РЕШЕНИЕ по делу № 2-17/2018
Именем Российской Федерации
19 января 2018 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Пименовой А.Г.,
при секретаре Телешман И.В.
с участием:
истца ФИО1
представителя ответчика АО «ЕИРЦ ЛО» ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ООО «УК ЖКХ», АО «ЕИРЦ ЛО» о защите прав потребителей, взыскании денежных средств
установил:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчикам ООО «УК ЖКХ», АО «ЕИРЦ ЛО» о защите прав потребителей, взыскании денежных средств.
В обоснование иска (т. 1 л.д. 5-15) с учетом уточнений (т. 2 л.д. 67- 73) указано, что между ФИО1 и ООО «УК ЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ заключен и действует в настоящее время договор, предусматривающий предоставление жилищно-коммунальных услуг по адресу: <адрес>, в число которых входят начисления оплат, а с мая 2015 года начислениями жилищно-коммунальных оплат производится АО «ЕИРЦ ЛО». Ссылаясь на Постановление правительства Ленинградской области № 313 от 24.11.2010, Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг в МКД, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 истица указывает на несогласие с начислениями коммунальных услуг по строке «отопление», в связи с чем просит:
I. Не применять к исковым требованиям ФИО1 истечение сроков исковой давности в соответствии со ст. 208 ГК РФ, поскольку нарушение ее прав на законные верные начисления было соединено на протяжении всего искового периода с августа 2011 года по декабрь 2016 год включительно лишением владения собственными деньгами ФИО1 путем изыскания их из ее бюджета неверными незаконными многолетними начислениями;
II. Обязать ООО «УК ЖКХ» разово через кассу организации с надлежащим оформлением необходимых для этого документов (с копией для ФИО1) выплатить истцу сумму в 43908 руб. 65 коп., полученную из:
1) исковых требований ФИО1 в размере 13548 руб. 15 коп. за периоды: август-сентябрь 2011 года, май-июнь-июль-август-сентябрь 2012 года, с учетом перерасчета на 905 руб. 32 коп., сделанного ООО «УК ЖКХ» по услуге отопления в квитанции оплат за март 2015 года, полученных:
а) из материального вреда (за вычетом перерасчета в 905 руб. 32 коп.), полученного из фактических оплат ФИО1 услуги отопления, которую ООО «УК ЖКХ» обязывала истицу оплачивать при отсутствии этой услуги по собственности истца, а именно: 5419 руб.26 коп.: август 2011 года – 879,78 руб.; сентябрь 2011 года – 879 руб. 78 коп.; май 2012 года – 878 руб. 46 коп.; июнь 2012 года – 878 руб. 46 коп.; июль 2012 года – 931 руб. 26 коп.; август 2012 года – 931 руб. 26 коп.; сентябрь 2012 года – 961 руб. 62 коп.; март 2015 года – 905 руб. 32 коп. - перерасчет за минусом от предыдущих сумм.
б) из 50% штрафа, равному половине материального вреда (незаконных начислений) в сумме 2709 руб. 63 коп.;
в) из 3% неустойки (пени) за 100 дней просрочки (копия приложенного в материалы дела заявления ФИО1 с вх. № от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «УК ЖКХ» именно по неверным незаконным начислениям оплат услуги отопления по собственности ФИО1) в сумме 5419 руб. 26 коп., равной сумме материального вреда, так как при расчете 5419,26 х 3% х 100 дней получается сумма, превышающая сумму неверных начислений, что запрещает п.5 ст.28 Закона «О защите прав потребителей»;
2) исковых требований ФИО1, рассчитанных истцом в изначальном от ДД.ММ.ГГГГ исковом заявлении в полном объеме на сумму в 43153 руб. 25 коп. за периоды фактического отсутствия услуги отопления (с мая по сентябрь 2013 года включительно и с мая по сентябрь включительно 2014 год), но насчитанную к оплате именно по нормативу потребления данной услуги, которого по факту не могло быть в отсутствии отопления, со всеми положенными по закону взысканиями
III. Обязать АО «ЕИРЦ ЛО» разово через кассу организации с надлежащим оформлением необходимых для этого документов (с копией для истца) выплатить ФИО1 сумму 13887 руб. 70 коп., полученную:
1) из материального вреда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 3461 руб.08 коп., равной разнице законных начислений по формуле 3 приложения 2 (исходя из показаний ОДПУ тепла) из платежной истории, представленной суду с фактическими оплатами ФИО1 (копии оплаченных квитанций за май 2015 года, май 2016 года, июль 2016 года, когда менялась стоимость 1 Гкал. тепла по приказам Лен РТК, исключив из данной суммы размер сделанных за 2015 год и за 2016 год перерасчетов на общую сумму в 3706 руб. 09 коп. (на 1201,20 руб. в мае 2016 года и на 2504,89 руб. в январе 2017 года), а именно: май 2015 года - 1011,78 руб. (569,17 руб.), июнь 2015 года - 1096,26 руб. (0,00 руб.), июль 2015 года - 1201,20 руб. (0,00 руб.), август 2015 года - 1201,20 руб. (0,00 руб.), сентябрь 2015 года - 1201,20 руб. (0,00 руб.), октябрь 2015 года - 1201,20 руб. (279,88 руб.), ноябрь 2015 года - 1201,20 руб. (813,33 руб.), декабрь 2015 года - 1201,20 руб. (1787,94 руб.), январь 2016 года - 1201,20 руб. (2742,11 руб.), февраль 2016 года - 1201,20 руб. (1792,92 руб.), март 2016 года - 1201,20 руб. (1518,02 руб.), апрель 2016 года - 1201,20 руб. (1112,06 руб.), май 2016 года - 0,00 руб. (367,37 руб.), июнь 2016 года - 1201,20 руб. (0,00 руб.), июль 2016 года - 1390,77 руб. (0,00 руб.), август 2016 года - 1390,48 руб. (0,00 руб.), сентябрь 2016 года - 1390,48 руб. (227,39 руб.), октябрь 2016 года - 1390,48 руб. (1762,35 руб.), ноябрь 2016 года - 1390,48 руб. (1762,35 руб.), декабрь 2016 года - 1390,48 руб. (1762,35 руб.), итого: 23664,41 руб. – сумма фактически оплачена ФИО1, 16497,24 руб. – сумма начисленная в правом крайнем столбце расчетов от АО «ЕИРЦ ЛО» с учетом показаний ОДПУ тепла по формуле 3.
Разница фактически оплаченной ФИО1 суммы в 23664,41 руб. и начисленной АО «ЕИРЦ ЛО» в 16497,24 составляет 7167,17 руб., которую ФИО1 незаконно обязали неверными начислениями оплатить, а потом в мае 2016 года на 1201,20 руб. и в январе 2017 года на 2504,89 руб. сделали перерасчеты на общую сумму в 3706,09 руб., отняв которую от разницы, ФИО1 получила сумму причиненного ей материального вреда в 3461 руб. 08 коп.;
2) из 50% штрафа в размере 1730 руб. 54 коп. за неверные начисления (половина материального вреда);
3) из 3% неустойки (пени) в сумме 3461 руб. 08 коп., равной размеру материального вреда за 240 дней (заявление ФИО1 с вх. № от ДД.ММ.ГГГГ в АО «ЕИРЦ ЛО») просрочки верных начислений, так как при расчете 3% неустойки (3461,08 х 3% х 240 дней) получается сумма, превышающая размер неверных начислений (материальный вред), что запрещено п.5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»;
4) из вынужденных затрат ФИО1 на ксерокопирование в размере 235 руб. по чекам: № от ДД.ММ.ГГГГ на 75 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на 30 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на 35 руб., № от ДД.ММ.ГГГГ на 95 руб.
5) из компенсации морального вреда в размере 5000 рублей за незаконное изымание из бюджета ФИО1 денежных средств путем ежемесячных незаконных неверных начислений в течение 18 месяцев оплат услуги отопления по собственности ФИО1, причиняя ей тем самым переживания и страдания в эти 18 месяцев и доставляя беспокойство сейчас;
IV. Обязать соответчика ООО «УК ЖКХ» ежемесячно представлять ответчику АО «ЕИРЦ ЛО» предыдущие и текущие показания, из которых именно получается расход ОДПУ тепла МКД проживания ФИО1 для указания этих предыдущих и текущих показаний, чтобы истица видела фактический расход, соответчиком АО «ЕИРЦ ЛО» в каждой ежемесячной платежной квитанции по собственности ФИО1 начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения судом окончательного решения по исковым требованиям;
V. Взыскать в пользу ФИО1 с каждого из соответчиков по данному делу 50% штраф от присужденных истице по каждому из соответчиков сумм за неисполнение в добровольном порядке каждым из соответчиков законных требований истицы по верным законным начислениям (заявления ФИО1 с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «УК ЖКХ» и с исх. № от ДД.ММ.ГГГГ в АО «ЕИРЦ ЛО»).
Ответчиком – ООО «УК ЖКХ» представлены в суд возражения относительно заявленных требований (т. 1 л.д. 52-56), согласно которых просит в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции ответчик указывает, что ОДПУ ТЭ был введен в эксплуатацию только в декабре 2012 года, а потому за 2012 год оплата не могла производиться по ОДПУ, в 2013 году не было среднемесячных показаний за 2012 год, следовательно, для расчета услуги «отопление» брался норматив согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354, согласно п. 42(1) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года, правом принятия решения о выборе способа оплаты отопления обладают исключительно органы государственной власти субъектов РФ, что следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 № 603, поскольку до принятия органами гос.власти субъекта РФ решения об изменении способа оплаты отопления действует тот способ, который был установлен на дату 30.06.2016, т.е. в данном случае - равномерно в течение календарного года, в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области №287 от 14.09.2012, Постановлением Правительства Ленинградской области №313 от 24.11.2010.
С изданием Постановления правительства РФ от 27.02.2017 №232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и внесением изменения в Постановление 354, выявив ошибку в начислениях по услуге «отопление» за 2017 год, ООО «УК ЖКХ» направило письмо в АО «ЕИРЦ ЛО», с требованием впредь вести расчеты по постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354. В связи с этим истцу был сделан перерасчет по услуге «отопление» с 1 января 2017 г. по июнь 2017г. (исходя из среднемесячного потребления тепловой энергии), который отобразился в платежной квитанции «за расчетный период: сентябрь месяц», полученной истцом в октябре. С июля 2017 года расчеты производятся по Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 N354. По окончании 2014 года, 2015 года, 2016 года, в начале следующего года производилась корректировка согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 п. 53. Общая сумма корректировки (по экономии) по дому была распределена между всеми собственниками пропорционально площади квартир, по итогам 2014 года в марте 2015 г. истцу был сделан перерасчет по отоплению (снятие) на сумму 966 руб. 90 коп., по итогам 2015 года в мае 2016 г. истцу был сделан перерасчет по отоплению на сумму 3491 руб. 96 коп., по итогам 2016 года в январе 2017 года истцу был сделан перерасчет по услуге «отопление» на сумму 2504 руб. 89 коп., что отображено в квитанциях за соответствующий расчетный период. ООО «УК ЖКХ» считает, что не причинило гр. ФИО1 ни физического, ни нравственного страдания, т.к. истцу ежегодно делалась корректировка по оплате услуги «отопление».
Также ответчиком представлено заявление о пропуске истцом срока исковой давности.
Ответчиком АО «ЕИРЦ ЛО» представлены в суд возражения относительно заявленных исковых требования (том 2 л.д. 50-55), согласно которых просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. В обоснование своей позиции ответчик указывает, что АО «ЕИРЦ ЛО» осуществляет деятельность по расчету и начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по многоквартирным домам, расположенным на территории <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ на основании агентских договоров № от ДД.ММ.ГГГГ - период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; № от ДД.ММ.ГГГГ - период действия с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, заключенных с ООО «Управляющая компания ЖКХ», а не с истцом, то есть АО «ЕИРЦ ЛО» оказывает услуги по расчету платы именно ООО «Управляющая компания ЖКХ», а не истцу, оплата услуг АО «ЕИРЦ ЛО» по агентскому договору осуществляется ООО «Управляющая компания ЖКХ», а не истцом, в связи с чем полагают, что Закон «О защите прав потребителей» на АО «ЕИРЦ ЛО» не распространяется, АО «ЕИРЦ ЛО» несет ответственность в рамках агентского договора только перед ООО «Управляющая компания ЖКХ». Согласно п. 4.1.1. указанных договоров ООО «Управляющая компания ЖКХ» обязано предоставлять в адрес АО «ЕИРЦ ЛО» информацию, необходимую для расчета размера платы за коммунальные услуги.
В период с мая 2015 года по июнь 2017 года в адрес АО "ЕИРЦ ЛО" не поступали сведения от ООО «Управляющая компания ЖКХ» о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в многоквартирном доме по адресу: Ленинградской <адрес>, в связи с чем размер платы за отопление определялся исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление равномерно в течение календарного года. При этом перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную в неотопительные периоды по нормативу потребления, не предусмотрен, поскольку норматив потребления рассчитан с учетом соотношения количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в календарном году. То есть при способе оплаты только в отопительный период и способе оплаты равномерно в течение года, общая сумма оплат за год за отопление была бы одинаковой. Кроме того, по итогам календарного года истцу производилась корректировка размера платы за отопление исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии: за 2015 год - в мае 2016 года на сумму - 3491, 96 рублей, за 2016 год - в январе 2017 года на сумму -2504.89 рублей. В сентябре 2017 года был сделан перерасчет размера платы за отопление за период с января по июнь 2017 года. Разница между начисленной платой за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления, и платой за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанной исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, составила сумму в размере - 1227.00 рублей. С июля 2017 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, рассчитанного и предоставленного ООО «Управляющая компания ЖКХ». Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится истцу в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии. Следовательно, материальный вред не был причинен истцу, и основания для уплаты штрафных санкций, возмещения морального вреда в пользу истца отсутствуют.
В дополнительном отзыве ответчик АО «ЕИРЦ ЛО» (том 2 л.д. 89-91) указывает, что отопительный период установлен органом местного самоуправления: окончание отопительного периода 2014-2015 года - ДД.ММ.ГГГГ (Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 28.04.2015 № 239); начало и окончание отопительного периода 2015-2016 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Распоряжение заместителя главы Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 28.09.2015 № 220; Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 27.04.2016 № 218); начало и окончание отопительного периода 2016-2017 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Распоряжение заместителя главы Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№; Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№). Ссылаясь на ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, а также нормативно-правовые акты, указанные в возражениях АО «ЕИРЦ ЛО» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителям данного МКД равномерно за все расчетные месяцы календарного года, по итогам которого производится корректировка размера платы исходя из фактических показаний ОДПУ. Следовательно, расчет суммы материального вреда должен быть осуществлен не в разбивке по месяцам, а по итогам календарного года, в противном случае у истца возникает неосновательное обогащение, а именно: в расчете истца не учтены начисления за январь-апрель 2015 года, в которых сумма фактических начислений по нормативу потребления значительно меньше суммы начислений исходя из показаний ОДПУ. Согласно представленному АО «ЕИРЦ ЛО» сравнительному расчету платы за отопление (по нормативу и по ОДПУ) по квартире истца: за период январь-декабрь 2015 года - начислено по нормативу 13531,32 руб.; по показаниям ОДПУ - 10080,58 руб., разница в начислениях -3450,74 руб., в мае 2016 года был сделан перерасчет на сумму -3491,96 руб.; за период январь-декабрь 2016 года - начислено по нормативу 15551,24 руб.; по показаниям ОДПУ - 13046,94 руб., разница в начислениях - 2504,30 руб., в январе 2017 года был сделан перерасчет на сумму -2504,89 руб. Таким образом, материальный вред истцу отсутствует, начисления произведены в соответствии с показаниями ОДПУ. Также указывает на то, что спорный период в части требований к АО «ЕИРЦ ЛО» составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на указанный период не распространяется действие нормы п. 155 (1) Правил № 354, поскольку данная норма введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».
В судебном заседании истица ФИО1 уточненные ДД.ММ.ГГГГ исковые требования с учетом первоначально заявленных ДД.ММ.ГГГГ поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем у суда имеется расписка, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель ответчика АО «ЕИРЦ ЛО» ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО1 на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: Ленинградская <адрес>.
Согласно Протокола № от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> форме заочного голосования, ООО «Управляющая компания ЖКХ» выбрана управляющей организацией вышеуказанного многоквартирного дома.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «УК ЖКХ» заключен договор управления многоквартирным домом.
Истец ФИО1 зарегистрирована по вышеуказанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Положениями ч.3 ст.30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ устанавливается обязанность собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Как следует из ч.2 ст.153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя, в числе прочего, плату за отопление (теплоснабжение).
В соответствии со ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно на основании представленных платежных документов, до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Согласно части 1 статьи 539, части 1 статьи 540 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами либо соглашением сторон (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 данного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что законодателем на собственников жилых помещений возложена обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление. При этом вносимая собственником плата за услугу по отоплению должна быть соразмерна фактически потребленному им количеству тепловой энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с ч. 2 данной статьи размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ установлен (и вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета.
Многоквартирный дом истца по адресу: <адрес> – 1988 года постройки, площадь дома 4069,43 кв.м., установленный Постановлением Правительства Ленинградской области №313 от 24.11.2010 норматив – 0,0166 Гкал/кв.м. общей площади жилых помещений в месяц, то есть: 4069,43х0,0166=67,552538 Гкал на общую площадь дома, 67,552538 х 12 мес. = 810,630456 Гкал в год. Таким образом, норматив потребления тепловой энергии по многоквартирному дому истицы– 810,630456 Гкал в год.
Общая площадь квартиры истца по адресу: <адрес> составляет 66,00 кв.м., то есть норматив потребления тепловой энергии по квартире истца: 66,00 х 0,0166 = 1,0956 Гкал в месяц, или 13,1472 Гкал в год.
Истцом ФИО1 заявлены исковые требования к ООО «УК ЖКХ» за период с августа 2011 года по сентябрь 2014 года. Ответчиком ООО «УК ЖКХ» заявлено о применении к требованиям истца срока исковой давности.
Суд полагает основанными на законе доводы ответчика ООО «УК ЖКХ» об истечении срока исковой давности в части требований, образовавшихся за период до ДД.ММ.ГГГГ (настоящее исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ), поскольку в силу ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, в силу ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, настоящее исковое заявление подано истцом в суд ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, истцом предъявлены требования к ООО «УК ЖКХ» за период с августа 2011 года по сентябрь 2014 года, то есть за пределами срока исковой давности, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока истцом не представлено, доводы истца ФИО1 о том, что к заявленным требованиям не применяется срок исковой давности основаны на неправильном толковании норм права. В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
С учетом вышеизложенного суд находит, что исковые требования ФИО1, предъявленные к ООО «УК ЖКХ» о взыскании материального ущерба за период с августа 2011 года по сентябрь 2014 года, штрафа, неустойки (пени), удовлетворению не подлежат в связи с истечением срока исковой давности по указанным требованиям.
Разрешая требования истца, предъявленные к АО «ЕИРЦ ЛО» за период с ДД.ММ.ГГГГ суд полагает необходимым отметить следующее.
Согласно Распоряжению Губернатора Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О создании открытого акционерного общества «Единый информационно-расчетный центр Ленинградской области» с 2015 года расчет начислений, печать квитанций, сбор и учет платежей ЖКУ осуществляется АО «ЕИРЦ ЛО».
Как установлено судом, АО «ЕИРЦ ЛО» на основании агентских договоров, заключенных с ООО «Управляющая компания ЖКХ»: № от ДД.ММ.ГГГГ, период действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и № от ДД.ММ.ГГГГ, период действия с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность по расчету и начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по многоквартирным домам, расположенным на территории <адрес>, в том числе по многоквартирному дому истца.
В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 № 857 (в ред. от 27.08.2012) органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15 сентября 2012 г. было предоставлено право принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (Правила № 307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением Правительства Ленинградской области от 14.09.2012 № 287 «О порядке оплаты коммунальной услуги по отоплению собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домах в 2012-2014 годах» было установлено, что расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется в порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Подпунктом «б» п. 2 Постановления Правительства РФ от 17.12.2014 № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» установлено, что вышеуказанные решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации действуют до отмены принявшими их органами, но не позднее дня, с которого утрачивают силу пункты 15-28 Правил № 307 и пункты 1 - 4 приложения № 2 к Правилам № 307, т.е. до 1 июля 2016 года.
Согласно подп. "б" п. 21 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам № 307 расчет платы за отопление производится исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м), а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1:, где: - общая площадь i-го помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Согласно пункту 3 приложения № 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 № 313 в норматив отопления включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги за период, равный продолжительности отопительного сезона, деленный на 12 месяцев (в редакции от 30.12.2014, действующей с 19.01.2015).
Согласно пункту 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 № 313 (в редакции от 30.12.2014, действующей с 19.01.2015) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется потребителям равномерно за все расчетные месяцы календарного года.
В период с 1 июля 2016 года по 30 сентября 2017 года порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению регулировался следующими нормативными правовыми актами: Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила № 354); Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 № 313 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области, при отсутствии приборов учета».
В соответствии с п. 42(1) Правил № 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к Правилам № 354 исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Пунктом 3(1) приложения № 2 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1): Pi = Si х VT х ТT, где: Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. При отсутствии показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению; ТT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 приложения № 2 к Постановлению Правительства Ленинградской области от 24.11.2010 № 313 в норматив отопления, как указано выше, включен расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв.м. площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги за период, равный продолжительности отопительного сезона, деленный на 12 месяцев.
АО «ЕИРЦ ЛО» осуществляет деятельность по расчету и начислению платы за жилое помещение и коммунальные услуги по многоквартирным домам, расположенным на территории <адрес>, в частности, по многоквартирному дому истца, с ДД.ММ.ГГГГ (на основании вышеуказанных договоров).
Отопительный период установлен органом местного самоуправления: окончание отопительного периода 2014-2015 года - 12 мая 2015 года (Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 28.04.2015 № 239); начало и окончание отопительного периода 2015-2016 года - с 1 октября 2015 года по 5 мая 2016 года (Распоряжение заместителя главы Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 28.09.2015 № 220; Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 27.04.2016 № 218); начало и окончание отопительного периода 2016-2017 года - с 21 сентября 2016 года по 17 мая 2017 года (Распоряжение заместителя главы Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 20.09.2016 № 205; Постановление Администрации МО «Город Пикалево» Бокситогорского района Ленинградской области от 15.05.2017 № 219).
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4.1.1. вышеуказанных агентский договоров, заключенных между АО «ЕИРЦ ЛО» и ООО «УК ЖКХ», последнее обязано предоставлять в адрес АО «ЕИРЦ ЛО» информацию, необходимую для расчета размера платы за коммунальные услуги.
Как установлено судом, в период с мая 2015 года по декабрь 2016 года (период исковых требований) ООО «УК ЖКХ» не направляло в адрес АО "ЕИРЦ ЛО" сведения о среднемесячном объеме потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в многоквартирном доме по адресу: Ленинградской <адрес>. Таким образом, ввиду отсутствия сведений от ООО «Управляющая компания ЖКХ» о среднемесячных объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год размер платы за отопление определялся исходя из норматива потребления тепловой энергии на отопление равномерно за все расчетные месяцы календарного года, по итогам которого производилась корректировка размера платы исходя из фактических показаний ОДПУ.
При этом перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленную в неотопительные периоды по нормативу потребления, не предусмотрен, поскольку норматив потребления рассчитан с учетом соотношения количества месяцев отопительного периода к количеству месяцев в календарном году. То есть при способе оплаты только в отопительный период и способе оплаты равномерно в течение года, общая сумма оплат за год за отопление была бы одинаковой.
Кроме того, как установлено судом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам № 307, в соответствии пунктом 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354 по итогам календарного года истцу была произведена корректировка размера платы за отопление исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии: за 2015 год - в мае 2016 года на сумму -3491, 96 рублей, за 2016 год - в январе 2017 года на сумму -2504.89 рублей. В сентябре 2017 года был сделан перерасчет размера платы за отопление за период с января по июнь 2017 года. Разница между начисленной платой за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанной исходя из норматива потребления, и платой за коммунальную услугу по отоплению, рассчитанной исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, составила сумму в размере -1227.00 рублей. С июля 2017 года расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению производится истцу исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, рассчитанного и предоставленного ООО «Управляющая компания ЖКХ».
Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится АО «ЕИРЦ ЛО» истцу в соответствии с нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, в связи с чем исковые требования ФИО1 к АО «ЕИРЦ ЛО» о взыскании материального вреда удовлетворению не подлежат.
В связи с отсутствием оснований для удовлетворения основного требования, заявленного к ООО «УК ЖКХ» и АО «ЕИРЦ ЛО» не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании денежной компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, судебных издержек, как вытекающих из первоначального требования, признанного судом не подлежащим удовлетворению.
Разрешая требование истца об обязании ООО «УК ЖКХ» ежемесячно представлять ответчику АО «ЕИРЦ ЛО» предыдущие и текущие показания, из которых именно получается расход ОДПУ тепла МКД проживания ФИО1 для указания этих предыдущих и текущих показаний, чтобы истица видела фактический расход, соответчиком АО «ЕИРЦ ЛО» в каждой ежемесячной платежной квитанции по собственности ФИО1 начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения судом окончательного решения по исковым требованиям суд исходит из следующего.
Согласно имеющемуся в материалах дела Акту допуска в эксплуатацию узла измерения тепловой энергии у потребителя от ДД.ММ.ГГГГ, в доме по адресу: <адрес> установлен узел измерения тепловой энергии, состоящий из 9 приборов.
Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее Правила № 1034).
Составным элементом теплосчетчика, принимающим сигналы от датчиков и обеспечивающим расчет и накопление данных о количестве тепловой энергии и параметрах теплоносителя является вычислитель количества теплоты, который используется для регистрации и расчета полученного тепла, которое приходит с теплоносителем.
В соответствии с п. 95 вышеуказанных правил № 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение: а) времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах; б) давления в подающем и обратном трубопроводах; в) температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (температура обратной воды в соответствии с температурным графиком); г) расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; д) расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; е) расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.
В соответствии с п. 97 Правил № 1034 в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются: а) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу; б) масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу за каждый час; в) среднечасовая и среднесуточная температура теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В муниципальном образовании «Город Пикалево» предусмотрена открытая система теплоснабжения, то есть горячая вода берется из теплоносителя и ее объем рассчитывается как разница между поступившей и отданной в тепловую сеть массой теплоносителя.
В соответствии с п. 100 Правил № 1034 в открытых системах теплопотребления дополнительно определяются: а) масса (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системах горячего водоснабжения; б) среднечасовое давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В соответствии с п. 110 Правил № 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному), в соответствии с п. 111 Правил № 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.
В соответствии с п. 114 Правил № 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Приказ Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр, зарегистрирован в Минюсте России 12.09.2014 N 34040).
В соответствии с п. 36 Методики теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры: а) массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу, т; б) массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу, т; в) средневзвешенные значения температуры теплоносителя, °C; г) среднее значение давления теплоносителя, Мпа; д) массу теплоносителя, использованного на подпитку, т; е) время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах, ч.
В соответствии с п. 37 Методики дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются следующие параметры: а) масса, давление и температура горячей воды; б) масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Таким образом, подача необходимых данных происходит за счет датчиков расхода и температуры, которые устанавливаются и в подающий и в исходящий трубопроводы. При этом, в соответствии с техническими параметрами расходомеры учитывают проходящий через них объем теплоносителя и передают эти данные в вычислительный блок, который анализирует объем поступившего теплоносителя и его температуру, а также объем отданного обратно в тепловую сеть и его температуру. Вычислитель количества теплоты регистрирует архивные и итоговые показания величин в энергонезависимой памяти, архивные показания формируются на часовых, суточных и месячных интервалах. Архив рассчитан на ретроспективу: 1152 часа (48 суток) – часовые, 128 суток – суточные и 32 месяца – месячные интервалы. При этом, для расчетов РСО используются суточные показания за отчетный период, это суммарный объем теплопотребления за отчетный период без приращения, в связи с чем не могут быть удовлетворены требования ФИО1 об обязании ООО «УК ЖКХ» ежемесячно представлять ответчику АО «ЕИРЦ ЛО» предыдущие и текущие показания, поскольку в соответствии с техническими параметрами вычислителя количества теплоты предыдущих и текущих показания не имеется, поскольку суммарный объем теплопотребления за отчетный период образуется без приращения. С учетом этого также не могут быть удовлетворены требования истицы об обязании АО «ЕИРЦ ЛО» указывать в ежемесячных платежных квитанциях предыдущих и текущих показаний.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ООО «УК ЖКХ», АО «ЕИРЦ ЛО» о защите прав потребителей, взыскании денежных средств - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 24 января 2018 года.
Судья: