Дело № 2-1837/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 декабря 2013 года город Лениногорск
Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Д.З. Фахриева,
с участием заместителя прокурора города Лениногорска РТ Л.Н. Сулеймановой,
при секретаре Е.В. Кузнецовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лениногорского городского прокурора РТ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ об обязании проведения лесоустройства на территории муниципального образования и разработки и утверждения лесохозяйственного регламента,
у с т а н о в и л:
Прокурор города Лениногорска обратился в суд с иском, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ об обязании проведения лесоустройства на территории муниципального образования и разработки и утверждения лесохозяйственного регламента, указав, что Лениногорской городской прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Проверкой установлено, что на землях населенного пункта муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан расположены муниципальные леса, не относящиеся к землям государственного лесного фонда, общей площадью 158 486 кв.м. Границы земельных участков, занятых городскими лесами поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 16:516010201:4, разрешенное использование которого для сохранения лесопарковой зоны и организации культурного досуга населения. Однако, предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов не осуществляется, лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта «город Лениногорск» не разработан и не принят, лесоустройство в отношении муниципального лесов, расположенных на территории г. Лениногорска Республики Татарстан не проведено.
Наличие на территории муниципального образования «город Лениногорск» городских лесов, не относящихся к землям государственного лесного фонда, а также отсутствием лесохозяйственного регламента, подтверждается: информацией отдела по Лениногорскому району филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по РТ от ДД.ММ.ГГГГ года; информацией отдела архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ года.
Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами и иными нормали правовыми актами.
Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в пор установленном ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг по лесоустройству порядке, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Принятие правового акта, устанавливающего порядок использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, входит в компетенцию Исполнительного комитета муниципального образования «город Лениногорск». Принята указанного нормативного правового акта не только обеспечит соответствие правовых норм федеральному законодательству, но и будет способствовать реализации государственной политики в сфере охраны лесов, создав для этого необходимую правовую основу.
Невыполнение ответчиком обязанностей, выразившееся в бездействии, нарушает интересы Российской Федерации, создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей, приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов, организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах, а так же привлечении лиц, виновных в нарушении гражданского, административного и уголовного законодательства к предусмотренной законом ответственности.
Кроме того, неисполнение ответчиком возложенных на него обязательства приводит к нарушению прав и законных интересов неопределенного круг жителей города Лениногорска, а также граждан Российской Федерации и иных лиц охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Ранее ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы МО «город Лениногорск» было внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В представлении требовалось: рассмотреть настоящее представление и принять конкретные исчерпывающие меры по устранению выявлению нарушений, их причин и условий им способствующих, путем разработки и принятия лесохозяйственного регламента лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта города Лениногорска. Однако по результатам рассмотрения представления, конкретные меры по устранению отмеченных нарушений не приняты.
Понуждение ответчика в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц провести лесоустройство, разработать лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, может быть обеспечен судебным решением.
Данный спор вытекает из экологических правоотношений.
Прокурор города Лениногорска РТ просит суд обязать муниципальное образование «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района провести лесоустройство в отношении муниципальных лесов, расположенных на территории города Лениногорска Республики Татарстан в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, установив срок совершения этих действий.
Обязать муниципальное образование «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта «город Лениногорск», установив срок совершения этих действий.
В судебном заседании заместитель прокурора города Лениногорска РТ Л.Н. Сулейманова исковые требования прокурора поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ИК МО «Лениногорский муниципальный район» РТ А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в бюджет не заложены расходы на лесоустройство и денежных средств у муниципального образования на данные мероприятия не имеется. Кроме этого муниципальное образование не обладает штатной единицей- специалистом, способным произвести работы по лесоустройству и считают целесообразным привлечение независимого сотрудника лесного хозяйства, способного выполнить требования законодательства в области лесоустройства, оплата которого не заложена в бюджет муниципального образования и расходы повлекут нецелевое использование бюджетных финансовых средств. Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору города Лениногорска РТ отказать.
Представитель третьего лица ГКУ «Лениногорское лесничество» на судебное заседание не явился, им по почте направлены копия искового заявления с копиями приложенных к ним документами, которых получили, о дне слушании дело извещены.
Суд, выслушав мнение сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, считает заявленные требования прокурора города Лениногорска обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
В соответствии с частью 2 статьи 61 «Об охране окружающей среды», охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции РФ, лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса РФ, на основании настоящего Кодекса, других федеральных законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Росси Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.
В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределе полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Положениями части 1статьи 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками.
Согласно части 1.1. того нормативного акта, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса,
В силу части 2 той же статьи Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
На основании части 2 статьи 70 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в пор установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения отнесены организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
Согласно статье 87 Лесного кодекса РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
В соответствии со статьей 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводиться на землях лесного фонда, в частности, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены леса.
Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя:
- проектирование лесничеств и лесопарков;
- проектирование эксплуатационных лесов, лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов,
- проектирование лесных участков,
- закрепление на местности местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;
- таксацию лесов;
- проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Судом установлено, что по результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной Лениногорской городской прокуратурой РТ совместно со специалистами отдела надзорной деятельности по Лениногорскому муниципальному району РТ, обнаружены нарушения лесоустройства, допущенные ответчиком – ИК МО ЛМР РТ, что является так же и нарушением законодательства в данной области.
Указанные требования законодательства РФ в области лесоустройства, изложенные выше так же закреплены в статье 6 Устава муниципального образования «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан.
Незаконными действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, допускают угрозу жизни и здоровью населения, а так же рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии доводов представителя ответчика о том, что муниципальное образование не располагает финансовыми средствами и познаниями в области лесоустройства для реализации мероприятий, устраняющих указанные нарушения в области охраны лесов.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия ответчика следует признать незаконными.
Учитывая вышеизложенное, суд считает необходимым удовлетворить требования Лениногорского городского прокурора.
Руководствуясь статьями 12,56,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Лениногорского городского прокурора РТ в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» РТ об обязании проведения лесоустройства на территории муниципального образования и разработки и утверждения лесохозяйственного регламента, удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района провести лесоустройство в отношении муниципальных лесов, расположенных на территории города Лениногорска Республики Татарстан в пределах полномочий органа местного самоуправления, определенных действующим законодательством Российской Федерации, установив срок совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать муниципальное образование «город Лениногорск» Лениногорского муниципального района разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенного пункта «город Лениногорск», установив срок совершения действий до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в порядке апелляции в течение одного месяца, через Лениногорский городской суд РТ.
Судья
Решение вступило в законную силу 18.01.2014