Дело №2-174/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года г. Гай
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Буйловой О.О.,
при секретаре Нефедовой М.В.,
с участием представителя истца: ФИО1, ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего С.В.Е. о взыскании излишне полученной суммы областной социальной пенсии,
установил:
государственное казенное учреждение Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» (далее ГКУ «Центр социальной поддержки населения») обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что ответчик является приемным родителем малолетнего С.В.Е.ДД.ММ.ГГГГ. ответчик обратилась в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Гайском районе с заявлением о назначении областной социальной пенсии в отношении малолетнего С.В.Е., представив необходимые документы. Филиалом ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Гайском районе приемному ребенку назначена областная социальная пенсия, которая перечислялась на личный счет малолетнего. Истцу поступили сведения о том, что ответчиком для назначения указанной пенсии были предоставлены недостоверные сведения. Указанными действиями ответчика бюджету Оренбургской области нанесен материальный ущерб в размере 141 389, 71 руб.
В связи с указанными обстоятельствами, истец просил суд: взыскать с ответчика ущерб в размере 141 389,71 руб., возникший вследствие предоставления недостоверной информации.
В дальнейшем истец уточнил заявленные требования, просил обязать ответчика совершить возврат со счета, открытого на имя С.В.Е. областной социальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 141 389,71 руб.
В судебном заседании представитель истца ГКУ «Центр социальной поддержки населения» ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала.
Ответчик ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах малолетнего С.В.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на их необоснованность.
Представитель третьего лица Гайского РОСП УФССП по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 1 Закона Оренбургской области от 04.11.2002 N 295/45-III-ОЗ "Об установлении областной социальной пенсии детям", право на областную социальную пенсию имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в общеобразовательных организациях, по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных образовательных организациях высшего образования, не получающие по законодательству Российской Федерации и Оренбургской области пенсий, пособий, алиментов или других социальных выплат, постоянно проживающие на территории Оренбургской области.
В силу ст. 2 вышеуказанного закона, областная социальная пенсия назначается детям, перечисленным в статье 1 настоящего Закона, когда все возможности получения выплат по действующему законодательству исчерпаны. Областная социальная пенсия назначается независимо от факта нахождения детей на полном государственном обеспечении.
В силу п.2 ст. 153 СК РФ, приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральным законом и договором.
Из материалов дела следует, что решением Гайского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ. С.Р.А. ограничена в родительских правах в отношении несовершеннолетнего сына С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.р. На основании решения суда несовершеннолетний С.В.Е., передан на попечение органа опеки и попечительства администрации г. Гай. Также данным решением с С.Р.А. взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего С.В.Е. в размере <данные изъяты> части всех видов заработка и /или/ иного дохода начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. №-п над несовершеннолетним С.В.Е. установлена опека, опекуном назначена ФИО2
На основании постановления администрации Гайского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 разрешено образование приемной семьи, с заключением договора о передаче несовершеннолетних С.В.Е., С.А.М., М.В.А. на воспитание в приемную семью.
ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Гайском районе с заявлением о назначении областной социальной пенсии в отношении С.В.Е., представив необходимые документы.
ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Гае С.В.Е. назначена областная социальная пенсия, которая перечислялась на личный счет малолетнего, открытого в отделении Сбербанка России.
Согласно ст. 8 Закона Оренбургской области от 04.11.2002 N 295/45-III-ОЗ, областная социальная пенсия выплачивается до достижения ребенком возраста 18 лет (обучающимся в общеобразовательных организациях, по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных образовательных организациях высшего образования - до окончания обучения) путем перечисления на счет ребенка либо на номинальный счет его законного представителя, открытый в банке при условии соблюдения требований, установленных частью 3 статьи 19 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". Выплата областной социальной пенсии прекращается в случаях: назначения (получения) одной из выплат по действующему законодательству (пенсии, пособия, алиментов и др.). Выплата областной социальной пенсии прекращается с 1-го числа следующего месяца, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 28.02.2014 N 127-п утвержден Порядок предоставления областной социальной пенсии детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в общеобразовательных организациях, по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях, государственных образовательных организациях высшего образования, не получающим пенсий, пособий, алиментов или других социальных выплат согласно законодательству Российской Федерации и Оренбургской области, постоянно проживающим на территории Оренбургской области" (далее Порядок).
В п. 15 данного Порядка указано, что заявитель обязан информировать филиал учреждения об изменении обстоятельств, явившихся основаниями для предоставления областной социальной пенсии, в течение месяца с момента их наступления с представлением соответствующих документов в том числе, о получении на ребенка пенсий, пособий, алиментов или других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;
В случае если заявитель в установленный срок не представил в филиал учреждения документы, подтверждающие изменение обстоятельств, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, либо если в представленных документах содержатся недостоверные сведения, необоснованно полученные в качестве областной социальной пенсии средства засчитываются в счет будущей выплаты.
При отсутствии права на получение областной социальной пенсии в последующие месяцы указанные средства добровольно возвращаются заявителем в бюджет, из которого они были предоставлены. При отказе от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 17 Порядка).
Истец указывает, что в филиал ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в г. Гае поступили сведения о том, что мать приемного ребенка является инвалидом и получает пенсию. Для проверки данного факта был направлен запрос в Гайский РОСП УФССП по Оренбургской области.
Согласно справке Гайского районного отдела судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ., судебным приставом- исполнителем было возбуждено исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ. предметом исполнения которого являлось взыскание алиментов в размере <данные изъяты> части всех видов заработка с должника С.Р.А.ДД.ММ.ГГГГ. исполнительное производство было прекращено по заявлению взыскателя и исполнительный лист был возвращен в адрес взыскателя. ДД.ММ.ГГГГ. по заявлению взыскателя было возбуждено исполнительное производство № предмет исполнения алименты, в отношении должника С.Р.А.ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства.
ДД.ММ.ГГГГ. выплата областной социальной пенсии малолетнему С.В.Е. прекращена по причине предоставления недостоверных и (или) заведомо ложных сведений, о чем было сообщено ответчику.
Указанные истцом обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе допроса свидетеля Свидетель №1, показания которой приняты судом, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих об её заинтересованности в исходе дела. Кроме того, свидетель была предупреждена об уголовной ответственности по ст. ст.307, 308 УК РФ.
Из представленной справки Гайского районного отдела судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что ответчик периодически обращалась в Гайский РОСП с запросом о получении справки о невыплате алиментов должником С.Р.А., с предоставлением опекунского удостоверения и выписки по л/с на опекаемого ребенка С.В.Е. На основании предоставленных документов судебным приставом- исполнителем выдавались запрашиваемые справки. ДД.ММ.ГГГГ. опекун ФИО2 обратилась в Гайский РОСП с заявлением о возобновлении исполнительного производства в отношении С.Р.А., в связи с тем, что должнику оформлена пенсия по инвалидности.
В судебном заседании ответчик указала, что действительно в ДД.ММ.ГГГГ. обращалась в Гайский РОСП с заявлением о прекращении исполнительного производства. В ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась с заявлением в Гайский РОСП о возобновлении исполнительного производства, в связи с чем полагала, что исполнительное производство возобновлено. В ДД.ММ.ГГГГ. для назначения областной социальной пенсии обратилась в Гайский РОСП за справкой, подтверждающей отсутствие взыскания алиментов на малолетнего, которая ей была выдана.
Для проверки доводов ответчика судом была истребована копия исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ., из которого усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 обратилась с заявлением о прекращении взыскания алиментов с С.Р.А. и направлении исполнительного листа взыскателю. Постановлением судебного пристава- исполнителя Гайский РОСП УФССП России по Оренбургской области Т.А.П., исполнительное производство окончено на основании поступившего заявления взыскателя об окончании исполнительного производства. Исполнительный документ направлен в адрес взыскателя.
Согласно сообщению судебного пристава- исполнителя Гайского РОСП И.М.М. на запрос суда, ФИО2 с заявлением о возобновлении исполнительного производства о взыскании алиментов с С.Р.А. в ДД.ММ.ГГГГ. не обращалась.
Полагая, что к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении областной социальной пенсии ответчиком была предоставлена справка, содержащая недостоверные сведения, соответственно право ребенка на такую пенсию отсутствовало, истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно расчету суммы ущерба, малолетнему С.В.Е. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была выплачена областная социальная пенсия в размере 141 389,71 руб. Расчет задолженности судом проверен и признается верным.
Из содержания приведенных выше норм законодательства следует, что для взыскания с лица суммы переплаты следует установить вину данного лица в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты такой пенсии, или не представления документов, подтверждающих изменение обстоятельств, явившихся основаниями для предоставления областной социальной пенсии.
Субъектами такой ответственности являются лица, предоставляющие такие сведения.
На основании п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.
В силу положений нормы ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Поскольку ответчик для назначения областной социальной пенсии предоставила недостоверные сведения, а именно справку о том, что выплата алиментов в пользу ребенка не производится и взыскание алиментов с должника невозможно, суд усматривает недобросовестность с ее стороны по не сообщению достоверных сведений истцу.
В нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком доказательств обратного не представлено.
При этом суд исходит из того, что ответчику было доподлинно известно о прекращении исполнительного производства именно по ее заявлению, а не по основанию невозможности производить взыскание алиментов с должника.
Доводы ответчика о том, что она обращалась в ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением о возобновлении исполнительного производства, однако исполнительное производство не было возбуждено по вине службы судебных приставов, своего подтверждения в ходе рассмотрения дела не нашли и опровергаются вышеуказанными письменными доказательствами.
Как было указано выше, областная социальная пенсия назначается детям, когда все возможности получения выплат по действующему законодательству исчерпаны.
Поскольку исполнительное производство было прекращено по заявлению взыскателя, следовательно, реальная и объективная утрата возможности исполнения судебного акта о взыскании алиментов не подтверждена.
Сам по себе факт отсутствия добровольного перечисления алиментов С.Р.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. не свидетельствует об обратном.
Учитывая, что исполнительное производство было прекращено ДД.ММ.ГГГГ. и взыскание алиментов не производилось, права на областную социальную пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. С.В.Е. не имел, в результате чего возникла переплата в размере 141 389,71 руб.
Исходя из вышеизложенного, заявленные требования государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании излишне полученной суммы областной социальной пенсии подлежат удовлетворению.
На основании ст.103 ГПК РФ и с учетом положений ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования государственного казенного учреждения Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» к ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего С.В.Е. о взыскании суммы областной социальной пенсии – удовлетворить.
Взыскать с ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего С.В.Е. излишне полученную сумму областной социальной пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в размере 141 389,71 руб. в доход областного бюджета.
Взыскать с ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах малолетнего С.В.Е. в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 4028 руб.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Судья: О.О. Буйлова
Мотивированное решение составлено судом: 05.03.2020г.