ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1818/2022 от 13.05.2022 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2-1818/2022

Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

г.Йошкар-Ола 13 мая 2022 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Лаптева К.Н.

при секретаре Сахматовой Г.Э.

с участием истца Зверевой Н.П.

Представителя ответчика Администрации г. Йошкар-Олы Чагина И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Зверевой Надежды Павловны к МО «Город Йошкар-Ола» в лице Администрации ГО «Город Йошкар-Ола», КУМИ Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» о признании формирования земельного участка под многоквартирным домом незаконным, возложении обязанности произвести работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Зверева Н.П. обратилась в суд с иском к МО Город Йошкар-Ола в лице Администрации ГО «город Йошкар-Ола о признании недействительным формирования земельного участка, возложении обязанности переформировать земельный участок под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> (кадастровый <номер>).

В обоснование указала, что является собственником квартиры <номер> в указанном жилом доме, ей стало известно, что при формировании придомового земельного участка Администрацией (кадастровый <номер>) его площадь определена 5 420 кв.м., однако о межевании собственники помещений не извещались, их мнение не было учтено, процедура была нарушена, общая требуемая площадь должна составлять ориентировочно 8 077,7 кв.м.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика было привлечено КУМИ Администрации г. Йошкар-Олы, с учетом того, что земельный участок формировался на основании заявления КУМИ.

В судебном заседании Зверева Н.П. иск поддержала, в ходе рассмотрения дела судом поясняла, что она проживает и владеет жильем в данном многоквартирном доме, ее права нарушаются поскольку придомовая территория не соответствует требуемым размерам, что препятствует ее благоустройству, о нарушении прав она узнала в январе 2022 года.

Представитель Администрации МО ГО «Город Йошкар-Ола» Чагин И.А., с иском не согласился, при этом в ходе рассмотрения дела не оспаривал, что о формировании участка жильцы дома не извещались, в архиве уведомлений не имеется.

КУМИ Администрации г. Йошкар-Олы в суд представителя не направило, извещено надлежаще.

Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Йошкар-Олы в суд представителя не направило, извещено надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.2 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в применимой редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством. Согласно абз. 2 п.7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в применимой редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с пунктом 124 СанПиН 2.1.3684-21 земельные участки многоквартирных жилых домов, общежитий, центров временного размещения иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев и иммигрантов должны: соответствовать гигиеническим нормативам, установленным для атмосферного воздуха, почвы, уровням ионизирующих и неионизирующих излучений территорий населенных мест; быть благоустроены, озеленены, оборудованы проездами и тротуарами с твердым покрытием, иметь электрическое освещение; ежедневно убираться; поливаться водой при температуре воздуха выше плюс 10 °С, подвергаться антигололедным мероприятиям при температуре ниже 0 °С.

Следовательно, на земельном участок под многоквартирным домом должен быть сформирован, так чтобы площадь земельного участка позволяла разместить на нем: элементы благоустройства, озеленения, проезды и тротуары, дворовое освещение, следует учитывать фактическое землепользование.

Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к числу общего имущества, принадлежащего собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, отнесены, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Подпунктом «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Согласно пункту 2.3 СанПиН 2.1.2.2645-10 отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений.

Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 В состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно Методических рекомендаций по проведению работ по формированию земельных участков по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утв. Приказом Минстроя России от 07.03.2019 года № 153/пр границы образуемого земельного участка рекомендуется определять таким образом, чтобы не нарушить права и законные интересы неограниченного круга лиц, правообладателей иных земельных участков, собственников помещений в данном многоквартирном доме и других многоквартирных домах, согласно п. 5 данных рекомендаций размер образуемого земельного участка рекомендуется определять исходя из: 1) площади многоквартирного дома, то есть суммарной общей площади всех квартир в таком доме, площади всех нежилых помещений и помещений вспомогательного использования в таком доме; 2) территории, необходимой для обеспечения функционирования (обслуживания) площади многоквартирного дома, с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания и пребывания граждан в многоквартирном доме, обслуживания данного дома и иных объектов, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также доступ к такому дому и иным подобным объектам…. 4) наличия на прилегающей к многоквартирному дому территории элементов благоустройства, созданных при финансовом участии собственников помещений в многоквартирном доме в рамках федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", с учетом утвержденного органами местного самоуправления дизайн-проекта благоустройства дворовой территории.

Постановлением Администрации ГО «Город Йошкар-Ола» от 19 февраля 2013 года № 343 были утверждены нормативы градостроительного проектирования ГО «Город Йошкар-Ола», п. 2.2.3.8 которых установлено, что размер земельного участка отводимого под строительство жилого здания должен обеспечивать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. Впоследствии Решением Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола» от 23.06.2021 года № 235-У11 "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования городского округа "Город Йошкар-Ола", п 4.2.1.3 которых также определено для многоквартирного жилого дома должны быть организованы: - подъезды к входным группам, в том числе для специализированного автомобильного транспорта (пожарного, скорой помощи, иного специализированного транспорта), в соответствии с разделом 5.2.3; - пешеходные коммуникации для обеспечения подходов к входным группам жилого здания и передвижения по территории участка в соответствии с разделом 5.2.2; - места хранения и паркирования легкового автотранспорта жителей в соответствии с разделом 5.2.5, за исключением случаев реконструкции жилых домов без изменения параметров; - гостевые автостоянки, места паркирования легкового автотранспорта работающих и посетителей, учреждений и предприятий в соответствии с таблицей 5.2.7.3.1; - территории, имеющие естественное растительное покрытие (озелененные придомовые территории); - детские игровые и спортивные площадки, места для отдыха жителей, и иные планировочные элементы, имеющие искусственное покрытие;- площадки для сбора твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества (далее - многоквартирный дом). В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ (часть 2 статьи 16 Вводного закона).

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона). В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется. (67.) Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

Зверева Н.П. является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в силу вышеприведенных норм законодательства и подзаконных актов она имеет предусмотренные законом права на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок на котором расположен данный дом с элементами озеленения и благоустройства.

Жилой дом по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке с кадастровым <номер> площадью 5 420 кв.м., из которых площадь застройки 2 916,25 кв.м., в нем 143 квартиры.

По мнению истца исходя из Местных нормативов градостроительного проектирования ГО «Город Йошкар-Ола», утв. Решением Собрания депутатов ГО «город Йошкар-Ола» от <дата> площадь существующего придомового участка не соответствует действующим нормативам, должна составлять не менее 8 077,7 кв.м., включать детские игровые площадки, площади для отдыха взрослых и занятий спортом, хозяйственные площадки, автостоянки.

Земельный участок <номер> площадью 5 420 кв.м был поставлен на кадастровый учет <дата>, т.е. после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, однако до введения в действие Правил землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола (утв. Решением III сессии Собрания депутатов городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24.12.2009 N 30-V "О Правилах землепользования и застройки городского округа "Город Йошкар-Ола", где прямо предусмотрено право граждан участвовать в принятии решений по вопросам землепользования и застройки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами городского округа "Город Йошкар-Ола" и в порядке статьи 8 настоящих Правил, что по мнению суда не исключает права граждан на получение информации о принимаемых в муниципальном образовании решениях по вопросам землепользования, прямо затрагивающих их права и обязанности.

Согласно кадастрового дела данного объекта недвижимости, формирование земельного участка и его постановка на кадастровый учет производилось на основании заявления КУМИ Администрации г. Йошкар-Ола от 03.03.2009 года с приложением описания земельного участка, участок сформирован таким образом, что не включает отраженную на схеме дворовую территорию дома, окружен неразграниченными муниципальными землями (см. данные публичной кадастровой карты).

При формировании участка КУМИ учитывались действовавшие Методические рекомендации, утв. Приказом министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ от 13.09.2006 года № 276, предусматривающие среди прочего установление границ земельного участка передаваемого в общую долевую собственность собственников помещений во многоквартирном доме:

- со стороны фасада без входов в жилую часть дома по красной линии примыкающей улицы, по зафиксированной границе детского сада, школы, коммунального и (или) иного здания (при наличии) или по границе проезда или тротуара, но не более 6 метров от стены дома, если жилой дом стоит с отступом от красной линии примыкающей улицы или зафиксированной границы земельного участка лили проезда, тротуара более, чем на 6 метров внутри микрорайона, квартала, группы домов, со стороны фасада с входами в жилую часть и торцевых фасадов жилого дома по границе проезжей части внутриквартального проезда но не более 6 метров от стены дома, в границы земельных участков под многоквартирными домами не включались земли, на которых расположены гаражи для хранения личного автотранспорта, хозяйственные постройки индивидуального пользования.

Однако фактически собственники помещений в многоквартирном жилом доме пользуются участком, включающим детскую площадку, беседки, хозяйственные площадки, элементы благоустройства, озеленения и освещения, занимающие значительно большую площадь, чем площадь сформированного уполномоченным органом участка, данное обстоятельство подтверждается представленными фотоматериалами.

Согласно газеты «Йошкар-Ола» публикация постановления мэра г. Йошкар-Олы от <дата><номер>, которым были утверждены схемы размещения земельных участков на кадастровых планах территорий под многоквартирными домами, в том числе спорным домом, имела место <дата>, однако согласно представленной газеты, сами схемы не публиковались, кадастровые номера участков также не указаны. Таким образом, из публикаций не было видно какие территории вошли или не вошли в придомовые территории.

При этом не оспаривается ответчиком то, что о формировании участка жильцы дома каким-либо образом не уведомлялись, что подтверждается письмом Администрации от <дата>, при таких обстоятельствах суд соглашается с доводом стороны истца, что об оспариваемом действии истец узнала в январе 2022 года. Равным образом, материалами дела подтверждается, что площадь придомовой территории не соответствует действующим нормативам (в.т.ч. утв. Решением Собрания депутатов ГО «Город Йошкар-Ола» от 23.06.2021 года № 235-У11), исходя из числа квартир – 143, количество жильцов усредненно 372 человека, площадь застройки под домом 2 916, 25 кв.м., внутридворовой проезд с газонами и тротуарами составляет 3398,75 кв.м. с учетом указанных стандартов общая площадь участка для многоквартирного дома должна быть ориентировочно 8077,7 кв.м., однако фактически участок сформирован в размере 5420 кв.м.

Доказательств законности действий в части соблюдения порядка формирования земельного участка, решения вопроса о границах земельного участка под многоквартирным домом, достаточности размера предоставленного земельного участка для реализации предусмотренных законом правомочий собственников данного дома, ответчиком не представлено.

В данном случае, исходя из представленных истцом доказательств и расчетов, имеется возможность формирования земельного участка под данным многоквартирным домом в большем размере. Доказательств соблюдения административным ответчиком я требований закона о формировании земельного участка с учетом элементов озеленения и благоустройства, иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома объектов, не имеется, вышеприведенные рекомендации не носят обязательного характера.

При таких обстоятельствах, заявленные требования о признания недействительным сформированного земельного участка с кадастровым номером <номер> под многоквартирным домом <номер> по проспекту Гагарина г. Йошкар-Олы, обязании проведения работ по формированию указанного земельного участка в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание обстоятельства дела, позицию сторон, суд полагает возможным удовлетворить ходатайство ответчика и установить срок исполнения решения суда в части проведения работ по формированию земельного участка под многоквартирным домом <номер> по <адрес> в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства в срок не более 360 дней с момента вступления решения суда.

По мнению суда данное решение не нарушает права и законные интересы 3х лиц, не являющихся собственниками квартир в данном многоквартирном доме, поскольку при формировании вновь земельного участка подлежат соблюдению установленные законом процедуры, включая проведение общественных обсуждений либо публичных слушаний согласно ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <номер> под многоквартирным домом <номер> по <адрес> РМЭ и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Руководствуясь ст. ст. 174, 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным формирование земельного участка с кадастровым номером <номер> под многоквартирным домом <номер> по <адрес> РМЭ.

Возложить на муниципальное образование Город Йошкар-Ола» в лице Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность в срок не более 360 дней с момента вступления решения суда в силу провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным домом <номер> по <адрес> в соответствии с требованиями земельного, градостроительного и жилищного законодательства.

Решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <номер> под многоквартирным домом <номер> по <адрес> РМЭ и внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Йошкар-Олинский городской суд.

Судья: Лаптева К.Н.

Мотивированное решение составлено 23 мая 2022 года (пн.)

Решение31.05.2022