ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1793/2023 от 03.10.2023 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-1793/2023

УИД 19RS0002-01-2023-002129-33

Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

3 октября 2023 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации города Черногорска об установлении платы за сервитут, взыскании платы за пользование земельным участком,

с участием истца ФИО1, представителя истцов ФИО3, представителя ответчика ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации г. Черногорска об установлении соразмерной платы за пользование земельным участком, обремененным сервитутом, в виде единовременной выплаты в размере 18 972 руб., взыскании соразмерной платы за пользование сервитутом за 2020-2022 года – 56 916 руб., обязании осуществить выплату за пользование земельным участком, обремененным публичным сервитутом, в следующем порядке: единовременной выплатой в размере 18 972 руб. в декабре каждого календарного года начиная с 2023 года на расчетный счет истцов пропорционально их доли, возмещении судебных расходов (независимая оценка, почтовые переводы, уплата государственной пошлины) – 15 000 руб.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является собственником 2/3 долей, а ФИО2 собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 1008 кв.м. Постановлениями Администрации г. Черногорска от 28 июля 1994 года № 2924, от 9 августа 2005 года № 643 установлен публичный сервитут в виде размещения объектов электросетевого хозяйства, их неотъемлемых технологических частей, а также для беспрепятственного доступа к объектам электросетевого хозяйства для ремонта и обслуживания. В связи с установлением публичного сервитута по заданию истцов был определен размер платы за земельный участок, право пользования которым ограничено и в адрес Администрации г. Черногорска направлено письмо с требованием об установлении соразмерной платы за пользование сервитутом за период с 2020 по 2022 годы, которое оставлено без удовлетворения. В качестве правового обоснования истцы ссылаются на статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Определением судьи от 15 августа 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Россети Сибирь».

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истцов ФИО3, действующая на основании доверенности, поддержали заявленные требования. Настаивали на том, что плату за установленный публичный сервитут должен нести ответчик, а не лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут.

Представить ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, иск не признал поддержал письменные возражения. Дополнительно пояснил, что ранее в судебном порядке по заявлению ПАО «Россети Сибирь» Администрацию г. Черногорска обязали установить публичный сервитут. Истцы не лишены возможности наряду с публичным сервитутом установить частный сервитут, что повлечет установление платы для лица, в пользу которого установлен такой сервитут. Просил в удовлетворении иска отказать.

В судебное заседание истец ФИО2, представитель третьего лица ПАО «Россети Сибирь» явились, о месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (https://chernogorsky.hak.sudrf.ru), истец направил своего представителя.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником 2/3 доли, а ФИО2 собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ***, кадастровый номер ***, площадью 1008 ± 14 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Право собственности ФИО1 зарегистрировано 26 апреля 2011 года, право собственности ФИО2 зарегистрировано 24 октября 2005 года в Едином государственном реестре недвижимости.

Право собственности на данный земельный участок возникло у истцов на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от 14 сентября 2005 года.

Согласно пункту 4.1 договора от 14 сентября 2005 года постановлением Администрации г. Черногорска «О внесении дополнений в постановление № 643 от 28 июля 1994 г.» от 9 августа 2005 года за № 2924 установлен постоянный публичный сервитут для использования части земельного участка площадью 112 кв,м, для ремонта Вл 0,4 Кв.

На данном земельном участке истцами выстроен жилой дом, площадью 320 кв.м, кадастровый номер ***.

Из кадастрового плана земельного участка усматривается, что сервитут имеет следующие размеры 27,9*3,97*27,88*4,08 м. и расположен между жилым домом и границей с соседним земельным участком.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 11 декабря 2020 года № 2706-П установлен публичный сервитут в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, а именно «ВЛ-0,4 от ТП 64-11-197 и ТП 64-11-197» в отношении, в том числе земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Лицо, в отношении которого принято решение об установлении публичного сервитута (обладатель публичного сервитута): Филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Хакасэнерго».

Срок публичного сервитута – 49 лет.

Обращаясь в суд с иском, истцы просили установить плату за сервитут, а также взыскать плату за 3 года, предшествующих обращению в суд с 2020 по 2022 годы. В обоснование поданного заявления, сторона ссылалась на невозможность использования земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, в частности истцы не смогли в данном месте установить угольник, а также не могут заниматься огородничеством.

Положениями статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (пункт 1).

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком (пункт 2).

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (пункт 3).

Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (пункт 5).

Из приведенной правовой нормы следует, что установление сервитута допускается законодательством в исключительных случаях, когда лицо не может использовать свое имущество без установления права ограниченного пользования чужим имуществом.

Статьей 89 ЗК РФ установлено, что землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1).

В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики (подпункт 2 пункта 2).

Статья 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет объекты электроэнергетики как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.

Постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984 года № 255 утверждены Правила охраны электрических сетей напряжением 1000В. (утратили силу на территории Российской Федерации в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160).

Согласно п. 2 названных Правил для обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации электрических сетей и предотвращения несчастных случаев устанавливаются охранные зоны.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 указанных Правил, действовавших на момент возведения линии электропередач, охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 10 метров для линий напряжением до 20 киловольт.

В соответствии с действующими Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года № 160, охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи на расстоянии 10 метров (5 метров - для линий с самонесущими или изолированными проводами, размещенных в границах населенных пунктов) для проектного номинального класса напряжения 1-20кВ.

Согласно пунктам 8 и 10 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) проводить работы, угрожающие повреждению объектов электросетевого хозяйства, размещать объекты и предметы, которые могут препятствовать доступу обслуживающего персонала и техники к объектам электроэнергетики, без сохранения и (или) создания, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, необходимых для такого доступа проходов и подъездов в целях обеспечения эксплуатации оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ), разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размещать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи);

е) убирать, уничтожать, перемещать, засыпать и повреждать предупреждающие и информационные знаки (либо предупреждающие и информационные надписи, нанесенные на объекты электроэнергетики);

ж) производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ);

з) осуществлять использование земельных участков в качестве испытательных полигонов, мест уничтожения вооружения и захоронения отходов, возникающих в связи с использованием, производством, ремонтом или уничтожением вооружений или боеприпасов.

В охранных зонах допускается размещение зданий и сооружений при соблюдении следующих параметр:

а) размещаемое здание или сооружение не создает препятствий для доступа к объекту электросетевого хозяйства (создаются или сохраняются, в том числе в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, проходы и подъезды, необходимые для доступа к объекту электроэнергетики обслуживающего персонала и техники в целях обеспечения оперативного, технического и ремонтного обслуживания оборудования, зданий и сооружений объектов электроэнергетики, проведения работ по ликвидации аварий и устранению их последствий на всем протяжении границы объекта электроэнергетики);

б) расстояние по горизонтали от элементов зданий и сооружений до проводов воздушных линий электропередачи напряжением до 1 кВ с неизолированными проводами (при наибольшем их отклонении) должно быть не менее:

1,5 метра - от выступающих частей зданий, террас и окон;

1 метра - от глухих стен.

В соответствии со статьей 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (пункт 1).

Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2).

Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются (пункт 3).

Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом; использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (подпункты 1, 8 пункта 4).

Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель (пункт 7).

Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 8).

Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом (пункт 12).

В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 17).

Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса (пункт 18).

Подпунктом 1 статьи 39.37 ЗК РФ предусмотрено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в целях: строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Из приведенных выше правовых норм следует, что собственник участка, обремененного публичным сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

При этом, специфика публичных сервитутов состоит в том, что их установление обусловлено интересами общества, неограниченного круга граждан и юридических лиц, а не отдельного собственника земельного участка. Кроме того, в отличие от частного сервитута, которому неотъемлемо присущ принцип возмездности, публичный сервитут имеет безвозмездный характер, плата за публичный сервитут может быть истребована от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, в случаях возникновения у собственника существенных затруднений в использовании земельного участка.

Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременить его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Предъявляя иск, направленный на защиту правомочий владения и пользования имуществом, истец должен доказать, помимо наличия у него правомочий владения и пользования имуществом и факта нахождения данного имущества в его владении и пользовании, факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий по владению и пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий либо наличие реальной угрозы нарушения права истца.

Учитывая приведенные нормы права, установление платы за публичный сервитут возможно лишь при существенном затруднении в использовании земельного участка. При предъявлении иска об установлении платы за публичный сервитут, сторона истца должна представить неоспоримые доказательства того, каким образом использовались земельные участки до установления публичного сервитута, возможное использование земельного участка и что установление публичного сервитута привело к существенным затруднениям в использовании земельных участков, а также реальный характер чинимых препятствий либо наличие реальной угрозы нарушения права истца.

Из материалов дела усматривается, что истцы, приобретая земельный участок, знали о его обременении публичным сервитутом, установленным в целях обслуживания Вл-0,4 Кв, имели возможность приобрести иной земельный участок.

При этом само по себе наличие публичного сервитута не отразилось на использовании земельного участка для тех целей, для которых он был приобретен, а именно строительство индивидуального жилого дома.

В 2017 году истцами закончено строительство индивидуального жилого дома общей площадью 320 кв.м на спорном земельном участке.

Таким образом, суд приходит к выводу, что установление публичного сервитута не создало для собственников земельного участка существенных затруднений в его использовании по целевому назначению.

Озвученные стороной доводы о невозможности разместить в данном месте угольник и заниматься огородничеством, подлежат отклонению, поскольку Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, не запрещено размещение капитальных объектов, при соблюдении определенных условий и занятие огородничеством, не создавая свалок.

При названных обстоятельствах, поскольку истцами не доказано возникновение у них существенных затруднений в использовании земельного участка, заявленные требования об установлении платы за сервитут и взыскании платы за пользование земельным участком подлежат оставлению без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку в удовлетворении требований истцов судом полностью отказано, оснований для возмещения понесенных стороной судебных расходов (независимая оценка, почтовые переводы, уплата государственной пошлины) в размере 15 000 руб., не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска ФИО1, паспорт ***, ФИО2, паспорт ***, к Администрации города Черногорска, ИНН <***>, об установлении платы за сервитут, взыскании платы за пользование земельным участком, возмещении судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий С.П. Немков

Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2023 года

Судья С.П. Немков