ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1752/2011 от 12.03.2012 Гурьевского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2-192/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2012 года г. Гурьевск

Гурьевский районный суд в составе председательствующего судьи Шкарупиной С.А., при секретаре Мухиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каряновой В.П. к администрации Гурьевского муниципального района, Правительству Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области о компенсации денежных средств на оплату жилого помещения, приобретение топлива и электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Карянова В.П. обратилась в суд с иском к Администрации Гурьевского муниципального района, Правительству Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области, в котором просит взыскать с ответчиков компенсацию расходов по оплате электроснабжения за 2008, 2009, 2010 годы в размере <данные изъяты> рублей; взыскать компенсацию расходов по оплате отопления за 2008-2010 года в размере <данные изъяты> рублей расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований указала, что с ДД.ММ.ГГ по наносящее время является педагогом, в <данные изъяты><адрес >, до ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты><адрес > и проживает по адресу: <адрес >, посёлок Добрино, <адрес > квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. с газовым автономным отоплением за счет сетевого местного газоснабжения, составом семьи из трех человек. В соответствии с действующим законодательством считает, что имеет право на применение льгот по оплате освещение и отопление в размере 100%. За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ было начислено к оплате и ею оплачено за услуги электроснабжения <данные изъяты> рублей, а также начислено и оплачено за услуги по газоснабжению <данные изъяты> рублей. Однако в период 2008-2010 годов льготы не предоставлялись, в связи с чем, она самостоятельно производила расходы по оплате отопления и электроснабжения, за исключением 2008 года, когда ей была предоставлена льгота по уплате <данные изъяты> рублей за пользование электроэнергией.

Определением суда от ДД.ММ.ГГ в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной политики <адрес >.

В судебном заседании истец Карянова В.П. свои исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам изложенным выше.

Представители ответчиков администрации Гурьевского муниципального района Калининградской области, Министерства финансов Калининградской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.

Представитель ответчика Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен, поступил отзыв на исковое заявление с указанием на те обстоятельства, что Правительство Калининградской области не является надлежащим ответчиком по заявленным Каряновой В.П. исковым требованиям, поскольку как следует из правового смысла п.2, п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, ст.ст. 84, 85, 133 БК РФ во взаимосвязи со ст.72, п.п. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ льготы, установленные, абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в редакции до принятия ФЗ от 29.12.2010 г. № 439), не отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а являются расходными обязательствами Российской Федерации, которые исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ, но единой для соответствующего вида субвенций методике. При этом источник финансирования указанных льгот для педагогических работников Федеральным законом «Об образовании», а также другими Федеральными законами не установлен. Закон Калининградской области от 11.07.2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» и постановление Правительства Калининградской области от 20.02.2006 г. № 96, согласно которым возмещение расходов педагогическим работникам в сельской местности производится по фактическим расходам, не относят обязанность возмещения вышеуказанных расходов к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета. В случае взыскания заявленных в требовании сумм с регионального бюджета, такое взыскание будет представлять собой убытки этого бюджета, т.к. обязанность по возмещению расходов возложена на Российскую Федерацию. Иное толкование вышеприведенных материальных норм права является нарушением единства судебной практики. Вышеизложенные факты подтверждены решением Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2009 г. но делу №А21-4704/2009, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2009 г., постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.2010 г., которые в данном случае имеют преюдициальное значение. Арбитражный суд Калининградской области и Тринадцатый арбитражный апелляционный суд пришли к выводу о том, что финансирование вышеуказанных расходов является бюджетным обязательством РФ. Указанные льготы установлены Федеральным законом и затраты в связи с предоставлением льгот должны быть компенсированы Российской Федерации. Таким образом, расходы, связанные с предоставлением гражданам рассматриваемых мер социальной поддержки, подлежат взысканию только за счет средств казны Российской Федерации. В своем определении от 25.04.2011 г. № ВАС-7810/10 Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу, что в Законе Калининградской области от 11.07.2005 г. № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» не содержится отнесение вопроса финансирования указанных мер социальной поддержки к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета. Финансирование указанных льгот относится к расходным обязательствам РФ. Норма абзаца 3 п. 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности. Из этого следует, что Российская Федерация не устранялась до 01.01.2005 г. и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу ФЗ от 22.07.04 г. № 122-ФЗ. от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» уровня мер социальной поддержки. Высший Арбитражный суд Российской Федерации посчитал, что нарушений норм права судебными инстанциями не допущено и в передаче дела А21-4704/2009 Арбитражного суда Калининградской области в Президиум высшего Арбитражного суда РФ для пересмотра в порядке надзора решения от 09 сентября 2009 года постановления Тринадцатого апелляционного суда от 09 декабря 2009 года и постановления Федерального суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2010 года отказано. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской федерации, казны муниципального образования. Таким образом, заявленные в иске денежные средства могут быть взысканы только с казны Российском Федерации. При этом, в силу ст.ст. 158. 242.2 БК РФ в суде от имени Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета РФ - Министерство финансов РФ. В случае удовлетворения требований о взыскании денежных средств с бюджета Калининградской области, просит учесть, что на основании ст.ст. 158, 242.2 БК РФ и п. 9 главы 2 положения о Министерстве финансов Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 02.06.2010 г. № 396, от имени Калининградской области в суде по заявленным требованиям должен выступать главный распорядитель средств бюджета Калининградской области - Министерство финансов Калининградской области. В соответствии со статьей 4 Закона Калининградской области от 20 августа 2009 года № 372 «О компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» выплата отдельным категориям жителей Калининградской области, имеющим право на социальную поддержку, денежной компенсации их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета области. Постановлением Правительства Калининградской области от 24 декабря 2009 года № 818 определен порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Калининградской области. Согласно данному Порядку компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, осуществляется с месяца, следующего за месяцем поступления субвенций из федерального бюджета, предоставленных в соответствии с методикой распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета для предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). До настоящего времени методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета не разработана и соответствующие субвенции из федерального бюджета в бюджет Калининградской области не перечислялись. Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 2009 года № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 год» в федеральном бюджете на 2010 год средства на предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не предусмотрены. Таким образом, требование о возмещении расходов за 2008-2010 года за счет средств бюджета Калининградской области не подлежит удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства социальной политики Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

Выслушав мнение истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования истицы обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что истец Карянова В.П. с ДД.ММ.ГГ и по ДД.ММ.ГГ работала учителем в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ и по настоящее время работает в <данные изъяты> воспитателем. Указанные организации расположены в сельской местности – в поселке <адрес >. Карянова В.П. проживает также в сельской местности, в квартире по адресу: <адрес >, посёлок Добрино, <адрес >, общей площадью 75,3 кв.м., с автономным газовым отоплением, составом семьи из трех человек с ДД.ММ.ГГ, что подтверждается копией финансового лицевого счета по указанной квартире.

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" исключены, а словосочетание "законодательными актами субъектов Российской Федерации" заменены на "законодательством субъекта Российской Федерации".

С учетом внесенных изменений норма статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", регламентирующая права работников образовательных учреждений и меры их социальной поддержки, предусматривает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 06 мая 2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьями 2 п. 2 абз. 3, 3 п. 2 Закона Калининградской области от 11.07.2005 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области (в редакции Законов Калининградской области от 29.11.05 г. № 696, от 7.02.2006 года № 724) педагогические работники в сельской местности имеют право на льготы по плате за жилое помещение и части коммунальных услуг (освещение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилищного фонда.

Данные положения содержатся и в нормах жилищного законодательства.

До внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами. При этом ст. 59 ЖК РСФСР предусматривала, что для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, льготы по обеспечению бесплатного жилого помещения с отоплением предоставляются без каких – либо ограничений и норм.

Таким образом, федеральным законодательством установлено право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без каких-либо ограничений, в частности, размером занимаемой жилой площади и нормативами потребления коммунальных услуг. Субъекты Российской Федерации, реализуя свои полномочия по определению размера, условий и порядка возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки, не могут снижать определенный федеральным законодательством уровень их социальной поддержки.

Вышеуказанные федеральные законы являются законами прямого действия и не содержат каких-либо ограничений социальной нормой.

В связи с чем, истец, как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности имеет право на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением в сельской местности, где работает и проживает, соответственно задолженность за не предоставленные льготы по отоплению и освещению истца должна быть взыскана с представителя субъекта РФ - с Правительства Калининградской области, по обязательствам которого отвечает Министерство финансов Калининградской области.

Доводы Правительства Калининградской области о том, что оно не получает из федерального бюджета субвенции на вышеуказанные льготы, и методика распределения субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета до настоящего времени не разработана, что является основанием для взыскания задолженности педагогам из Федерального бюджета, суд считает необоснованными, т.к. субъект Российской Федерации - Правительство Калининградской области не лишено возможности требовать из федерального бюджета субсидий в связи с фактически понесенными затратами на предоставление этих льгот, в соответствии с положениями действующего Постановления Правительства РФ от 27.06.03 года № 377, которым утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности. И данные доводы не могут служить основанием к отказу истице в иске.

При этом, как установлено в судебном заседании, льготы по оплате за отопление, электроэнергию за период 2008-2010 г.г. истцу не предоставлялись, что подтверждается представленной <данные изъяты> справкой от 06.12.2011г. № 292, письмом Гурьевского отдела ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной политики Калининградской области от 26 декабря 2011 года, исх. №656.

В материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства, свидетельствующие о том, что истцу в 2008 году, в 2009 году и в 2010 году предоставлялись меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 2008г. по 2010 г.. Между тем, как следует из представленных истцом выписок из лицевого счета по начислению и оплате услуги по газоснабжению, по оплате услуги по электроснабжению, истцом производились платежи по оплате данных услуг. При таких обстоятельствах имеются основания для взыскания с Правительства Калининградской области за счет средств бюджета Калининградской области в пользу истца компенсации её расходов на отопление и на освещение занимаемого жилого помещения за период с 2008 года по 2010 год.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований с надлежащего ответчика Правительства Калининградской области расходы по оплате госпошлины, в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Каряновой В.П. к администрации Гурьевского муниципального района, Правительству Калининградской области, Министерству финансов Калининградской области о компенсации денежных средств на оплату жилого помещения, приобретение топлива и электроэнергии удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Каряновой В.П. с Правительства Калининградской области в лице Министерства финансов Калининградской области за счет казны Калининградской области денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения за период с января 2008 года по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>, в возмещение расходов по оплате государственной пошлины сумму в размере 2968 рублей 56 копеек.

В остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2012 года.

Судья С.А. Шкарупина