Дело № 2-17/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 января 2019 года г.Карабаш Карабашский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Колотова В.В. при секретаре Якушкиной А.В. с участием заместителя прокурора Моисеева А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г. Карабаша в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Карабаша», администрации Карабашского городского округа о возложении обязанности оборудовать школу системой контроля и управления доступом, УСТАНОВИЛ: Прокурор г.Карабаша в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми требованиями к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Карабаша», администрации Карабашского городского округа о возложении обязанности оборудовать школу системой контроля и управления доступом, ссылаясь на то, что по прокуратурой г.Карабаша по заданию прокуратуры Челябинской области проверена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, а также об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В ходе проведения проверки установлено, что в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша» (далее по тексту – МКОУ СОШ № 1) не проведены мероприятия по антитеррористической защищенности и не созданы условия для безопасного пребывания детей в указанном учреждении. Установлено, что по результатам комплексного обследования МКОУ «СОШ № 1», проведенного в феврале 2018 года, образовательной организации присвоена 2 категория опасности. При этом, входы в здание МКОУ «СОШ № 1», а также на территорию образовательной организации системой контроля и управления доступом не оборудованы. По факту несоответствия школы требованиям антитеррористической защищенности прокуратурой города руководителю МКУ «Управление образования Карабашского городского округа» 24 сентября 2018 года вносилось представление, однако до настоящего времени нарушения закона не устранены. Просил обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша», выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно оборудовать входы в здание и на территорию школы, расположенные по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом, в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша», возложить обязанность по финансированию оснащения здания школы и ее территории, расположенных по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом на администрацию Карабашского городского округа Челябинской области из средств местного бюджета. Прокурор г.Карабаша Челябинской области Моисеев А.А. в судебном заседании поддержал исковые требования, ссылаясь на основания, указанные выше. Представитель ответчика МКОУ «СОШ № 1» ФИО1 в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Письменный отзыв приобщен к материалам дела. Представитель ответчика администрации Карабашского городского округа Мирошникова О.И. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав явившихся лиц, исследовав все материалы дела, оценив все исследованные доказательства в совокупности, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основополагающих принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав человека и гражданина и приоритет мер по его предупреждению. В целях противодействия терроризму и экстремизму необходима реализация эффективных мер, направленных на обеспечение готовности сил и средств к ситуационному реагированию на возникающие террористические угрозы, минимизацию и ликвидацию последствий их проявлений, осуществление комплексного подхода к профилактике терроризма и экстремизма, выявление и снижение негативного влияния условий и факторов, способствующих возникновению проявлений терроризма и экстремизма. К числу мер по противодействию терроризма и экстремизма относится создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства. В силу ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. Согласно п.8 ч.1 ст.41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющую образовательную деятельность. Из ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» следует, что для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. В силу Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. В силу п.7.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросу местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма. Согласно п.«д» ст.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, задачами противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей. Согласно п.п.6, 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 октября 2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Постановление № 1235), степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория). Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории). Сводом Правил СП 132.13330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений», утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 05 июля 2011 года № 320 и введенным в действие с 20 сентября 2011 года, установлены минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, направленным на предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов; обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов – для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 года № 430-ст, утвержден Национальный стандарт Российской Федерации Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования, Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008, который распространяется на средства и системы контроля и управления доступом, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа людей, транспорта и других объектов в зону (из зоны) доступа (здания, помещения, территории, транспортные средства) в целях обеспечения противокриминальной защиты. Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Карабаша проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму, а также об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в МКОУ «СОШ № 1» г.Карабаша по адресу: г.Карабаш Челябинской области, ул.Металлургов, д.9. В ходе проверки установлены нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов мест массового пребывания детей, что не оспаривается представителями ответчиков. Согласно п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В силу положений п.1 и п.3 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, и другие органы, образуемые в соответствии с Уставом муниципальных образований, которые наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Согласно п.1 ст.26 Устава города местного самоуправления Карабашского городского округа составляют: Собрание депутатов Карабашского городского округа, глава Карабашского городского округа, администрация Карабашского городского округа, контрольный орган Карабашского городского округа. Подпунктом 5 п.2 ст.29 Устава Карабашского городского округа к исключительной компетенции Собрания депутатов округа отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ст.42 Устава администрация Карабашского городского округа осуществляет правомочия собственника муниципального имущества в порядке, установленном решением Собрания депутатов городского округа; осуществляет контроль владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Участвует в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа. Возложение на орган местного самоуправления обязанности профинансировать выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасных условий воспитания и обучения, в том числе, оборудовать здание школы системой контроля и управления доступом относится к одной из мер по предупреждению и пресечению террористических актов, не противоречит требованиям вышеизложенной нормы. Уставом МКОУ «СОШ № 1» г.Карабаша предусмотрено, что собственник имущества учреждения – муниципальное образование Карабашский городской округ в лице администрации Карабашского городского округа, функции и полномочия учредителя осуществляет МКУ «Управление образования Карабашского городского округа». Раздел 5 Устава определяет имущество и финансы учреждения: имущество учреждения является собственностью Карабашского городского округа и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления учредителем. В силу обозначенных норм федерального законодательства исполнение требований по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах, учитывая, что финансирование муниципальных бюджетных образовательных учреждений осуществляется органом местного самоуправления и субъектом антитеррористической деятельности, обязанности по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательного учреждения, которой в данном случае является оборудование системой контроля и управления доступом, должны быть возложены не только на школу, но и на администрацию Карабашского городского округа. На основании анализа требований норм закона суд приходит к выводу, что ответчики обязаны принимать меры по обеспечению безопасности образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе террористических актов. Судом установлено, что в образовательном учреждении, вопреки требованиям федерального законодательства, не проведены в полной мере мероприятия, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья воспитанников. Непринятие мер по обеспечению безопасности детей и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровья данного круга лиц, может привести к их гибели. Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы контроля и управления доступом в здании не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы. Средства КУД по функциональным характеристикам подразделяются, в частности, на следующие группы: по виду перекрытия проема прохода с частичным перекрытием (турникеты, шлагбаумы); с полным перекрытием (полноростовые турникеты, специализированные ворота); со сплошным перекрытием проема (сплошные двери, ворота); с блокированием объекта в проеме (шлюзы, кабины, проходные). Согласно п.22 Постановления № 1235 от 07 октября 2017 года в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: а)разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; б) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием. В соответствии с п.23 Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией). В судебном заседании установлено, что паспорт безопасности образовательного учреждения разработан. Таким образом, осуществляется ряд мероприятий, направленных на недопущение несанкционированного доступа посторонних лиц. Отсутствие мероприятий, предусмотренных Постановлением № 1235, свидетельствует о недостаточной готовности учреждения к антитеррористической безопасности, отсутствие системы контроля и управления доступом в учебном здании не отвечает требованиям ст.2 Федерального закона «О противодействии терроризму» в виде обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, в связи с чем введение дополнительных мер безопасности, к каким относится оборудование здания и территории школы системой контроля и управления доступом, является необходимой мерой. При таких обстоятельствах исковые требования истца о выполнении мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно оборудовать входы в здание и на территорию школы, расположенные по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ ответчикам возможно установить срок для совершения вышеуказанных действий. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора г.Карабаша в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша», администрации Карабашского городского округа о возложении обязанности оборудовать школу системой контроля и управления доступом, удовлетворить. Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша», выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности, а именно оборудовать входы в здание и на территорию школы, расположенные по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом, в течение 4 месяцев после вступления решения суда в законную силу. При недостаточности денежных средств у Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Карабаша», возложить обязанность по финансированию оснащения здания школы и ее территории, расположенных по адресу: <...>, системой контроля и управления доступом на администрацию Карабашского городского округа Челябинской области из средств местного бюджета. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Карабашский городской суд. Председательствующий: |