Дело № 2-1793/2020
УИД 18RS0001-02-2020-001430-73
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года
Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Москалевой Л.В., при секретаре судебного заседания Тайбахтине С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйной и обращении в собственность Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее – МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области) обратилось в суд в интересах Российской Федерации с требованием о признании движимого имущества – оружия ограниченного поражения <данные изъяты> находящегося в комнате хранения оружия Отдела полиции № 1 УМВД России по г. Ижевску по адресу: <адрес> бесхозяйным и признать его собственностью Российской Федерации. Требования истцом мотивированы тем, что согласно письму и представленным документам в комнате хранения ОП №1 УМВД России по <адрес> по адресу: <адрес>, более года хранится оружие ограниченного поражения <данные изъяты>, имеющее признаки бесхозяйного. Оружие было изъято у ФИО1 В соответствии с п. 5.5 Положения «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации № 432 от 05.06.2008 полномочия по реализации изъятых вещей, явившихся предметами административного правонарушения, конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Приказом от 19 декабря 2016 года № 462 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом утвердило Положение о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее - Положение) в п. 4.1.10 которого закреплено, что Межрегиональное территориальное управление наделено функциями по реализации арестованного имущества во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, а также в сфере реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 5.3 вышеназванного Положения Межрегиональное территориальное управление вправе обращаться в суды с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам признания движимого имущества бесхозяйным. Вышеуказанное имущество изъято органами полиции, которые в силу ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции», Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, Положения об Ижевском линейном отделе МВД России на транспорте, утвержденного приказом Управления на транспорте МВД России по Приволжскому федеральному округу от 27.07.2011 № 305 являются федеральными органами исполнительной власти. Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что во владение бесхозяйным имуществом вступила Российская Федерация и имеется необходимость в признании указанного движимого имущества бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации.
Представитель заявителя МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Заинтересованные лица: представитель ЦЛРР Управления ФСВНГ России по УР, представитель ОП №1 УМВД России по г. Ижевску, ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие заявителя и заинтересованных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив требования и доводы, изложенные в заявлении, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оружии» и Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в установленном законом порядке разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона РФ «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право, в том числе, производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится: 1.1) органами внутренних дел с последующей передачей оружия и патронов к нему в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части.
Частью 2 статьи 27 указанного закона предусмотрено, что порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», регламентируются вопросы передачи на хранение, реализации, уничтожения изъятого оружия и патронов.
Согласно пункту 79 Правил оборота гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных названным Постановлением Правительства РФ (далее - Правил), изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в органы внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел РФ.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Изъятые, а также конфискованные гражданское и служебное оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат реализации в соответствии с законодательством РФ (статья 27 ФЗ "Об оружии").
Перечень государственных военизированных организаций, которые могут осуществлять продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, содержится в пункте 10 Правил. В этот перечень включено и Министерство внутренних дел РФ.
Подпунктом «а» пункта 14 указанных выше Правил предусмотрено, что на территории Российской Федерации запрещается продажа оружия, не зарегистрированного в органах внутренних дел, либо оружия и патронов, технически непригодных для эксплуатации.
В силу пункта 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), что установлено пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2019 № 1238 утверждено положение о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства (далее - Положение о распоряжении имуществом). Для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства (п. 3 Положения).
Согласно пункту 4 Положения о распоряжении имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом принимает имущество, обращенное в собственность государства, в фактическом количестве (объеме).
В силу пункта 9 Положения о распоряжении имуществом Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает сохранность имущества, обращенного в собственность государства, со дня подписания акта приема-передачи имущества, обращенного в собственность государства, и до завершения распоряжения таким имуществом способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 11 Положения о распоряжении имуществом имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.
Решение о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию, оформленное протоколом, принимается комиссией Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориальных органов) по принятию решения о направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию), уничтожение или реализацию.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с типовым положением о комиссии и формируется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и его территориальными органами по месту нахождения имущества, обращенного в собственность государства (п. 12).
Реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (п. 13).
Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства (п. 14).
Материалами дела установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение № на хранение и ношение охотничьего пневматического, огнестрельного оружия либо оружия ограниченного поражения и патронов к нему, а именно ФИО1 выдано разрешение на хранение и ношение оружия <данные изъяты> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ УУП ОУУП и ДН ОП № 1 УМВД России по г. Ижевску ШИР произведено изъятие у гражданина ФИО1 оружия ограниченного поражения <данные изъяты>, технически исправного, зарегистрированного в ОП №1 УМВД России по г. Ижевску. Оружие выдано ФИО1 добровольно.
Согласно справке ОТО ОП №1 УМВД России по г. Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ оружие ограниченного поражения <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ принято на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОП №1 УМВД России по г. Ижевску и находится на хранение по настоящее время.
Отделением лицензионно-разрешительной работы по г. Ижевску в адрес ФИО1 направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, в котором указано, что по истечении одного года с момента изъятия оружия ограниченного поражения <данные изъяты> будут предприняты меры в порядке, установленном гражданским законодательством по принудительному отчуждению оружия, ФИО1 предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в территориальное подразделение Росгвардии для подачи заявления о получении соответствующего разрешения, дающего право владения данным видом оружия либо подачи заявления о передаче оружия для продажи в организацию, имеющую разрешение на торговлю оружием.
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Статьей 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
С момента принятия в комнату хранения оружия ОП №1 УМВД России по г. Ижевску оружия ограниченного поражения <данные изъяты> по настоящее время за выдачей указанного имущества в ОП №1 УМВД России по г. Ижевску, Управление федеральной службы войск национальной гвардии РФ по УР собственник изъятого имущества ФИО1 не обращался, имущество обладает признаками бесхозяйного, поскольку его собственник от принадлежащего ему движимого имущества отказался, действий, определенно свидетельствующих об его намерении сохранить права на это имущество, не совершал. Бездействие ФИО1 свидетельствует о том, что движимое имущество им брошено и не востребовано.
Материалами дела подтверждено отсутствие правопритязаний иных лиц, изъятое имущество имеет признаки бесхозяйного имущества, не является вещественным доказательством, в связи с чем, подлежит обращению в собственность Российской Федерации.
Проанализировав вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, учитывая, что собственник движимого имущества - оружия ограниченного поражения <данные изъяты> не предпринял мер для его получения, фактически отказался от владения и распоряжения данным имуществом, данное имущество принято на учет в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления, поскольку из представленных суду доказательств усматривается наличие совокупности юридически значимых обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии ст.4 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
В силу ст. ст. 47 - 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», имущество подразделений полиции РФ является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Таким образом, суд полагает, что движимое имущество в виде оружия ограниченного поражения <данные изъяты> приобретает признаки бесхозяйного имущества и подлежит обращению в федеральную собственность.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структура федеральных органов исполнительной власти», функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, компетентным органом, который организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее деятельность самостоятельно и через территориальные органы.
Согласно п. 5.5 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, Территориальное управление принимает в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также нарушений, возникающих при осуществлении полномочий по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем направления материалов в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к ответственности.
С учетом изложенного, оценив представленные в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области.
Учитывая, что оружие ограниченного поражения <данные изъяты> не является вещественными доказательством по уголовному делу, которое подлежит уничтожению в силу прямого указания ст. 82 УПК РФ, решение о способе распоряжения указанным имуществом подлежит принятию территориальным органом Росимущества.
Руководствуясь ст.ст. 293, 194 – 199 ГПК РФ, суд,
Р е ш и л:
Заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйной и обращении в собственность Российской Федерации - удовлетворить.
Признать бесхозяйным движимое имущество - оружие ограниченного поражения <данные изъяты>, изъятое у ФИО1 в соответствии с протоколом изъятия огнестрельного оружия и патронов к нему от ДД.ММ.ГГГГ, находящееся в комнате хранения ОП №1 УМВД России по г. Ижевску по адресу: <адрес>.
Признать право собственности Российской Федерации на движимое имущество - оружие ограниченного поражения <данные изъяты>, находящееся в комнате хранения ОП №1 УМВД России по г. Ижевску по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в порядке апелляционного производства путем принесения апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 7 сентября 2020 года.
Судья Москалева Л.В.