ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1796 от 06.05.2011 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

                                                                                    Ворошиловский районный суд города Волгограда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ворошиловский районный суд города Волгограда — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2 – 1796/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2011 года г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Олейниковой В.В.

при секретаре Сиренко Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лютиковой В.А. к Администрации Волгограда о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, понуждении к предоставлению земельного участка,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Лютикова В.А. обратилась в суд с иском к Администрации Волгограда и просит признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Администрацию Волгограда принять решение о возможности предоставления земельного участка по адресу:  (рядом ) для строительства индивидуального жилого дома без предварительного согласования места размещения объекта в течение  рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований пояснила, что спорный земельный участок расположен на муниципальных землях, в пределах красных линий, предназначен для индивидуального жилищного строительства и свободен от прав третьих лиц.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по архитектуре и градостроительству и Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда.

ДД.ММ.ГГГГ истица уточнила исковые требования, исключив требования о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.

Истец Лютикова В.А. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представила заявление о рассмотрении в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель Лютиковой В.А. – Лютиков И.Е., действующий на основании доверенности, настаивает на исковых требованиях просит удовлетворить.

Представитель Администрации  – Шахова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что вопросы предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства регламентируются ст.30.1 ЗК РФ, а также постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде". Согласно указанным нормативным актам для получения земельного участка гражданин обращается с соответствующим заявлением в Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с приложением определенного пакета документов. После получения данного заявления Комитет направляет запросы в различные подразделения администрации Волгограда, федеральные органы и учреждения с целью сбора информации о данном участке и территории, в которой он располагается. В частности изучаются градостроительная и земельная ситуации, а также оценивается возможность предоставления с учетом необходимости защиты населения от чрезвычайных ситуаций. И уже при наличии данной информации, Комиссия по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда принимает решение о возможности или невозможности дальнейшего предоставления испрашиваемого участка. Данное решение еще не является решением о предоставлении заявителю участка, а представляет собой лишь подтверждение со стороны органа местного самоуправления наличия всех предусмотренных возможностей на освоение данного участка в целях, испрашиваемых заявителем, и не подменяет и не заменяет собой всю процедуру предоставления участка. Считает, что Лютиковой В.А. отказано в предоставлении земельного участка на законных основаниях, поскольку указанный участок находится в зоне общественно-жилой, что исключает его предоставление для нового жилищного строительства и по данному участку проходят городские инженерные коммуникации в виде коллектора диаметром 3 метра, для обслуживания которого предусмотрена охранная зона.

Представитель Комитета по Архитектуре и Градостроительству Администрации г.Волгограда в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, о причинах неявки суд не уведомлен, в ранее состоявшемся судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

По настоящему делу судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лютикова В.А. в установленном порядке обратилась в Администрацию г.Волгограда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью . для индивидуального жилищного строительства по .

По результатам рассмотрения обращения истца, с учетом заключения Комитета по Градостроительству и архитектуре Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №, Лютиковой В.А. отказано в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по , что усматривается из письма Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).

Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются: участок не соответствует функциональной зоне согласно Генеральному плану Волгограда и обременен инженерными коммуникациями.

Исследуя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Вопросы предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства регламентируются ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, а также постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 790 "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде".

Согласно ст.30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Исходя из вышеназванной нормы права, предоставление земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах. Предоставление спорного земельного участка Лютиковой В.А. без проведения процедуры публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении участка, повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих право претендовать на предоставление вышеназванного участка.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

- виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании части 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, части 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Земельный кодекс РФ устанавливает обязанность собственников использовать земельные участки только в соответствии с градостроительным регламентом.

Кроме того, в соответствии со ст.9 ГрК РФ в документах территориального планирования определяется назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В качестве документов территориального планирования, согласно ст.18 ГрК РФ, выступает в том числе генеральный план городского округа – в рассматриваемом случае - Генеральный план города-героя Волгограда, утвержденный Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, и принимаемые в его развитие Правила землепользования и застройки, утвержденные решение Волгоградской городской Думы от 15.09.2010 N 36/1087.

При этом согласно ч.3 ст.9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений и по своей юридической природе носят нормативно-правовой характер.

С учетом указных положений закона все градостроительные решения, принимаемые администрацией Волгограда, в том числе предоставление земельного участка, должны соответствовать Генеральному плану, Правилам землепользования и застройки и тем функциональным и территориальным зонам, которые в них отражены.

Требуемый истицей земельный участок по  расположен в общественно-жилой зоне (), что следует из градостроительного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Решением Волгоградской областной Думы от 15 сентября 2010 года, в целях реализации Генерального плана Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112 "Об утверждении Генерального плана Волгограда", муниципальной политики в области градостроительной деятельности в городском округе город-герой Волгоград, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, требованиями Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции на 08.05.2009), с учетом протоколов и заключения о результатах публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, руководствуясь статьями 7, 16, 24, 26, 36, 39 Устава города-героя Волгограда, утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.

Настоящее решение вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п.п. 8.4.2.3. указанных Правил, предусмотрена Зона застройки объектами общественно-делового и жилого назначения на территориях, планируемых к реорганизации - (). Цель выделения указанной зоны - развитие существующих реорганизуемых территорий индивидуальной жилой застройки, предназначенных для размещения общественно-деловых объектов, с формированием на их основе зон общественно-деловой и сочетающейся с ней жилой застройки, необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктур.

Вместе с тем, согласно Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград, в пределах территории зоны () размещение индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) без права содержания скота и птицы допускается только на земельных участках, предоставленных в установленном порядке до вступления в силу настоящих Правил застройки для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации таких объектов.

Таким образом, отказ Администрации Волгограда в предоставлении Лютиковой В.А. земельного участка по , для возведения нового индивидуального жилого дома, обратившейся после вступления решения Волгоградской областной Думы от 15 сентября 2010 года, является обоснованным, поскольку основан на вышеназванных нормах земельного и градостроительного законодательства субъекта.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ. Так, земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, не могут быть предоставлены в частную собственность, а земли, изъятые из оборота, также не могут быть объектами сделок.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ запрещено отказывать в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением специально оговоренных случаев. Перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, содержится в п. п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ и является закрытым. Анализ указанного перечня позволяет сделать вывод, что наличие на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, инженерных коммуникаций не является основанием для установления ограничений в оборотоспособности земельных участков.

Земельный участок по  обременен инженерными коммуникациями – дренажным коллектором, который проведен по диагонали всего участка. Однако отказ Администрации Волгограда в данной части нельзя признать обоснованным.

При этом, указание в ответе как на одно из оснований отказа в предоставлении участка – обременение инженерными коммуникациями, не влияет на законность отказа в предоставлении земельного участка по основаниям предусмотренным ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и требований Правил землепользования и застройки городского округа город-герой Волгоград.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Лютиковой В.А. к Администрации Волгограда о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №; возложении обязанности Администрации Волгограда принять решение о возможности предоставления земельного участка по адресу:  для строительства индивидуального жилого дома в течение  рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий Олейникова В.В.