Дело № 2-1751/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего Беспятовой Н.Н.
при секретаре Пенкиной А.С.,
рассмотрев в г. Омске в открытом судебном заседании 31 октября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права общей долевой собственности на земельный участок, переводе земельного участка из одной категории в другую, по заявлению третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права общей долевой собственности на земельный участок, переводе земельного участка из одной категории в другую,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Омский районный суд Омской области с исковым заявлением, а ФИО2 с самостоятельными требованиями на предмет спора к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права общей долевой собственности на земельный участок, переводе земельного участка из одной категории в другую. В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было зарегистрировано право на 18304/19804 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, было выдано свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке с кадастровым номером № расположено 3 индивидуальных жилых дома, так же принадлежащие на праве собственности ФИО1 на основании свидетельств о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 до 2014 года также принадлежало право собственности на 1500/19804 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 19 804 кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ, право на которые было признано отсутствующим на основании решения Омского районного суда Омской области от 08.02.2014. Решением Омского районного суда Омской области от 06.06.2016, вступившим в законную силу 14.09.2016 по гражданскому делу №2-1656/2016 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к ФИО1, о признании отсутствующим права на земельный участок, об исключении записи о государственной регистрации права из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, исковые требования ТУ Росимущества Омской области были удовлетворены. Признано отсутствующим право ФИО1 на 18304/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, признана недействительной запись о государственной регистрации права собственности на 18304/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>, за ФИО1 произведенная ДД.ММ.ГГГГ за № Управлением Росреестра по Омской области. Из указанного решения следует, что основанием для удовлетворения исковых требований явилось то, что спорный земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда, нахождение земельных участков, относящихся к категории земель лесного фонда в собственности физического лица является недопустимым, поскольку законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо исключений, позволяющих физическому лицу приобрести земельный участок в составе земель лесного фонда в собственность. Однако 29.07.2017 на территории Российской Федерации принят Федеральный закон №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», вступивший в силу 11.08.2017. В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 №173-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В решении Омского районного суда Омской области от 08.02.2014 по гражданскому делу №2-2/2014 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к ФИО2, Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, указано, что в ходе судебного заседания было установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, полностью расположен в границах квартала № Подгородного участкового лесничества Омского лесничества. Квартал № Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, в свою очередь входит в состав земельного участка с кадастровым номером № Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что на момент вынесения решения Омским районным судом Омской области от 08.02.2014, вступившим в законную силу 21.05.2014, по гражданскому делу №2-2/2014, а также на момент вынесения решения Омским районным судом Омской области от 06.06.2016, вступившим в законную силу 14.09.2016 по гражданскому делу №2-1656/2016, земельный участок с кадастровым номером №, согласно сведений содержащихся в ЕГРН, был отнесен к категории земель – земли населенных пунктов, и находился в границах населенного пункта <адрес>. С учетом уточнения исковых требований просят перевести земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 19 804 кв.м., имеющий местоположение: <адрес>, из категории земель – земли лесного фонда, в категорию земель – земли населенных пунктов; признать право собственности на 1500/19804 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 19 804 кв.м., имеющий местоположение: <адрес> за ФИО3; признать право собственности на 18304/19804 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 19 804 кв.м., имеющий местоположение: <адрес> за ФИО1
В судебном заседании истец ФИО1, третье лицо с самостоятельными требованиями на предмет спора ФИО2 участия не принимали, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО1 и третьего лица с самостоятельными требованиями на предмет спора ФИО2 - ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточненном исковом заявлении, суду пояснил, что размер доли ФИО1 в праве общей долевой собственности на спорный земельный участок определен не исходя из площади земельного участка, занятой жилыми домами, а исходя из размера заемного обязательства. Указал, что строительство трех жилых домов на земельном участке обусловлено тем, что один дом истцы построили для себя, два другие – для своих детей. В действительности на спорном земельном участке цех по разливу бутилированной воды не располагается. Скважина, из которой добывается вода, расположена на соседнем земельном участке. Соответственно, розлив воды производится не на спорном участке. Также пояснил, что спорный земельный участок расположен не в исторически сложившихся границах <адрес>, а в стороне от данного населенного пункта.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил истцам в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители третьих лиц Главного управления лесного хозяйства Омской области, Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права №, выданному Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 205,3 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Документы-основания для регистрации права собственности: решение о передаче имущества Общества участникам Общества с ограниченной ответственностью «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи имущества Общества участникам ООО «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 139,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. Документы-основания для регистрации права собственности: решение о передаче имущества Общества участникам Общества с ограниченной ответственностью «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи имущества Общества участникам ООО «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ.
Также ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 156 кв.м., с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №, выданным Управлением Росреестра по Омской области ДД.ММ.ГГГГ. Документы-основания для регистрации права собственности: решение о передаче имущества Общества участникам Общества с ограниченной ответственностью «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ, акт приема-передачи имущества Общества участникам ООО «Евроремонт» от ДД.ММ.ГГГГ.
Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 было зарегистрировано право на 18304/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 19 804 кв.м., с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ№.
За ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право собственности на 1500/19804 долей в праве общей долевой собственность на земельный участок площадью 19 804 кв.м., с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № было первоначально зарегистрировано на основании постановления Главы Пушкинской сельской администрации Омского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановлению Главы Пушкинской сельской администрации Омского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ФИО2 в собственность для индивидуального жилищного строительства», в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 480 от 23.04.1993 и на основании личного заявления ФИО2 последней предоставлен земельный участок площадью 15 122,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> из земель, находящихся в ведении Пушкинской сельской администрации для индивидуального жилищного строительства.
По адресу: <адрес> были возведены три объекта индивидуального жилищного строительства, право собственности на которые было зарегистрировано за ФИО2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданными Управлением Росреестра по Омской области.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 (продавец) и ГБА (покупатель-1), ЗАВ (покупатель-2), БВП (покупатель-3) был заключен договор купли-продажи недвижимости, по условиям которого продавец продал, а покупатель-1 купил и обязуется оплатить следующее имущество: - жилой дом, назначение жилое, общая площадь 205,3 кв.м., инвентарный №, литер В, этажность 3, местоположение: <адрес> - 2000/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>. Также в соответствии с указанным договором, продавец продал, а покупатель-2 купил и обязуется оплатить следующее имущество: - жилой дом, назначение жилое, общая площадь 156 кв.м., инвентарный №, литер Б, этажность 2, местоположение: <адрес>; - 7302/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19804 кв.м., местоположение: <адрес>. Продавец продал, а покупатель-2 купил и обязуется оплатить следующее имущество: жилой дом, назначение: жилое, общая площадь 139,9 кв.м., инвентарный №, литер А., этажность 2, местоположение: <адрес>; - 7302/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель, земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>. Продавец продал, а покупатель-3 купил и обязуется оплатить следующее имущество: - 1700/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>. По настоящему договору у продавца остается 1500/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>.
Далее, ДД.ММ.ГГГГ между ЗАВ, БВП, ГБА и ООО «Евроремонт» был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым продавцы продали, а покупатель купил следующее имущество: жилой дом, площадью 156 кв.м., местоположение <адрес> жилой дом, общей площадью 139,9 кв.м., местоположение <адрес>; 14604/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>; 1700/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>; жилой дом, площадью 205,3 кв.м., местоположение: <адрес>; 2000/19804 доли земельного участка, кадастровый №, категория земель: земли лесного фонда – для жилищных нужд, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>.
В соответствии с договором купли-продажи доли в уставном капитале от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между КАС (продавец) и ФИО1 (покупатель), продавец продал, а покупатель купил долю в размере 100 процентов в Уставном капитале Общества с ограниченной ответственностью «Евроремонт».
Решением ликвидатора ООО «Евроремонт» КАС от ДД.ММ.ГГГГ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов ООО «Евроремонт» имущество, а именно: - жилой дом, площадью 156 кв.м., местоположение: <адрес>; - жилой дом, площадью 139,9 кв.м., местоположение: <адрес>; - земельный участок, общая долевая собственность 18304/19804, кадастровый №, площадью 19 804 кв.м., местоположение: <адрес>; - жилой дом, площадью 205,3 кв.м., местоположение: <адрес> было передано единственному участнику ООО «Евроремонт» ФИО1
Решением Омского районного суда Омской области от 03.02.2014 по гражданскому делу №2-2/2014 по исковому заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к ФИО2, Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным постановления о предоставлении земельного участка в собственность, признании права собственности Российской Федерации на земельный участок, признании отсутствующим права собственности ответчика на земельный участок, исключении из государственного реестра прав на недвижимое имущество записи о регистрации права было постановлено:
«Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области удовлетворить.
Признать незаконным постановление Главы Пушкинской сельской администрации Омского муниципального района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ФИО2 в собственность для индивидуального жилищного строительства».
Признать право собственности Российской Федерации на 1500/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>.
Признать отсутствующим право собственности ФИО2 на 1500/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>
Исключить из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации права собственности ФИО2 на 1500/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>, за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 700 рублей.
Взыскать с Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в доход бюджета Омского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 100 рублей».
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21.05.2014 из решения Омского районного суда Омской области от 03.02.2014 исключены выводы об удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании права собственности Российской Федерации на 1500/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, имеющий местоположение: <адрес>. В остальной части решение Омского районного суда Омской области от 03.02.2014 оставлено без изменения.
Указанное решение Омского районного суда Омской области вступило в законную силу 21.05.2014.
Решением Омского районного суда Омской области от 06.06.2016 по гражданскому делу №2-1656/2016 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к ФИО1 о признании отсутствующим права на земельный участок, об исключении записи о государственной регистрации права из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним постановлено:
«Признать отсутствующим право собственности ФИО1 на 18304/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № местоположение: <адрес>
Признать недействительной запись о государственной регистрации права собственности на 18304/19804 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № местоположение: <адрес>, за ФИО1, произведенную ДД.ММ.ГГГГ за № Управлением Росреестра по Омской области.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей».
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14.09.2016 решение Омского районного суда Омской области от 06.06.2016 оставлено без изменения.
Указанное решение суда вступило в законную силу 14.09.2016.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 19 804 кв.м., категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для жилищных нужд, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости: № сведения о правообладателе отсутствуют.
Обращаясь в суд с исковым заявлением ФИО1, ФИО2 ссылаются на то, что права истца и третьего лица с самостоятельными требованиями на земельный участок с кадастровым номером 55:20:191301:15 подлежат восстановлению в соответствии со вступившим в силу с 11.08.2017 Федеральным законом от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Земельный кодекс устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (ст. 7 ЗК РФ).
Идентификация, учет и регистрация лесных участков в соответствии с действующим законодательством осуществляется следующим образом: документированная информация о таких участках относится к общедоступной информации (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами - информация ограниченного доступа) и содержится в государственном лесном реестре, ведение которого, а также внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре; порядок представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 2, 3, 9 и 10 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации); ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
При этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
Исходя из положений ст.ст. 5, 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Именно данные сведения являются надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории.
Одиннадцатого августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 № 1795-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО6 на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 168, статьями 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации», дела об истребовании земельных участков, которые согласно данным государственного лесного реестра относятся к землям лесного фонда, имеют определенные особенности.
В правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.
Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель». Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7). Кроме того, в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» было внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ).
Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Таким образом, согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.09.2017 № 1795-О, положения Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» направлены на защиту исключительно добросовестных приобретателей земельных участков.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка.
Частью 10 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (ч.12 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).
Таким образом, с 11 августа 2017 года законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
По смыслу нормы, содержащейся в п.5 ст.10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель» возможность восстановления права собственности на земельный участок, которого граждане были лишены вступившим в законную силу судебным актом, путем удовлетворения нового иска распространяется на случаи, когда единственным основанием лишения этого права являлись противоречия между сведениями Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра.
В то же время, это не исключает возможности отказа в защите прав граждан на такие участки или в признании таких прав отсутствующими в случаях, когда помимо нахождения земельных участков в границах лесничества выявлены иные нарушения при их предоставлении.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проанализировав и оценив собранные по делу доказательства, в том числе материалы гражданских дел №2-2/2014, 2-2924/2014, 2-1656/2016, 2-1168/2018, суд приходит к выводу, что первоначальный приобретатель земельного участка ФИО2 не отвечает признакам добросовестного приобретателя в силу следующего.
Как указывалось ранее, право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № было первоначально зарегистрировано на основании постановления Главы Пушкинской сельской администрации Омского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ действовал Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991.
Из системного толкования положений статей 36,70,71,72,80,81 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 (с учетом Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287) следует, местные администрации были наделены правом на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства из состава земель сельских населенных пунктов в размерах, не превышающих предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, установленных сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов).
Как следует из постановления Главы Пушкинской сельской администрации Омского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ, в собственность ФИО2 для индивидуального жилищного строительства предоставлен земельный участок площадью 15 122,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, из земель, находящихся в ведении Пушкинской сельской администрации.
Между тем, из многочисленных картографических материалов, содержащихся в гражданских делах № 2-2/2014, 2-1656/2016, 2-2924/2014, 2-1168/2018, следует, что спорный земельный участок ни на момент его предоставления, ни в настоящее время не располагался и не располагается в пределах исторически сложившейся черты населенного пункта <адрес>. Указанные обстоятельства наглядно демонстрирует ситуационная схема расположения земельного участка с кадастровым номером № (рисунок № 1 к Землеустроительной экспертизе по гражданскому делу № 2-2169/2013, л.д. 115 т. 5 дела № 2-2/2014).
Таким образом, глава Пушкинской сельской администрации МВВ не вправе был предоставлять под индивидуальное жилищное строительство земельный участок, расположенный за пределами черты населенного пункта.
Факт расположения земельного участка за пределами населенного пункта д. Подгородка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подтвержден также решением Омского районного суда Омской области от 03.02.2014 по делу № 2-2/2014, апелляционным определением Судебной коллегии Омского областного суда от 21.05.2014 по делу № 2-2/2014.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так, согласно апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21.05.2014 по делу № 2-2/2014 установлено, что на дату издания постановления Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный под ИЖС ФИО2 земельный участок был расположен в выделах № квартала № Подгородного лесничества Омского лесничества Омской области. Постановление Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ было издано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации №480 от 23.04.1993, п.3 которого предусматривалось, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю, и устанавливаются границы участков на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю, которое может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РСФСР. Документы, приведенные в п.3 Указа Президента Российской Федерации №480 от 23.04.1993, с момента выдачи которых гражданин считается приобретшим права на землю, ФИО2 не выдавались, что свидетельствует о том, что права на земельный участок с кадастровым номером № ФИО2 не были приобретены.
Истцами в материалы дела в обоснование заявленных исковых требований предоставлено решение Президиума Омского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве доказательства отнесении земельного участка к землям населенного пункта д. Подгородка.
Между тем, таким доводам уже была дана оценка в апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 21.05.2014 по делу № 2-2/2014.
В соответствии с решением Президиума Омского районного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земель в ведение сельских Советов народных депутатов» в ведение сельских Советов народных депутатов (Подгородный лесхоз) передано 37 га земли.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном решении отсутствуют данные о внешней границе Пушкинского сельского поселения Омского района Омской области применительно к части территории поселения – д.Подгородка, в связи с чем не представляется возможным определить включение спорного земельного участка в состав земель Пушкинского сельского поселения. Кроме того, перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, в лесах первой группы производился в исключительных случаях по постановлению Совета Министров РСФСР. В проекте организации и развития лесного хозяйства Подгородного лесхоза Омского управления лесами 1994 года имеется приложение 2 к протоколу 1-го технического совещания от 30.12.1992 «Изменения в земельном фонде за прошедший ревизионный период (1982-1992 гг.) в Подгородном лесхозе», в котором в отношении земель гослесфонда Подгородного лесничества приведено распоряжение Совета Министров РСФСР от 18.05.1988 №495-р, касающееся передачи из состава гослесфонда земель площадью 9,7 га колхозу Заря коммунизма в квартале 41, земель площадью 10,8 га дирекции «Омсксовхозводстрой» в квартале 39 указанного лесничества. Применительно к кварталу 19, в котором расположен спорный земельный участок, подобных распоряжений не имеется. Таким образом, доказательств перевода в установленном порядке лесных земель, расположенных в квартале 19 Подгородного лесничества, в земли населенных пунктов, не имеется.
В материалах гражданского дела № 2-2/2014 имеется справка архивного отдела Администрации Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой в постановлениях Главы Пушкинской сельской администрации Омского района за № не значится постановление о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства ФИО2 Имеется постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ «О программе по реализации молодежной политики Пушкинской сельской администрации».
Текст действительного постановления Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ также представлен в материалах гражданского дела.
Таким образом, в архивных документах органа местного самоуправления отсутствует оригинал постановления Главы Пушкинской сельской администрации Омского района Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка ФИО2 в собственность для индивидуального жилищного строительства». В то же время, в архивных документах органа местного самоуправления имеется оригинал иного постановления с тем же номером и той же датой.
Установлено, что ФИО2 в 2007 году обратилась в ООО «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» с заказом на проведение территориального землеустройства земельных участков, занимаемых жилыми домами, расположенным по адресу: <адрес>.
По результатам проведения ООО «Региональный центр землеустройства и учета недвижимости» землеустроительных работ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО2, было разработано землеустроительное дело по формированию земельных участков из состава земельного участка с кадастровым номером <адрес>, с местоположением: <адрес>, которое утвердил начальник Территориального отдела № 2 Управления Роснедвижимости по Омской области. Согласно пояснительной записке к проекту территориального землеустройства, вновь образуемый земельный участок с объектами капитального строительства с разрешенным использованием – для жилищных нужд образуется из состава учтенного декларативно земельного участка государственного лесного фонда с кадастровым номером <адрес>, являющегося собственность Российской Федерации согласно свидетельству 55 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Территориального управления Росимущества в Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект территориального землеустройства по формированию земельных участков из состава земельного фонда, в том числе участка площадью 19 804 кв.м., предназначенного для жилищных нужд, имеющего почтовый адрес: <адрес>.
30.08.2007 земельный участок площадью 19 804 кв.м. был поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления Территориального управления Росимущества по Омской области, распоряжения данного управления №-р от ДД.ММ.ГГГГ и описания ООО «РЦЗУН», при этом земельному участку присвоен кадастровый №.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, представленной в материалах гражданского дела №, земельный участок с кадастровым номером № имеет местоположение: <адрес>, относится к категории земель – земли лесного фонда, разрешенное использование – для жилищных нужд, площадь участок составляет 19 804 кв.м.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РСФС от 25.04.1991, действующего на момент издания постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливается сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
Согласно ответу на запрос суда Администрации Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сведений о предельных размерах земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в архиве не имеется.
Между тем, установлено, что Главой Администрации Омского района ДД.ММ.ГГГГ было издано постановление №-п «Об утверждении решений исполкомов Сельских Советов «О выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство».
Из содержания указанного постановления суд усматривает, что предельные размеры земельных участков, выделяемых под индивидуальное жилищное строительство на территории, подведомственной Пушкинскому сельскому совету, составляли 2 000 кв.м., тогда как постановлением Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был предоставлен земельный участок площадью 15 122,8 кв.м., впоследствии увеличенный в результате проведения межевых работ до 19 804 кв.м.
Данные обстоятельства также указывают на незаконность предоставления ФИО2 в собственность земельного участка.
Совокупность исследованных судом доказательств с очевидностью указывает на то, что на момент издания постановления Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ как Пушкинской сельской администрации, так и ФИО2 было достоверно известно о том, что выделяемый земельный участок располагался на территории Подгородного лесничества Омского лесничества Омской области, относился к землям лесного фонда, и в состав земель населенного пункта д. Подгородка не входил.
Доказательств того, что глава сельской администрации и ФИО2 добросовестно заблуждались относительно местоположения выделяемых земель в пределах черты населенного пункта в материалах настоящего гражданского дела и в материалах гражданских дел, исследованных судом, не имеется.
Отсутствие оригинала постановления в архиве органа местного самоуправления, и наличие абсолютно иного постановления с теми же номером и датой, по мнению суда, подтверждает недобросовестный характер действий Главы Пушкинской администрации, пописавшего текст постановления, имеющегося на руках у ФИО2
О недобросовестном характере таких действий, направленных на создание чрезмерных преимуществ ФИО2, свидетельствует и размер земельного участка, обозначенный в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, более чем в семь раз превышающий размер земельных участков, обычно предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство.
При изложенном, постановление Главы Пушкинской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, было издано с нарушением закона, поэтому не могло повлечь за собой возникновение у ФИО2 права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Омский отдел Управления Росреестра по Омской области с заявлением на государственную регистрацию права собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Как указывалось выше, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Омской области была произведена государственная регистрация права собственности ФИО2 на спорный земельный участок.
Между тем, в отсутствие оригинала правоустанавливающего документа о предоставлении ФИО2 земельного участка в собственность, хранящегося в архиве органа местного самоуправления, уполномоченного на предоставление земельного участка, при наличии достоверных учтенных в Государственном кадастре недвижимости сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером № относится к землям лесного фонда, и тем самым, в силу закона принадлежит только Российской Федерации, у органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствовали правовые основания для осуществления государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям лесного фонда.
Поэтому такая регистрация является незаконной, и не может быть принята судом во внимание в качестве доказательства возникновения права собственности ФИО2 на спорный земельный участок.
Поскольку ранее право собственности истца ФИО1 было зарегистрировано в результате совершения ряда последовательных сделок, заключаемых в отношении доли в спорном земельном участке, и зарегистрированное ранее право общей долевой собственности на земельный участок производно от регистрации права собственности ФИО2, выводы о незаконном характере возникновения и регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № имеют соответствующие правовые последствия и для истца ФИО1
Также судом установлено, что решением Совета Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Омской области № от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден генеральный план Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области Омской области.
В границы сельского поселения, согласно генеральному плану, были включены лесные участки, что подтверждается схемами Подгородного участкового лесничества Омского лесничества Омской области, согласно которым в границы Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» включены лесные участки, расположенные в кварталах № Подгородного участкового лесничества Омского лесничества.
При рассмотрении гражданского дела №2-2/2014 ГП «Омский центр ТИЗ» на основании определения суда была проведена землеустроительная экспертиза, в соответствии с которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером № находится в границах квартала № Подгородного участкового лесничества Омского лесничества.
Решением Омского районного суда от 10.12.2014 по гражданскому делу №2-2924/2014 по иску Федерального агентства лесного хозяйства о признании решения Совета Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской <адрес> противоречащим федеральному законодательству было постановлено:
«Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства о признании решения Совета Пушкинского сельского поселения ОМР Омской области противоречащим федеральному законодательству удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении генерального плана Пушкинского сельского поселения ОМР Омской области» в части включения в границы Пушкинского сельского поселения лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в кварталах № Подгородного участкового лесничества Омского лесничества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как не соответствующее Земельному кодексу РФ, Лесному кодексу РФ, Федеральному закону от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», постановлению Правительства РФ от 24.03.2007 №178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ» и приказу Министерства регионального развития РФ от 27.02.2012 №69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований» с момента вступления решения в законную силу».
Указанное решение суда вступило в законную силу 16.01.2015.
Согласно сведениям, предоставленным Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время <адрес> расположена на землях лесного фонда. Правила землепользования и застройки не распространяются на данную территорию. На момент действия Генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории <адрес> Пушкинского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок располагался в двух территориальных зонах: зона индивидуальной жилой застройки и зона покрытая лесом и кустарником.
Администрацией Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № по результатам которого составлен специалистом Администрации Пушкинского сельского поселения БТВ акт обследования. Указанным актом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № расположено четыре строения. Три строения – двухэтажные, одно строение – одноэтажное. Земельный участок огражден металлическим забором. Часть земельного участка занята деревьями хвойных и лиственных пород. Также на территории земельного участка с кадастровым номером № находится цех для розлива бутилированной воды.
Решением Омского районного суда Омской области по делу № 2-1168/2018 от 13.06.2018, вступившим в законную силу 19.07.2018, признаны недействительными сведения о границах населенного пункта д. Подгородка Омского района Омской области, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости на основании решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» от 26 августа 2013 года № 55/13-73578; исключены сведения о границах населенного пункта д<адрес> Омского района Омской области из Единого государственного кадастра недвижимости; восстановлена категория земель - земли лесного фонда в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 43637 кв.м., <адрес>; восстановлена категория земель - земли лесного фонда в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; восстановлена категория земель - земли лесного фонда в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Таким образом, на момент рассмотрения заявленного спора, земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с документами территориального планирования Пушкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области к землям населенных пунктов не относится.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на текущее время земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 19 804 кв.м., по прежнему относится к категории земель – земли лесного фонда.
Учитывая все обстоятельства настоящего дела, суд приходит выводу об отсутствии правовых оснований для применения к исковым требованиям истца ФИО1 и к самостоятельным требованиям третьего лица на предмет спора ФИО2 положений Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», и признании за ФИО1, ФИО2 право общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, поскольку законных оснований возникновения права собственности ФИО2 на спорный земельный участок не имелось изначально.
Заявители ФИО1, ФИО2 не являются добросовестными приобретателями земельного участка, права которых подлежат защите на основании нормативно-правового регулирования Федерального закона № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Исковые требования ФИО1, ФИО2 об изменении категории земель спорного земельного участка заявлено в таком случае ненадлежащими истцами, поскольку они правообладателями спорного земельного участка не являются.
Следовательно, требования ФИО1, ФИО2 о признании за ними права общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель «Земли лесного фонда» в категорию земель «Земли населенных пунктов» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права общей долевой собственности, в размере 18304/19804 доли, на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель «Земли лесного фонда» в категорию земель «Земли населенных пунктов», а также самостоятельные требования третьего лица на предмет спора ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Федеральному агентству лесного хозяйства о признании права общей долевой собственности, в размере 1500/19804 доли, на земельный участок с кадастровым номером 55:20:191301:15, расположенный по адресу: <адрес>, о переводе земельного участка с кадастровым номером № из категории земель «Земли лесного фонда» в категорию земель «Земли населенных пунктов» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья Н.Н. Беспятова
Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2018 года.