ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-181/15 от 13.07.2015 Боханского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Бохан Боханского района 13 июля 2015 года

Боханский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Серышевой В.С., при секретаре Болдыревой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-181/2015 по исковому заявлению администрации <данные изъяты> муниципального образования к ФИО1 о взыскании затрат на проведение восстановительных работ.

У С Т А Н О В И Л:

Администрация <данные изъяты> муниципального образования обратилась в Боханский районный суд с иском к ФИО1 о возмещении материального ущерба, причиненного незаконным уничтожением лесных насаждений, указав следующее:

Постановлением администрации <адрес> от <дата> гр.ФИО1 из специального земельного фонда предоставлен земельный участок, переданный из земель совхоза <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> га (пашни - <данные изъяты>, сенокосы заболоченные - <данные изъяты> га. лесные угодья - <данные изъяты>).

ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные по адресам: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> и от <дата>, соответственно.

Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат нрава владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие нрава и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им. оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129) осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает нрав и законных интересов других лиц.

Таким образом, собственник земельного участка вправе осуществлять на принадлежащем ему земельном участке любую деятельность, если это не противоречит закону, не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Кроме того, статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Таким образом, в результате вырубки лесных насаждений окружающей среде может быть причинен ущерб (в случае доказанности указанного обстоятельства), что является нарушением ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 10 ФЗ № 131 –ФЗ от 06.10.2003г «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ (п.2 ст 10 ФЗ № 131-ФЗ»

Пп. 19 п. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ установлено, что к вопросам местного значения относится, в том числе, организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения.

<дата> и <дата> администрацией <данные изъяты> муниципального образования осуществлены выезды на земельные участки с кадастровыми номерами и (акта осмотра от <дата> и акт проверки соблюдения земельного законодательства от <дата>), в результате которых были установлены факты вырубки ФИО1 произрастающих на указанных земельных участках насаждений (деревьев).

Вместе с тем, указанные работы проведены ответчиком незаконно на основании следующего.

Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата> утверждены Правила содержания и благоустройства территории <данные изъяты> муниципального образования (далее-Правила благоустройства территории).

Согласно п. 3.59 указанных Правил благоустройства территории на территории <данные изъяты> муниципального образования запрещается самовольная вырубка деревьев и кустарников.

Правомерное уничтожение зеленых насаждений, нарушение плодородно-растительного слоя почвы естественного и антропогенного происхождения, вне зависимости от фактического основания, можно производить только после получения разрешения в уполномоченном органе администрации муниципального образования (п. 3.52 Правил благоустройства территории).

Выдача разрешения на снос деревьев и кустарников производится после оплаты заявителями восстановительной стоимости, размер которой определяется администрацией муниципального образования. Если указанные насаждения подлежат пересадке, выдача разрешения производится без оплаты восстановительной стоимости. Место посадки деревьев и кустарников в таком случае определяется администрацией муниципального образования (п.3.56 правил).

Между тем. ФИО1 не обращался в администрацию <данные изъяты> МО с заявлением о получении разрешения на снос деревьев и кустарников, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами и . а истцом, в свою очередь, указанное разрешение ответчику не выдавалось.

Таким образом, ответчиком нарушены положения пунктов 3.52, 3.56, 3.59 Правил благоустройства территории, а в результате незаконной вырубки зеленых насаждений ФИО1 причинен вред окружающей среде.

В соответствии со ст. ст. 1064 ГК РФ. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерациональною использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно письма Территориального отдела агентства лепного хозяйства <адрес> по <адрес> лесничеству от <дата> ответчиком осуществлена вырубка лесных насаждений площадью <данные изъяты> га. Объем заготовленной древесины составил <данные изъяты> куб.м., примерный возраст уничтоженных деревьев составляет более ста лет.

Просит обязать суд назначить судебную лесотехническую экспертизу с целью установления объективного размера материального ущерба, причинённого ФИО1 окружающей среде в результате незаконной вырубки лесных насаждений и обязать ФИО1 возместить материальный ущерб, причинённый <данные изъяты> МО, а также окружающей среде в результате незаконного уничтожения лесных насаждений, в размере, установленном по результатам проведенный лесотехнической экспертизы.

<дата> истец отказался от требования о назначении судебной лесотехнической экспертизы, взыскании ущерба и уточнил исковые требования, прося взыскать с ответчика затраты на проведение восстановительных работ, указав в обоснование иска дополнение к ранее поданному исковому заявлению следующее:

Территориальным отделом агентства лесного хозяйства <адрес> по <адрес> лесничеству также сообщено, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> расположен в <адрес> лесничестве. <адрес> участковом лесничестве, <адрес>, в водоохраной зоне: <данные изъяты> дерева, диаметром <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> куб.м. на площади <данные изъяты>. Территория захламлена порубочными остатками (письмо от <дата>).

В связи с тем, что материально-правовой целью обращения органа местного самоуправления поселения с настоящим исковым заявлением является восстановление положения, существовавшего до нарушения ответчиком пунктов 3.52, 3.56, 3.59 Правил благоустройства территории, ст. 104 ЛК РФ с ответчика подлежит взысканию стоимости затрат по лесовосстановлению.

Согласно письма Территориального отдела агентства лесного хозяйства <адрес> но <адрес> лесничеству от <дата>. расчет затрат на лесовосстановление следующий:

Стоимость работ по очистке территории согласно нормативно-технологической карты (далее - НТК) на <данные изъяты> га - <данные изъяты> руб.

Следовательно, стоимость работ по очистке земельного участка с кадастровым номером в месте вырубки деревьев площадью <данные изъяты> га следующий:

<данные изъяты> руб.*<данные изъяты>=<данные изъяты> руб., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты> руб.*<данные изъяты> = <данные изъяты>.

Стоимость работ на обработку почвы пол лесные культуры текущего и будущего года после проведенных мероприятий по расчистке согласно НТК на <данные изъяты> - <данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ:

<данные изъяты> руб.*<данные изъяты> = <данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Стоимость посева деревьев с приобретением семян хвойных пород согласно НТК на <данные изъяты> - <данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ:

<данные изъяты>.*<данные изъяты>=<данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Стоимость проведения агротехнического ухода за лесными культурами - рыхление почвы в рядах лесных культур и выкашивание травы и обрезка ветвей кусторезом <данные изъяты> в междурядьях (в переводе на однократный) согласно НТК на <данные изъяты> -<данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ следующая:

<данные изъяты>.*<данные изъяты>=<данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Общая стоимость восстановительных работ:

<данные изъяты> руб.+<данные изъяты>.+<данные изъяты>.+<данные изъяты>.= <данные изъяты>.

В соответствии с п. 19 cт.333.16 НК РФ, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 12, 209 ГК РФ, ст. 104 ЛК РФ, ст. ст. 131-132 ГПК РФ, ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата>, ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», просит:

Взыскать со ФИО1 в пользу администрации <данные изъяты> муниципального образования затраты на проведение восстановительных работ в размере <данные изъяты> руб.

Обязать ФИО1 в течение <данные изъяты> дней со дня вступления решения суда по настоящему спору в законную силу, путем перечисления денежных средств на счет органа местного самоуправления поселения в размере <данные изъяты> руб.

Представители истца ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явились, прося о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие.

В соответствии со ст.167 ч 5 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца.

В направленном в суд возражении на возражение ответчика ФИО1 по иску представитель ответчика указал, что требования истца о взыскании затрат вытекают из факта незаконной вырубки. Незаконность вырубки заключается в нарушении порядка вырубки зеленых насаждений, предусмотренного Правилами содержания и благоустройства территории <данные изъяты> муниципального образования, утвержденными Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата>. а не отсутствием у гр. ФИО1 права производить указанную вырубку.

Довод ответчика об оплате им восстановительной стоимости насаждений при покупке лесорубочного билета в <дата> ничем не подтвержден.

В соответствии с разделом III «Основы лесного законодательства Российской Федерации» (утв. ВС РФ 06.03.1993 N 4613-1) лесорубочный билет является документом, дающим право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов. В лесорубочном билете предусматриваются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдастся лесхозом, а также лесничеством, имеющим статус юридического лица.

Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в конкретных объемах и месте работ.

Земельный участок, предоставленный гр. ФИО1, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях лесного фонда, и вырубка производится в настоящее время т.е. спустя <данные изъяты> лет после якобы полученного лесорубочного билета.

Таким образом, лесорубочный билет не должен был выдаваться на землях сельскохозяйственного назначения, а если и выдавался, то срок вырубки был определен и вряд ли составлял более <данные изъяты> лет. Учитывая, что вырубка произведена в настоящее время, то и стоимость восстановительных работ должна рассчитываться по действующим нормам.

Необоснован довод ответчика о невозможности выдачи государственного акта без получения лесорубочного билета.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» передача в частную собственность земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах норм, предусмотренных Законом РСФСР "О земельной реформе", бесплатно, свыше установленных норм - за плату.

При бесплатной передаче земли в частную собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю.

Таким образом, действовавшим законодательством не было предусмотрено в качестве обязательного условия для выдачи государственного акта получения лесорубочного билета.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования администрации <данные изъяты> МО не признали по основаниям, указанным в представленных в суд возражениях.

Не признавая первоначально предъявленные требования ответчик указал:

1. Истец вообще не указал размер исковых требовании, не указал размер материального ущерба. Цена иска отсутствует. Доказательства того, что ответчик ФИО4 нарушил какой-либо закон, также отсутствуют. К исковому заявлению не приложено ни одно доказательство причинения материального ущерба.

2. Поскольку принадлежащие ответчику земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, то это обязывает ответчика проводить вырубку насаждении. Ответчик является собственником двух земельных участков :

Земельный участок с кадастровым номером , по адресу: <адрес> - <данные изъяты> кв.м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - Объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничества). Объекты инженерно-технического обеспечения. Объекты хозяйственного назначения.

Земельный участок с кадастровым номером Адрес: <адрес> - <данные изъяты> кв.м. Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование - Объекты сельскохозяйственного использования (дачные строения, садоводства, огородничества). Объекты инженерно-технического обеспечения. Объекты хозяйственного назначения.

Право собственности на оба земельные участка зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 статьи 261 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.

Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии со статьей 42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Вырубка лесных насаждений необходима ответчику для сельскохозяйственной деятельности. Если он не будет вырубать насаждения, то наступят правовые последствия, предусмотренные Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственною назначения"

Ответчик полагает, что под давлением средств массовой информации истец обратился с надуманным иском, к которому не приложено доказательств какого-либо нарушения закона.

Поскольку истец при подаче иска не может объяснить, кому и какой вред причинен ответчиком, не может подсчитать сумму якобы причиненного ущерба, не может представить доказательства неправомерности действий ответчика, то истцу должно быть отказано в удовлетворении заявленных исковых требованиях.

В силу ч 4 ст. 6 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственною назначения" он обязан в течение 3 лет начать использовать земельный участок по назначению, т.е. для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, иначе земельный участок может быть у него принудительно изъят.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012г № 396 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности в субъектах РФ устанавливает такой перечень. Неиспользование земельного участка на основании того, что залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%.

Таким образом, вырубка лесных насаждений является его обязанностью в соответствии с категорией земельного участка, его разрешённым использованием и нормами права – ст. 42 Земельного Кодекса РФ, Федеральным законом от 24.07.2002г № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

3. Земельные участки были предоставлены в <дата> для ведения крестьянскою
хозяйства. В правоустанавливающих документах Администрация <адрес>
указала ответчику обязанность освоить земельные участки под пахотные земли.

Постановление Администрации <адрес> от <дата> «О предоставлении земельных участков и земель специального фонда для развития совместного крестьянского хозяйства» было принято в соответствии с нормами Земельною Кодекса РСФСР.

Согласно пунктам 1 и 2 данного Постановления было принято решение: «Передать из земель совхоза <данные изъяты> в специальный земельный фонд района земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., из них : пашни - <данные изъяты> га, сенокосов заболоченных - <данные изъяты> га и лесных угодий - <данные изъяты> га.

Предоставить земельный участок с последующим освоением его под пахотные земли из земель специального фонда общей площадью <данные изъяты> га (пашня- <данные изъяты> га, сенокосов заболоченных - <данные изъяты> га, и лесных угодий - <данные изъяты> га) для совместного крестьянского хозяйства следующим гражданам...»

Таким образом, земельный участок был передан ответчику «с последующим освоением его под пахотные земли». В <дата> было разрешено полностью вырубить все насаждения на земельном участке.

Администрация в своем иске указывает, что ответчик якобы нарушил Правила содержания и благоустройства территории <адрес>, принятые Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата>.

Администрация в своем иске указывает, что ответчик якобы нарушил Правила содержания и благоустройства территории <адрес>, принятые Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата>.

Однако данные Правила приняты в <дата>, а ответчик получал документы на земельный участок еще в <дата>. Освоение земель под пахотные земли предусматривает вырубку растений. Еще тогда, в <дата> ответчик получил лесорубочный билет и оплатил полностью всю восстановительную стоимость насаждений на принадлежащих ему участках. Иначе ФИО1 никто не выдал бы Государственный акт на право пользования землей. Таким образом, все условия по возмещению восстановительной стоимости вырубленных насаждений я выполнил в <дата> при получении Государственного акта на право пользования землей. Истец необоснованно пытается взыскать с ответчика материальный ущерб. Никакого ущерба окружающей природной среде и <адрес> ответчик не причинил.

4. Законность действий ответчика уже проверена компетентными органами.

<дата> Управление Росреестра по <адрес> вынесло Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Государственный инспектор <адрес> по использованию и охране земель – главный специалист-эксперт отдела государственного контроля земельного надзора ФИО5 указала в Определении, что «ФИО1 имеет право использовать земельные участки с кадастровыми номерами и , в том числе для ведения сельскохозяйственного производства, дачного строения, садоводства. С этой целью он имеет право произвести рубку, раскорчёвку участка для введения его в сельскохозяйственное производство».

<дата> Следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ по <адрес> ФИО6 было вынесено Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, где подтверждается законность владения ответчиком земельными участками и указано на то, что средства массовой информации размещают ложную, недостоверную информацию об ответчике и его собственности.

В возражениях на уточнённое исковое заявление ответчик ФИО1 дополнительно указал:

Истец неправомерно ссылается на статью 104 ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

Обязанность освоить земельный участок под пахотные земли возникла у ответчика в <дата>. В связи с чем ответчик начал вырубать лесные насаждения и кустарник под пашню еще в <дата>.

В Лесном кодексе Российской Федерации" от 29.01.1997 № 22-ФЗ (статья 11) было предусмотрено следующее: в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства.

Поскольку земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предоставлен для освоения под пашню, то он не относится к лесным участкам. Это подтверждается и кадастровым паспортом, и Справкой Агентства лесного хозяйства от <дата>.

Кроме того, сам истец прилагает к уточненному исковому заявлению письмо Территориального отдела агентства лесного хозяйства <адрес> по <адрес> лесничеству от <дата>, в котором указано:

« Применить методику расчета ущерба не представляется возможным, поскольку участок не находится в федеральной собственности и на него не распространяются ставки платы, установленные постановлением правительства РФ от <дата>

Таким образом, истец сам подтверждает отсутствие какого-либо ущерба.

При этом истец игнорирует нормы права - а именно Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007г. №183 «Об утверждении правил лесовосстановления»

В пункте 4 Правил лесовосстановления указано, что лесовосстановление обеспечивается:

а) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков;

б) на лесных участках, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта:

органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Понятие лесного участка четко дано в Лесном Кодексе. Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Представленными ответчиком доказательствами подтверждается, что уже с <дата> земельный участок являлся земельным участком сельскохозяйственного использования, и никакого отношения к лесным участкам не имел.

Поэтому истец не вправе ставить вопрос о лесовосстановлении, поскольку это противоречит Правилам лесовосстановления, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов от <дата>

Службой по охране природы и озера <адрес> по результатам проверки <дата> вынесла Постановление о прекращении в отношении ответчика производства об административном правонарушении.

В ходе проверки ответчик пояснял, что сам ничего на своем участке не рубил.

В соответствии с Договором от <дата> работы на принадлежащем ответчику участке осуществляло ООО <данные изъяты> В водоохраной зоне <адрес> вообще никаких работ не велось, рубка насаждений там не осуществлялась.

Таким образом, истец необоснованно ссылается на необходимость лесовосстановления, так как участок не является лесным участком, и незаконно обосновал свою позицию ст.104 Лесного Кодекса РФ, ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

В судебном заседании ответчик ФИО1 дополнительно пояснил, что при получении государственного акта на пользование земельным участком он уплатил попённую плату, т.е. ещё в <дата> внёс оплату восстановительной стоимости лесной растительности на земельном участке. Принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером сформирован таким образом, что береговая линия <адрес> не входит в границы данного участка. <данные изъяты> метровая береговая полоса <адрес> является землёй общего пользования. Работы по вырубке леса, проложенная дорога не выходят за границы предполагаемой водоохраной зоны <адрес>. Ни одним документом не зафиксировано, что именно принадлежащие ему машины ездят в границе водоохраняемой зоны и что какие -то действия им ведутся в границе водоохраняемой зоны.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельные требования на предмет спора, Лесного хозяйства <адрес> ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования Марковского муниципального образования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в уточнённом исковом заявлении истца.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельные требования на предмет спора, иркутского районного муниципального образования ФИО8 в судебное заседние не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав представленные сторонами доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Согласно исковому заявлению, иск <данные изъяты> муниципального образования предъявлен вследствие нарушения ФИО1 «Правила содержания и благоустройства территории <адрес>, утверждённых Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата> (далее-Правила).

Конституция РФ устанавливает, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и гарантируется, в том числе запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и Федеральными законами (ст. 12, 13, 132, 133).

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу требований ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст.14 пп19 п. 1 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Содержание и охрана зеленых насаждений на территории Марковского муниципального образования осуществляется в соответствии с Законом <адрес> от <дата> «Об административной ответственности за нарушения в сфере благоустройства городов и других населённых пунктов <адрес>», Устава <данные изъяты> муниципального образования и Правила содержания и благоустройства территории <данные изъяты> муниципального образования, утверждённых Решением Думы <данные изъяты> МО от <дата> (далее-Правила ), они обязательным для предприятий, учреждений, организаций независимо от организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих свою деятельность на территории МО.

В соответствии со ст. 6 п1 пп. 19 Устава <данные изъяты> муниципального образования к вопросам местного значения городского поседения относится утверждение правил благоустройства территории Поселения, устанавливающих требования по содержанию зданий, сооружений, земельных участков, на которых они расположены, …..а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов Поселения.

Объектами содержания территории МО в силу п 2.2. Правил являются: -проезжая часть и тротуары улиц, переулков, площади, мосты, набережные, дворы, придомовая территория, скамейки, детские площадки, территории садоводческих, дачных кооперативов, товариществ, некоммерческих объединений граждан, остановки и павильоны общественного транспорта, гаражи, автостоянки, места парковой, места уличной торговли, киоски, лотки, палатки, рынки, фасады, крыши зданий, жилых домов и надворных построек, ограждения (ограды, заборы) щиты, стенды, спортивные площадки, стадионы, корты, детские площадки, малые архитектурные формы, скверы, сады, деревья, газоны, кустарники, водоёмы, кладбища, контейнеры для мусора, контейнерные площадки, фонари, и опоры уличного освещения, иные объекты коммунальной инфраструктуры.

Согласно п. 3.59 указанных Правил на территории <адрес> запрещается самовольная вырубка деревьев и кустарников.

Правомерное уничтожение зеленых насаждений, нарушение плодородно-растительного слоя почвы естественного и антропогенного происхождения, вне зависимости от фактического основания, можно производить только после получения разрешения в уполномоченном органе администрации муниципального образования (п. 3.52 Правил благоустройства территории).

Выдача разрешения на снос деревьев и кустарников производится после оплаты заявителями восстановительной стоимости, размер которой определяется администрацией муниципального образования. Если указанные насаждения подлежат пересадке, выдача разрешения производится без оплаты восстановительной стоимости. Место посадки деревьев и кустарников в таком случае определяется администрацией муниципального образования (п.3.56 правил).

П. 3.56-3.59 включены в разделе 3 Правил, регламентирующих «Основные требования к благоустройству территории муниципального образования».

Исходя из вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что истец <данные изъяты> муниципальное образование <адрес> наделен полномочиями по содержанию, охране, воспроизводству лесов, территорий, зеленых насаждении только в пределах территории поселений МО, находящихся в его муниципальной собственности или закрепленной за ним,, за исключением зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

Истцом не представлено доказательств, что земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные в <данные изъяты> км. Южнее <адрес>, находятся в муниципальной собственности <данные изъяты> муниципального образования или в его ведении.

Из представленных как истцом, так и ответчиком доказательств установлено, что ответчик ФИО1 является собственником <данные изъяты> земельных участков :

-с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью - <данные изъяты> кв.м, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеющего разрешенное использование - Объекты сельскохозяйственного использования ( дачные строения, садоводства, огородничества), объекты инженерно-технического обеспечения. Объекты хозяйственного назначения;

-с кадастровым номером ., расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью- <данные изъяты> кв.м, относящихся категория земель сельскохозяйственного назначения и имеющего разрешенное использование - Объекты сельскохозяйственного использования ( дачные строения, садоводства, огородничества), объекты инженерно-технического обеспечения, объекты хозяйственного назначения.

Указанные земельные участки, как самостоятельный объект недвижимости, внесены в государственный кадастр недвижимости. Право собственности на оба земельных участка зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельствами о праве собственности серии <данные изъяты>, рег. запись от <дата> и <данные изъяты> рег. запись от <дата>

Земельный участок с кадастровым номером приобретён ФИО1 на основании договора дарения от <дата>

Земельный участок с кадастровым номером приобретен ФИО1 на основании постановления Администрации <адрес> от <дата>, Постановления Мэра <адрес> муниципального образования от <дата>.

Право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами и , до настоящего времени не прекращено.

Истцом доказательств незаконности права собственности ФИО1 на вышеуказанные земельные участки не представлено.

Из нормы ст. 209 ГК РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" - распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное.

На основании ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Актом осмотра от <дата> комиссией с участием специалистов администрации <данные изъяты> муниципального образования зафиксировано, что на земельном участке, расположенном в <данные изъяты> км южнее <адрес>, принадлежащем ФИО1, производится незаконная вырубка леса.

Актом поверки соблюдения земельного законодательства от <дата>., составленным муниципальным инспектором по использованию и охране земель <данные изъяты> МО в присутствии ФИО1 установлено, что при осмотре земельного участка, расположенного в <данные изъяты> км южнее <адрес>, кад. и зафиксировано, что ФИО1 ведётся вырубка лесных насаждений, участок по периметру не огорожен, земельный участок используется не по целевому назначению.

Из письма Территориального отдела агентства лесного хозяйства <адрес> по <адрес> лесничеству от <дата> усматривается, что земельный участок, расположен в <адрес> лесничестве, <адрес> участковом лесничестве, <адрес>, в водоохраной зоне: <данные изъяты> дерева, диаметром <данные изъяты> в объеме <данные изъяты> куб.м. на площади <данные изъяты>. Территория захламлена порубочными остатками. Расчет затрат на лесовосстановление состоит из следующего:

Стоимость работ по очистке территории согласно нормативно-технологической карты (далее - НТК) на <данные изъяты> га - <данные изъяты> руб.

Следовательно, стоимость работ по очистке земельного участка с кадастровым номером в месте вырубки деревьев площадью <данные изъяты> га следующий:

<данные изъяты> руб.*<данные изъяты>=<данные изъяты> руб., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты> руб.*<данные изъяты> = <данные изъяты>.

Стоимость работ на обработку почвы под лесные культуры текущего и будущего года после проведенных мероприятий по расчистке согласно НТК на <данные изъяты> - <данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ:

<данные изъяты> руб.*<данные изъяты> = <данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Стоимость посева деревьев с приобретением семян хвойных пород согласно НТК на <данные изъяты> - <данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ:

<данные изъяты>.*<данные изъяты>=<данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Стоимость проведения агротехнического ухода за лесными культурами - рыхление почвы в рядах лесных культур и выкашивание травы и обрезка ветвей кусторезом <данные изъяты> в междурядьях (в переводе на однократный) согласно НТК на <данные изъяты> -<данные изъяты>. Следовательно, стоимость данных работ следующая:

<данные изъяты>.*<данные изъяты>=<данные изъяты>., из них в водоохранной зоне: <данные изъяты>*<данные изъяты>=<данные изъяты>.

Общая стоимость восстановительных работ:

<данные изъяты> руб.+<данные изъяты>.+<данные изъяты>.+<данные изъяты>.= <данные изъяты>

Оценивая представленный расчёт, суд констатирует, что истцом не указана ссылка на нормативный акт, регламентирующий данный расчёт. Территориальный отдел агентства лесного хозяйства <адрес> лесничеству при предоставлении расчёта истцу также не сослался на нормативный акт.

Документом, регламентирующим расчёт лесовосстановления является Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 16 июля 2007г. №183 «Об утверждении правил лесовосстановления»

Согласно пункту 4 Правил лесовосстановления указано, что лесовосстановление обеспечивается:

а) на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков;

б) на лесных участках, за исключением указанных в подпункте "а" настоящего пункта:

органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Понятие лесного участка сформулировано в Лесном Кодексе. Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Согласно статье 92 ЛК РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Согласно ответу начальника территориального отдела Агентства лесного хозяйства по <адрес> лесничеству от <дата>, принадлежащие ФИО1 земельные участки, расположенные <данные изъяты> км. южнее <адрес> под кадастровыми номерами и , не входят в лесной фонд, следовательно к ним не применим порядок расчёта лесовосстановления.

Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами и , расположенные в <данные изъяты> км. южнее <адрес>, на которых располагались зеленые насаждения, находятся в частной собственности ответчика ФИО1, в силу чего, все находящиеся на указанном земельном участке в его границах растения (зеленые насаждения) также принадлежали ФИО1 на праве собственности, что предусмотрено п.2 ст.261 ГК РФ, в соответствии с которым, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения

Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (п.3 с.261 ГК РФ).

В обоснование предъявленных исковых требований истец ссылается на снос деревьев без получения разрешения <данные изъяты> муниципального образования, чем ему причинён вред и при этом ссылается на ст. 104 ЛК РФ, ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002г № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Как было установлено, земельные участки с кадастровыми номерами и принадлежат ФИО1, и не находятся в собственности или в ведении <данные изъяты> муниципального образования, поэтому на них не распространяются Правила содержания и благоустройства территории <данные изъяты> муниципального образования и для вырубки деревьев не требуется получение разрешения <данные изъяты> муниципального образования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 104 ЛК РФ, сплошные рубки лесных насаждений в лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещены, поскольку такие леса, согласно п. 2 ч 2 ст. 102 ЛК РФ относятся к защитным.

В силу ст. 99 лесного кодекса РФ, лица, виновные в нарушении лесного законодательства несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно тс. 100 ЛК РФ, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

Таксы и методика исчисления вреда, причинённого лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждается Правительством РФ.

Таким образом, обязанность возместить вред, причинённый лесам вследствие нарушения лесного законодательства, является мерой гражданско-правовой ответственности, которая регулируется общим правилами об основаниях ответственности, установленной ст. 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.77 Федерального закона от 10.0.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В силу ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среды, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания вреда истец долен доказать наличие вреда, противоправного поведения или вины лица, причинившего вред, а также причинную связь между противоправным поведением ответчика и наступившим вредом.

В соответствии с ч.1 ст.19 Лесного Кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом лицами.

Полномочия <данные изъяты> муниципального образования по воспроизводству лесов распространяются только на леса, находящиеся в его муниципальной собственности или в ведении и не распространяются на леса, находящиеся в собственности иных лиц. Следовательно, <данные изъяты> муниципальному образованию вред нее причинён и оно не вправе предъявлять исковые требования по лесовосстановлению на земельных участках с кадастровыми номерами и , принадлежащих ФИО1

Ответчиком представлены доказательства отсутствия в его действиях нарушения как уголовного так и административного законодательства при вырубке деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и .

Так, <дата> О/У ОЭБ и ПК ОМВД России по <адрес> по результатам проверки материалов по факту незаконной рубки ФИО1 деревьев на земельных участках с кадастровыми номерами и , вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ст. <данные изъяты> УК РФ по основанию п. 2 ч 1 с.т 24 УПК РФ, т.е. за отсутствием в действиях ФИО1 состава преступления.

Определением от <дата> государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель - главного специалиста –эксперта отдела государственного земельного надзора ФИО5 после проверки акта проверки соблюдения земельного законодательства от <дата>, на который истец ссылается в обоснование исковых требований, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст. 8.8 ч 1 КоАП РФ за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановлением главного специалиста-эксперта отдела геологического надзора, государственного надзора в области охраны водных объектов службы по охране природы и озера <данные изъяты><адрес> по рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, возбужденном в отношении ФИО1 по ст 8. 42 ч 1 КоАП РФ по результатам обследования территории земельного участка с кадастровым номером , вынесено Постановление о прекращении в отношении ФИО1 производства об административном правонарушении поскольку он не является субъектом административного правонарушения.

Из содержания Определения от <дата> государственного инспектора <адрес> по использованию и охране земель - главного специалиста –эксперта отдела государственного земельного надзора ФИО5, следует, что принадлежащие ФИО1 на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами и , относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения и предназначены для использования по целевому назначению и для их использования по целевому назначению ФИО1 имеет право производить вырубку, раскорчёвку участков для введения их в сельскохозяйственное производство.

Из письма ведущего специалиста –эксперта ТОВР по <адрес> ФИО9 на обращение ФИО10 следует, что работы по установлению границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы <адрес> в административных границах <адрес> Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> не проведены и не вынесены в натуру. Размещение и целевое использование земельного участка, в том числе под дачное некоммерческое товарищество) не противоречит требованиям действующей редакции Водного кодекса РФ при условии обеспечения свободного доступа к водному объекту.

Вывод о рубке деревьев в водоохранной зоне сделан истцом на основании письма начальника территориального отдела агентства лесного хозяйства <адрес> лесничеству и не подтвержден надлежащими доказательствами, которыми в данном случае могли быть утвержденные Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> границы водоохраной зоны и границы прибрежной защитной полосы <адрес> в административных границах <адрес>, установленные природоохранные ограничения в ЕГРП, или иные предусмотренные законом сведения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.01.2009г № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», установление границ осуществляется на местности посредством размещения специальных информационных знаков. О наличие таковых знаков на земельных участках с кадастровыми номерами и , принадлежащих ФИО1, истцом доказательств не представлено. Следовательно, ответчик не имел возможности судить, где на местности проходит граница водоохраной зоны, а суд не может однозначно судить, что рубка деревьев была произведена на участке, который относится к защитному. Таким образом, отсутствует вина ФИО1 в рубке деревьев в зоне, которая относится к водоохраной, поскольку на основании выданных ему документов, картографического материала и при отсутствии информативных знаков на местности, он не мог знать и не знал о незаконность вырубки лесных насаждений, к тому же ему земельные участки не относятся к лесному фонду.

Категория принадлежащих ответчику ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами и к землям сельскохозяйственного назначения подтверждается как свидетельствами о праве собственности ФИО1 на данные земельные участки, так и кадастровыми паспортами на них. Природоохранных ограничений, обременений на земельные участки в указных документах, а также в материалах по составлению схемы расположения земельных участков, составленных в <дата> НПЦ <данные изъяты>, не установлено.

Кроме того, ответчиком суду представлен договор от <дата>, заключённый ФИО1 с ООО «<данные изъяты> о безвозмездном оказании услуг по очистке от захламлённости, а также вырубке лесных насаждений на земельном участке с кадастровым номером , т.е. работы по очистке земельного участка, которые включены в расчёт иска, производятся ответчиком самостоятельно.

Таким образом, суд находит не обоснованным представленный истцом расчёт ущерба, представленный в обоснование исковых требований.

Право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами и прошло экспертную оценку до регистарции и зарегистрировано в ЕГРП, следовательно, несоответствий по всем параметрам не выявлено.

Заслуживают внимания доводы ответчика, что в силу ч. 4 ст. 6 Федерального законна от 24.07.2002г № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», неиспользование сельскохозяйственных земель по назначению, т.е. не для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством, в течение 3 лет и более может повлечь изъятие земельного участка у собственника. Признаком неиспользования земельного участка для сельскохозяйственного производства, установленным Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012г № 396 «О признаках неиспользования земельных участков с учётом особенностей ведения сельскохозяйственного производства в субъектах Российской Федерации» является залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 %.

Согласно п.1 т.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследованные и оцененные судом в своей совокупности доказательства, подтверждают необоснованность и недоказанность заявленных исковых требований <данные изъяты> муниципального образования к ФИО1, вследствие чего они не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,


Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска администрации <данные изъяты> муниципального образования к ФИО1 о взыскании затрат на проведение восстановительных работ отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Боханский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Боханского районного суда Серышева В.С.