателем административной комиссии (п.2.21), основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку для работника являются обязательным распоряжения работодателя, касающиеся выполнения работником своих должностных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, а не любые распоряжения о выполнении иной работы по другим должностям.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (статья 237 ТК РФ).
В пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» разъяснено, что учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства незаконности действий ответчика в отношении истца, обстоятельств дела, нарушение работодателем прав работника на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором, степень вины работодателя, принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., в остальной части требований о компенсации морального вреда следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации города Тынды, выразившиеся в истребовании у истца ФИО1, как главного специалиста - ответственного секретаря административной комиссии в городе Тынде, посредством вручения ей под роспись ДД.ММ.ГГГГ уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, предписывающего ей со ссылкой на статью 193 ТК РФ предоставить в течение двух рабочих дней письменные объяснения по фактам:
отказа исполнения резолюции главы администрации города Тынды на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№;
отказа от исполнения распоряжения администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№р «О внесении информации в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах».
Признать незаконным уведомление администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ№ «О необходимости предоставления письменных объяснений».
Взыскать с администрации города Тынды, ИНН №, в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., СНИЛС №, в счет компенсации морального вреда 10 000 рублей.
В удовлетворении иска в части признания незаконной резолюции главы администрации города Тынды от ДД.ММ.ГГГГ, проставленной на обращении ООО «БСК-Взрывпром» от ДД.ММ.ГГГГ№, и послужившей основанием для вручения администрацией <адрес> истцу ФИО1 уведомления «О необходимости предоставления письменных объяснений» от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № с целью соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания, установленного статьей 193 ТК РФ, взыскании компенсации морального вреда в большем размере ФИО1, - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Тоболова Е.И.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2023 года.