ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-18 от 14.01.2011 Балашовского районного суда (Саратовская область)

                                                                                    Балашовский районный суд Саратовской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Балашовский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-18(1)/2011г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 января 2011 года г.Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Климовой С.В.

при секретаре ФИО3

с участием представителя истца по доверенности ФИО4, представителя Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Собранию депутатов Балашовского муниципального района о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области,-

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от *** «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** «***».

В обосновании иска указывая на то, что на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района *** от *** «О назначении главы администрации Балашовского муниципального района» ФИО2 был назначен на должность главы администрации Балашовского муниципального района и с ним заключен контракт сроком на пять лет, в соответствии с которым ФИО2 приступил к исполнению полномочий главы администрации Балашовского муниципального района. Контракт с ФИО2, как с главой администрации Балашовского муниципального района, был заключен главой Балашовского муниципального района ФИО7 Согласно пункта 4 контракта от *** «Оплата труда» главе администрации Балашовского муниципального района выплачивается: должностной оклад в размере 4830 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 1449 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 9660 руб.; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 2415 руб.; ежемесячное денежное поощрение в размере 12075 руб.; премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 1005 руб.; единовременная выплата при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 9660 руб.; материальная помощь в размере 9660 руб. Однако, решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от *** были внесены изменения в пункт 4 контракта с главой администрации Балашовского муниципального района от *** «Оплата труда». Так, пунктом 1 оспариваемого решения ФИО2, как главе администрации Балашовского муниципального района снижены выплаты: должностной оклад в размере 4330 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере 100 руб.; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 100 руб.; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 2465 руб.; ежемесячное денежное поощрение в размере 100 руб.; премия за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 100 руб.; единовременная выплата при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 100 руб.; материальная помощь в размере 100 руб. Данные изменения денежного содержания истца произойдут с ***. В оспариваемом решении установлено, что основаниями для изменения пункта 4 контракта с главой администрации Балашовского муниципального района от *** «Оплата труда» является пункт 1 статьи 52 Федерального закона от *** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующий следующие положения: органы местного самоуправления самостоятельного определяют размеры и условия оплаты труда ФИО1, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения и *** *** от *** ***-*** « О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», согласно которому размеры должностного оклада, доплата за классный чин, ежемесячные и иные дополнительные выплаты, за исключением ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определяются органами местного самоуправления самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пункт 2 оспариваемого решения вступает в силу после его официального опубликования. Решение собрания депутатов Балашовского муниципального района *** от *** было опубликовано в газете «***» *** *** (19374), истцом данное решение получено ***. ФИО2, как глава администрации Балашовского муниципального района, является высшим должностным лицом администрации Балашовского муниципального района, с которым заключен контракт, содержащий трудовую природу, то есть на истца распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от *** *** «О муниципальной службе в Российской Федерации». В соответствии с решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** утверждено Положение об оплате труда депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, муниципальных служащих Балашовского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, которое изменено решением собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** ***. Согласно данному Положению размер должностного оклада главы администрации утвержден в сумме 5348 руб. Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района *** от *** внесены изменения в решение *** от ***, вследствие чего к денежному содержанию муниципального служащего добавлен оклад за классный чин, размер которого устанавливается в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы и в пределах группы должностей муниципальной службы. *** ФИО2 присвоен классный чин муниципальной службы - действительный советник 3 класса и размер оклада на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** установлен в сумме 2200 руб. Согласно оспариваемому решению в одностороннем порядке по инициативе работодателя были изменены условия трудового договора, заключенного с ФИО5, как с главой администрации Балашовского муниципального района. Принятое решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района *** от *** повлекло за собой изменение существенных условий труда: понижение размера должностного оклада и ежемесячных надбавок и выплат, предусмотренных контрактом и решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от ***. Оспариваемое решение нарушает права истца, закрепленные ст.ст.2, 72, 74, 130, 132, 134, 135, 145 Трудового кодекса Российской Федерации. На момент принятия оспариваемого решения организационных или технологических условий труда истца не произошло, функциональные обязанности главы администрации Балашовского муниципального района сохранились, их объем и нагрузки не уменьшились. В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не предупредил истца за два месяца о предстоящем изменении размера оплаты труда в сторону уменьшения, чем также нарушены трудовые права ФИО2

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, надлежащим образом извещен, письменным заявлением просил суд дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя по доверенности ФИО4, которая иск поддержала в полном объёме, выдвигая в обоснование те же доводы, полагая, что иск основан на законе и доказательствах.

Представитель Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО6 иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать, поясняя, что уменьшение размера ежемесячного денежного содержания главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области произошло за счет уменьшения стимулирующих надбавок. В соответствии с пунктами 1,2 ч 15 ст. 35 Устава Балашовского муниципального района глава администрации Балашовского муниципального района Саратовской области подконтролен и подотчетен Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области, которому не представлен доклад о результатах своей деятельности и деятельности администрации Балашовского муниципального района Саратовской области за период 2009 года и девять месяцев 2010 года. Депутаты Собрания Балашовского муниципального района Саратовской области признали работу главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области неудовлетворительной и в целях экономии средств бюджета Балашовского муниципального района приняли решение о снижении размера ежемесячного денежного содержания.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктами «н» и «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу пункта 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут противоречить федеральному закону.

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закреплено в статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной нормой закона к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации в числе других вопросов отнесено установление основ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечиваемого государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам, включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников.

Частью 2 указанной нормы закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу или иным федеральным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный настоящим Кодексом или иными федеральными законами, применяется настоящий Кодекс или иной федеральный закон.

Согласно ч 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 14 части 2 ст. 23 Устава Балашовского муниципального района в компетенции Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области находится установление размеров и условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, главы Балашовского муниципального района, главы администрации Балашовского муниципального района, муниципальных служащих.

Федеральным законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которого распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (ч 7 ст. 11 ТК РФ).

Решением Балашовского районного совета Саратовской области *** от ***, с учетом изменений, внесенных решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района *** от ***, утверждены Положения об оплате труда депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и муниципальных служащих Балашовского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, согласно чего установлен размер оклада в соответствии с занимаемой должностью, включенной в Реестр должностей муниципальной службы в ***, а также размеры иных выплат в размере процентного соотношения к должностному окладу.

Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** «О форме контракта с главой администрации Балашовского муниципального района» утверждена форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации Балашовского муниципального района, которое опубликовано в газете «Балашовская правда» *** (18787) от ***. Форма контракта предусмотрена Законом Саратовской области «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» ***-ЗСО от ***.

*** на должность главы администрации Балашовского муниципального района назначен ФИО2, что подтверждается решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от ***.

Согласно абзаца 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

На основании ст.132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Часть первая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Это положение согласуется с нормами статьи 57 того же Кодекса об отнесении к числу обязательных для включения в трудовой договор условий оплаты труда работника (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

*** между главой Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО7 (с одной стороны) и главой администрации Балашовского муниципального района ФИО2 (с другой стороны) заключен контракт, согласно пункта 4 которого «Оплата труда» главе администрации Балашовского муниципального района выплачивается оклад в размере 4830 руб., а также ежемесячные надбавки, поощрения, премии, материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, что составляет в общей сумме 50 754 руб. 00 коп.

Решением Собрания ФИО1 Балашовского муниципального района *** от *** внесены изменения в п 4 «Оплата труда» в форму контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации Балашовского муниципального района по контракту: должностной оклад 4330 руб., а также снижены выплаты за ежемесячные надбавки, поощрения, премии, материальную помощь и единовременную выплату при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска, что составляет в общей сумме 7095 руб. 00 коп., а также до сведения истца доведено об изменении размера его ежемесячного денежного содержания с ***, которое было опубликовано в газете ***» *** *** (19374).

Вместе с тем, решение собрания ФИО1 Балашовского муниципального района *** *** от *** «О внесении изменений в решение собрания ФИО1 Балашовского муниципального района от *** *** «О форме контракта с главой администрации Балашовского муниципального района» непосредственно направлено на регулирование трудовых отношений и преследует цель установления системы оплаты труда для муниципальных служащих органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Решение установило с *** заработную плату главе администрации Балашовского муниципального района, состоящую из должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы, премиальные выплаты по результатам работы за месяц, материальной помощи значительно меньше, чем фактически данное должностное лицо получало.

Заработная плата, как таковая, является одним из основных условий любого трудового договора, заключаемого между работником и работодателем.

В силу ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными актами, трудовым договором и являются трудовыми отношениями.

Следовательно, оспариваемые положения решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от *** «О внесении изменений в решение собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** «О форме контракта с главой администрации Балашовского муниципального района» регулируют трудовые отношения.

Решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от *** «О внесении изменений в решение собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** «О форме контракта с главой администрации Балашовского муниципального района» императивно определило дату выплаты установленной заработной платы с ***, то есть после введения этого акта в действие.

Одним из доводов возражений ответчика является факт не представления главой администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области доклада о результатах своей деятельности и деятельности администрации Балашовского муниципального района за период 2009г. и девять месяцев 2010 года, который в силу закона не подлежит доказыванию вновь.

При рассмотрении гражданского дела по иску ФИО2 к Собранию депутатов Балашовского муниципального района об отмене дисциплинарных взысканий и восстановлении на работе данные обстоятельства были предметом рассмотрения, что нашло отражение в решении Балашовского районного суда Саратовской области от ***, вступившим в законную силу.

Согласно ч 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу положений ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Данная норма закона работодателем нарушена.

В судебном заседании достоверно установлено, что не оспаривали представители сторон, *** принято оспариваемое решение, деятельность администрации Балашовского муниципального района Саратовской области под руководством ФИО2 признана неудовлетворительной на заседании Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** с принятием соответствующего решения, которое до сведения главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 не доведено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Стороной ответчика не представлены доказательства уменьшения объема работы и нагрузки главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, а также необходимости и целесообразности увеличения средств местного бюджета за счет уменьшения ежемесячного размера заработной платы данного должностного лица.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу о нарушении трудовых прав главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с принятием оспариваемого решения, в связи с чем исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить полностью.

Признать незаконным и недействующим с момента принятия решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области *** от *** «О внесении изменений в решение собрания депутатов Балашовского муниципального района от *** *** «О форме контракта с главой администрации Балашовского муниципального района».

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд путем подачи кассационной жалобы с момента изготовления мотивированного решения (19 января 2011 года).

Председательствующий С.В.Климова