Дело № 2 - 1830/2018 ......
УИД 33RS0001-01-2018-002635-78
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Белоглазовой М.А.
при секретаре Елецкой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Владимире гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
установил:
Государственное казенное учреждение Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» (далее по тексту ГКУ УСЗН по г. Владимиру, учреждение) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование иска указано, что на основании заявления от 05.10.2009 ФИО1, проживавшему по адресу: <...> ......, были назначены и предоставлялись меры социальной поддержки по категории «ветеран труда» в виде ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЕДК). Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки утвержден постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2015 № 30 «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с областным законодательством». Меры социальной поддержки предоставлялись ответчику в период с 01.04.2010 по 30.04.2016 посредством перечисления денежных средств на открытый на имя ФИО1 во Владимирском ОСБ № 8611 счет. Из сообщения УФМС России по Владимирской области от 15.04.2016 истцу стало известно, что с 01.04.2016 ответчик был зарегистрирован по другому адресу, в связи с чем с 01.05.2016 выплаты ЕДК и ЕДВ были прекращены. 10.04.2018 ответчик обратился в учреждение с новым заявлением о предоставлении ЕДВ и из представленного им паспорта было установлено, что с 15.10.2010 по 01.04.2010 он был зарегистрирован по адресу: <...> ......, а с 01.04.2016 и по настоящее время – по адресу: г. Владимир, мкр. Оргтруд, ....... В результате несообщения сведений о перемене места жительства ответчику была излишне выплачена ЕДК по оплате ЖКУ по адресу: <...> ......, за периоды с 01.04.2010 по 30.04.2016 в размере 51 543,47 руб. ФИО1 был уведомлен о возникшей переплате и необходимости возврата незаконно полученных денежных средств, однако в добровольном порядке переплаченную сумму не вернул.
Ссылаясь на ст. 1102 ГК РФ, истец просил взыскать с ФИО1 в пользу учреждения незаконно полученную ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с 01.04.2010 по 30.04.2016 в сумме 51 543 руб. 47 коп. для зачисления в бюджет Владимирской области.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности (л.д. 57), исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что законом предусмотрен заявительный порядок предоставления компенсаций и ЕДВ, а также обязанность получателя мер социальной поддержки уведомлять о смене места жительства. При этом ни постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2015 № 30, ни иными законами на орган социальной защиты не возложена обязанность по проверке места регистрации граждан, пользующихся льготами. Поскольку впервые о смене ответчиком адреса регистрации учреждению стало известно в 2016 году, представитель полагала, что обращение в суд с заявленными требованиями последовало в пределах срока исковой давности.
Ответчик ФИО1, извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, что подтверждается отчетом о доставке смс-извещения, в суд не явился, доверив представление своих интересов адвокату Шеховцевой Я.В. (л.д. 47, 68).
Адвокат Шеховцева Я.В., действующая на основании ордера (л.д. 52), с иском не согласилась. Возражения мотивировала тем, что ответчик добросовестно заблуждался; поскольку он имел право на получение компенсации как ветеран труда и сменил место жительства в пределах г. Владимира, то считал, что получает компенсацию по новому адресу. Представитель полагала, что выплаченные ответчику в качестве компенсации денежные суммы не могут быть взысканы как неосновательное обогащение в силу ст. 1109 ГК РФ. Также представитель ответчика указала, что управлению социальной защиты населения с мая 2010 года должно было быть известно о смене ответчиком места регистрации, поскольку расчет компенсации производился на основании квитанций, предоставляемых организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим считала, что истцом пропущен срок исковой давности. Подробно возражения ФИО1 изложены в письменном виде (л.д. 48 – 50).
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3); денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности (п. 4).
Судом установлено, что ответчик ФИО1 с 07.04.1998 является ветераном труда, о чем выдано удостоверение № ...... (л.д. 6), и с указанного периода времени имел право на льготы, предусмотренные законодательством для данной категории граждан.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 24.01.2005 № 30 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с областным законодательством" (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 6 Порядка (в действующей на момент принятия решения редакции) меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - ЕДВ), компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, установленной в виде ежемесячной денежной выплаты (далее - компенсация на ЖКУ), ежегодной денежной компенсации на приобретение топлива (далее вместе - меры социальной поддержки) предоставляются гражданину по его заявлению, которое подается в государственное казенное учреждение Владимирской области в сфере социальной защиты населения (далее - ГКУСЗН) по месту жительства заявителя либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно п. 33 выплата ЕДВ, компенсации на ЖКУ прекращается наряду с прочим в случае снятия с регистрационного учета по месту жительства (пребывания) с 1 числа месяца, следующего за месяцем снятия с регистрационного учета.
В соответствии с п. 34 при перемене получателем мер социальной поддержки места жительства в пределах Владимирской области выплата по новому месту жительства компенсации на ЖКУ производится с месяца оформления регистрации по новому месту жительства, но не более чем за 3 месяца до месяца постановки на учет в ГКУСЗН по новому месту жительства и не ранее месяца прекращения выплаты компенсации по прежнему месту жительства.
При перемене места жительства в пределах одного городского округа или муниципального района Владимирской области компенсация на ЖКУ по новому месту жительства предоставляется с месяца регистрации, но не более чем за три года, предшествующие обращению. Размер выплаты подлежит перерасчету по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Порядком.
Пунктом 39 Порядка на получателя мер социальной поддержки возложена обязанность извещать не позднее чем в месячный срок ГКУ УСЗН обо всех изменениях, влекущих изменение размеров ЕДВ, ЕДК или прекращение их выплат.
В силу п. 30 Порядка в случае предоставления ЕДВ, компенсации на ЖКУ в завышенном или заниженном размере вследствие ошибки, допущенной ГКУСЗН при расчете размера, несвоевременного сообщения гражданами сведений об изменении условий, влияющих на предоставление мер социальной поддержки, излишне выплаченные средства подлежат удержанию из сумм последующих выплат соответственно ЕДВ или компенсации на ЖКУ, а при прекращении их выплат - возмещаются получателем. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они могут быть взысканы ГКУ УСЗН в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы, в том числе, в части возложения на получателя льгот обязанности по сообщению об изменениях при перемене места жительства, содержались в п. 4-1 Постановления Губернатора Владимирской области от 24.01.2005 № 30 в редакции, действовавшей на момент обращения ответчика с заявлением о предоставлении компенсации расходов на жку.
Согласно п. 4-1 Порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с областным законодательством (в ред. от 29.12.2009) размер компенсации на ЖКУ определяется каждому гражданину индивидуально исходя из занимаемой общей площади жилого помещения, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, а также с учетом социальной нормы площади жилья, нормативов потребления и тарифов, утвержденных в соответствии с действующим законодательством.
Общий размер компенсации на ЖКУ состоит из суммы компенсаций на каждый из видов предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, которыми пользуется гражданин. Состав семьи для определения размера компенсации на ЖКУ определяется на дату подачи заявления о назначении (перерасчете) компенсации.
В случае изменения состава семьи, площади занимаемого помещения, основания получения компенсации на ЖКУ либо иных обстоятельств, влияющих на объем и условия предоставления компенсации на ЖКУ, граждане обязаны известить территориальные органы социальной защиты населения в течение месяца со дня наступления указанных изменений и представить подтверждающие документы.
В случае, если получатель компенсации на ЖКУ в установленный срок не представил территориальному органу социальной защиты населения необходимые документы, необоснованно полученные средства засчитываются в счет будущей выплаты компенсации на ЖКУ, а при отсутствии права на получение компенсации на ЖКУ в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем на счет территориального отдела социальной защиты населения.
При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску территориального отдела социальной защиты населения могут быть взысканы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.10.2009 ФИО1 обратился в ОСЗН Ленинского района г. Владимира с заявлением о назначении мер социальной поддержки, указав в качестве адреса проживания: <...> ......, и представив в подтверждение места жительства копию паспорта (л.д. 4, 7, 59 - 60).
Из содержания заявления видно, что при его подписании ФИО1 одновременно обязался в 10-тидневный срок сообщать в ОСЗН обо всех изменениях в пользовании льготами, в том числе, о смене места прописки.
Решением ГКУ УСЗН от 24.03.2010 ответчику с 01.04.2010 была назначена ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг; на момент назначения размер выплат определен в 681,84 руб. (л.д. 61-62).
Компенсация расходов по оплате жилищно-коммунальных ежемесячно перечислялась на счет ФИО1 в период с апреля 2010 по апрель 2016 года, о чем свидетельствует информация о выплатах за указанные годы, которая ответчиком не оспаривалась (л.д. 9 – 15).
В связи с поступившей 20.04.2016 из отдела адресно-справочной работы УФМС России по Владимирской области в ОСЗН информацией о смене ответчиком с 01.04.2016 места регистрации (л.д. 17), назначенная ФИО1 по прежнему месту жительства выплата была прекращена с 01.05.2016.
Также судом установлено, что 10.04.2018 ответчик обратился в ГКУ ВО УСЗН по г. Владимиру с новым заявлением о назначении мер социальной поддержки, указав в качестве места жительства: г. Владимир, мкр. Оргтруд, ...... (л.д.63-64).
Из приложенного к данному заявлению паспорта ФИО1 следовало, и органом социальной защиты выявлено, что ответчик был зарегистрирован:
по адресу: <...> ......, - с 25.11.1996 по 18.11.2009;
по адресу: <...> ......, - с 15.01.2010 по 01.04.2016;
по адресу: г. Владимир, мкр. Оргтруд, ...... – с 01.04.2016 по настоящее время (л.д. 66 - 67).
Таким образом, после обращения 05.10.2009 с заявлением о назначении компенсации по адресу: <...> ...... ответчик снялся с регистрационного учета по данному адресу и на момент назначения выплаты в апреле 2010 года значился зарегистрированным по другому адресу, о чем не уведомил орган социальной защиты вопреки принятому на себя обязательству.
Принимая во внимание, что размер компенсации по оплате жку (п. 4-1 ранее действующего Порядка) зависел, в том числе, от суммы начисленной платы за жку, и учитывая, что с момента снятия с регистрационного учета и прекращения пользования помещением на ул. Благонравова ответчик утратил право на получение компенсации, размер которой определялся исходя из характеристик данного конкретного жилого помещения, истец правомерно посчитал перечисленные ФИО1 в качестве компенсации денежные средства за период с 01.04.2010 по 30.04.2018 его неосновательным обогащением.
С момента снятия с регистрационного учета и освобождения жилого помещения - по адресу: <...> ......, выплата компенсации производилась ответчику неправомерно.
Поскольку ФИО1 знал о необходимости уведомления о смене места проживания, его бездействие, выразившееся в неизвещении органа социальной защиты населения, осуществляющего выплату компенсации, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, нельзя признать добросовестным, что исключает возможность применения к правоотношениям сторон положений статьи 1109 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах перечисленные на счет ответчика за период с 01.04.2010 по 30.04.2016 суммы подлежат взысканию в пользу истца как неосновательное обогащение.
Согласно расчету истца общий размер полученных ФИО1 за данный период денежных средств составил 51 543,47 руб. (л.д. 18 – 21).
Факт получения данных средств и правильность расчета в ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривались.
22.05.2018 ГКУ ВО УСЗН по г.Владимиру направило в адрес ФИО1 уведомление о необходимости возврата денежных средств, которое оставлено без ответа и удовлетворения (л.д. 8).
Оценивая доводы ответчика и его представителя о пропуске срока исковой давности, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности установлен в три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из материалов дела следует, что о смене ФИО1 адреса регистрации и места жительства органу социальной защиты населения впервые стало известно в апреле 2016 года из ответа отдела адресно-справочной работы УФМС России (л.д. 17), а о снятии ответчика с учета по ул. Благонравова лишь в 2018 году – при обращении ответчика в орган социальной защиты населения с новым заявлением о назначении ЕДВ и предоставлении паспорта (л.д. 63-64).
При таких обстоятельствах, учитывая, что ни нормами Федерального закона "О ветеранах", ни Порядком предоставления мер социальной поддержки на органы социальной защиты не возложена обязанность по периодическому мониторингу и проверке сообщенных гражданами – получателями мер социальной поддержки, при обращении сведений о месте регистрации в течение всего периода получения ими льгот, и, в свою очередь, обязанность по такому уведомлению возложена на самих граждан, суд приходит к выводу, что срок исковой давности учреждением не пропущен.
Доказательств того, что об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения выплаты, истцу было известно ранее, со стороны ответчика суду не представлено.
Таким образом, принимая во внимание, что до настоящего времени необоснованно перечисленные ФИО1 денежные средства в размере 51 543,47 руб. не возвращены, суд приходит к выводу, что данные денежные средства должны быть взысканы в пользу Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру».
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1746 рублей 29 копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Владимирской области «Управление социальной защиты населения по городу Владимиру» неосновательное обогащение за период с 01.04.2010 по 30.04.2016 в размере 51 543 (пятьдесят одна тысяча пятьсот сорок три) рубля 47 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1746 (одна тысяча семьсот сорок шесть) рублей 29 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Фрунзенский районный суд города Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья ...... М.А. Белоглазова
......
......
......
......