ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1802/2021 от 17.11.2021 Кольского районного суда (Мурманская область)

***

дело № 2 – 1802/2021 ***

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2021 года город Кола Мурманской области

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Л.И.,

при секретаре Файзулиной Е.Д.,

с участием представителя истца прокурора Кольского района Мурманской области помощника ФИО1,

ответчика ФИО2,

представителя третьего лица - Совета депутатов сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области к ФИО2 о взыскании полученных премиальных выплат, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, признании муниципальных правовых актов недействительными,

установил:

прокурор Кольского района Мурманской области (далее также прокурор Кольского района) обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании полученных премиальных выплат, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, признании муниципальных правовых актов недействительными.

В обоснование заявленных требований приведено, что в силу положений части 1 статьи 34, пунктов 2,8,9 частей 10 и 11 статьи 35, статьей 36, 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ), частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 19, пунктов 2,5,6,12, 27 части 1 статьи 22, статьи 25, частей 1, 1.4 и 4 статьи 28, пунктов 1, 8,9, 12, 16, 22, 27, 31 части 1 статьи 29 Устава муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области (далее также соответственно Устав МО с.п. Тулома, МО с.п. Тулома), вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае – к компетенции Совета депутатов МО с.п.Тулома, которому подконтролен и подотчетен глава МО с.п.Тулома.

Решением Совета депутатов МО с.п.Тулома от *** (в редакции решения Совета депутатов МО с.п.Тулома от ***) утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы МО с.п.Тулома (далее Положение от ***), которым определены условия денежного содержания главы МО с.п.Тулома. Пунктом 2 данного Положения установлено, что объем средств, направленных на оплату труда главы поселения (фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере фактически установленных надбавок, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 месячных денежных вознаграждений, премий в размере 10 месячных денежных вознаграждений, ежеквартального денежного поощрения в размере 2 месячных вознаграждений, с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

Как указано в пункте 4 Положения от *** в целях стимулирования профессиональной деятельности главы поселения может устанавливаться премирование за выполнение особо важных и сложных заданий, а также премирование по результатам работы за месяц, квартал и год. Размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию. Решение о выплате премии по результатам работы за месяц, квартал и год принимается главой поселения и оформляется распоряжением.

При этом, конкретный размер процентного соотношения при расчете размера премии решением представительного органа не установлен.

Поскольку указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы МО с.п.Тулома представительным органом муниципального образования – Советом депутатов МО с.п.Тулома, принятие решения о поощрении главы МО с.п.Тулома относится к компетенции Совета депутатов МО с.п.Тулома. Для того, чтобы установить наличие или отсутствие правовых оснований для выплат главе МО с.п.Тулома премии, необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, что в силу положений части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, части 1 статьи 22 Устава МО с.п.Тулома входит в компетенцию Совета депутатов МО с.п.Тулома.

Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон № 273-ФЗ) следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрасное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы МО с.п.Тулома полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы за месяц, квартал и год прямо противоречит его полномочиями и выходит за их пределы.

По результатам принятых прокуратурой мер прокурорского реагирования Положение от *** приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Вместе с тем, в период с *** года по *** года ФИО2, являясь главой с.п.Тулома, в отсутствие решения представительного органа о выплате премий и наличии неурегулированного конфликта интересов незаконно издавал распоряжения о выплате себе премий, общий размер которых с учетом начисления на них районого коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составил 391 860 руб. 80 коп. и был выплачен из бюджета с.п.Тулома.

Считает, что, принимая решение о выплате себе премии, ФИО2 тем самым оценил свою деятельность как главы МО с.п.Тулома, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий.

Кроме того, с *** года по *** год ФИО2, как главе МО с.п.Тулома незаконно начислялась и выплачивалась ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Так, в силу положений части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573, приказа Министерства здравоохраннеия и социального развития Российской Федерации от 19.05.2011 № 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны», части 5 статьи 40 Устава МО с.п.Тулома, пунктом 2 Положения от 30.10.2012 № 28/7 рассматриваемая надбавка входит в структуру оплаты труда главы МО с.п.Тулома и устанавливается представительным органом местного самоуправления в зависимости от секретности сведений, к которым глава муниципального образования имеет документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, главе МО с.п.Тулома устанавливается и выплачивается в процентном отношении, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от степени секретности сведений, к которым глава поселения имеет допуск (пункт 6 Положения от ***).

В связи с тем, что Положение от *** конкретный размер рассматриваемой надбавки не устанавливал, внесен акт прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которого муниципальный правовой акт приведен в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

Имея допуск к государственной тайне по форме с проверочными мероприятиями с ***, ФИО2 *** было издано распоряжение , которым ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена в размере 15 % должностного оклада, то есть максимально возможная процентная надбавка за работу с документами данной степени секретности.

Таким образом, в период с *** года по *** года глава МО с.п.Тулома, имея безусловное право на минимальную надбавку к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 10%, незаконно получал надбавку в размере дополнительно установленных 5%, что в денежном выражении в общем размере составило 11 673 руб. 33 коп.

Ссылаясь на часть 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать недействительными распоряжения главы МО с.п.Тулома от ***, от ***, от ***, от *** от ***, от ***, от ***, от ***, от ***; признать недействительным распоряжение главы МО с.п.Тулома от 05.07.2019 № 5 «Об установлении ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну»; взыскать с ответчика незаконно перечисленные из бюджета МО с.п.Тулома сумму в размере 391 860 руб. 80 коп., выплаченную в качестве премиальных вознаграждений за период с *** года по *** года, и в размере 11 673 руб. 33 коп., выплаченную в период с *** года по *** года за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а всего взыскать 403 534 руб. 13 коп.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.

Дополнительно указала, что расчет предъявленных к взысканию сумм произведен с учетом трехгодичного срока исковой давности. Срок по оспариванию вышеперечисленных распоряжений не пропущен, поскольку они не являются актами, подлежащими оспариванию по правилам административного судопроизводства, предусматривающего трехмесячный срок обращения в суд. Полагала необходимым взыскать с ответчика незаконно полученную надбавку в размере 5%, поскольку он имеет гарантированное право на получение минимального размера, определённого законодательством Российской Федерации. Также указала, что требования обоснованы положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении.

Ответчик в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по доводам и основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве, согласно которому в силу положений частей 1 и 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ, абзаца 4 пункта 1 статьи 9, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления.

Положением от 30.10.2012 № 28/7 был установлен объем средств, направленных на оплату труда главы поселения, в том числе размер премий на год. При этом премия является составной частью фонда оплаты труда подлежащей обязательной выплате в качестве заработной платы главе поселения. Премии входили в систему оплаты труда, действия по их начислению могли быть признаны недействительными лишь при несоответствии размера этих премий, внесенному в Положение.

Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы МО с.п.Тулома – единственный муниципальный нормативный правовой акт, в соответствии с которым определяются размер и условия оплаты труда лиц, замещающих выборные должности. При этом, указанное Положение не предполагает диспозиции для представительного органа в виде правила о принятии коллегиального решения по вопросу премирования главы поселения. Согласно Положению премия императивно выплачивается в соответствии с решением Совета в размере утвержденного фонда оплаты труда, в каком-либо ином муниципальном нормативном правовом акте отсутствуют правовые нормы, делегирующие представительному органу исключительные полномочия по выплате премии главе поселения после подведения итогов.

Ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты относятся к числу материально-финансовых гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления на профессиональной постоянной основе.

Уставом МО с.п.Тулома к исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (статья 22).

Расходы на денежное содержание главы муниципального образования выделяются отдельными строками бюджетной классификации, входят в состав защищенных статей, в фонд оплаты труда и утверждаются решением Совета депутатов о бюджете поселения на соответствующий год.

Средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, что означало бы нецелевое использование бюджетных средств. Прокуратурой доказательства тому, что в результате выплаты главе поселения премий были превышены нормативы расходов бюджета муниципального образования, допущено нецелевое расходование бюджетных средств, причинен ущерб бюджету муниципального образования в результате выплаты главе поселения премии, не представлены. То обстоятельство, что премия главе поселения выплачена из фонда оплаты труда в пределах средств данного фонда, прокуратурой не оспаривается. Расходные обязательства муниципального образования по рассматриваемому вопросу возникают лишь в результате принятия органом местного самоуправления возникают лишь в результате принятия органом местного самоуправления соответствующего муниципального акта. При отсутствии такого расходное обязательство муниципального образования не возникает и не исполняется.

При таких обстоятельствах, указанными нормативно - правовыми актами установлен порядок и условия премирования главы поселения, согласно которым премирование производится по распоряжению главы поселения.

Премия главе поселения выплачивалась на основании действующего положения и решений Совета, которыми был утвержден размер фонда оплаты труда главы поселения, в том числе объем и размер премий на год. Глава поселения ежегодно предоставлял отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, в том числе по вопросам местного бюджета, поставленным Советом депутатов муниципального образования и его работа как главы муниципального образования была оценена положительно. Совет депутатов муниципального образования ежегодно решениями по окончанию очередного финансового года утверждал отчет об исполнении местного бюджета, в котором отражались все выплаты главе поселения, произведенные в течение финансового года.

Несмотря на утверждение прокурора, что основанием для выплаты премий является решение представительного органа – Совета депутатов, данное правомочие нормативными положениями не предусмотрено. Запрет на издание и подписание главой поселения распоряжений о выплате себе премий закон не содержит, такой запрет Федеральным законом № 273 – ФЗ не установлен.

В установленном порядке Положение от *** незаконным, недействительным либо не подлежащим применению не признавалось, акты прокурорского реагирования с даты принятия до принесения протеста в *** не приносились.

Принесенный прокуратурой на Положение от *** протест был оставлен без удовлетворения, но в целях урегулирования разногласий с прокуратурой Советом депутатов МО с.п.ФИО4 принято решение «Об одобрении выплат Главе сельского поселения Тулома Кольского района».

Ссылка прокуратуры на возникновение конфликта интересов не состоятельна, поскольку не установлены обстоятельства, когда личная заинтересованность влияла или могла повлиять на объективное исполнение лицом должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации. Получение оплаты непосредственно за выполнение обязанностей не может расцениваться как личная заинтересованность, причинение вреда чьим-либо законным интересам в результате премирования главы поселения.

Прокуратурой неоднократно проводилась антикоррупционная экспертиза Положения от ***.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, которая относится к оплате труда, выплачивалась на основании распоряжения главы Кольского района от *** о допуске к государственной тайне на постоянной основе по третьей форме и распоряжения главы МО с.п.Тулома от *** «Об установлении ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну» в пределах фонды оплаты труда утверждённых решениями Совета депутатов о бюджете поселения на соответствующий финансовый год.

Доказательства, подтверждающие недобросовестность при получении спорных выплат, прокуратурой не представлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от *** размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, определён 10 – 15%.

При этом прокуратурой размер процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определён самостоятельно.

Поскольку премия и процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, по своей правовой природе сопоставимы с заработной платой, на основании статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неосновательного получения не подлежит возврату, за исключением случаев недобросовестности со стороны получателя и счетной ошибки. При этом, получателя денежных сумм следует считать недобросовестным лишь в том случае, когда он достоверно знал о неправомерности получения им денежных средств. Установление недобросовестности возможно только при наличии умышленной формы вины. Вместе с тем, доказательства об умышленном характере действий главы поселения, направленных на выплату премий и процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, прокуратурой не представлены.

Распоряжения главы поселения, в том числе распоряжение главы МО с.п.Тулома от *** «Об установлении ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну» в силу положений статьей 2, 43 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 36 Устава МО с.п.Туломы являются ненормативными муниципальными правовыми актами и подлежат оспариванию в порядке административного судопроизводства.

Поскольку оспариваемые распоряжения главы МО с.п.Туломы представлены в прокуратуру ***, последней в соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ пропущен срок обращения в суд в части их обжалования и признания недействительными.

Помимо этого, прокуратура на приводит нормы закона, которые распространяются на спорные правоотношения и предусматривают взыскание с главы поселения рассматриваемых премии и надбавки.

Против размера предъявленных к взысканию сумм не возражал.

Представитель третьего лица - Совета депутатов МО с.п.Тулома, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам и основаниям, аналогичным вышеприведённым ответчиком, указав, что ФИО2 денежное вознаграждение выплачивалось в соответствии с пунктом 2, а не 4 Положения от ***.

Суд, заслушав участвовавших при рассмотрении дела лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона № 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области определены Уставом муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района, принятым решением Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области от 12. 11.2009 № 33/1 (далее Устав МО с.п.Тулома).

Структуру органов местного самоуправления МО с.п. Тулома составляют: представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов; глава поселения; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация (статья 19 Устава МО с.п.Тулома).

К исключительной компетенции Совета депутатов МО с.п.Тулома, в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении; принятие планов и программ развития поселения, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 5, 6, 9, 19 части 1 статьи 22 Устава МО с.п.Тулома).

Глава МО с.п.Тулома является высшим должностным лицом поселения и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 28 Устава МО с.п.Тулома).

Глава МО с.п.Тулома в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов (часть 4 статьи 28 Устава МО с.п.Тулома).

Глава МО с.п.Тулома представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 4. 1 статьи 28 Устава МО с.п.Тулома).

Полномочия Главы МО с.п.Тулома закреплены в статье 29 Устава МО с.п.Тулома.

Глава МО с.п.Тулома, в том числе представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени поселения; обладает правом внесения в Совет депутатов проектов муниципальных правовых актов; издает в пределах своих полномочий постановления и распоряжения, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам отнесенным к его компетенции уставом поселения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами; вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета депутатов; организует подготовку заседаний Совета депутатов, предварительную проработку вопросов, вносимых на их рассмотрение, подготовку проекта повестки дня заседания Совета депутатов; предлагает вопросы для рассмотрения на заседании Совета депутатов; не реже одного раза в год отчитывается перед населением и Советом депутатов о своей деятельности (пункты 1, 6, 8, 9, 11, 12 части 1 статьи 29 Устава МО с.п.Тулома).

Согласно пункту 31 части 1 статьи 29 Устава МО с.п.Тулома главу МО с.п. Тулома наделен полномочиями разрешать вопрос о применении мер поощрения в отношении назначенных им должностных лиц.

Аналогичные положения содержались в Уставе МО с.п.Тулома, действовавшего на дату принятия Положения от ***.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов МО с.п.Тулома, которому подконтролен и подотчетен глава МО с.п.Тулома.

Судом установлено, что решением Совета депутатов МО с.п.Тулома от *** главой сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области избран депутат ФИО2

В последующем решение Советом депутатов МО с.п.Тулома об избрании главой сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области ФИО2 принято *** ().

Решением Совета депутатов МО с.п.Тулома от *** было утверждено Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования Главы сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, которым в целях стимулирования профессиональной деятельности главы МО с.адрес*** определены порядок, размер и условия премирования.

Состав денежного содержания главы МО с.п.Тулома установлен пунктом 1 Положения от ***.

С *** денежное содержание главы муниципального образования состояло из месячного денежного вознаграждения в сумме 8 449, 00 рублей и месячного денежного поощрения в сумме 17 792 рублей (Положение от *** в редакции решения Совета депутатов МО с.адрес*** от ***).

С *** денежное содержание главы муниципального образования было определено в качестве месячного денежного вознаграждения в сумме 8 787, 00 рублей и месячного денежного поощрения в сумме 18 504, 00 рублей, а с *** в сумме 9 051, 00 рублей и 19 059, 00 рублей соответственно (Положение от *** в редакции решении Совета депутатов от *** и ***).

Объем средств, направленных на оплату труда главы МО с.п.Тулома (фонд оплаты труда), определяется в расчете на год, исходя из суммы выплат месячного денежного содержания, ежемесячных надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере фактически установленных надбавок, единовременно выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 2 месячных денежных вознаграждений, премий в размере 10 денежных вознаграждений, ежеквартального денежного поощрения в размере 2 месячных вознаграждений с учетом гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера (пункт 2 Положения от *** в редакции решения Совета депутатов МО с.п.Тулома от ***). Недоиспользованные в течение финансового года средства оплаты труда могут быть направлены на компенсационные выплаты и (или) поощрительные выплаты, установленные настоящим решением в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на оказание материальной помощи.

В целях стимулирования профессиональной деятельности главы поселения может устанавливаться премирование за выполнение особо важных и сложных заданий, а также премирование по результатам работы за квартал и год (пункт 4 Положения от *** в редакции решения Совета депутатов МО с.п.Тулома от ***).

Размер премии по результатам работы за месяц, квартал и год устанавливается пропорционально отработанному времени в процентном отношении к его месячному денежному содержанию.

Решение о выплате премии по результатам работы за месяц, квартал и год принимается главой поселения и оформляется распоряжением. Решение о выплате премии принимается не позже окончания месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом для выплаты премии по результатам работы является квартал и год. За 4 квартал и год выплата премии может осуществляться в декабре текущего года при наличии экономии средств фонда оплаты труда, образовавшейся в текущем году.

Согласно пункту 6 Положения от *** главе поселения устанавливается и выплачивается ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в процентом соотношении, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от степени секретности сведений, к которым глава поселения имеет допуск.

Решением Совета депутатов МО с.п.Тулома от *** по результатам рассмотрения протеста прокурора Кольского района Мурманской области утверждено новое Положение о денежном содержании, ежегодном оплачиваемом отпуске, порядке и размерах премирования главы сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области, в связи с чем Положение от *** (с учетом последней редакции) признано утратившим силу.

Распоряжениями главы МО с.п.Тулома от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от *** от ***, от *** приняты решения о выплате главе МО с.п.Тулома ФИО2 премии в *** года в размере 5 месячных денежных вознаграждений, в *** года, в феврале и *** года в размере 2,5 месячных денежных вознаграждений, в *** года в размере 5 месячных денежных вознаграждений, в *** года в размере 2,5 месячных денежных вознаграждений.

Согласно полого свода начислений, удержаний и выплат, расчетно-платежным ведомостям, платежным поручениям, реестрам, платежным поручениям за период *** г.г. ФИО2 на основании указанных распоряжений были начислены премии в общем размере за вычетом НДФЛ 391 860, 80 рублей.

Таким образом, ответчик является главой муниципального образования и в период с *** года по *** года ему выплачивалась премия, на основании изданных ответчиком в соответствии с Положением от *** соответствующих распоряжений.

Решением Совета депутатов МО с.п.Тулома от 18.06.2021 № 7/7 «Об одобрении выплат премий Главе сельского поселения Тулома Кольского района» в связи с безупречной работой главы МО с.п.Тулома ФИО2, добросовестным исполнением своих обязанностей, признаны обоснованными и одобрены выплаты поощрения в виде премий по результатам работы за *** г.г. (пункт 1). Согласно пункту 2 данного решения указанный пункт 1 не влечет новых расходных обязательств бюджета сельского поселения Тулома Кольского района работы за *** г.г.

Кроме того, с *** года по *** года ФИО2, как главе МО с.п.Тулома, допущенному к сведениям, составляющим государственную тайну по Ф-3 с проверочными мероприятиями, начислялась и выплачивалась ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии с пунктом 2 Положения от *** рассматриваемая надбавка в размере фактически установленных надбавок входила в структуру оплаты труда (фонд оплаты труда) главы МО с.п.Тулома.

Ежемесячная надбавка к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, главе МО с.п.Тулома устанавливается и выплачивается в процентном отношении, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от степени секретности сведений, к которым глава поселения имеет допуск (пункт 6 Положения от ***).

При этом, Положение от *** либо иной муниципальный правовой акт, принятый Советом депутатов МО с.п.Тулома конкретный размер рассматриваемой надбавки не устанавливали.

*** главой с.п.Тулома ФИО2 *** было издано распоряжение , которым ему, как лицу, допущенному к государственной тайне на постоянной основе по третьей форме, установлена ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % должностного оклада, то есть максимально возможная процентная надбавка за работу с документами данной степени секретности.

Таким образом, в период с *** года по *** года глава МО с.п.Тулома, имея безусловное право на минимальную надбавку к месячному денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 10%, получал надбавку в размере дополнительно установленных 5%, что в денежном выражении в общем размере составило 11 673 руб. 33 коп.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Частью 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым обстоятельством с учетом заявленных прокурором требований является вопрос о том, была ли допущена ФИО2 недобросовестность при назначении самому себе и получении им в *** г.г. премий и надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Аналогичные положения установлены статьей 28 Устава МО с.п. Тулома.

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, в силу приведенных положений Федерального закона № 273-ФЗ возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Премия главе МО с.п.Тулома, предусмотренная Положением от ***, в целях стимулирования профессиональной деятельности данного лица является иной дополнительной выплатой и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, размер которой зависит от результатов деятельности главы.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы МО с.п.Тулома, относится к компетенции Совета депутатов МО с.п.Тулома.

Кроме того, как указывалось выше, Устав муниципального образования наделил главу МО с.п.Тулома полномочиями разрешать вопрос о применении мер поощрения исключительно в отношении назначенных им должностных лиц (пункт 31 части 1 статьи 29 Устава МО с.п.Тулома).

Принимая во внимание изложенное, а также вышеприведённые положения Федерального закона № 131-ФЗ, Устава МО с.п.Тулома, Положения от ***, суд приходит к выводу, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), то именно данный орган - Совет депутатов - полномочен принимать решения о премировании главы МО с.п.Тулома. Ввиду того, что уполномоченным органом - Советом депутатов МО с.п.Тулома - решения о премировании главы муниципального образования за *** г.г. не издавались, суд считает, что распоряжения главы МО с.п.Тулома о премировании главы МО с.п.Тулома изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными.

По мнению суда, в действиях ФИО2 при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку, будучи одновременно председателем Совета депутатов МО с.п.Тулома, в полномочия которого входит, в том числе созыв заседаний Совета депутатов, формирование повестки дня, вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, определенных законом и Уставом МО с.п.Тулома.

Поскольку за *** годы ФИО2 незаконно в качестве премий были получены денежные средства в размере 391 860, 80 рублей, суд полагает заявленные истцом требования законными и обоснованными, в связи с чем данная сумма подлежит взысканию с ФИО2 в пользу бюджета МО с.п.Тулома в качестве неосновательного обогащения.

По аналогичным основаниям подлежит признанию недействительным и распоряжение главы сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области от *** «Об установлении ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну».

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» утверждены Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, согласно пункту 1 которых ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы и органов принудительного исполнения Российской Федерации), выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально подтверждаемый доступ на законных основаниях.

Размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», составляет 50 - 75 процентов, имеющими степень секретности «совершенно секретно», - 30 - 50 процентов, имеющими степень секретности «секретно» при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15 процентов, без проведения проверочных мероприятий, - 5 - 10 процентов.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 19.05.2011 № 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» даны разъяснения относительно применения данного порядка.

Согласно пункту 1 указанных разъяснений выплаты процентной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляются в размерах, определяемых государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и воинскими частями в соответствии с размерами, предусмотренными Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573.

В соответствии с пунктом 6 Положения от *** главе поселения устанавливается и выплачивается ежемесячная надбавка к денежному вознаграждению за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в процентном соотношении, определяемом законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления в зависимости от степени секретности с ведений, к которым глава поселения имеет допуск.

При этом, Положение от *** конкретный размер рассматриваемой надбавки не устанавливал.

Таким образом, суд считает, что рассматриваемая надбавка в соответствии с пунктом 2 Положения от *** входила в структуру оплаты труда главы МО с.п.Тулома, и должна была быть установлена представительным органом местного самоуправления в зависимости от секретности сведений, к которым глава муниципального образования имеет документально подтверждаемый доступ на законных основаниях, а также продолжительности срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений.

Имея допуск к государственной тайне по форме с проверочными мероприятиями с ***, ФИО2 *** было издано распоряжение , которым ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, установлена в размере 15 % должностного оклада, то есть максимально возможная процентная надбавка за работу с документами данной степени секретности.

Иными правовыми актами размер данной надбавки определён не был.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что, поскольку решения об установлении главе муниципального образования ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 15 % Советом депутатов МО с.п.Тулома не издавались, вышеуказанное распоряжение главы МО с.п.Тулома о размере такой надбавки издано неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем является недействительным.

Поскольку за *** годы ФИО2 незаконно в качестве ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, были получены денежные средства в размере 11 673, 33 рублей, суд полагает заявленные истцом требования законными и обоснованными, в связи с чем данная сумма подлежит взысканию с ФИО2 в пользу бюджета МО с.п.Тулома в качестве неосновательного обогащения.

При этом, суд учитывает, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ответчик имел безусловное право на получение ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере 10%.

Суд принимает во внимание, что расчеты, подлежащих взысканию сумм являются арифметически верными, произведены за вычетом НДФЛ, судом проверены и ответчиком не оспаривались.

Делая вывод, что поскольку премии и ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, входят в состав денежного довольствия главы МО с.п.Тулома, то глава МО с.п.Тулома ФИО2 был вправе принимать решения о выплате самому себе премий в пределах и на условиях, установленных Положением от ***, ответчик и представитель третьего лица не учитывают, что указание в данном Положении возможности установления рассматриваемых выплат, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы МО с.п.Тулома, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов МО с.п.Тулома, обладающему исключительной компетенцией в части материально-технического обеспечения деятельности органов муниципального образования.

Также ответчиком и представитель третьего лица не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе МО с.п.Тулома премии необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства Российской Федерации входит в компетенцию Совета депутатов МО с.п.Тулома. При этом, последний в установленном законом порядке не уполномочивал главу давать такую оценку.

Так, из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 № 203-О следует, что глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (Определения от 25.01.2012 № 114-О-О, от 16.07.2013 № 1241-О и от 27.10.2015 № 2437-О).

Часть 5 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» направлена на введение подотчетности и подконтрольности главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования и в системе действующего правового регулирования, предусматривающего право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления в любых формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, самостоятельность местного самоуправления, учет местных особенностей и традиций при осуществлении местного самоуправления населением непосредственно и через органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, обязательное установление уставом муниципального образования форм, порядка и гарантий участия населения в осуществлении местного самоуправления, видов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, оснований наступления этой ответственности и порядка решения соответствующих вопросов (Определение от 22.04.2014 № 870-О).

Мнение ответчика и представителя третьего лица о том, что определённый порядок о выплате премии и ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, был установлен Советом депутатов МО с.п.Тулома не согласуется с требованиями закона, поскольку представительный орган, который возглавляет глава муниципального образования, не вправе делегировать каким-либо лицам полномочия по установлению оснований для осуществления рассматриваемых выплат, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, что относится к одной из составляющих порядка осуществления таких выплат.

Кроме того, профессиональная сфера главы муниципального образования, который является высшим должностным лицом муниципального образования, предполагает наличие определенной ответственности при осуществлении им деятельности, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей.

Деятельность ответчика непосредственно связана с деятельностью муниципального образования, решению вопросов местного значения, и он, как глава органа местного самоуправления, а также председатель представительного органа местного самоуправления, должен проявлять степень ответственности и осмотрительности, прежде всего при реализации своих полномочий.

Помимо этого, в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 29 Утава МО с.п. Тулома, являясь главой МО с.п. Тулома и председателем Совета депутатов МО с.п. Тулома, ответчик был вправе вносить вопрос о выплате ему премиальных выплат в конкретном размере в пределах установленных Положением от ***, а также определении размера ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, на заседания Совета депутатов МО с.п. Тулома.

Доводы ответчика и представителя третьего лица о пропуске истцом срока оспаривания распоряжений о премировании главы МО с.п. Тулома, судом отклоняются ввиду того, что данные распоряжения не являются ненормативными правовыми актами, подлежащими оспариванию по правилам административного судопроизводства, предусматривающего трехмесячный срок обращения в суд.

Трехгодичный срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, по требованиям в отношении взыскания неосновательного обогащения прокурором не пропущен.

Иные доводы ответчика и представителя третьего лица судом не принимаются, поскольку с учетом вышеприведенных обстоятельств не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Кольский район Мурманской области подлежит взысканию государственная пошлина, в размере, установленном НК РФ, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора Кольского района Мурманской области к ФИО2 о взыскании полученных премиальных выплат, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, признании муниципальных правовых актов недействительными – удовлетворить.

Признать недействительными распоряжения главы сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***, от ***.

Признать недействительным распоряжение главы сельского поселения Тулома Кольского района Мурманской области от 05.07.2016 № 5 «Об установлении ежемесячной надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну».

Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования сельское поселение Тулома Кольского района Мурманской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 391 860 рублей 80 копеек, выплату надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в общей сумме 11 673 рублей 33 копейки, а всего взыскать 403 534 (четыреста три тысячи пятьсот тридцать четыре) рубля 13 копеек.

Взыскать с ФИО2 в доход муниципального образования Кольский район Мурманской области государственную пошлину в размере 7 235 (семь тысяч двести тридцать пять) рублей 34 копейки.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

***

***

Судья Л.И. Власова