Дело № 2-1795/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2018 года г.Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,
при секретаре Трегубовой А.С.,
с участием представителя истца ФИО1,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Муниципального учреждения «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» к ФИО2 о взыскании незаконно полученных сумм денежных компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
установил:
в обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении и его представитель ФИО1 в судебном заседании указали на то, что ФИО4 04 декабря 2008 года обратилась к истцу с заявлением о предоставлении ей компенсации на жилищно-коммунальные услуги как участнику Великой Отечественной войны. Согласно представленным ФИО4 заявлению и документам компенсация ей назначена с 01 января 2009 года по адресу: <адрес>, путём зачисления денежных средств на её персонифицированный счёт, открытый в ПАО Сбербанк. В августе 2015 года МУ «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» поступили сведения об изменении адреса регистрации по месту жительства ФИО4 на следующий: <адрес>. В связи с чем, ФИО4 направлено письмо от 24 августа 2015 года для предоставления документов для перерасчёта компенсации на жилищно-коммунальные услуги по новому адресу. Согласно личному заявлению ФИО4 от 14 марта 2016 года и представленным ею документам в апреле 2016 года произведён перерасчёт компенсации. Заявителю были разъяснены права и обязанности, в том числе, о необходимости в двухнедельный срок сообщать обо всех изменениях, влияющих на возможность получения компенсации на жилищно-коммунальные услуги. 16 января 2017 года в адрес истца поступило заявление ФИО4 о том, что она не проживает и не несёт расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>. Поскольку ФИО4 являлась получателем компенсации на жилищно-коммунальные услуги по адресу регистрации с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2016 года, при этом расходы по оплате коммунальных услуг не несла, сумма компенсации на жилищно-коммунальные услуги, выплаченная ФИО4 за указанный период составила 18052 рубля 21 копейку и является незаконно полученной, подлежит возврату. Истец обращался к ФИО4 с письмами с указанием на необходимость добровольного погашения образовавшейся суммы излишне полученной компенсации на жилищно-коммунальные услуги. 02 августа 2017 года истцу стало известно о смерти ФИО4 03 февраля 2017 года. Наследником умершей является её дочь, ФИО2, которая является приемником долговых обязательств умершей в пределах полученного имущества. Истец также обращался к ответчику по вопросу выплаты данной денежной суммы в добровольном порядке, но не получил ответа. Просили взыскать с ФИО2 18052 рубля 21 копейку.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, которые приобщены к материалам дела. Дополнительно пояснила, что она не получила наследства после смерти матери, поэтому не может отвечать по долгам. Её брат вообще отказался от наследства. Компенсацию на ЖКУ получала её умершая мать, последние несколько месяцев деньги получала она сама по выданной на её имя доверенности.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании также поддержала доводы письменных возражений ФИО2, указав, что требования истца не законны, противоречат нормам законодательства о ветеранах. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав представителя истца, ответчика, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив доказательства в совокупности с учётом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что истец в условиях состязательного процесса доказал законность своих требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (ст. 8 Закона о ветеранах).
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 9 Закона о ветеранах).
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о ветеранах социальная поддержка участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг
В силу руководящих разъяснений, данных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (статья 160 ЖК РФ).
Пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 17 сентября 2008 года № 145-п «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Ставропольском крае в денежной форме» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация на ЖКУ) предоставляются гражданам по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания на территории Ставропольского края органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, наделенными отдельными государственными полномочиями Ставропольского края в области социальной защиты населения, переданными Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы соцзащиты).
При наличии у гражданина права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края, по нескольким основаниям, ему предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по одному основанию по выбору гражданина, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Ставропольского края (п. 3 Порядка).
Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг по установленным тарифам в полном объеме и в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ (п. 4 Полрядка).
Как предусмотрено п. 13 Порядка, выплата компенсации на ЖКУ осуществляется органом соцзащиты ежемесячно путем перечисления денежных средств на счет гражданина, открытый в кредитной организации, или направляется в установленном порядке по месту регистрации по месту жительства (регистрации по месту пребывания) на территории Ставропольского края гражданина через отделение Управления Федеральной почтовой связи Ставропольского края - филиал федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - организация почтовой связи).
Судом установлено, что с 01 января 2009 года ФИО4 на основании заявления и представленных документов являлась получателем компенсации на ЖКУ по адресу: <адрес>. Денежные средства зачислялись на её персонифицированный счёт, открытый в дополнительном офисе ПАО Сбербанк в г.Пятигорске.
В августе 2015 года истец получил сведения об изменении адреса регистрации по месту жительства ФИО4 на следующий: <адрес>. ФИО4 направлено письмо для предоставления необходимых документов для перерасчёта компенсации на ЖКУ по новому адресу. Перерасчёт был произведён в апреле 2016 года на основании личного заявления ФИО4 от 14 марта 2016 года.
В материалы дела представлено письменное заявление ФИО4 от 22 сентября 2015 года о том, что её адрес регистрации по месту жительства: <адрес>.
В силу п. 18 Порядка в случае изменения состава семьи гражданина, общей площади занимаемого им жилого помещения, основания для получения компенсации на ЖКУ, обнаружения недостоверности представленных ранее документов либо иных обстоятельств, влияющих на размер и условия предоставления компенсации на ЖКУ, граждане извещают органы соцзащиты в течение 2 недель со дня наступления вышеуказанных обстоятельств и представляют документы, подтверждающие эти обстоятельства
Указанные правило и обязанность истцом разъяснены ФИО4, что подтверждается ею подписью в заявлении.
16 января 2017 года ФИО4 написала заявление о том, что не проживает по адресу: <адрес>, и не несёт расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, продолжает проживать по адресу: <адрес>, где все расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляет самостоятельно.
ФИО4 являлась получателем компенсации на ЖКУ по указанному адресу в период с 01 апреля 2015 года по 31 декабря 2016 года, получив сумму в размере 18052 рублей 21 копейки.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что орган соцзащиты принимает решение об отказе в назначении компенсации на ЖКУ в случае, если документы представлены в неполном объеме либо представленные документы и (или) сведения содержат недостоверную информацию.
С учётом данных обстоятельств, истец с 01 января 2017 года прекратил выплату компенсации на ЖКУ ФИО4 Однако она не была лишена данного права и при предоставлении сведений о месте своей регистрации по месту проживания компенсация на ЖКУ ей была бы назначена, но соответствующего заявления с приложением сведений о регистрации по месту жительства от ФИО4 не поступило.
В адрес ФИО4 направлялись уведомления с указанием на необходимость погашения излишне полученной суммы компенсации на ЖКУ в добровольном порядке.
02 августа 2017 года в орган соцзащиты поступила информация о смерти ФИО4 03 февраля 2017 года. При этом незаконно полученная сумма компенсации на ЖКУ не была погашена.
По смыслу п. 25 Порядка суммы компенсации на ЖКУ, излишне выплаченные гражданину (вследствие непредставления или несвоевременного представления необходимой информации или представления документов, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также в результате счетной ошибки), подлежат возврату гражданином в бюджет, из которого была предоставлена компенсация на ЖКУ, в добровольном порядке. В случае отказа гражданина от возврата излишне выплаченных средств они подлежат взысканию в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно представленному суду свидетельства о смерти <...> от 26 июля 2017 года ФИО4 умерла 03 февраля 2017 года в г.Пятигорске, о чем ОЗАГС УЗАГС СК по городу Пятигорску 26 июля 2017 года составлена запись акта о смерти № 1291.
Из представленного по судебному запросу наследственного дела № 141/2017 умершей 03 февраля 2017 года ФИО4 усматривается, что наследниками всего её имущества являются сын – ФИО5 и дочь – ФИО2. Однако заявление о вступлении в наследство подано только дочерью умершей, ответчиком по настоящему спору.
Истцом в адрес ответчика 08 декабря 2017 года и 09 января 2018 года направлено уведомление о необходимости погашения образовавшейся задолженности в виде излишне выплаченной компенсации на ЖКУ в размере 18052 рублей 21 копейки.
Согласно п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
В соответствии с п. 3 ст.1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований.
Пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» указывает, что наследник, подавший заявление о принятии наследства либо заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство без указания основания призвания к наследованию, считается принявшим наследство, причитающееся ему по всем основаниям.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается настоящим Кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
В силу п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под долгами наследодателя, по которым отвечают наследники, следует понимать все имевшиеся у наследодателя к моменту открытия наследства обязательства, не прекращающиеся смертью должника (ст. 418 ГК РФ), независимо от наступления срока их исполнения, а равно от времени их выявления и осведомленности о них наследников при принятии наследства.
Из руководящих разъяснений вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пунктах 60, 61, ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства. Принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (ст. 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества.
При отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счет имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 ГК РФ).
Стоимость перешедшего к наследнику имущества, пределами которой ограничена его ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от её последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
Поскольку смерть должника не влечёт прекращения обязательств по возврату излишне полученной суммы компенсации на ЖКУ, наследник, принявший наследство, становится должником и несёт обязанности по их исполнению со дня открытия наследства (например, в случае, если наследодателем был заключён кредитный договор, обязанности по возврату денежной суммы, полученной наследодателем, и уплате процентов на неё).
По смыслу положений приведённых правовых норм обстоятельствами, имеющими юридическое значение для правильного разрешения спора между истцом и наследником должника о взыскании излишне полученной компенсации на ЖКУ, являются принятие наследником наследства, наличие и размер наследственного имущества, неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательств.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, у умершей ФИО4 имеется неисполненное обязательство по возврату излишне полученной компенсации на ЖКУ перед истцом. Наследником после смерти ФИО4 является ФИО2, которая вступила в наследство, что подтверждается надлежащими письменными доказательствами.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие неисполненных денежных обязательств в виде задолженности по возврату излишне полученной суммы компенсации на ЖКУ на момент смерти наследодателя, данные правоотношения допускают правопреемство, поэтому суд приходит к выводу о необходимости взыскания, в пределах стоимости перешедшего к ответчику наследственного имущества, суммы в размере 18052 рублей 21 копейки.
Сумма задолженности подлежит взысканию в пределах стоимости перешедшего к ФИО2 наследственного имущества в виде денежных вкладов и компенсаций.
В соответствии с нормами ст. 123 Конституции РФ, ст.12 ГПК РФ, закрепившими самостоятельные принципы состязательности гражданского судопроизводства и процессуального равенства сторон и когда в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана представить доказательства в подтверждение заявленных требований и возражений по ним, суд считает, что ответчик не представил доказательств и не привел обстоятельства в опровержение заявленных требований.
На основании вышеизложенного, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности и в их совокупности, суд считает их достаточными для удовлетворения исковых требований.
Поскольку истец освобождён от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с данным иском, а иск подлежит удовлетворению, то в соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края государственная пошлина в размере 722 рублей, которую должен был оплатить при подаче искового заявления имущественного характера истец.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Муниципального учреждения «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» к ФИО2 о взыскании незаконно полученных сумм денежных компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу Муниципального учреждения «Управление социальной поддержки населения администрации г.Пятигорска» денежные средства в сумме 18052 рублей 21 копейки.
Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования города-курорта Пятигорска Ставропольского края государственную пошлину в размере 722 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путём подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Полупан