ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1812/18 от 27.09.2018 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2018 года г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Чехута Р.А.,

с участием: представителя истца прокурора - помощника Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора Артемьевой Е.В.,

представителя ответчика Буката А.С. - Кучмыстой Н.С., действующей на основании доверенности,

в отсутствие: ответчиков Буката А.С., Карпачева В.А., Юнусова Н.М., представителей 3х лиц: ООО «Аверс», «Байк-Трейд плюс», Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1812/2018 по иску Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Буката А.С., Карпачеву В.А., Юнусову Н.М. о возложении обязанности выполнить требования природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска прокурор указал, что проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления при использовании земельного участка, расположенного по адресу: **** кадастровый номер ***.

Согласно выписке из ЕГРП указанный земельный участок, общей площадью *** кв.м, предоставлен Буката А.С., Карпачеву В.А., Юнусову Н.М. в общую долевую собственность (запись в ЕГРП от **.**.*******, ****** соответственно). Земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для размещения объектов складского назначения, кроме складов продовольственного сырья и пищевых продуктов.

В долевой собственности Буката А.С., Карпачева В.А., Юнусова Н.М. также находится нежилое здание, площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, расположенное адресу: **** (запись ЕГРП от **.**.*******, ***, *** часть которого была передана в аренду ООО «Аверс», в целях установки оборудования и работы на нем (договор от **.**.****).

На момент проверки признаков ведения ООО «Аверс» деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов не установлено, работающих механических средств обработки, предназначенных для измельчения автомобильных шин, отходов переработки шин и покрышек отработанных, в ходе проверки, не обнаружено. Известно, что директор ООО «Аверс» Буката А.В. в настоящее время отбывает наказание в исправительной колонии строгого режима по приговору Иркутского областного суда.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, а также прилегающая территория в границах земельного участка с кадастровым номером *** и за его пределами с южной стороны захламлены отработанными шинами и покрышками, площадь несанкционированной свалки отходов составила *** кв.м, из которых площадь самовольно занятого муниципального земельного участка – *** кв.м. При этом, табличек, указателей с наименованием вида отходов и указанием лиц, ответственных за их прием и накопление, также не обнаружено.

По заключению специалиста Департамента недвижимости администрации г.Усть-Илимска от **.**.**** в результате проверки выявлены признаки нарушения законодательства в части использования указанных земельных участков не по целевому назначению, а также невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использование по целевому назначению. Кроме того, складирование отработанных покрышек и шин является нарушением разрешенного использования земельных участков согласно Правилам землепользования и застройки г.Усть-Илимска, утв. решение Городской Думы от 25.06.2008 № 78/456.

Несанкционированное размещение отходов отработанных автомобильных покрышек и шин, на общей площади *** кв.м, на территории земельного участка с кадастровым номером ***, а также на прилегающей территории в границах земельного участка с кадастровым номером *** и за его пределами с южной стороны - не соответствует установленным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, утилизация, переработка данных отходов, ответчиками не обеспечена до настоящего времени. В случае горения отработанных автомобильных шин и покрышек в атмосферный воздух в значительном количестве выделяются вредные вещества, что влечет возможное возникновение ЧС на территории г. Усть-Илимска. Просит запретить Буката А.С., Карпачеву В.А., Юнусову Н.М. использование земельного участка с кадастровым номером *** площадью *** кв.м, находящегося по адресу: ****, до устранения нарушений природоохранного законодательства. С целью устранения нарушений природоохранного законодательства обязать Букату А.С., Карпачева В.А., Юнусова Н.М., незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отработанных автомобильных шин и покрышек, общей площадью *** кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ****, и прилегающей территории в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: **** и за его пределами, с южной стороны, путем вывоза отходов организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами IV класса опасности по коду ФККО 9 21 110 01 50 4, 9 21 112 11 52 4, 9 21 130 01 50 4, 9 21 130 02 50 4. Представить в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру документы, подтверждающие передачу отходов организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) на обращение с отходами, для их обезвреживания, утилизации или размещения.

С учетом уточнения заявленных требований от 11.09.2018г., просит обязать Букату А.С., Карпачева В.А., Юнусова Н.М., незамедлительно по вступлении решения суда в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку отработанных автомобильных шин и покрышек, общей площадью *** кв.м, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ****, и прилегающей территории в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: **** и за его пределами, с южной стороны, путем вывоза отходов организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами IV класса опасности по коду ФККО 9 21 110 01 50 4, 9 21 112 11 52 4, 9 21 130 01 50 4, 9 21 130 02 50 4, представить в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру документы, подтверждающие передачу отходов организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) на обращение с отходами, для их обезвреживания, утилизации или размещения.

В судебном заседании представитель истца Артемьева Е.В. исковые требования поддержала по вышеизложенным доводам.

Представитель ответчика Буката А.С. - Кучмыстая Н.С. в судебном заседании возражала по заявленным требования, просила отказать в их удовлетворении, поскольку ООО «Аверс» осуществляет свою деятельность, отработанные шины являются предметами производства. Также ООО «Аверс» представило гарантийное письмо об очистке территории.

Ответчик Буката А.С. в судебном заседании не участвовала, уведомлена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчики Карпачев В.А., Юнусова Н.М., в судебном заседании не участвовали, судом приняты меры к их надлежащему извещению. Согласно почтового уведомления, Юнусов Н.М. уведомлен, причины неявки неизвестны. Ответчик Карпачев В.А. по месту своей регистрации не получает почтовые извещения, что на основании ст.165.1 ГК РФ позволяет суду прийти к выводу о его надлежащем уведомлении.

Представители 3х лиц: ООО «Аверс», ООО «Байк-Трейд плюс», Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска в судебном заседании не участвовали, уведомлены. Представители ООО «Байк-Трейд Плюс», Департамента недвижимости просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, исследовав их объяснения в совокупности с письменными доказательствами по делу, оценив изложенное в соответствии с требованиями ст.ст.67,68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, спорный земельный участок, расположенный по адресу: ****, кадастровый ***, общей площадью *** кв.м, принадлежит на праве общей долевой собственности ответчикам Буката А.С., Карпачеву В.А., Юнусову Н.М. по *** за каждым из них Изложенное подтверждается имеющимися записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от **.**.*******, ***, ***.

Как следует из имеющейся выписки, земельный участок относится к землям населенных пунктов, предназначен для размещения объектов складского назначения, кроме складов продовольственного сырья и пищевых продуктов.

На данном земельном участке расположено нежилое здание, площадью *** кв.м, с кадастровым номером ***, находящееся в общей долевой собственности ответчиков Буката А.С., Карпачева В.А., Юнусова Н.М., по ***доли за каждым, что также подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (запись ЕГРП от **.**.*******, ***, ***).

На основании договора аренды нежилого здания от **.**.**** Буката А.С. с с одной стороны и директор ООО «Аверс» Буката А.В. с другой стороны заключили договор, по условиям которого, Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду нежилое здание, расположенное по адресу: **** общей площадью *** кв.м. Объект предназначен для установки оборудования и работы на нем. Срок аренды устанавливается до **.**.****г.

Согласно заключения специалиста Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска, на основании требования Усть-Илимского межрайонного природоохранного прокурора о выделении специалиста, проведено обследование спорного земельного участка, по адресу: **** а также земельного участка по адресу ****, в результате которого установлено, что местами территория захламлена отработанными покрышками, шинами, что создает опасность возникновения пожароопасной ситуации. Площадь захламления составила *** кв.м., в том числе площадь самовольно занятого муниципального земельного участка – *** кв.м.

В ходе визуального осмотра и идентификации земельного участка использовались цифровой фотоаппарат Панасоник, программа для ЭВМ КАДАСР РУ версия 4.2 (4203), материалы публичной кадастровой карты, размещенной в сети Интернет, программа для ЭВМ ГИС ИиГЕО версия 4.4.10.452.. Заключение составлено **.**.****

Из представленных фототаблиц к заключению следует, что на территории земельных участков в снежных сугробах имеются навалы отработанных покрышек.

Также в судебном заседании установлено, что с **.**.**** Департаментом недвижимости Администрации города Усть-Илимска проводятся систематически проверки спорного земельного участка, расположенного по адресу ****, а также прилегающих участков в связи с захламлением их отработанными шинами.

**.**.****. установлено захламление со спорного земельного участка отработанными шинами на площади *** кв.м.; Проверка проводилась в присутствии директора ООО «Аверс» Буката А.В., что подтверждается Актом планового (рейдового) осмотра, обследования, составленного **.**.****.

**.**.**** установлено, что со спорного земельного участка осуществляется захламление прилегающей территории на площади *** кв.м., что подтверждается Актом проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя от **.**.****

Из Акта планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков на территории муниципального образования город Усть-Илимск *** от **.**.**** следует 1. Земельный участок площадью *** кв.м., расположенный ****, используется ООО «Аверс» для складирования отработанных покрышек и шин. На момент планового и рейдового осмотра на территории земельного участка расположены отработанные шины и покрышки, строительный мусор. Площадь земельного участка, захламленного покрышками состоит из: 1) земельного участка, предоставленного в аренду ООО «Фирма «Центр профессиональной подготовки» площадью *** кв.м.; 2) земельный участок, предоставленный в аренду ООО «Баргузин плюс» площадью *** кв.м. 3) земельный участок площадью *** кв.м., муниципальная собственность занята самовольно, в нарушение требований ст.ст.25,26 Земельного кодекса РФ. 2.Земельный участок площадью *** кв.м., расположенный по адресу ****, используется ООО «Аверс» для складирования отработанных шин. На момент осмотра установлено место сгорания отработанных покрышек.

Также как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании, ООО «Аверс» имеет лицензию от **.**.**** на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Также из ответа МИНФС России №9 по Иркутской области следует, что ООО «Аверс» предоставляет налоговые декларации с **.**.**** по настоящее время.

Кроме того, в судебном заседании установлен и факт того, что ООО «Аверс» не предоставляет сведения об образовании, обработке, утилизации обезвреживании, транспортировании и размещению отходов производства и потребления за период с **.**.**** по **.**.****

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов шины пневматические автомобильные отработанные (код ФККО 9 21 110 01 50 4), шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом (код ФККО 9 21 112 11 52 4), покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (код ФККО 9 21 130 02 50 4) отходами IV класса опасности.

В силу требований ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, отношения по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Принцип охраны земли является приоритетным.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков (ст. 6 ЗК РФ).

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы (ст. 12 ЗК РФ).

В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Аналогичные требования регламентированы ч.1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В силу требований Распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается», отходы в виде шин пневматических автомобильных отработанных (код ФККО 9 21 110 01 50 4), шин резиновых сплошных или полупневматических отработанных с металлическим кордом (код ФККО 9 21 112 11 52 4), покрышек пневматических шин с тканевым кордом отработанных (код ФККО 9 21 130 01 50 4), покрышек пневматических шин с металлическим кордом отработанных (код ФККО 9 21 130 02 50 4), включены в перечень видов отходов производства и потребления захоронение которых запрещается с 01.01.2019.

Накопление отходов – складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Требования к временному складированию отходов определены СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которым временное складирование отходов производства и потребления допускается: на приемных пунктах сбора вторичного сырья, на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов, на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В ГОСТе Р 54095-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Требования к экобезопасной утилизации отработавших шин, утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 № 758-ст. содержатся общие требования к складированию отработанных шин и правилам предотвращения пожаров в местах складирования отработавших шин.

Так, отработавшие шины перед отправкой на утилизацию следует хранить на специально отведенных площадках с непроницаемой поверхностью, бетонированных или иных, обеспечивающих соблюдение требований пожарной безопасности и возможность применения грузоподъемных механизмов при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Транспортирование отработавших шин следует производить в соответствии с правилами перевозки грузов, распространяющимися на применяемые для этих целей виды транспорта. Сдачу отработавших шин подтверждают документами, выдаваемыми организациями, осуществляющими их сбор и переработку.

Как установлено и суд считает доказанным, на земельном участке, принадлежащем на праве собственности ответчикам с кадастровым номером 38:32:010303:875, а также на прилегающей территории в границах земельного участка с кадастровым номером 38:32:010303:673 и за его пределами с южной стороны захламлены отработанными шинами и покрышками, площадь несанкционированной свалки отходов составила 1 937 кв.м. Отработанные шины и покрышки хранятся постоянно, осуществляется складирование отходов на срок не более чем 11 месяцев, их размещение не носит временный характер, отходы автомобильных шин не на специализированной площадке, покрышек размещены навалом, кучами, в свободном доступе от посторонних лиц. Тогда как определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Отсутствие оборудованных мест временного накопления отходов производства и потребления является нарушением требований ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и создает угрозу причинения вреда земельным ресурсам. При этом факт захламления собственного земельного участка и прилегающего к нему земельного участка с участка ответчиков, у суда сомнений не вызывает, также как и нецелевое использование.

На основании ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Положениями ст.42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Таким образом, с целью восстановления права граждан на благоприятную окружающую среду, подлежат удовлетворению требования прокурора.

Суд при этом также учитывает, что Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГКРФ).

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, обязаны проводить мероприятия в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст.42).

Поскольку ответственности за нарушение природоохранного законодательства по договору аренды земельного участка, заключенному ответчиком Буката А.С. с ООО «Аверс» не предусмотрено, а именно отсутствует обязанность по очистке земельного участка, суд полагает наложить гражданскую ответственность за ненадлежащее содержание своего земельного участка на его собственников.

Доводы об осуществлении деятельности и производственном цикле ООО «Аверс» заявленные стороной ответчика Буката А.С. приняты быть не могут. В судебном заседании представитель 3го лица ООО «Аверс» не участвовал. Суду не было представлено доказательств фактического осуществления ООО «Аверс» своей деятельности по переработке отработанных шин и покрышек, реализации этой продукции и закупке нового сырья. Представленные фототаблицы, произведенные при проверке в апреле 2018г., также не свидетельствуют об этом, напротив, подтверждают, что отсутствует временное хранение отработанных шин и покрышек. Сопоставление актов проверок, произведенных в 2016г. это подтверждает. На момент проверки в апреле 2018г. признаков ведения ООО «Аверс» деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов не было установлено, работающих механических средств обработки, предназначенных для измельчения автомобильных шин, отходов переработки шин и покрышек отработанных, в ходе проверки, также обнаружено не было.

Наличие договора аренды оборудования, заключенного между ООО «Аверс» и Буката А.С., не свидетельствует об отсутствии нарушений природоохранного законодательства со стороны ответчиков при владении своим земельным участком, также как и справка о наличии камер наблюдения на спорном земельном участке. Данные обстоятельства также не свидетельствуют об осуществлении деятельности предприятия ООО «Аверс».

Оценивая гарантийное письмо, данное ООО «Аверс» Буката А.С., о переработке отработанных шин в срок до **.**.**** то суд приходит к выводу, что при исполнении таких обязательств, оснований для предъявления исполнительного документа у истца не будет.

Поскольку законодательством предусмотрено обращение с отходами I-IV классов опасности специализированной организацией, а сдача должна подтверждаться соответствующими документами, требования истца также подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд полагает возможным установить срок для добровольного исполнения требований истца - 45 дней с момента вступлению в законную силу, учитывая объем захламления участков, проведение необходимых организационных мероприятий.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Буката А.С., **.**.****.р., Карпачева В.А., **.**.****.р., Юнусова Н.М., **.**.****.р., в течение 45-ти дней по вступлению решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку отработанных автомобильных шин и покрышек, общей площадью *** кв.м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: **** и прилегающей территории в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: **** и за его пределами, с южной стороны, путем вывоза отходов организацией, имеющей лицензию на обращение с отходами IV класса опасности по коду ФККО 9 21 110 01 50 4, 9 21 112 11 52 4, 9 21 130 0150 4, 9 21 130 02 50 4.

Представить в Усть-Илимскую межрайонную природоохранную прокуратуру документы, подтверждающие передачу отходов организации, имеющей соответствующее разрешение (лицензию) на обращение с отходами, для их обезвреживания, утилизации или размещения.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья: Д.А. Бухашеев