Мотивированное решение Дело № 2-179/2022
изготовлено 14.04.2022 51RS0017-01-2022-000124-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 7 апреля 2022 года
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Самойловой О.В.,
при секретаре Деруновой О.Н.,
с участием:
- прокурора - старшего помощника прокурора Печенгского района Поливода Е.Ю.,
- представителя третьего лица Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области Горбуновой Л.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Печенгского района в интересах муниципального образования Печенгский муниципальный округ к Морозову А. В. о признании недействительными распоряжений главы Печенгского района Мурманской области,
УСТАНОВИЛ:
и.о. прокурора Печенгского района в интересах муниципального образования Печенгский муниципальный округ обратился в суд с иском к Морозову А. В. о признании недействительными распоряжений главы Печенгского района Мурманской области, взыскании незаконно перечисленной главе муниципального образования Печенгский район Мурманской области из бюджета муниципального образования Печенгского района Мурманской области денежной суммы, начисленной в качестве премиальных вознаграждений.
В обоснование иска указал, что общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с положениями которого вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определение размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования Совета депутатов муниципального образования Печенгского района Мурманской области (далее по тексту - Совет депутатов), которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Печенгского района Мурманской области.
Правовой статус главы муниципального образования регламентирован статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой он является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
При этом глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, которому представляет ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.
Уставом муниципального образования Печенгский район Мурманской области определена структура органов местного самоуправления муниципального образования Печенгский район Мурманской области, в соответствии с которой Совет депутатов является представительным органом, и к его исключительной компетенции относится утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении.
Уставом на главу муниципального образования Печенгский район Мурманской области возложена обязанность соблюдать ограничения и запреты, исполнять обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский район Мурманской области от 15.09.2017 № 242 (в редакции решения Совета депутатов от 13.09.2019 № 449) утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Печенгский район Мурманской области, которым, в частности, определены условия оплаты труда главы муниципального образования Печенгского района (далее по тексту – Положение).
Пунктом 4.2 данного Положения установлено, что объем средств, направленных на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности (фонд оплаты труда) определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере фактически установленных надбавок, а также иных выплат в соответствии с пунктом 3 Положения с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, и правовыми актами Совета депутатов Печенгского района для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.
Предусмотренные выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда в бюджете муниципального образования.
В целях стимулирования профессиональной деятельности Главы муниципального образования может устанавливаться премирование по итогам работы за квартал и год.
Поскольку указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования - Советом депутатов, принятие решения о поощрении Главы муниципального образования относится к компетенции Совета депутатов.
Для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплат главе муниципального образования премии необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу положений части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, пункта 9 части 1 статьи 24, пункта 20 части 3 статьи 24, части 1 статьи 29 Устава муниципального образования Печенгский район Мурманской области входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования.
Из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон № 273-ФЗ) следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение Главы муниципального образования полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы за месяц, квартал и год прямо противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.
Решением Совета депутатов Печенгского района от *.*.*№ главой Печенгского района избран Морозов А. В..
В период с января *.*.* года по сентябрь *.*.* года Морозов А.В., в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и наличии неурегулированного конфликта интересов незаконно издавал распоряжения о выплате себе премий, *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, общий размер которых за указанный период с учетом начисления на них районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, составил 1471933 рубля 49 копеек и был выплачен из бюджета муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
Принимая решение о выплате себе премий, Морозов А.В. тем самым оценил свою деятельность как главы муниципального образования, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законом полномочий.
В соответствии с Законом Мурманской области от 24.04.2020 № 2482-01-ЗМО «Об образовании муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области» муниципальное образование Печенгский район преобразовано в муниципальное образование Печенгский муниципальный округ, в связи с чем исковые требования заявлены прокурором в защиту интересов вновь созданного муниципального образования.
Уточнив исковые требования, прокурор просил признать недействительными распоряжения главы муниципального образования Печенгский район от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л. и взыскать с ответчика Морозова А.В. полученные им премиальные выплаты в размере 1280582 рубля 03 копейки.
Определением суда от 07.04.2022 принят отказ и.о. прокурора Печенгского района от заявленных исковых требований к Морозову А.В. о взыскании незаконно перечисленной главе муниципального образования Печенгский район Мурманской области из бюджета муниципального образования Печенгского района Мурманской области денежной суммы, начисленной в качестве премиальных вознаграждений, производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
Ответчиком Морозовым А.В. представлены письменные возражения, в которых он выразил несогласие с заявленными прокурором требованиями, ссылаясь на то, что оценка результатов его деятельности в качестве главы Печенгского района осуществлялась Советом депутатов муниципального образования в соответствии с частью 1 статьи 29 Устава ежегодно, и за весь период осуществления им своих полномочий всегда положительно. Кроме того, Совет депутатов принял решение о делегировании на весь срок ему полномочий права выплаты себе премии по итогам квартала и года в пределах установленного на год фонда оплаты труда в целях стимулирования профессиональной деятельности. Полагает, что прокурором нарушены требования пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», предусматривающего, что решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки, поскольку председатель Совета депутатов Печенгского муниципального округа о проведении данной проверки не уведомлялся (т.1 л.д.146-147, т.2 л.д.91-93).
Третье лицо Совет депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области представил письменные возражения на иск, в которых указал, что прокурор, реализуя свое право по надзору за исполнением федерального законодательства при проверке законности начисления и выплаты премий должностному лицу, не представил доказательства законного получения документов, содержащих персональные данные, поскольку запрос на предоставление необходимых документов прокурором в Совет депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный округ не направлялся. Полагает, что прокурором не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, выражает несогласие с расчетом суммы иска (т.1 л.д.124-128). В представленных в ходе судебного разбирательства дополнительных письменных возражениях настаивает на нарушении прокурором порядка получения доказательств по делу и нарушении прав ответчика на получение информации о предоставлении его персональных данных в органы прокуратуры, возможность давать пояснения и представлять доказательства в ходе проводимой в отношении него проверки. Поддерживает доводы ответчика о наделении его Советом депутатов полномочиями выплаты себе премии по итогам работы за квартал и год в пределах установленного фонда оплаты труда. (т.2 л.д.13-14).
Прокурор - старший помощник прокурора Печенгского района Мурманской области Поливода Е.Ю., в суде на удовлетворении исковых требований о признании распоряжений главы муниципального образования Печенгский район Морозова А. В. о поощрении работника от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л недействительными настаивала, ссылаясь на то, что указанные распоряжения изданы ответчиком незаконно. Выразила несогласие с доводами третьего лица о нарушении прокурором порядка истребования доказательств и требований статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Ответчик Морозов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о проведении судебного разбирательства в свое отсутствие. Принимая личное участие в судебных заседаниях 29.03.2022 и 05.04.2022 с исковыми требованиями о незаконности изданных им распоряжений не согласился по доводам, изложенным в письменных возражениях. Дополнил, что практика назначения главами муниципальных образований себе премий и определения их размера за квартал и год существовала повсеместно в муниципальных образованиях Мурманской области и была идентичной, поскольку порядок премирования главы муниципального образования нормативно не определен. Уточнил, что издавая спорные распоряжения, вопрос о размере своего премирования он на заседание Совета депутатов не выносил, оценку эффективности своей деятельности давал самостоятельно, руководствуясь протокольным решением Совета депутатов о делегировании ему соответствующих полномочий.
Представитель третьего лица Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области Горбунова Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала позицию ответчика и доводы, содержащиеся в представленных суду письменных возражениях. Обратила внимание на то, что Морозов А.В., не являясь в настоящий период главой Печенгского муниципального округа, возможности отменить спорные распоряжения не имеет, и признание данных распоряжений недействительными поставит перед Советом депутатов дополнительные вопросы о порядке исполнения такого решения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав прокурора и представителя третьего лица, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Положения части 2 статьи 1 Федерального законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрывают понятие местного самоуправления в Российской Федерации как формы осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Статьей 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определен правовой статус главы муниципального образования как высшего должностного лица муниципального образования, который, в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального образования, наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Полномочия главы муниципального образования регламентированы частью 4 указанной статьи.
Так, глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
При этом, в соответствии с частью 5 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Указанные положения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» продублированы в статье 33 Устава муниципального образования Печенгский район Мурманской области.
Решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район (второго созыва) от *.*.*№ принят Устав муниципального образования Печенгский район Мурманской области (т.1 л.д.89-99, далее по тексту - Устав), которым утверждена структура органов местного самоуправления (статья 22).
Статьей 29 Устава регламентирована контрольная деятельность представительного органа муниципального района в лице Совета депутатов, которая осуществляется, в числе прочих, в форме оценки деятельности главы муниципального образования, главы местной администрации, председателя контрольно-счетного органа, руководителей муниципальных организаций по результатам заслушивания ежегодных отчетов о результатах их деятельности.
По результатам контрольной деятельности Советом депутатов принимается решение, в котором отображаются ее итоги и меры, направленные на устранение недостатков, даются поручения (т.1 л.д.98).
К исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район отнесено утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (статья 24 Устава, т.1 л.д.96).
Анализ приведенных выше правовых норм, регламентирующих порядок организации органов местного самоуправления, в их взаимосвязи, приводит к выводу о том, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, которым, в спорный период, являлся Совет депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район.
В свою очередь глава Печенгского муниципального района, являясь высшим должностным лицом, подконтролен и подотчетен населению Печенгского муниципального района и Совету депутатов Печенгского муниципального района.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» раскрыт смысл понятия «противодействие коррупции» как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Такое лицо обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно частей 3, 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки, денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривается сторонами, что ответчик Морозов А. В. решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский район от *.*.*№ избран на должность главы муниципального образования Печенгский район на весь срок полномочий Совета депутатов Печенгского района пятого созыва (т.1 л.д.13).
Решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район от *.*.*№ утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Печенгский район (т.1 л.д.14).
Пунктом 3.1 указанного Положения установлена возможность осуществления премирования в пределах соответствующего утвержденного фонда оплаты труда по итогам работы за квартал и год в целях стимулирования профессиональной деятельности лиц, замещающих муниципальные должности (т.1 л.д.15).
Оспариваемыми прокурором распоряжениями о поощрении работника от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, глава муниципального образования Печенгский район Морозов А. В. принял решения о выплате себе премий по результатам работы за квартал и год на общую сумму 1471933 рубля 49 копеек (т.1 л.д.23-30).
Из текста указанных распоряжений следует, что основанием для принятия должностным лицом решения о выплате себе премии являлось Положение об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования <адрес>, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования Печенгский муниципальный район от *.*.*№.
На дату судебного разбирательства денежные средства, фактически полученные в связи с изданием данных распоряжений, ответчиком возвращены в бюджет муниципального образования Печенгский муниципальный округ Мурманской области в сумме 1280582 рубля 03 копейки, что подтверждается предоставленным суду чеком об уплате указанной суммы.
Добровольное перечисление Морозовым А.В. денежных средств послужило основанием для отказа прокурора от исковых требований в данной части.
Рассматривая исковые требования о признании распоряжений о поощрении работника от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л недействительными, суд, руководствуясь вышеприведенными положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Устава муниципального образования Печенгский район Мурманской области, полагает их законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку по смыслу действующего законодательства для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе муниципального образования премии за добросовестное исполнение своих должностных обязанностей необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, входит в компетенцию Совета депутатов.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства ответчик суду пояснил, что, являясь главой муниципального образования Печенгский район Мурманской области и председателем Совета депутатов муниципального образования Печенгский район Мурманской области, принимая решение о выплате себе премии по итогам работы за квартал и год посредством издания оспариваемых распоряжений, он на заседание Совета депутатов обсуждение данного вопроса не выносил.
При таких обстоятельствах в действиях ответчика, получавшего премиальные выплаты в отсутствие оценки его деятельности Советом депутатов, усматривается недобросовестность, поскольку, будучи одновременно председателем Совета депутатов муниципального образования, в полномочия которого входит, в том числе, созыв заседаний Совета депутатов, формирование повестки дня, вопросы о своем премировании на разрешение Совета депутатов не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом муниципального образования, поэтому оспариваемые распоряжения о премировании законными не являются.
Доводы ответчика о делегировании ему Советом депутатов полномочий по премированию себя в течение всего срока полномочий не влияют на законность выносимых им распоряжений, поскольку такое решение Совета депутатов не освобождало его от обязанности соблюдать императивные требования Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Решение Совета депутатов, принятое протокольно, содержит коррупционные факторы, и принятые ответчиком на его основании решения о своем премировании в отсутствие должного контроля представительного органа, каждый раз приводили к конфликту интересов главы муниципального образования Печенгский район Мурманской области Морозова А.В. при вынесении распоряжений о премировании самого себя.
Доводы ответчика и третьего лица о ненадлежащем получении прокурором доказательств по делу судом при рассмотрении настоящего спора отклоняются, поскольку доказательства истребованы прокурором в рамках полномочий, представленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», требование о предоставлении информации направлено прокурором главе Печенгского муниципального округа Мурманской области, которым исполнено, документы предоставлены в виде заверенных копий, такие же документы предоставлены ответчиком в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со статьей 98, частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, поскольку требования прокурора, освобожденного от уплаты государственной пошлины, судом удовлетворены, с ответчика в доход бюджета Печенгского муниципального округа Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. прокурора Печенгского района в интересах муниципального образования Печенгский муниципальный округ о признании недействительными распоряжений главы Печенгского района Мурманской области - удовлетворить.
Признать недействительными распоряжения главы муниципального образования Печенгский район Морозова А. В. о поощрении работника от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л, от *.*.*№-л.
Взыскать с Морозова А. В. в доход бюджета Печенгского муниципального округа Мурманской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Самойлова