ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1759/2012 от 22.06.2012 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего Зусиковой Н.А.

при секретаре Хейгетьяне М. В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. к Южному таможенному управлению,3-е лицо Волгоградская таможня о внесении изменений в приказ о присвоении классного чина

Установил:

Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что до 2002 года он проходил службу в Волгоградской таможне в должности главного таможенного инспектора в звании майора таможенной службы. В сентябре 2002 года он был принят на государственную гражданскую службу на должность главного государственного таможенного инспектора и ему присвоен квалификационный разряд «Советник государственной службы 3 класса», поскольку должность главного государственного таможенного инспектора по таможенным органам отнесли к старшей группе должностей. После издания Указа Президента РФ от 01.02.2005 № 113 ему был присвоен квалификационный разряд «Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса». В 2006 году должность главного государственного таможенного инспектора была переведена в ведущую группу должностей. Его обращение в кадровую службу таможни привести в соответствие его классный чин специальному званию - майор таможенной службы, и присвоить первый по ведущей группе должностей классный чин «Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса» было оставлено без удовлетворения, и ответчик сослался на отсутствие Указа Президента РФ, устанавливающего соотношение классных чинов, специальных и воинских званий. Указом Президента РФ от 07.06.2011 № 720 "О внесении некоторых изменений в акты Президента Российской Федерации" утверждена таблица соотношения классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, согласно которой майор таможенной службы соответствует классному чину из главной группы должностей «Государственный советник РФ 3 класса», что выше всех классных чинов ведущей группы должностей. Ему приказом начальника ЮТУ от 26.08.2011 № 151-А был присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса» со ссылкой на то, что пунктом 22 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113, установлено, что наличие специального звания учитывается только при присвоении первого классного чина гражданской службы. Таким образом, при присвоении ему первого классного чина «Референт государственной гражданской службы РФ 3 класса» специальное звание «Майор таможенной службы» и период пребывания в этом звании 1 год и 4 месяца не было учтено из-за отсутствия Указа Президента РФ, определяющего соотношение классных чинов, воинских и специальных званий. Соотношение было установлено только Указом от 07.06.2011 № 720, но содержание пункта 22 Положения в настоящий момент не позволяет учесть специальное звание при присвоении классного чина из ведущей группы должностей, к которой относится замещаемая им должность. При этом его должность, стаж работы в должности и специальное звание удовлетворяют требованиям к классному чину «Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса». На основании изложенного истец просит суд обязать начальника Южного таможенного управления издать приказ о присвоении ему с ДД.ММ.ГГГГ классного чина «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» с выплатой разницы в окладах за классный чин за период с ДД.ММ.ГГГГ; засчитать период пребывания в звании «Майор таможенной службы» (1 год и 4 месяца) в срок выслуги в классном чине «Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса» для целей присвоения очередного классного чина.

В ходе рассмотрения дела истец в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, и просил суд обязать начальника Южного таможенного управления издать приказ о присвоении ему с ДД.ММ.ГГГГ классного чина «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса»; засчитать период пребывания в звании «Майор таможенной службы» (1 год и 4 месяца) в срок выслуги в классном чине «Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса» для целей присвоения очередного классного чина.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, и просил оставить без удовлетворения заявление ответчика о применении последствий пропуска срока на обращение в суд с настоящим иском, указав, что о нарушении своих прав он узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда получил копию приказа Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ-А. По вопросу учета воинских и специальных званий при присвоении классных чинов гражданской службы он немедленно обратился в Верховный Суд РФ с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (в редакции Указа Президента РФ от 07.06.2011 № 720). Решение Верховного Суда РФ по его заявлению состоялось ДД.ММ.ГГГГ Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении его заявления, однако вопрос о нарушении его прав не рассматривал. С решением Верховного Суда РФ он не согласен, но для обращения в Конституционный Суд РФ необходимо решение суда общей юрисдикции по конкретному делу. На основании статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, в рамках установленного 3-х месячного срока он обратился с заявлением в комиссию по служебным спорам ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ, которое было направлено заказным письмом, и ответ получен ДД.ММ.ГГГГ.1-25/22171 о том, что такая комиссия в ЮТУ отсутствует. Он не пропустил 3-х месячный срок на обращение в суд по данному делу, так как действовал строго в соответствии с Федеральным законом, которым определено, что в 3-х месячный срок необходимо обращаться в комиссию по служебным спорам, а после принятия комиссией решения, обжаловать решение комиссии в суд в течение 10 дней со дня получения решения. После получения ответа ЮТУ в пределах 10-дневного срока, установленного законом, им было направлено заказным письмом исковое заявление в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Принятие решения об обращении в комиссию по служебным спорам или, минуя комиссию, сразу в суд является его правом. Ссылка в заявлении ответчика на пропуск им срока для обращения в суд необоснованна, так как закон устанавливает 3-месячный срок обращения в суд только в случае, когда обращение в комиссию по служебным спорам не осуществляется. Вину за создавшуюся ситуацию возлагает на Южное таможенное управление, которое вместо решения комиссии по трудовым или служебным спорам прислало ему письмо с сообщением об отсутствии такой комиссии с рекомендацией обратиться в Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону. Ссылка ответчика на вступившее в законную силу решение от ДД.ММ.ГГГГ Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону, которым отказано в признании действий ЮТУ незаконными, некорректна, так как данное решение обжаловано им в апелляционном порядке и определением от ДД.ММ.ГГГГ ему восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы. Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ не вступило в законную силу. Отказ в рассмотрении его иска по существу по причине пропуска срока на обращение в суд лишит его возможности защиты своих трудовых прав, несмотря на то, что он действовал в соответствии с законом. Истец просит суд восстановить срок на обращение в суд по причине уважительности его пропуска, указывая, что отказ в рассмотрении его иска и отсутствие решения по существу суда общей юрисдикции будет препятствовать возможности его обращения в Конституционный Суд РФ.

Представитель Южного таможенного управления – А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, суду пояснила, что истец проходил службу в таможенных органах с 1995 года. С мая 1998 года он был переведен на службу в таможенных органах по контракту. У истца в 1998 году было специальное звание «капитан таможенной службы». ДД.ММ.ГГГГ истцу приказом ГТК от ДД.ММ.ГГГГ-А было присвоено очередное звание «майор таможенной службы». Истец на тот момент занимал должность ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижневолжской таможни. ДД.ММ.ГГГГ истец был назначен на должность главного таможенного инспектора этого же отдела. В соответствии с п. 7. ст. 3 Федерального закона РФ № 78-ФЗ от 30.06.2002 года сотрудники таможенных органов с письменного согласия могли быть приняты на государственные должности федеральной государственной гражданской службы. С ДД.ММ.ГГГГ в системе таможенных органов 2 категории должностных лиц: федеральные государственные гражданские служащие и сотрудники. Все лица, выразившие согласие прейти на федеральную государственную гражданскую службу написали соответствующие заявления. Сотрудники, не выразившие согласие перейти на федеральную государственную гражданскую службу, были уволены. В настоящее время сотрудники проходят службу в: ОСБ, СОБР, охране, дознании, дежурной части, авиационном отделе, морском отделе и руководящий состав. Сотрудники проходят службу на основании ФЗ-114 «О службе в таможенных органах». А те, кто занимал должности инспекторов в отделах, являются федеральными государственными гражданскими служащими и проходят службу на основании на основании Федерального закона РФ № 79-ФЗ. Истец выразил желание перейти на федеральную государственную гражданскую службу и написал заявление об увольнении со службы в таможенных органах и принятии на службу в качестве федерального государственного гражданского служащего в Волгоградскую таможню с ДД.ММ.ГГГГ и назначении на должность главного государственного инспектора. Приказом Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец уволен с прежней должности, и приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с принят на должность федерального государственного гражданского служащего. Ст. 8 Федерального закона № 78-ФЗ предусматривает, что назначение на должности федеральных государственных гражданских служащих бывших сотрудников осуществлялось на внеконкурсной основе и без испытательного срока, кроме того присваивались квалификационные разряды с учетом замещаемой должности, т.е. какую должность замещал работник, такой ему присваивался классный чин. На тот момент в соответствии с Указом Президента РФ № 974 должность главного таможенного инспектора была отнесена к старшей группе должностей. В соответствии с Указом Президента РФ № 577 было предусмотрено присвоение квалификационных разрядов «советник государственной службы 3-1 классов» - сначала присваивался 3 класс, но через полгода служащий был вправе подавать заявление о присвоении ему очередного квалификационного класса, и сдать квалификационный экзамен. Квалификационные разряды присваивал всем служащим Государственный таможенный комитет. Приказом ГТК -А от ДД.ММ.ГГГГ истцу с ДД.ММ.ГГГГ был присвоен квалификационный разряд «советник государственной службы 3 класса». В 2005 году был принят Федеральный закон № 79-ФЗ и служащим в таможенных органах стали присваиваться классные чины. Указом Президента РФ № 113 была утверждена таблица соответствия классных чинов квалификационным разрядам, согласно этой таблице квалификационный разряд истца «советник государственной службы 3 класса» соответствовал классному чину «референт государственной гражданской службы 3 класса». Согласно Указу Президента РФ № 1574 от 31.12.2005 года, должность главного государственного таможенного инспектора была отнесена к ведущей группе должностей. И согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ ведущей группе должностей присваивались классные чины «советник государственной гражданской службы РФ 3, 2, 1 класса», этой же статьей было предусмотрено, присвоение классных чинов сотрудникам заключившим контракт на неопределенный срок по результатам квалификационного экзамена. Истец такого экзамена не сдавал, хотя его контракт заключен на неопределенный срок и приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истцу предписывалось пройти квалификационные экзамены. Статьей 49 Федерального закона №79-ФЗ предусматривалось, что если служащий в течение 3 лет, имея право на присвоение очередного классного чина, не сдает квалификационный экзамен, то он привлекается к сдаче такого экзамена в обязательном порядке на основании приказа. Истец оба раза вопреки приказам не явился на сдачу экзаменов и у истца остался классный чин «референт 3-го класса». Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ начальникам региональных таможенных Управлений было дано право присваивать классные чинные «ведущей группы должностей» сотрудникам таможен, непосредственно подчиненных управлению. В Волгоградской таможне проводились экзамены, документы присылались в ЮТУ и приказом ЮТУ присваивались классные чины. Но истец экзамены не сдавал и классные чины ему не присваивались, хотя истец требовал присвоить ему классный чин «советник государственной гражданской службы РФ 2 класса» без экзамена. По этому вопросу истец обращался с жалобами в различные органы. Истец не хотел сдавать экзамен и требовал, чтобы при присвоении ему классного чина«советник государственной гражданской службы РФ 2 класса» учитывалось его звание «майор» и выслуга в этом звании. Истец основывал свои требования на п. 22 Положения, где указано, что гражданам, имеющим специальные звания, первый классный чин ФГГС присваивается на ступень выше специального звания согласно таблице соответствия чинов. Однако реализовать данный пункт не представлялось возможным, т.к. законодателем не была утверждена таблица соответствия классных чинов специальным званиям. Истец обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспаривании пунктов 13 и 22 Положения о присвоении классных чинов, утвержденного Указом Президента № 113, и решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в удовлетворении иска. ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закона № 204-ФЗ, вступивший в силу с ДД.ММ.ГГГГ, которым внесены изменения в статью 11 и статью 49 Федерального закона № 79-ФЗ, классные чины ФГГС, заключившим контракт на неопределенный срок присваивались без сдачи экзамена. В результате истцу в соответствии с его заявлением от ДД.ММ.ГГГГ был присвоен классный чин «советник государственной гражданской службы 3 класса», однако истец полагает, что ему должны были присвоить классный чин «советник государственной гражданской службы 2 класса». Однако требования истца незаконны, т.к. в период с 2005 по ДД.ММ.ГГГГ не существовало нормативного акта, позволяющего присваивать гражданину классный чин, соответствующий имеющемуся у него воинскому званию. Таблица соответствия введена Указом Президента РФ № 720 от 07.07.2011 года. Однако эта таблица применяется только при присвоении первого классного чина ФГГС. А истцу первый классный чин ФГГС был присвоен в 2005 году, и эта таблица не могла применяться к истцу в 2011 году.

Представитель Южного таможенного управления – Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, в том числе и по мотиву пропуска срока на обращение в суд. Суду пояснила, что приказом ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ-А истцу с ДД.ММ.ГГГГ был присвоен очередной классный чин ФГГС «советник 3 класса». Выписка из приказа была направлена истцу, и он получил ее ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт установлен вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, однако К. восстановлен процессуальный срок на подача апелляционной жалобы. Кроме того истец сам в своих заявлениях указывает, что получил выписку ДД.ММ.ГГГГ, т.е. истцу уже ДД.ММ.ГГГГ было известно о нарушении его прав и срок на обращение в суд истекал ДД.ММ.ГГГГ Но с настоящим иском истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с пропуском 3 месячного срока. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд не имеется. Истец ссылается на обращение в ЮТУ, однако Федеральным законом № 79-ФЗ установлен альтернативный порядок обжалования: в комиссию по служебным спорам или в суд в 3 месячный срок, обязательный досудебный порядок законом не предусмотрен и истец имел возможность обратится в суд в 3 месячный срок, не ожидая ответа из комиссии. Более того, истец обратился комиссию практически по истечению срока обжалования. В связи с отсутствием соответствующей комиссии по служебным спорам заявление истца было рассмотрено как обычное обращение, и в 10 дневный срок истцу направлен ответ. На основании изложенного представитель Южного таможенного управления Г. просила суд применить последствия пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель 3-го лица – Волгоградской таможни- З., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что законных оснований для присвоения истцу классного чина « советник государственной гражданской службы 2 класса» с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что К. проходит службу в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГК.ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность инспектора грузового отдела Нижне-Волжской таможни (л.д. 112).

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГК.ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижне-Волжской таможни.

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГК.ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижне-Волжской таможни;

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГлс К.ДД.ММ.ГГГГ переведен на службу в таможенные органы в должности старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижне-Волжской таможни.

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-лс К.ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижне-Волжской таможни.

Приказом Нижне-Волжской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-лс К.ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность ведущего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижне-Волжской таможни.

Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-А ведущему инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля Нижнее-Волжской таможни К. с ДД.ММ.ГГГГ присвоено очередное специальное звание «майор таможенной службы» (л.д. 117).

Приказом Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-лс К. назначен на должность главного инспектора отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля Волгоградской таможни.

На основании п. 7 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов РФ на иные условия службы (работы)» и на основании заявления К. приказом
начальника Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-лс он был уволен со службы в таможенных органах РФ по пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21.07.1997 года № 14-ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» - в связи с проведением организационно штатных мероприятий, и на основании приказа начальника Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГ-лс принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность главного таможенного инспектора отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля таможни (л.д. 113-115).

Приказом начальника Волгоградской иаможни от ДД.ММ.ГГГГК. с ДД.ММ.ГГГГ был присвоен соответствующий квалификационный разряд - советник государственной службы 3 класса (л.д. 116).

С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от 27.07.204 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» К. присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса».

Приказом начальника Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГК. с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенных процедур и таможенного контроля Волгоградской таможни и ДД.ММ.ГГГГ с К. заключен служебный контракт .

ДД.ММ.ГГГГК. обратился с заявлением на имя начальника Южного таможенного управления, в котором просил присвоить ему с ДД.ММ.ГГГГ соответствующий классный чин в связи с вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 204-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", отменившего квалификационный экзамен для государственных служащих, имеющих контракт на неопределенный срок полномочий.

Приказом Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ
-а референту государственной гражданской службы РФ 3 класса К. с ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» (л.д. 62).

Истец полагает, что с ДД.ММ.ГГГГ ему должен быть присвоен классный чин «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» с учетом специального звания «майор таможенной службы», указывая, что его право на учет специального звания в порядке пункта 22 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113 не было реализовано по вине Президента Российской Федерации, не определившего в 2005 году таблицу соответствия классных чинов и специальных званий, и просит обязать начальника ЮТУ издать приказ о присвоении ему с ДД.ММ.ГГГГ классного чина «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса».

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (п. 3 ст. 8) предусмотрена возможность учреждения в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов: гражданской, военной и правоохранительной. Таможенные органы относятся к числу тех федеральных органов исполнительной власти, в которых личный состав законодательно разделен на три категории: сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие, работники таможенных органов.

В соответствии с п.7 ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" лица младшего и начальствующего состава федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации могут с их письменного согласия назначаться на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы на условиях, определяемых пунктами 8 - 10 настоящей статьи.

Согласно п.8 указанной статьи назначение на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы осуществляется на внеконкурсной основе и без испытательного срока, установленного федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Лицам, назначенным на государственные должности федеральной государственной службы, одновременно присваиваются квалификационные разряды.

Приказом Волгоградской таможни от ДД.ММ.ГГГГ л/с истец ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы в таможенных органах РФ с должности главного инспектора отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля в специальном звании майор таможенной службы - в связи с переводом на иные условия службы в соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)».

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с К.ДД.ММ.ГГГГ был принят на государственную должность федеральной государственной службы- главного таможенного инспектора отдела организации таможенного оформления и таможенного контроля Волгоградской таможни.

Должности государственной гражданской службы и должности работников организаций бюджетной сферы введены в пределах штатной численности таможенных органов, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации на день вступления в силу Закона N 78-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", предусматривающей перевод отдельных категорий сотрудников таможенных органов на государственные должности федеральной государственной службы и должности работников организаций бюджетной сферы, Указом Президента РФ от 09.09.2002 года № 974 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы", согласно которым в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "В", учреждаемых для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти включены должности главного таможенного инспектора и ведущего таможенного инспектора, которые отнесены к старшим должностям.

Приказом ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ-А «О присвоении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим Волгоградской таможни Южного таможенного управления» в соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», Указом Президента Российской Федерации от 22.04.1996 года № 578 «О присвоении и сохранении квалификационных разрядов федеральным государственным служащим» и на основании примерной схемы присвоения квалификационных разрядов должностным лицам таможенных органов с учетом занимаемых должностей и имеющихся специальных званий (приложение к письму ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ) К. был присвоен квалификационный разряд «советник государственной службы 3 класса».

27 июля 2004 года принят Федеральный закон РФ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", которым регулируются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Закона классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта Российской Федерации старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса ( ч.6).

Классные чины гражданской службы, предусмотренные частями 5, 6 и 7 настоящей статьи, присваиваются представителем нанимателя.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы определяются указом Президента Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, реализуя полномочия, предоставленные ему законодателем, Указом от 1 февраля 2005 г. N 113 утвердил Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, которое действует в редакции Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, от 7 июня 2011 г. N 720, от 16 ноября 2011 г. N 1504, и таблицу соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции.

Нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" 3 февраля 2005 г. и 15 февраля 2005 г. (уточнение), Собрании законодательства Российской Федерации N 6, 7 февраля 2005 г.

Положение определяет порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим.

Согласно пункту 13 Положения при назначении федерального гражданского служащего на более высокую должность гражданской службы ему может быть присвоен очередной классный чин, если истек срок, установленный пунктом 9 или 10 данного Положения для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что для этой должности гражданской службы предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

При назначении федерального гражданского служащего на должность гражданской службы, которая относится к более высокой группе должностей гражданской службы, чем замещаемая им ранее, указанному служащему может быть присвоен классный чин, являющийся в соответствии с пунктом 6 названного Положения первым для этой группы должностей гражданской службы, если этот классный чин выше классного чина, который имеет федеральный гражданский служащий. В указанном случае классный чин присваивается без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине.

Классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему в соответствии с настоящим пунктом после успешного завершения испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

Пункт 22 Положения устанавливает, что федеральному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 названного Положения.

Если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции первый классный чин гражданской службы, который должен быть присвоен федеральному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 6 названного Положения, ниже имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции, то федеральному гражданскому служащему присваивается классный чин гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с пунктом 6 указанного Положения.

Согласно п. 6 Положения первыми классными чинами (в зависимости от группы должностей гражданской службы, к которой относится должность гражданской службы, замещаемая федеральным гражданским служащим) являются:

а) для младшей группы должностей гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

б) для старшей группы должностей гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

в) для ведущей группы должностей гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса;

г) для главной группы должностей гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 3 класса;

д) для высшей группы должностей гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса.

В соответствии с Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574, к должностям федеральной государственной гражданской службы в региональных таможенных управлениях, в таможнях, на таможенных постах межрегионального уровня ФТС России к должностям федеральной государственной гражданской службы отнесены: «ведущая группа должностей»: главный государственный таможенный инспектор регионального таможенного управления; главный государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).

Согласно таблице соответствия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2005 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приведенной в приложении к Указу Президента Российской Федерации от 01.02.2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской федерации федеральным государственным гражданским служащим», имеющийся у истца квалификационный разряд «советник государственной службы 3 класса» соответствовал классному чину «референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса».

С учётом замещаемой К. должности и в соответствии с вышеуказанным законодательством, приказом начальника Южного таможенного управления от ДД.ММ.ГГГГ-А ему был присвоен классный чин советник государственной гражданской службы 3 класса.

Не согласившись с данным решением, и полагая, что пункты 13 и 22 Положения препятствуют в реализации права на учет воинского и специального звания при присвоении классного чина тем лицам, которым классные чины уже присвоены, но эти звания не были учтены из-за отсутствия Указа Президента Российской Федерации и таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113.

Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ заявление К. оставлено без удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении заявления Верховный Суд РФ указал, что общие условия присвоения и сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий определены в статье 13 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". В соответствии с пунктом 3 статьи 13 указанного Федерального закона при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таким нормативным правовым актом является оспариваемое Положение, которое в пункте 5 определяет, что при присвоении первого классного чина гражданской службы федеральному гражданскому служащему в соответствии с пунктом 22 данного Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

Доводы заявителя о противоречии пункта 13 Положения части 3 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и пункту 12 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в нем не предусмотрен учет имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, являются несостоятельными.

Абзац первый пункта 13 Положения определяет условия присвоения очередного классного чина федеральному гражданскому служащему при назначении его на более высокую должность, если истек срок, установленный для прохождения гражданской службы в соответствующем классном чине. В абзаце втором данного пункта Положения определены условия присвоения классного чина федеральному гражданскому служащему без соблюдения последовательности и без учета продолжительности гражданской службы в предыдущем классном чине. Общим условием присвоения классного чина федеральному гражданскому служащему в соответствии с абзацем третьим пункта 13 Положения является успешное завершение испытания, а если испытание не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после его назначения на должность гражданской службы.

Данное нормативно-правовое регулирование осуществлено Президентом Российской Федерации в пределах полномочий по определению порядка присвоения и сохранения классных чинов федеральным гражданским служащим.

Доводы заявителя основаны на неверном (ошибочном) толковании норм федерального законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации как вида государственной службы.

Поскольку Федеральный закон "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" предписывает учитывать ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание при присвоении не "классных чинов", а классного чина по новому виду государственной службы, то согласно абзацу первому пункта 22 Положения федеральному гражданскому служащему, имеющему воинское или специальное звание, классный чин юстиции, первый классный чин гражданской службы присваивается в соответствии с пунктом 6 данного Положения.

Присвоение очередных классных чинов производится уже не при переводе государственного служащего с одного вида службы на другой, а при дальнейшем прохождении государственной гражданской службы.

Классный чин согласно пункту 5 Положения может быть первым или очередным. Первый классный чин гражданской службы присваивается федеральному гражданскому служащему, не имеющему классного чина гражданской службы и замещающему должность гражданской службы, по которой производится присвоение классных чинов гражданской службы. При этом в соответствии с пунктом 22 данного Положения учитываются воинское или специальное звание, классный чин юстиции, присвоенные федеральному гражданскому служащему на прежнем месте государственной службы Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование порядка учета имеющегося чина (звания) законодателем отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации.

Абзац второй пункта 22 Положения предусматривает присвоение федеральному гражданскому служащему классного чина гражданской службы на одну ступень выше того классного чина, который должен быть ему присвоен в соответствии с пунктом 6 указанного Положения, если в соответствии с таблицей соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции первый классный чин гражданской службы ниже имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции. Требования абзаца 1 пункта 22 Положения соответствуют части 1 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Данная норма определяет, что классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.

Таким образом, пункт 22 Положения обеспечивает учет имеющихся званий и чинов при переходе с одного вида службы на другой.

Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии пункта 22 Положения Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункт 11 статьи 12 которого относит к компетенции Президента Российской Федерации определение порядка присвоения и сохранения классных чинов федеральной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", выделяя три вида государственной службы - государственную гражданскую службу, военную службу и правоохранительную службу, закрепляет в качестве одного из основных принципов построения и функционирования системы государственной службы единство ее правовых и организационных основ.

В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации").

В пункте 3 статьи 13 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" установлено, что при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из содержания данной нормы следует, что классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания сохраняются и после прекращения служебных отношений. Однако ни Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", ни Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не содержит указания о том, что в случае поступления гражданина, имеющего воинское и специальное звание, на государственную гражданскую службу Российской Федерации ему должен присваиваться классный чин, соответствующий имеющемуся у гражданина воинскому званию.

Абзац первый пункта 22 Положения предусматривает учет имеющегося у федерального гражданского служащего воинского или специального звания, классного чина юстиции при присвоении ему первого классного чина гражданской службы в соответствии с пунктом 6 названного Положения, что соответствует требованиям части 12 статьи 11 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Определением апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС12-15 решение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а кассационная жалоба К.-без удовлетворения.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, а также то, что решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ пункты 13 и 22 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 113, не признаны недействующими, суд полагает, что классный чин советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса присвоен истцу в соответствии с действующим законодательством, и оснований для удовлетворения иска об обязании внести изменения в приказ ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ и присвоении с ДД.ММ.ГГГГ классного чина советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса, не имеется.

Кроме того, истцом пропущен срок на обращение в суд с данным требованием.

Возражая против исковых требований, ответчик заявил о пропуске истцом установленного законом срока для обращения в суд с иском о защите нарушенных трудовых прав.

Согласно ст. 70 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон 79-ФЗ) индивидуальные служебные споры (далее - служебные споры) рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам либо судом.

Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ, исковая давность применяется по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как следует из искового заявления, К. считает, что приказом ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ-А «О присвоении классных чинов» были нарушены его права. Копию указанного приказа ЮТУ истец получил ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт установлен решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, по делу по заявлению К.к ЮТУ о признании незаконным бездействия, обязании создать комиссию по служебным спорам, о возмещении компенсации морального вреда. Это обстоятельство не оспаривается и истцом, который указал в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ по причинам пропуска срока на обращение в суд, указал, что о нарушении своих трудовых прав он узнал ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, срок на обращение в суд исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ.

С настоящими исковыми требованиями истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении срока, установленного ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ и ст.392 ТК РФ.

Доводы истца о том, что сроки подлежат исчислению с момента получения ответа ЮТУ ( ДД.ММ.ГГГГ) о том, что в ЮТУ отсутствует комиссия по служебным спорам, суд считает несостоятельными, поскольку о нарушенном праве истец знал с момента получения приказа- ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, он был не лишен возможности решить вопрос о защите нарушенного права в установленные законом сроки, если полагал свои права нарушенными. Обращение истца в ЮТУ не влияет на начало течения срока для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями. Действующее законодательство не требует предварительного обращения в комиссию по служебным спорам. И К. имел возможность обратиться непосредственно в суд.

Учитывая характер заявленных требований, оснований для применения к спорным правоотношениям правил ст. 208 ГК РФ не имеется.

В данном случае отсутствуют основания к восстановлению пропущенного срока, учитывая, что доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих к своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям ст. 205 ГК РФ, истцом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

При таких обстоятельствах, установив факт пропуска без уважительных причин срока обращения в суд, суд полагает, что в удовлетворении заявления должно быть отказано и по мотиву пропуска срока на обращение в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В иске К. к Южному таможенному управлению об обязании внести изменения в приказ ЮТУ от ДД.ММ.ГГГГ-А о присвоении с ДД.ММ.ГГГГ классного чина «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» и засчитать период пребывания в звании «Майор таможенной службы» (1 год и 4 месяца) в срок выслуги в классном чине «Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса» для целей присвоения очередного классного чина отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья