Гражданское дело № 2-181/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Санниковой Т.В.,
с участием процессуального истца – помощника прокурора Оловяннинского района Дамдиновой Г.Э.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оловяннинского района в интересах ФИО1 к муниципальному казенному учреждению «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» муниципального района «<адрес>», администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах ФИО1 с требованиями к МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту», администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
В обоснование требований указал, что на основании обращения ФИО1 прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства. В ходе проверки установлено, что ФИО1 работает в МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» в должности сторожа с 10.05.2017г. В нарушение трудового законодательства заработная плата истице выплачивалась не в полном объеме и включала в себя оклад, районный коэффициент (40%), процентную надбавку за непрерывный стаж работы (30%). Прокурор полагает, что компенсационные выплаты должны начисляться на минимальный размер оплаты труда. Сумма недоначисленной заработной платы ФИО1 за период с октября по декабрь 2017г. составила 15 817, 33 рублей.
Прокурор просит взыскать недоначисленную заработную плату с МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» в пользу истца в указанном размере. Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» денежными средствами для выплаты ФИО1 недоначисленной заработной платы.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Оловяннинского района Дамдинова Г.Э. требования поддержала, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании истица ФИО1 не участвовала, представила заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на требованиях настаивала.
Представитель МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» в судебном заседании не участвовал, представил заявление о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, исковые требования ФИО1 признал в полном объеме.
Представитель администрации муниципального района «<адрес>» в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы и представителей ответчиков, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, выслушав процессуального истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истица состоит в трудовых отношениях с МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» администрации муниципального района «<адрес>», работает в должности сторожа на 1 ставку с ДД.ММ.ГГГГ.
Из трудового договора ФИО1, справки – расчета, следует, что на должностной оклад, установленный Единой тарифной сеткой, начисляются надбавки в виде доплат и других выплат: 40% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями /л.д. /.
С учетом перечисленных выплат, заработная плата истицы в октябре-декабре 2017 года не соответствовала нормам трудового законодательства.
Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П по делу о проверке Конституционности положений статьи 129, ч.1 и 3 ст. 133, ч.1,2,3,4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны, поэтому при установлении системы оплаты труда работодателю в равной мере необходимо соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Следовательно, повышенная оплата труда, в связи с работой в особых климатических условиях, должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда (п.4.2).
Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Заработная плата (оплата труда работника) определена в части первой ст. 129 Трудового кодекса РФ, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества, условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты (компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ), установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2017 года составлял 7 800 рублей в месяц.
Так как истцы работают в <адрес> (ранее <адрес>), который законодательно отнесен к районам с особыми климатическими условиями, истцы имеют право на получение ежемесячной заработной платы в повышенном размере. Гарантированный истцам законом повышенный размер месячной заработной платы рассчитывается путем начисления районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в <адрес> (30%) на минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
С 01.07.2017г. месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени должна была составлять – 13 260 рублей, (в редакции ФЗ от 19.12.2016г. №460-ФЗ).
Процессуальным истцом представлен расчет недоначисленной заработной платы, согласно которому, задолженность составила 15 817, 36 рублей, исходя из фактически отработанного времени ФИО1 на 1 ставку:
октябрь (7800руб. х 1,7 / 176ч. х 168ч.) + ноябрь (7800руб. х 1,7) + декабрь (7800руб. х 1,7) – фактически начислено 7445, 46руб. + 8037, 07руб. + 7877, 38руб
Согласно представленной информации МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту», заработная плата истца финансируется из средств бюджета муниципального района.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что собственник имущества работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений финансируемых собственником.
Согласно Положению МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» комитет является юридическим лицом, функции учредителя и собственника имущества комитета осуществляет администрация муниципального района «<адрес>». При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных Комитету для исполнения его денежных обязательств, ответственность по обязательствам Комитета несет администрация МР «<адрес>».
Выплата недоначисленной заработной платы осуществляется в рамках отношений, регулируемых трудовым законодательством.
Следовательно, администрация МР «<адрес>», являющаяся учредителем и собственником имущества и осуществляющая финансовое обеспечение МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту», несет субсидиарную ответственность по трудовым обязательствам учреждения перед его работниками.
С учетом изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика – МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» администрации муниципального района «<адрес>», не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет муниципального района «<адрес>».
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора в защиту интересов ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» муниципального района «<адрес>» в пользу ФИО1 недоначисленную заработную плату за октябрь – декабрь 2017 года в размере 15 817 рублей 36 копеек.
Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» профинансировать МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» денежными средствами, в случае их недостаточности или отсутствия у последнего, для выплаты недоначисленной заработной платы истцу ФИО1 в указанном размере.
Взыскать с МКУ «Комитет по культуре, физической культуре и спорту» муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «<адрес>» в размере 632 рублей 69 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено 26.02.2018г.
Судья Сафонова Е.В.