УИД: 58RS0027-01-2021-004481-54
Дело № 2-1782/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2021 года г.Пенза
Октябрьский районный суд города Пензы
в составе председательствующего судьи Сидорова Т.В.
при секретаре Хамзиной Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе гражданское дело по иску Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных действий,
УСТАНОВИЛ:
Пензенский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что по результатам проведенной в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области проверки установлено, что административное здание штрафного изолятора и помещение камерного типа частично оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, которое находится в неисправном состоянии, комната младшего инспектора, комната приема осужденных по личным вопросам, медицинский кабинет, коридор, комната хранения личных вещей осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, раздевалки осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации с выводом тревожных извещений на приемно-контрольный пожарный прибор, расположенный в помещении дежурного персонала, в связи с чем начальнику ИК-7 вынесено представление, которое в силу недостаточности денежных средств не было устранено, что нарушает требования федерального законодательства и охраняемые законом права осужденных и работников исправительного учреждения в части обеспечения противопожарной безопасности. На основании изложенного истец просил обязать ответчика в течение года с момента вступления в законную силу решения суда привести в рабочее состояние автоматические установки пожарной сигнализации в административном здании штрафного изолятора и помещении камерного типа, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации с выводом тревожных извещений на приемно-контрольный пожарный прибор, расположенный в помещении дежурного персонала, следующие помещения: комнату младшего инспектора, комнату приема осужденных по личным вопросам, медицинский кабинет, коридор, комнату хранения личных вещей осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, раздевалку для осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа.
Представитель Пензенской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил последние удовлетворить.
Представитель ответчика ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал доводы письменных возражений на иск, где указано, что в настоящее время из-за отсутствия финансирования выполнить работы не представляется возможным, вместе с тем, в целях выполнения возложенных на ответчика представлением прокурора обязанностей заключен государственный контракт от 29.06.2021 г. со сроком поставки материала и оборудования до 30.07.2021 г., после чего будет заключен государственный контракт на монтаж оборудования.
Представитель третьего лица УФСИН России по Пензенской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала письменный отзыв на иск, в котором указано, что в 2021 г. в адрес ответчика распределены лимиты бюджетных обязательств в размере 200000 руб., в настоящее время разработана рабочая документация по установке автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре в ШИЗО/ПКТ, а также заключен государственный контракт от 29.06.2021 г. на поставку материала и оборудования согласно рабочей документации.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает их личную безопасность при исполнении наказаний.
Основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а также отношения между учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства определяются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Конкретные требования пожарной безопасности при эксплуатации зданий и сооружений предусмотрены Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Согласно ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ в зданиях и сооружениях должны монтироваться автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
В силу п.п.4,5 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 № 315 утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее - НПБ 110-03).
Нормы пожарной безопасности устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.
Согласно п.9 таблицы №1 обязательного приложения к НПБ 110-03 в перечень зданий, сооружений, „помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, входят здания общественного и административно-бытового назначения.
Кроме того, в соответствии с п.3 НПБ 110-03 здания и помещения, перечисленные в п. 9 таблицы 1 при применении автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.
Аналогичное положение закреплено в п. 11 Таблицы 1 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 20.07.2020 г. №539, согласно которому здания общественного и административно-бытового назначения должны оборудоваться автоматическими установками пожарной сигнализации.
Пунктом 2.1 Устава ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области, представленного в материалы дела в копии, определены предмет и цели деятельности ИК, среди которых обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение правопорядка и законности в Учреждении, обеспечение безопасности содержащихся в нем осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международного права, положениям международных договоров Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Пензенской прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях в отношении ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области (ответчик по делу) проверки установлено, что административное здание штрафного изолятора и помещение камерного типа частично оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре, которое находится в неисправном состоянии, комната младшего инспектора, комната приема осужденных по личным вопросам, медицинский кабинет, коридор, комната хранения личных вещей осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, раздевалки осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации с выводом тревожных извещений на приемно-контрольный пожарный прибор, расположенный в помещении дежурного персонал.
Судом также установлено, что 07.06.2021 г. прокуратурой начальнику ФКУ ИК-1 УФСИН России по Пензенской области вынесено представление, которое до настоящего времени не исполнено.
Указанные обстоятельства существенным образом нарушают требования федерального законодательства и охраняемые законом права осужденных и работников исправительного учреждения в части пожарной безопасности; факт нарушения вышеуказанных требований свидетельствует о том, что ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области не соблюдается законодательство в сфере пожарной безопасности.
Кроме того, суд учитывает, что ответчиком не отрицалось наличие выявленных нарушений требований пожарной безопасности, как и не отрицалась обязанность по их устранению.
Согласно Уставу Федерального казенного учреждения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, данное учреждение является юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация, функции и полномочия которого осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний.
Таким образом, устранение выявленных в результате прокурорской проверки нарушений пожарной безопасности должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области, а при их недостаточности - за счет средств Российской Федерации, выделяемых Федеральной службе исполнения наказаний России, представленной на территории Пензенской области Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Пензенской области.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов; в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено; ….
При таких обстоятельствах, удовлетворяя исковые требования, суд считает необходимым обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области устранить выявленные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в течение одного года с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пензенского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области о понуждении к выполнению законных действий удовлетворить.
Обязать ФКУ ИК-7 УФСИН России по Пензенской области в течение года со дня вступления настоящего решения в законную силу привести в рабочее состояние автоматические установки пожарной сигнализации в административном здании штрафного изолятора и помещении камерного типа, оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации с выводом тревожных извещений на приемно-контрольный пожарный прибор, расположенный в помещении дежурного персонала, следующие помещения: комнату младшего инспектора, комнату приема осужденных по личным вопросам, медицинский кабинет, коридор, комнату хранения личных вещей осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, раздевалку для осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд города Пензы в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 29.07.2021 года.
Председательствующий