Дело №2-1762/16
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Шевченко О.В.,
при секретаре судебного заседания Алексеевой О.А.
с участием истца ФИО1
его представителя - адвоката ФИО4
представителя ответчика МБОУ ДОД «ДЮСШ» - ФИО5
представителя третьего лица – начальника Управления образование администрации города ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» МО ГО Красноперекопск Республики Крым, третье лицо управление образование администрации <адрес>, о взыскании заработной платы,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в суд с иском, окончательно уточнив который ДД.ММ.ГГГГ, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» МО ГО Красноперекопск Республики Крым (далее МБОУ ДОД «ДЮСШ», о взыскании заработной платы, возмещении морального вреда.
Исковые требования мотивированы тем, с ДД.ММ.ГГГГ работает в МБОУ ДОД «ДЮСШ» заведующим стадионом «Химик», ему была установлена заработная плата в сумме 6578 руб., коэффициент уровня управления 1973 руб., и стимулирующие выплаты согласно Положения об оплате труда. Однако начиная с июля по сентябрь 2016 стимулирующие выплаты были занижены, соответственно размер заработной платы был уменьшен. Считает, что занижением ему стимулирующих выплат за данный период ответчиком не доплачена заработная плата в размере 22964 руб., что нарушает трудовые права истца и причиняет ему моральный вред в сумме 150000 руб..
Определением Красноперекопского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц привлечены администрация <адрес>, управление образования администрации <адрес>.
В судебном заседании истец явился, иск поддержал.
В судебном заседании представитель истца – адвокат ФИО4 просил иск удовлетворить.
В судебном заседании ответчик - МБОУ ДОД «ДЮСШ» ФИО5 явилась, с иском не согласна, пояснила, что перерасчет выплат на ДД.ММ.ГГГГ произведен согласно Приказа № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД «ДЮСШ» и составляет за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 14628,36 руб..
В судебном заседании представитель третьего лица – начальник Управления образования администрации <адрес>ФИО7 оставила разрешение вопроса на усмотрение суда, однако указала, что истец если не согласен с решением комиссии по установлению баллов и расчету стимулирующих выплат, должен обжаловать решение комиссии.
В судебное заседание представитель третье лица – Администрации <адрес> не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав истца, его представителя истца – адвоката ФИО4, представителя МБОУ ДОД «ДЮСШ» ФИО5, представителя третьего лица управления образования администрации <адрес>ФИО7, обсудив вопрос о возможности слушания дела в отсутствие не явивших лиц, извещенных надлежащим образом о слушании дела, проверив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ заработной платой (оплатой труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (часть 1 статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда; системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии); другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Судом установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время состоит в трудовых отношениях с МБОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» <адрес> в должности заведующего стадионом, что подтверждается приказом о приеме на работу, в котором указан оклад 6578 руб., и коэффициентом уровня 1973,40 руб..
Кроме того представителем ответчика предоставлен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ДЮСШ и ФИО1, который не подписан ФИО1.
Согласно пояснений истца трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ он не подписал, так как был не согласен с размером заработной платы, установленный ему в данном договоре.
Установлено, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по день обращения в суд с иском истец приступил к выполнению своих обязанностей заведующего стадиона, ему начислялась заработная плата и стимулирующие выплаты, начисляемые согласно Положения о системе оплаты работников и в соответствии с Положением о порядке установления иных стимулирующих выплат и премий МБОУ ДОД «ДЮСШ».
Статей 21 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
На основании ст. 22 Трудового Кодекса РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами
В силу ст. 191 Трудового Кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Пунктом 4.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГФИО1 за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором Работнику выплачивается заработная плата в размере:
П.4.1.1 должностной оклад в размере 6578 руб. и 0,3 коэффициент уровня управления 1973,40 руб. в месяц.
П.4.1.3 стимулирующие выплаты из фонда оплаты труда размер, условия и порядок выплаты которых определены в соответствии с Положением об оплате труда.
Как следует из Положения об системе оплаты труда работников МБОУ ДОД «ДЮСШ», утвержденного директором МБОУ ДОД «ДЮСШ» в 2015 г, согласованного протоколом общего собрания трудового коллектива от 2015 г № и введенного в действие с ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата включает в себя: должностной оклад, ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Минимальные размеры должностных окладов работников физической культуры и спорта определяются в соответствии с приказом Минздравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорт». Заработная плата руководителя учреждения состоит из должностного оклада, выплат компенсационного характера и выплат стимулирующего характера (п.3.1 Положения). Условия оплаты труда руководителя учреждения устанавливается учредителем в трудовом договоре. Выплат стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются в зависимости от исполнения им целевых показателей эффективности работы вверенного учреждения. В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов. (п.3.4.) Выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения устанавливаются в пределах фонда оплаты труда ( п.3.8). Разделом VII Положения закреплено что стимулирующие выплаты включают повышающие коэффициенты к должностному окладу (ставке). Повышающие коэффициенты к окладам, ставкам устанавливаются на один календарный год. Применением всех повышающих коэффициентов к окладам, ставка не предполагает образование нового оклада, ставки и не учитывается при начислении стимулирующих выплат. Установленные повышающие коэффициенты при применении между собой складываются, а не перемножаются. Данным положением п.4.4., 5.3. – закреплено, что с целью стимулирования качественного результата труда, повышения эффективности профессиональной деятельности и поощрения за выполненную работу работникам учреждения устанавливаются стимулирующие выплаты, порядок и условия их установления предусмотрены разделом 7 настоящего Положения.
Согласно раздела 7 Положения «Стимулирующие выплаты» в стимулирующие выплаты включают повышающие коэффициенты к должностному окладу (ставке). Повышающие коэффициенты к окладу (должностным окладам), ставкам устанавливаются на календарный год. Применение всех повышающих коэффициентов к окладам работников учреждения не предполагает образование нового оклада, ставки работника и не учитывается при начисление стимулирующих выплат. Установление повышающие коэффициенты при применении между собой складываются, а не перемножаются.
При этом судом установлено, что данное Положение при начисление стимулирующих выплат на ФИО1 не распространялось, учитывая Положение о порядке установления иных стимулирующих выплат и премирования МБОУ ДОД «ДЮСШ» утвержденного ДД.ММ.ГГГГ - из смысла которого усматривается, что ФИО8 начислялись иные стимулирующие выплаты как заведующему стадионом.
Согласно пояснений истца стимулирующие выплаты ему начислялись согласно набранных баллов за месяц, которые им вносились в лист самооценки, и передавались комиссии по распределению стимулирующих выплат, которые определяли сумму стимулирующих выплат. При этом саму методику выведения суммы стимулирующей выплаты ему не известно. Расчет задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им выводилась исходя из расчетного листка.
Согласно п.2.2. Положение о порядке установления иных стимулирующих выплат и премирования МБОУ ДОД «ДЮСШ» утвержденного ДД.ММ.ГГГГ иные стимулирующие выплаты устанавливаются в процентом отношении (согласно набранных балов работников)( от суммы, выделенной из фонда оплаты труда. Их конкретных размер устанавливается комиссией по выплате иных стимулирующих выплат.
Согласно п.3 Положения от ДД.ММ.ГГГГ иные стимулирующие выплаты устанавливаются работниками учреждения по следующим основаниям: заведующий стадионом – соблюдение температурного светового режима. Подача питьевой воды; создание безопасных условий для образовательного процесса; своевременный учет материальных ценностей, инвентаризация; сохранность и контроль имущества стадиона; ведение соответствующей документации по своевременному списанию материальных ценностей; отсутствие замечаний по работе со стороны потребителей услуг и эффективность использования профессионального взаимодействия с персоналом учреждения; выполнение приказов администрации спортивной школы, своевременное и качественное ведение мониторинга, показателей приборов учета энергии и приборов учета ГВС; отсутствие нарушений действующего законодательства; своевременная и качественная сдача отчетности. Деятельность работника по каждому из оснований оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от достижения результатов. Размер стимулирующих выплат конкретному работнику определяется пропорционально набранной им сумме баллов в соответствии с Перечнем и в зависимости от максимального размера выплат к ставке заработной платы ( окладу) по каждому из оснований.
Для распределения стимулирующих выплат создана комиссия, которая работает на основании Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам ДЮСШ <адрес> утвержденная приказом от ДД.ММ.ГГГГ директора ДЮСШ. Состав комиссии определяется школой самостоятельно, но не может быть менее 3 человек. Решения о назначении работникам стимулирующих выплат принимаются Комиссией в срок не позднее 10 дней до начала осуществления выплаты надбавок. В данном Положение указан кто включается в состав комиссии; основные задачи Комиссии; критерии и механизм оценки достижения работников; алгоритм деятельности при установлении выплат; обеспечение соблюдения принципа прозрачности; ведения протокола заседания комиссии.
Для определения критерия оценивания разработано Положение о критериях оценки эффективности деятельности тренеров преподавателей МБОУ ДОД ДЮСШ <адрес> утвержденного директором ДЮСШ от ДД.ММ.ГГГГ по результатам экспертной оценки оформляются Комиссией в оценочном листе. Оценочный лист, завершающийся итоговым баллом учителя, подписывается всеми членами Комиссии, доводится для ознакомления под роспись педагогу и утверждается приказом руководителя. В случае не согласия педагога с итоговым баллом, педагог имеет право в течение двух дней обратиться с письменным заявлением в Комиссию, аргументировано изложив с какими критериями оценки результатов его труда он не согласен. Комиссия обязана в течение 2 дней рассмотреть заявление педагога и дать письменное или устное разъяснение. В случае не согласия с разъяснением Комиссии педагог имеет право обратиться в КТС образовательного учреждения, в соответствии с ч.5 ТК РФ. Для определения оценки разработан оценочный лист.
Размер стимулирующих выплат зависит от размера экономии фонда оплаты труда ДЮСШ (п.3 Положения). Уменьшение или снятие стимулирующих выплат работник в установленный период может быть только по решению Комиссии и письменному согласию профкома.(п.4 Положения).
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДОД ДЮСШ утверждена новая редакция Положения о стимулирующих выплатах работникам ДЮСШ – в том числе п.4 определен «Расчет стоимости балла и суммы стимулирующих выплат». Данный приказ был отменен, в связи с внесением представления прокуратурой.
Таким образом Расчет стоимости балла и суммы стимулирующих выплат не определен.
Согласно пояснений представителя ответчика и не оспаривалось истцом - каждый работник к Комиссии заполняет самостоятельно на себя оценочный лист и самостоятельно оценивает свою деятельность за определенный период, в дальнейшем комиссии оценивает работу работника и выставляет свой бал, который заносится в оценочный лист, по результатом которого выводится размер стимулирующей выплаты.
Судом установлено, что спорным периодом является июль август, сентябрь 2016г.
ДД.ММ.ГГГГ состоялась Комиссии по распределению стимулирующих выплат. ФИО1 на комиссию предоставил заполненный собственноручно оценочный лист. По результатам заседания комиссии составлен протокол №, и ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ ДОЛ «ДЮСШ» вынесен приказ № об установлении стимулирующей выплаты ФИО1 11036 руб..
ДД.ММ.ГГГГ состоялась Комиссии по распределению стимулирующих выплат. ФИО1 на комиссию предоставил заполненный собственноручно оценочный лист. ПО результатам заседания комиссии составлен протокол №, и ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ ДОЛ «ДЮСШ» вынесен приказ № об установлении стимулирующей выплаты ФИО1 5900 руб..
ДД.ММ.ГГГГ состоялась Комиссии по распределению стимулирующих выплат. ФИО1 на комиссию предоставил заполненный собственноручно оценочный лист. По результатам заседания комиссии составлен протокол №, и ДД.ММ.ГГГГ директором МБОУ ДОЛ «ДЮСШ» вынесен приказ № об установлении стимулирующей выплаты ФИО1 3800 руб..
Не согласившись с указанными размерами стимулирующих выплат ФИО1 обратился в суд с данным иском, в котором просил выплатить задолженность по стимулирующим выплатам, приведя самостоятельно расчет стоимости 1 бала, и сумму задолженности.
Ответчик не согласившись с указанным расчетом, в ходе рассмотрения дела по существу издан приказ МБОУ ДОД ДЮСШ подписанный и.о. директора ДЮСШ ( ФИО5) № от ДД.ММ.ГГГГ «О произведении перерасчета стимулирующих выплат ФИО1» и данным приказом отмены : приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем приказом ДЮСШ № от ДД.ММ.ГГГГ - установлено произвести доплату ФИО1 стимулирующих выплат за июль 2016 - 6353,55 руб., за август 2016 - 8273,16 руб., за сентябрь 2016 г – 1647 руб.., а всего 16273,71 руб..
После произведенного перерасчета истец не согласился с ним, пояснив, что считает данный расчет размера начисленных ему стимулирующих выплат заниженным.
Согласно п. 8 Правил внутреннего трудового распорядка п.8.1 – выплата заработной платы производится работнику в установленные сроки. Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующим законодательством. Системы оплаты труда, включая размера тарифных ставок, должностных окладов, надбавок компенсационного характера, в том за работу системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы устанавливаются коллективным договором. Положением об оплате труда и согласно трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащие нормы трудового права.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд исходит из системного анализа ст. 22, 129,135, 191 ТК РФ, Коллективного договора ДЮСШ <адрес>, Правил внутреннего трудового распорядка ДЮСШ <адрес>, Положения о системы оплаты труда работников ДЮСШ <адрес>, Положения о порядке установленных иных стимулирующих выплат, Положения о комиссии по распределению стимулирующих выплати работникам ДЮСШ <адрес>, Положения о критериях оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей ДЮСШ <адрес>, из того, что выплата стимулирующих доплат в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами учреждения является не обязанностью, а правом работодателя. Размер начисленных на усмотрение работодателя стимулирующих выплат напрямую зависит от личного вклада работника в деятельность учреждения. Оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным работником является прерогативой работодателя, а отсутствие дисциплинарных взысканий само по себе не свидетельствует о необходимости выплаты истцу средств материального стимулирования в определенном размере, в связи с чем, требование истцам о взыскание недоплату стимулирующих выплат является необоснованным.
Тот факт, что ответчик начислял и выплачивал стимулирующие выплаты работнику за спорные периоды, изменял их размер, работник их получал, и в какой-то момент не согласился с их уменьшением, и обратился в суд с данным иском предмет которого им определен как взыскание заработной платы; с жалобами в прокуратуру, в Инспекцию по охране труда Республики Крым на ущемление его трудовых прав - не указывают, на обоснованность его требований, учитывая, что оценка эффективности и качества выполнения работы конкретным работником является прерогативой работодателя и только работодатель определяет, посредствам созданных им Комиссий, о возможности и необходимости выплате стимулирующих выплат в том или ином размере.
Следует также отметить, что именно в компетенцию работодателя входит оценка трудовой деятельности работника.
Истцом в суде не предоставлены доказательства о том, что работодателем в отношении него была проведена неправильная оценка эффективности и качества выполняемой им работы, по результатам которой он имеет право на установленный работодателем максимальный размер стимулирующих выплат. Сами приказы работодателя о выплате истцу стимулирующих выплат истцом не оспорены; при этом обоснованность установление баллов Комиссией за работу истца и оспаривание результатов оценивания его работы, при не обжаловании самого решения Комиссии и приказов по ДЮСШ о выплате стимулирующих выплат истцу, не дают суду основание для вхождения в обсуждение правомерности работы Комиссии в целом и обсуждать критерии установления Комиссией баллов за работу истца по спорному периоду.
Довод истца и его представителя о проводимых проверках ДЮСШ - Красноперекопской межрайонной прокуратурой Республики Крым и Инспекцией по труду Республики Крым по жалобам ФИО9, являются одним из видов доказательств, которые оцениваются судом в совокупности с иными доказательствами, при этом выводы данных государственных структур, не являются для суда обязательными, поскольку согласно ст.129 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, а судом установлено, что именно в компетенцию работодателя входит оценка трудовой деятельности работника и установлению тех или иных стимулирующих выплат, и является правом работодателя, а не его обязанностью, что закреплено ст. 22, 129,135, 191 ТК РФ, Коллективным договором ДЮСШ <адрес>, Правилами внутреннего трудового распорядка ДЮСШ <адрес>, Положением о системы оплаты труда работников ДЮСШ <адрес>, Положением о порядке установленных иных стимулирующих выплат, Положением о комиссии по распределению стимулирующих выплати работникам ДЮСШ <адрес>, Положением о критериях оценки эффективности деятельности тренеров-преподавателей ДЮСШ <адрес>.
Таким образом оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании задолженности по заработной плате суд не находит.
Учитывая, что требования истца о возмещении морального вреда являются производными от первоначальных требований о взыскании задолженности по заработной плате в удовлетворении которых отказано, таким образом оснований для удовлетворения требований о возмещении морального вреда, - нет.
Вопрос о судебных издержках судом разрешается в порядке ст. 88 ГПК РФ, учитывая пропорциональность удовлетворенных требований.
Так как в удовлетворении исковых требований истцу отказано, таким образом оснований для распределения судебных расходов, нет.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования для детей «Детско-юношеская спортивная школа» МО ГО Красноперекопск Республики Крым, третье лицо управление образование администрации <адрес>, о взыскании заработной платы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Крым, через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца после изготовления полного текста решения.
Решение вступает в законную силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если не будет отменено, вступает в законную силу после рассмотрения дела апелляционным судом.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Шевченко О.В.