ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1766/20 от 16.06.2021 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Афониной С.В.,

при секретаре Кузнецовой В.В.,

с участием

представителя истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1,

представителя ответчиков ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-180/21 по исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО2, ФИО3 о признании недействительными результаты межевания земельных участков, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3 о признании недействительными результаты межевания земельных участков, снятии с государственного кадастрового учета земельных участков, указав в обоснование требований, что в соответствии с решением Привокзального районного суда г. Тулы от 20.06.2018 по делу № 2-620/2018 ФИО2, ФИО3 были обязаны освободить за свой счет от кирпичного ограждения на бетонном основании и хозпостройки в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу земельный участок площадью 125 кв.м., прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположенному по адресу: <адрес>.

Решение суда вступило в законную силу, в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем в соответствии с государственным контрактом от дата* министерством имущественных и земельных отношений Тульской области было обеспечено освобождение вышеуказанного земельного участка от обозначенных в решении суда объектов. Вместе с тем, что при выполнения работ по освобождению участка было установлено, что на незаконно занятой ранее территории площадью 125 кв.м, помимо объектов, обозначенных в решении Привокзального районного суда города Тулы, находится также часть навеса площадью 20 кв.м, используемого владельцами земельного участка с кадастровым номером *.

В соответствии с решением Привокзального районного суда г. Тулы от 28.05.2020 ФИО2, ФИО3 обязаны также освободить земельный участок площадью 20 кв.м от указанного навеса.

Однако после принятия указанного выше решения ФИО2, ФИО3 были организованы кадастровые работы по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *, по итогам которых ранее выявленная незаконно занятая территория вошла в границы указанного земельного участка.

В дальнейшем, согласно межевому плану от дата г. ФИО2, ФИО3 были организованы кадастровые работы по разделу земельного участка с кадастровым номером * на два отдельных земельных участка с кадастровыми номерами *, *. Данные действия были направлены исключительно с целью формальной легализации самовольно занятой земли, государственная собственность на которую не разграничена. Межевание земельного участка с кадастровым номером * противоречит решению Привокзального районного суда г. Тулы от 28.05.2020 года, которое подлежит обязательному исполнению, а также нарушает требование действующего законодательства, поскольку границы земельных участков стали располагаться за пределами красных линий.

Истец просит суд признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания по исправлению реестровой ошибки) земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>; признать недействительными результаты кадастровых работ земельных участков с кадастровыми номерами *, *, расположенных по адресу: <адрес>; снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки с кадастровыми номерами *, *.

Представитель истца Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО1 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчиков ФИО2, ФИО3 по доверенности ФИО4 требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не признала, указав, что ответчики на основании договора на долевое участие в строительстве от дата г., дополнительного соглашения к договору от дата г. долевого участия в строительстве от дата г., договора передачи от дата г. приобрели в долевую собственность жилой дом, общей площадью 366,30 кв.м., с надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес>.

Постановлением главы города Тулы от дата* «О предоставлении Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства земельных участков, расположенных в <адрес>, для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов» Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства были предоставлены земельные участки площадью 30898 кв.м. и 3180 кв.м., расположенные в <адрес> (согласно прилагаемой схеме), в аренду на три года для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов.

Согласно п. 6 Постановления главы города Тулы от дата* в условия договоров аренды предоставляемых земельных участков дополнительно включены обязательства Регионального внебюджетного фонда развития жилищного строительства, в т.ч. до сдачи объекта в эксплуатацию получить в Главном управлении архитектуры и градостроительства г. Тулы документ, удостоверяющий, что исполнительная съемка объекта строительства, инженерных сетей и благоустройства территории выполнена и нанесена на дежурные планы города (п.6.5.); сдачу объекта в эксплуатацию осуществить государственной приемочной комиссией (п.6.6); после завершения строительства оформить планы земельных участков на каждый объект и переоформить права долгосрочного пользования земельными участками (п.6.7.); зарегистрировать выстроенные объекты в МУП «БТИ г. Тулы (п.6.8.).

Постановлением главы города Тулы от дата г. № * «Об утверждении актов Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченных строительством индивидуальных жилых домов в пос. «<адрес> (участки *) (в редакции Постановлением главы города Тулы от дата* «О внесении изменений в Постановлением главы города Тулы № *дата г.») был принят в эксплуатацию законченный строительством объект в <адрес> (участок *) по адресу: <адрес>

Согласно Техническому паспорту от дата года (выписка (справка) из технического паспорта на объект недвижимого имущества от дата*), площадь и конфигурация земельного участка находящегося под вышеуказанным домовладением, не совпадает по конфигурации и площади с земельным участком, предоставленным Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в аренду на одиннадцать месяцев Постановлением главы города Тулы от дата* «О предоставлении Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования и ТМУП «Спецавтохозяйство» земельных участков, расположенных в бывшем <адрес>» /К№ */ площадью 754 кв.м., расположенный по <адрес> /согласно прилагаемой схеме/, для завершения строительства индивидуального жилого дома.

При этом Региональным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования договор аренды заключен не был, а дом уже был введен в эксплуатацию и право собственности на него было зарегистрировано дата.

ФИО2 и ФИО3 земельный участок с кадастровым номером *, площадью 754 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен в собственность на основании Договора купли-продажи земельного участка от дата года на праве общей долевой собственности, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права.

В кадастровом паспорте земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) от дата*, являющемся неотъемлемой частью договора купли-продажи земельного участка от дата года, имеется дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости дата, но отсутствует описание границ земельного участка и поворотных точек.

На дату предоставления в собственность за плату ФИО2 и ФИО3 земельного участка с кадастровым номером *, красная линия установлена не была, поскольку утверждена Постановлением администрации г. Тулы № * «Об утверждении проекта линий градостроительного регулирования в городе Туле» только дата г.

Земельный участок с кадастровым номером * стоит на кадастровом учете как ранее учтенный с дата года. В результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером ФИО5 был подготовлен межевой план по исправлению реестровой ошибки и проведена топографическая съемка, вынос границ в натуре, которые показали, что границы земельного участка с кадастровым номером *, внесенные в ЕГРН, не совпадают с фактическим местоположением границ земельного участка на местности, а именно земельный участок с кадастровым номером * накладывается на жилой дом с кадастровым номером *, поскольку часть фундамента жилого дома, навес над въездом в гаражное помещение под домом выходят за пределы границ земельного участка, как и линейные объекты, принадлежащие ответчикам на праве собственности: водопровод, канализация, дренаж, газопровод. Таким образом, имеет место реестровая ошибка, для устранения которой и были выполнены кадастровые работы, отраженные в межевых планах от дата., дата., а потому результаты межевания считает законными и обоснованными, в удовлетворении требований истца просит отказать.

Ответчики ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ранее представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третье лицо кадастровый инженер ФИО5, представители третьих лиц: администрации г.Тулы, Управления Росреестра по Тульской области, ФГБУ «ФКП Росреестра в лице филиала по Тульской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчиков, показания эксперта З., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты "г", "к" части 1).

Согласно ст.10.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ЗК РФ) полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п.3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области от 13 октября 2016 года Министерство является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области.

К основным принципам земельного законодательства, декларированным положениями ст.1 ЗК РФ относится, в том числе, принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из положений пункта 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 1, п. 2 ст. 264 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями п.1 ст.8 ГК РФ, в частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Согласно положениям ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 настоящего Кодекса.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (ст. 39.1 ЗК РФ).

По смыслу положений п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации недвижимости). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с этим же Федеральным законом.

Как следует из положений ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из основных сведений о земельном участке, вносимых в кадастр недвижимости, является описание местоположения объекта недвижимости.

Одной из уникальных характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок как объект гражданских прав, является описание его границ, позволяющих определить его площадь.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади является межеванием. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. п. 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08 апреля 1996 года)).

Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, закреплен в ст. 61 Закона о регистрации недвижимости, согласно которой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (ч. 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (ч. 4).

В соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Судом установлено, что согласно постановлению Главы города Тулы №* от дата. «О предоставлении Региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства земельных участков, расположенных в пос.<адрес>, для проведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов», земельный участок площадью 23157 кв.м., расположенный по <адрес> и используемый в соответствии со свидетельством о праве бессрочного (постоянного) пользования землей от дата* изъят у МУП «<...>», а региональному внебюджетному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области по индивидуальным проектам предоставлены земельные участки площадью 30898 кв.м. и 3180 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> в аренду на 3 года для поведения проектно-изыскательских работ и последующего строительства жилых домов (л.д.127-128).

Постановлением главы города Тулы от дата* «О предоставлении Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования и ТМУП «<...>» земельных участков, расположенных в бывшем пос.<адрес>», утверждены проекты границ земельных участков по <адрес> г.Тулы, а также Региональному фонду развития жилищного строительства и ипотечного кредитования в аренду сроком на 11 месяцев предоставлен земельный участок с кадастровым номером *, площадью 754 кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 140-142).

Согласно договору на долевое участие в строительстве индивидуального жилого дома на участке № * в пос.<адрес>» от дата года, заключенному между Региональным фондом развития жилищного строительства и ипотечного кредитования администрации Тульской области (далее- Фонд) и ФИО2, Фонд принимает на себя обязательства по строительству индивидуального малоэтажного одноквартирного жилого дома в пос. «<адрес>», участок № *, общей площадью 170 кв.м., по проекту, согласованному с дольщиком (подготовка площадки под строительство, оформление договора аренды земли на период строительства, сбор иных документов (л.д.119-120).

Дополнительным соглашением от дата года к указанному договору от дата года в число дольщиков включена ФИО3 и определены доли участия дольщиков Х-вых в финансировании строительства в размере ? за каждым (л.д.122).

Согласно договору передачи от дата года дольщикам ФИО2 и ФИО3 передан оконченный строительством жилой дом площадью 363,3 кв.м., расположенный на участке № * в пос.<адрес> (почтовый адрес: <адрес>), при этом дольщики обязуются зарегистрировать право собственности на переданный им жилой дом (л.д.124).

На основании указанных договора на долевое участие в строительстве от дата года, дополнительного соглашения от дата года к договору от дата года, договора передачи от дата года, ФИО2 и ФИО3 зарегистрировали право общей долевой собственности по ? доле за каждым на жилой дом, общей площадью 366,30 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 125-126).

Судом также установлено, что в соответствии с договором на долевое участие в строительстве индивидуального жилого дома на участке № * в пос.<адрес>» от дата года дата года ФИО2 обратился в ФГУ «ЗКП» по Тульской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.210), при этом границы данного земельного участка были установлены дата года инженером –геодезистом Тульского городского геодезического центра ФГУП «ЦТМП «<...>», согласованы с собственниками смежных земельных участков и утверждены дата года Руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Туле (л.д.220) в границах и поворотных точках, обозначенных в чертеже границ (л.д.219).

Постановлением Главы администрации Привокзального района Управы г.Тулы № * от дата года в связи с заявлениями ФИО2, ФИО3 на основании свидетельств о государственной регистрации прав долевой собственности на жилой дом от дата года, выписки из технического паспорта на жилой дом, произведенного межевания земельного участка и постановки его на государственный кадастровый учет постановлено: предоставить ФИО2 и ФИО3 земельный участок, площадью 754 кв.м., с кадастровым номером *, расположенный по адресу: <адрес> в аренду (л.д. 217).

Решением Департамента имущественных и земельных отношений Тульской области № * от дата года земельный участок с кадастровым номером *, площадью 754 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен ФИО2 и ФИО3 в общую долевую собственность по ? доле каждому за плату (л.д. 147-148).

На основании указанного решения № * от дата года между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области и ФИО7 заключен договор купли-продажи земельного участка от дата года (л.д. 143-146).

Согласно кадастровой выписке от дата года на земельный участок с кадастровым номером *, принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО2 и ФИО3 (по ? доле каждому), дата внесения в государственный кадастр недвижимости дата год, в выписке содержится описание местоположения границ земельного участка и описание поворотных точек границ земельного участка (л.д. 30-33).

Кадастровым инженером ФИО5 дата года был подготовлен межевой план на земельный участок с кадастровым номером *, произведен вынос границ в натуре, и в результате кадастровых работ кадастровым инженером установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером *, внесенные в ЕГРН, не совпадают с фактическим местоположением границ земельного участка на местности, а именно земельный участок накладывается на жилой дом с кадастровым номером *, поскольку часть фундамента жилого дома, навес над въездом в гаражное помещение под домом выходят за пределы границ земельного участка, как и линейные объекты, принадлежащие ответчикам на праве собственности: водопровод, канализация, дренаж, газопровод (л.д. 34-45, 233-255).

На основании межевого плана от дата года ФИО2 и ФИО3, действуя через представителя ФИО4, дата года обратились в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр недвижимости изменений в части описания местоположения границ земельного участка с кадастровым номером * (л.д. 230-232)

В последующем на основании решения ФИО2 и ФИО3 от дата года был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером * на земельные участки с кадастровыми номерами * площадью 454 кв.м., * площадью 300 кв.м., расположенных по адресу: <адрес> и определены границы и поворотные точки данных земельных участках в границах, ранее установленных кадастровым инженером ФИО5 (л.д. 179-202), изменения внесены в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.16-29).

Таким образом, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером *, сведения о котором содержались в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливались дважды: первично на основании чертежа границ от дата года, утвержденного руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Туле, и вторично на основании межевого плана, подготовленного дата года кадастровым инженером ФИО5 в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области требования обосновывает тем, что межевой план от дата года на земельный участок с кадастровым номером *, составленный кадастровым инженером ФИО5, не соответствует правоустанавливающим документам, требованиям закона, при этом составление данного межевого плана привело к внесению в Единый государственный реестр недвижимости необоснованных изменений в части определения границ земельного участка и невозможности исполнения судебного решения.

В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По ходатайству стороны ответчика определением суда от дата. по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ООО «Земельно-кадастровый центр».

Согласно заключению эксперта ООО «Земельно-кадастровый центр» №* от дата., местоположение границ земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>, сведения о котором были учтены на дата год в Едином Государственном реестре недвижимости на основании межевого плана от дата года, не соответствовало местоположению его границ, учтенному на дата в Государственном земельном кадастре на основании чертежа границ, утвержденного Руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Туле дата года, при этом при вторичном установлении границ из площади земельного участка были исключены области земельных участков площадью 91 кв.м. и 22 кв.м. и включена территория земельного участка с другой стороны площадью 112 кв.м.

Однако сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером *, содержащиеся в межевом плане от дата. в части включения в состав земельного участка области спорного земельного участка площадью 112 кв.м., соответствует в большей мере документации (выписке из БТИ от дата.), на основании которой Постановлением № * от дата. земельный участок предоставлен в аренду ФИО7 (т.2 л.д. 13-39).

Допрошенный в судебном заседании по указанному заключению ООО Земельно-Кадастровый Центр» эксперт З., поддержавший выводы заключения, пояснил суду, что в чертеже границ земельного участка, утвержденного Руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Туле дата года, отсутствовала спорная область земельного участка, площадью 112 кв.м., но была включена область земельного участка с противоположной стороны площадью 91 кв.м. и область земельного участка справа площадью 22 кв.м. При проведении 15.01.2014 года технической инвентаризации домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, в пределы земельного участка вошла преобладающая часть спорного земельного участка, что, по мнению эксперта может свидетельствовать о том, что первичное месторасположение границ земельного участка не было определено в соответствии с требованиям законодательства на момент его предоставления постановлением № * от дата., поскольку исходя из масштаба чертежа, предельные допустимые расхождения при контрольных измерениях могли составлять до двух метров, при установленной погрешности от 0,5 м. до 1 м.

При этом эксперт не отрицал, что вынос границы земельного участка с западной стороны от первоначально установленной на основании чертежа от дата. до границы, описанной в плане инвентаризации от дата. и до места ее расположения в настоящее время составляет в пределах пяти метров, при возможном расхождении в контрольных измерениях границ при первоначальной постановке на учет в два метра.

Кроме того, судом установлено и не отрицал эксперт в судебном заседании, что согласно чертежа границ земельного участка, утвержденного Руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г.Туле дата года, чертежа границ земельного участка, указанного при проведении дата года технической инвентаризации домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и чертежа существующих границ, указанного в заключении эксперта, следует, что конфигурация земельного участка как минимум дважды изменялась в сторону периодического включения в общую площадь земельного участка территории спорного земельного участка, площадью 112 кв.м., что свидетельствует о том, что существующие в настоящий момент фактические границы земельного участка не соответствуют первоначально установленным границам земельного участка.

Кроме того, судом установлено, что ранее (до проведения кадастровых работ по исправлению реестровой ошибки) решением Привокзального районного суда г.Тулы от 20 июня 2018 года, вступившим в законную силу 24 июля 2018 года, были удовлетворены исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской и суд обязал ФИО2 и ФИО3 освободить за свой самовольно занятый земельный участок площадью 125 кв.м., прилегающий с западной стороны к земельному участку с кадастровым номером *, расположенному по адресу: <адрес> (л.д.6-15), как самовольно занятый и расположенный за установленными красными линиями.

В силу ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что последние сведения в государственный кадастр недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером * и, соответственно, сведения о границах земельных участков с кадастровыми номерами *, *, принадлежащих ответчикам ФИО6 на праве общей долевой собственности (по ? доле каждому), внесены на основании недействительного в части межевания межевого плана от дата года, поскольку в эти границы входит самовольно занятая территория.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Между тем, статьей 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании и только в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении границ земельного участка.

Таким образом, руководствуясь ст.304 ГК РФ, ст.64 ЗК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и исходя из того, что при вторичной постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером * а также при постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами *, * в состав земельных участков включена самовольно занятая территория земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, суд полагает возможным удовлетворить требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в полном объеме, признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания по исправлению реестровой ошибки) земельных участков с кадастровыми номерами *, *, * и снять данные земельные участки с государственного кадастрового учета.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствие с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с ч. 2 ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).

Если лица, не в пользу которых принят судебный акт, являются солидарными должниками или кредиторами, судебные издержки возмещаются указанными лицами в солидарном порядке (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ, статьи 323, 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (п. 1 ст. 323 ГК РФ).

Предмет обязательства ответчиков по освобождению самовольно занятого земельного участка, как это следует из решения Привокзального районного суда г.Тулы от 20.06.2018 года, по своей правовой природе является неделимым, следовательно, вытекающие из этого обязательства требования о признании результатов межевания земельных участков недействительными также являются солидарными для исполнения ответчиками.

Таким образом, поскольку Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области было освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, по данному делу с ответчиков подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования город Тула госпошлина в сумме 300 рублей солидарно.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.

Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания по исправлению реестровой ошибки) земельного участка с кадастровым номером *, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействительными результаты кадастровых работ земельных участков с кадастровыми номерами *, *, расположенных по адресу: <адрес>, и снять с государственного кадастрового учета указанные земельные участки.

Взыскать с ФИО2, ФИО3 солидарно в доход бюджета муниципального образования город Тула государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.В.Афонина