Дело № 2-183/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
рассмотрев в судебном заседании в с. Визинга Сысольского района 03 мая 2018 года гражданское дело по исковому ФИО1 к ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» (далее по тексту - ГАУ РК «МФЦ») о взыскании премии за 4 квартал 2017 года в размере 9000 рублей и годовой премии за 2017 год в размере 25000 руб. В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что работала в ГАУ РК «МФЦ» с 01.01.2017 по 29.12.2017. В декабре 2017 года сотрудникам Территориального отдела ГАУ РК «МФЦ» было выплачено вознаграждение по итогам работы за 4 квартал 2017 года и за 2017 год, однако ей в выплате указанного вознаграждения было отказано. Истец полагает, что такой отказ является дискриминацией в сфере трудовых отношений и необоснованно лишает её права на получение полного расчета при увольнении.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от 02.03.2018, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дополнительно указав, что премия по итогам работы за квартал и за год является стимулирующей выплатой и не носит обязательный характер, а потому выплачивается по усмотрению работодателя.
Суд, заслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Судом установлено, что приказом ГАУ РК «МФЦ» от 26.12.2016 № ФИО1 была принята на работу в Территориальный отдел ГАУ РК «МФЦ» по Сысольскому району с 01.01.2017 на должность эксперта.
С ФИО1 был заключен трудовой договор № от 26.12.2016, которым определены существенные условия труда, в том числе размер оплаты труда.
19.12.2017 ФИО1 было подано заявление об увольнении по собственному желанию 29.12.2017.
Приказом ГАУ РК «МФЦ» от 21.12.2017 № трудовой договор с ФИО1 расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.
В силу ст. 140 Трудового кодекса РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно расчетному листу за декабрь 2017 года истцу выплачен окончательный расчет в размере <данные изъяты> руб., сумма которого складывается из должностного оклада, надбавки за выслугу лет, надбавки за интенсивность, районного коэффициента, северной надбавки и премии по итогам работы за месяц (с 01.12.2017 по 29.12.2017).
Между тем, приказом ГАУ РК «МФЦ» от 21.12.2017 № за общие результаты работы ГАУ РК «МФЦ» за 4 квартал, за качественную реализацию и выполнение планов мероприятий в отчетном периоде в соответствии с п. 3 раздела 2.3.3 Положения «Об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ», было принято решение о выплате премии работникам ГАУ РК «МФЦ» по итогам работы за 4 квартал 2017 года. Согласно п. 1.1. названного приказа премии работникам установлены в твердой денежной сумме в размере, учитывающем размеры повышений (при установлении), районные коэффициенты и процентные надбавки и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и рассчитываются пропорционально отработанному работниками в отчетном периоде времени (4 квартал 2017 года) согласно приложениям к приказу.
Из приложения №1/11 к ходатайству о премировании работников Территориальных отделов по результатам работы за 4 квартал к премированию по Территориальному отделу по Сысольскому району представлены старший эксперт В., эксперты Л., Ш. и курьер К. Размер премии за 4 квартал, работникам, замещающим должности эксперта, установлен в размере <данные изъяты> руб. При этом, ФИО1 к премированию не представлена.
Кроме того, 25.12.2017 ГАУ РК «МФЦ» издан приказ № «О выплате премии по итогам работы за 2017 год», пунктом 1.1. которого также определено, что премии работникам устанавливаются в твердой денежной сумме в размере, учитывающем размеры повышений (при установлении), районные коэффициенты и процентные надбавки и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и рассчитываются пропорционально отработанному работниками в отчетном периоде времени (за 2017 год) согласно приложениям к приказу.
Согласно приложению №1/11 к ходатайству о премировании работников Территориальных отделов по результатам работы за 2017 год к премированию по Территориальному отделу по Сысольскому району представлены те же сотрудники (старший эксперт В., эксперты Л., Ш. и курьер К.) Размер премии за 2017 год, работникам, замещающим должности эксперта, установлен в размере <данные изъяты> руб. ФИО1 в перечень работников, подлежащих премированию также не включена.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ст. 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом, локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Статьей 144 Трудового кодекса РФ установлено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
По смыслу ст. 191 Трудового кодекса РФ премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.
Подпунктом 6 п. 7.2 Устава ГАУ РК «МФЦ» предусмотрено, что учреждение имеет право определять и устанавливать формы и системы оплаты труда, структуру и штатное расписание.
Согласно п. 3.1, 3.2. трудового договора, заключенного с ФИО1, оплата труда работнику производится пропорционально отработанному времени исходя из оклада, установленного штатным расписанием, приказом работодателя. ФИО1 был установлен должностной оклад, районный коэффициент и северная надбавка. Кроме того, п. 3.3. трудового договора предусматривалось, что работодателем могут быть установлены стимулирующие, компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, материальная помощь, премии и т.п.). Размеры и условия таких выплат определены в Положении «Об оплате труда работников государственного автономного учреждения Республики Коми «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми».
Положением об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ», утвержденного приказом от 17.08.2017 № установлено, что система оплаты труда работников ГАУ РК «МФЦ» устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РК от 26.10.2016 N 501 "Об оплате труда работников государственного автономного учреждения Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми".
Согласно пунктам 1 и 2 Приложения №2 к названному Постановлению Правительства от 26.10.2016 №501 премии по результатам работы отнесены к выплатам стимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления определяются учреждением самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте учреждения с учетом мнения представительного органа работников.
Положением об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ» предусмотрено, что премирование работников ГАУ РК «МФЦ» производится в виде премии по результатам работы за месяц (квартал, год) и в виде единовременной выплаты (п. 1 раздела 2.3.3.). Премия может быть выплачена по результатам работы за квартал, год за общие результаты ГАУ РК «МФЦ» и рассчитывается пропорционально фактически отработанному работником времени за отчетный период. Основным критерием для выплаты премии по результатам работы за квартал, год является качественная реализация и выполнение в полном объеме плана мероприятий работы ГАУ РК «МФЦ» за отчетный период. Размер премии по результатам работы за квартал, год устанавливается в твердой денежной сумме или процентном соотношении к должностному окладу с учетом размеров повышений (при установлении) (п. 3 раздела 2.3.3). Премирование работников осуществляется на основании ходатайств руководителей структурных подразделений с указанием размеров премий для каждого работника ГАУ РК «МФЦ» (п. 5 раздела 2.3.3). При этом, согласно п. 4 раздела 2.3.3 работники, имеющие неснятое дисциплинарное взыскание премированию не подлежат.
Штатным расписанием ГАУ РК «МФЦ» по состоянию на 01.01.2017 установлено, что численность территориального отдела по Сысольскому району состоит из руководителя территориального отдела, старшего эксперта, двух экспертов по приему и выдаче документов, эксперта по обработке документов и курьера, то есть всего 6 человек, из которых три эксперта, имеющие равную оплату труда.
Согласно табелям рабочего времени, за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 ФИО1 норма рабочего времени за год, и соответственно за 4 квартал отработана полностью.
Между тем, как выше было указано, при премировании работников ГАУ РК «МФЦ» за 4 квартал 2017 года и за 2017 год, ФИО1 в список работников, представленных к премированию включена не была. При этом, остальные работники, занимающие равнозначную с ФИО1 должность и полностью отработавшие 4 квартал 2017 года и 2017 год были премированы как по итогам работы за квартал, так по итогам работы за год.
15.01.2017 ФИО1 обратилась в ГАУ РК «МФЦ» с заявлением, в котором просила принять решение о начислении ей премии за 4 квартал 2017 года и за 2017 год, указав, что, по её мнению, в выплате указанных премий ей было отказано необоснованно.
Письмом от 12.02.2018 № ГАУ РК «МФЦ» было отказано в принятии решения о начислении премий по тем основаниям, что премии по результатам работы за квартал и за год являются выплатами, имеющими стимулирующий, но необязательный характер, а премирование работников структурных подразделений осуществлено на основании ходатайств руководителей этих подразделений.
Из пояснений руководителя Территориального отдела ГАУ РК «МФЦ» О., допрошенной судом в качестве свидетеля, следует, что в её полномочия входит представление работников Территориального отдела к премированию, в связи с чем, ей было направлено ходатайство о премировании работников по итогам работы за 4 квартал 2017 года и за 2017 год, при этом, ФИО1 в список работников, подлежащих премированию включена не была по тем основаниям, что ей было подано заявление об увольнении и в будущем ФИО1 в ГАУ РК «МФЦ» работать не планировала. При этом, О. указала, что ФИО1 к дисциплинарной ответственности не привлекалась, нарушений трудовой дисциплины не допускала, нареканий по поводы работы не имела, указанные периоды отработала полностью и наравне с остальными сотрудниками принимала участие в выполнении плановых показателей Территориального отдела ГАУ РК «МФЦ».
Т., начальник Управления оказания услуг ГАУ РК «МФЦ» суду пояснила, что Территориальным отделом по Сысольскому району, равно как и иными структурными подразделениями, плановые показатели были выполнены в полном объеме, в связи с чем, ГАУ РК «МФЦ» было принято решение о премировании работников по итогам работы за 4 квартал 2017 года и за 2017 год. Решение о премировании конкретных работников принималось на основании ходатайств руководителей территориальных отделений, которые самостоятельно определяли перечень работников, подлежащих премированию. Поскольку руководителем территориального отделения по Сысольскому району было представлено ходатайство о премировании всех работников отделения, за исключением ФИО1, последняя не была включена в список работников, представленных к премированию.
Между тем, согласно Положению об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ», единственным основанием для непримирования конкретного работника является наличие у него неснятого дисциплинарного взыскания. Однако, доказательств того, что ФИО1 в отчетный период подвергалась дисциплинарной ответственности суду не представлено. Напротив, из пояснений представителя ответчика и свидетеля О. следует, что 2017 году ФИО1 были выполнены все критерии премирования за месяц (Приложение №2 к Положению об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ»), в связи с чем, ФИО1 ежемесячно начислялась премия. Данные обстоятельства подтверждаются расчетным листом ФИО1 за декабрь 2017 года и свидетельствуют о добросовестном исполнении последней своих должностных обязанностей.
Доводы ответчика о том, что премия по итогам работы за квартал и за год не является обязательной частью заработной платы, а премирование конкретных работников является правом, а не обязанностью работодателя, в данном конкретном случае судом не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В свою очередь, в силу ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд, обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статьей 3 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (часть вторая).
По смыслу ст.ст. 22, 129, 191 Трудового кодекса РФ премия и иные вознаграждения не являются обязательными выплатами и производятся на основании решения работодателя.
Вместе с тем, в случае принятия решения о премировании работников учреждения как за квартал, так и за год, выплата премии одним работникам и отказа в выплате премии другим работникам, имеющим равную квалификацию и производительность труда, отработавших полностью отчетный период, работодателем должно быть мотивировано. В противном случае, такое произвольное лишение премии работника, принимавшего равное с другими работниками участие в выполнении плановых показателей, является ни чем иным, как дискриминацией в сфере труда.
При этом, такое основание для невыплаты премии за отчетные периоды как предстоящее увольнение ФИО1, суд не может расценивать как убедительное доказательство правомерности принятия работодателем решения о невыплате ей премии, так как Положением об оплате труда работников ГАУ РК «МФЦ», предусмотрено, что премирование осуществляется за фактически отработанное время, а ФИО1 норма рабочего времени как за квартал, так и за год отработана ей в полном объеме. На момент издания приказов о премировании работников ГАУ РК «МФЦ» за 4 квартал 2017 года и за 2017 год ФИО1 продолжала свою трудовую деятельность в ГАУ РК «МФЦ», что подтверждается табелями учета рабочего времени, и соответственно, исключение её из перечня работников подлежащих премированию за указанные отчетные периоды является противоречащим нормам трудового законодательства и принятым ГАУ РК «МФЦ» локальным актам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ГАУ РК «МФЦ» необоснованно отказано ФИО1 в выплате премии по итогам работы за 4 квартал 2017 года и за 2017 год, в связи с чем, в её пользу подлежит взысканию указанная премия в том размере, в котором она была определена для работников, имеющих равную с ФИО1 должность эксперта, систему оплаты труда, а также равную производительность труда, а именно, в размере 9000 руб. по итогам работы за 4 квартал 2017 года, и 25000 руб. по итогам работы за 2017 год.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Соответственно, на основании ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1220 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» о взыскании недополученной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» в пользу ФИО1 заработную плату в виде премии за четвертый квартал 2017 года в размере 9000 (девять тысяч) рублей и премии по итогам работы за 2017 год в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей, а всего взыскать 34000 (тридцать четыре тысячи) рублей.
Взыскать с ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 220 (одна тысяча двести двадцать) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд Республики Коми в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Константинова
Мотивированное решение составлено 08.05.2018