К делу № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Судьи Мороза А.П.
При секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО2 об оспаривании отказа администрации <адрес> в предоставлении земельного участка и о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ей земельного участка, площадью 761кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью) жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный дом), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> - незаконным. Признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 761 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный дом), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Требования обосновывает тем, что она в 2013 году обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 761 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109028:421, на котором расположен жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности и расположенный по адресу: по <адрес>. Однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ее заявления было отказано, в связи с тем, что на момент заключения договора аренды от
года № и дополнительных соглашений к нему от
года и от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений администрации <адрес> не являлся уполномоченным органом по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности. В связи с чем, данные договора являются недействительными сделками, не влекущих юридических последствий.
ФИО2 в судебном заседании требования и доводы заявления поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель администрации <адрес> по доверенности – ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявления.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд находит заявление ФИО2 обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы, для чего гражданин вправе обратиться непосредственно в суд.
В силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений органов местного самоуправления возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение.
В п.п. 25 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства, свидетельствующих о незаконности принятого решения.
Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правому акту.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с Распоряжением главы администрации <адрес>№-р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении в аренду земельного участка закрытому акционерному обществу «Сочи-Бизнес-Консалтинг» для строительства и эксплуатации гостиничного культурно-развлекательного комплекса в городе Сочи» между Департаментом имущественных отношений <адрес> и ЗАО «Сочи-Бизнес_Консалтинг» заключен договор аренды от 19.07.2006г. № земельного участка общей площадью 80000 кв.м., с кадастровым номером 23:49:0000000:0054 для строительства и эксплуатации гостиничного культурно-развлекательного комплекса, расположенного в <адрес> сроком на 10 лет.
Дополнительным соглашением от 14.05.2007г. к указанному договору в аренду ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» переданы земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0109027:0271, 23:49:0109027:0272, 23:49:0109027:0270, 23:49:0109033:0130, 23:49:0109033:0129, 23:49:0109028:0266.
По данным выписки из государственного земельного кадастра от ДД.ММ.ГГГГ границы указанного земельного участка, площадью 761 кв.м откорректированы, участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением уточненного кадастрового номера 23:49:0109028:421, который отнесен к землям населенных пунктов с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный дом).
На вышеуказанном земельном участке, площадью 761 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421 расположено жилое одноэтажное домовладение, общей площадью 19,2 кв.м, которое в соответствии со свидетельством о государственной регистрами права от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит мне на праве собственности.
Договором о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» передало ФИО2 свои права и обязанности по договору аренды земельного участка в части земельного участка площадью 761 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109028:421
На вышеуказанном земельном участке, площадью 761 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421 расположено жилое одноэтажное домовладение, общей площадью 19,2 кв.м, которое в соответствии со свидетельством о государственной регистрами права от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит мне на праве собственности.
ФИО2 обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского района <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно указанного земельного участка.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления было отказано, в связи с тем, что на момент заключения договора аренды от
года № и дополнительных соглашений к нему от
года и от ДД.ММ.ГГГГ Департамент имущественных отношений администрации <адрес> не являлся уполномоченным органом по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности. В связи с чем, данные договора являются недействительными сделками, не влекущих юридических последствий.
В соответствии с п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением перечня документов в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок».
Как пояснил в судебном заседании представитель администрации внутригородского района <адрес>ФИО4, что согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, предоставляется возможность распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно статьи 17 Земельного Кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В пункте 2 статьи 95 ЗК РФ указано, что земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. В соответствии со ст. 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996г. №-р, принятым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта <адрес> признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Согласно пункта 3 статьи 214 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции установленной актами, определяющими статус этих органов.
На момент заключения договора аренды от 19.07.2006г. № в силу пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004г. № «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», Положения о Территориальном управлении Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом по <адрес>, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005г. №, территориальное управление осуществляло полномочия по предоставлению в аренду находящихся на территории <адрес> земельных участков, являющихся собственностью Российской Федерации.
При заключении договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ департамент имущественных отношений <адрес> являлся уполномоченным органом по сдаче в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности РФ.
ЗАО «Сочи-Бизнес-Консалтинг» не имело права совершать сделки с земельными участками, в том числе по уступке прав и обязанностей по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем ФИО2 является собственником жилого дома площадью 19,2 кв.м., расположенного, согласно кадастрового паспорта, на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109028:421, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2013г.
Согласно ч. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности применяются правила, установленные п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 28 ЗК РФ так же предусмотрено предоставление гражданам, юридическим лицам в собственность или в аренду земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Принимая во внимание изложенные требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу об обоснованности требований заявителя в части признания за ней права собственности на земельный участок площадью 761 кв.м.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО2 об оспаривании отказа администрации <адрес> в предоставлении земельного участка и о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать отказ администрации <адрес> от 25
ноября 2013 года в предоставлении ФИО2 земельного участка, площадью 761 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий дом на одну семью) жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный дом), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> - незаконным.
Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 761 кв.м с кадастровым номером 23:49:0109028:421, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство (отдельно стоящий жилой дом на одну семью) жилой дом, состоящий из нескольких блоков (сблокированный дом), местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
СУДЬЯ подпись
Копия верна:
Судья Лазаревского райсуда <адрес> А.П.Мороз