ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1845/2016 от 10.05.2016 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1845/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 10 мая 2016 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе: единолично судьи Хальчицкого А.С.,

при секретаре Федоровой В.Н.,

с участием:

представителя истца ФИО1ФИО2,

представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» ФИО3,

представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» о взыскании недоплаченной заработной платы, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» о взыскании недоплаченной заработной платы, денежной компенсации морального вреда.

Свои исковые требования мотивировал следующим.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ФГБУ «Государственный заповедник «Болоньский» на должность <данные изъяты> (приказ лс от ДД.ММ.ГГГГ.), которая в последствии в связи с изменениями в законодательстве переименована в должность «<данные изъяты>», с окладом <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Государственный заповедник «Болоньский» как юридическое лицо прекратило свою деятельность, в связи с окончанием реорганизации в форме слияния 2-х государственных природных заповедников и 2-х национальных парков и созданием нового юридического лица - ФГБУ «Заповедное Приамурье».

Согласно штатному расписанию -шт от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному приказом директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» -о/д от ДД.ММ.ГГГГ штат учреждения составляет 175,25 единиц с фондом оплаты труда <данные изъяты>

Данным штатным расписанием в отделе охраны территории филиала «Болоньский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» предусмотрена должность участкового государственного инспектора по охране окружающей среды с окладом в <данные изъяты>

Приказом -о/д от ДД.ММ.ГГГГ директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» утверждено штатное расписание учреждения -шт, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ штат учреждения составляет 158,5 единиц с фондом оплаты труда <данные изъяты>

Штатным расписанием -шт от ДД.ММ.ГГГГ в отделе охраны территории филиала «Болоньский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» также предусмотрена должность участкового государственного инспектора по охране окружающей среды с окладом в <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в филиале «Болоньский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» было проведено собрание трудового коллектива, на котором рассматривались итоги выполнения коллективного договора. На собрании были представлены документы (штатное расписание и другие), из которых ФИО1 узнал, что в филиале «Болоньский» у госинспекторов по охране окружающей среды самые низкие оклады по сравнению с госинспекторами, работающими в филиалах «Анюйский» и «Большехекцирский» ФГБУ «Заповедное Приамурье». Кроме того, ФИО1 стало известно, что в ДД.ММ.ГГГГ гострудинспекция по Хабаровскому краю по заявлению бывшего работника ФГБУ «Государственный заповедник «Болоньский» Е.А. В.А. проводила проверку по данным фактам и внесла администрации ФГБУ «Заповедное Приамурье» предписание о нарушении норм трудового законодательства.

Согласно штатному расписанию -шт, утвержденному приказом -о/д ог ДД.ММ.ГГГГ директором ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО8 работникам одинаковых профессиональных квалификационных групп в разных структурных подразделениях учреждения, предусмотрены разные размеры тарифных ставок (окладов), так например,

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В статье 129 ТК РФ раскрыты понятия - тарифная ставка и оклад (должностной оклад).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно требованиям ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые, включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, (ст. 135 ТК РФ)

Одним из локальных нормативных актов, который содержит нормы об оплате труда работников, является штатное расписание.

Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты" (далее - Постановление № 1) для штатного расписания утверждена унифицированная форма № Т-3, которая распространяется на все организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории РФ (п. 2 Постановления № 1).

Трудовые обязанности работника обусловлены его трудовой функцией. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК РФ). Трудовая функция работника обязательно указывается в его трудовом договоре.

Из указанных норм следует, что единственным критерием, определяющим размер оклада работника, является сложность выполняемой им работы по определенной должности, профессии или специальности. Если работники занимают одну и ту же должность, подразумевается, что сложность выполняемой ими работы является одинаковой. Следовательно, размер оклада тоже должен быть одинаковым.

При системе оплаты труда, основанной на применении окладов по должностям, месячная заработная плата работников, выполнявших одинаковую трудовую функцию и отработавших месячную норму рабочего времени, может отличаться только за счет разного состава и размеров компенсационных и стимулирующих выплат, являющихся наряду с окладом частью зарплаты.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений от 24 декабря 2014 г., протокол № 11 утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровне систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе принципов верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и общепризнанных принципов и норм международного права на всей территории Российской Федерации; обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером; обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом обеспечения их дифференциации в зависимости от сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп), утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно - профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни).

По должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

Положение об оплате труда работников учреждения, разрабатываемое в учреждении, должно предусматривать фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, учреждений согласно Положению об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 (с изменениями и дополнениями от: 29 сентября 2008 г., 17 декабря 2010 г., 16 мая, 26 сентября 2012 г., 28 января 2013 г., 14 января 2014 г) включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также указанным Положением.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений устанавливаются с учетом примерных положений об оплате труда работников подведомственных бюджетных и (или) автономных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные бюджетные и (или) автономные учреждения, по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июня 2008 г. № 264н утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков:

а) Профессиональная квалификационная группа "Должности работников государственных природных заповедников и национальных парков второго уровня"- государственный инспектор по охране территории государственного природного заповедника, национального парка;

б) Профессиональная квалификационная группа "Должности работников государственных природных заповедников и национальных парков третьего уровня"- методист по экологическому просвещению; специалист по экологическому просвещению (включая ведущего); участковый государственный инспектор по охране территории государственного природного заповедника, национального парка;

в) Профессиональная квалификационная группа "Должности работников государственных природных заповедников и национальных парков четвертого уровня"- начальник отдела экологического просвещения; старший государственный инспектор по охране территории государственного природного заповедника, национального парка.

В Положения об оплате труда работников учреждений включаются: основные условия оплаты труда, включают порядок применения и размеры минимальных окладов (ставок) работников на основе отнесения занимаемых ими должностей к соответствующим профессиональным квалификационным группам (далее - ПКГ), выплат компенсационного и стимулирующего характера.

При этом минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендуется устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объема выполняемой работы и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе Единой тарифной сетки. На основе расчетов, учитывающих объемы имеющегося бюджетного финансирования, может производиться корректировка указанных величин в сторону их повышения, но оклады за одинаковую работу должны быть одинаковыми.

В настоящее время в ФГБУ «Заповедное Приамурье» отсутствует Положение об оплате труда, а рабочие и служащие не отнесены в установленном законом порядке к профессиональным квалификационным группам, что видно из штатного расписания, в связи с этим за равный труд в ФГБУ «Заповедное Приамурье» вопреки требованиям ТК РФ и решению 3-х сторонней комиссии установлены разные оклады.

Исходя из вышеизложенного и штатного расписания ФГБУ «Заповедное Приамурье» следует, что за одинаковую работу работникам в филиале «Болоньский» установлены тарифные ставки (оклады) значительно меньше чем лицам, работающим в филиалах «Большехехцирский» и «Аюйский» ФГБУ «Заповедное Приамурье», что является дискриминацией в сфере оплаты труда.

Считает, что в результате незаконных действий администрации ФГБУ «Заповедное Приамурье», установившей разные оклады за равный труд, ФИО1 ежемесячно, начиная с ДД.ММ.ГГГГ проводился неправильный расчет ежемесячный заработной платы. Полагает, что у него как инспектора по охране окружающей среды ФГБУ «Заповедное Приамурье» должен быть оклад по занимаемой должности в размере <данные изъяты>, т.е. максимальный оклад но данной тарифно-квалификационной группе в ФГБУ «Заповедное Приамурье», установленный для работников филиала «Анюйский».

Таким образом, ФИО1 ежемесячно не доплачивали:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Всего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, т.е. за 14 месяцев, работодатель в лице директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО8 недоплатил ФИО1 заработную плату за выполненную равную (одинаковую) с государственными инспекторами филиала «Болыпехекцирский» работу в сумме <данные изъяты>

В соответствии со ст.237 ТК РФ, за вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, предусмотрена компенсация морального вреда. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.

Незаконными действиями ответчика ФИО1 причинен моральный вред, выразившийся в наличии у него нравственных страданий, выразившихся в осознании того, что работодатель считает его как работника - человеком «второго сорта», недостойного получать равный оклад за одинаковую работу с гос. инспекторами Большехехцирского филиала ФГБУ «Заповедное Приамурье». Причиненный моральный вред ФИО1 оценивает в <данные изъяты>.

На основании изложенного, истец просит взыскать в пользу ФИО1, участкового государственного инспектора по охране окружающей среды с ФГБУ «Заповедное Приамурье» недоплату по заработной плате в сумме <данные изъяты>, взыскать в пользу ФИО1, государственного инспектора по охране окружающей среды с ФГБУ «Заповедное Приамурье» компенсацию морального вреда за дискриминацию в сфере оплаты труда в размере <данные изъяты>.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя ФИО2

Представитель истца ФИО1 ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования доверителя поддержал по основаниям, указанным в иске.

Представители ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО4, ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признали по основаниям, указанным в отзыве.

Полагали, что в рассматриваемом случае не имеется дискриминации в сфере труда. Установление должностного оклада – право работодателя. Должностной оклад ФИО1 был установлен с учетом полного объема его должностных обязанностей и должностных обязанностей сотрудников других филиалов ФГБУ «Заповедное Приамурье», которые существенно различаются.

В силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие истца ФИО1

Выслушав пояснения представителя истца ФИО1 ФИО2, пояснения представителей ответчика ФГБУ «Заповедное Приамурье» ФИО4, ФИО3, исследовав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ФГБУ «Государственный заповедник «Болоньский» на должность <данные изъяты> (приказ лс от 10.01.2012г.), которая в последствии в связи с изменениями в законодательстве переименована в должность «<данные изъяты>», с окла<адрес> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ «Государственный заповедник «Болоньский» как юридическое лицо прекратило свою деятельность, в связи с окончанием реорганизации в форме слияния 2-х государственных природных заповедников и 2-х национальных парков и созданием нового юридического лица – федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков <адрес>» (ФГБУ «Заповедное Приамурье»).

Согласно штатному расписанию -шт от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному приказом директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» -о/д от ДД.ММ.ГГГГ штат учреждения составляет 175,25 единиц с фондом оплаты труда <данные изъяты>

Данным штатным расписанием в отделе охраны территории филиала «Болоньский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» предусмотрена должность участкового государственного инспектора по охране окружающей среды с окладом в <данные изъяты>

Приказом -о/д от ДД.ММ.ГГГГ директора ФГБУ «Заповедное Приамурье» утверждено штатное расписание учреждения -шт, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ штат учреждения составляет 158,5 единиц с фондом оплаты труда <данные изъяты>

Штатным расписанием -шт от ДД.ММ.ГГГГ в отделе охраны территории филиала «Болоньский» ФГБУ «Заповедное Приамурье» также предусмотрена должность участкового государственного инспектора по охране окружающей среды с окладом в <данные изъяты>.

В дальнейшем штатные расписания ФГБУ «Заповедное Приамурье» утверждались также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.

В статье 129 ТК РФ раскрыты понятия - тарифная ставка и оклад (должностной оклад).

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно требованиям ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 132 ТК РФ запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые, включают размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, (ст. 135 ТК РФ)

Судом установлено, что ФИО1 получал заработную плату в полном объеме в соответствии с условиями трудового договора, заключенного с ним и условиями коллективного договора в учреждении, утвержденных локальных актов.

Недоплату заработной платы он связывает с тем, что ему был установлен более низкий оклад по занимаемой должности, чем работникам других филиалов учреждения, что является дискриминацией в сфере труда.

Однако судом не усмотрена дискриминация в сфере труда, поскольку должностные оклады работникам ФГБУ «Заповедное Приамурье» установлены в соответствии с объемом выполняемой работы (трудовой функцией) и квалификационными требованиями по соответствующей должности по каждому филиалу, определенными должностными инструкциями работников, которые являются различными. Разница в должностных окладах какими-либо другим причинами не обусловливалась.

Оснований для признания судом условий коллективного договора и условий трудового договора нарушающими права работников, у суда не имеется. Сведений о том, что ФИО1 заработная плата выплачивалась в размере ниже, чем установлено действующим законодательством, не имеется.

При этом выплаты стимулирующего и компенсационного характера предусматривают осуществление доплат работнику, когда условия его труда и объем выполняемой работы изменяются по сравнению с теми, которые изначально определены трудовым договором и должностной инструкцией.

Поскольку у суда не имеется оснований для удовлетворения основных требований, то не имеется оснований и для взыскания денежной компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция государственных природных заповедников и национальных парков Хабаровского края» о взыскании недоплаченной заработной платы, денежной компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу при условии, что были исчерпаны иные, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Судья А.С. Хальчицкий

<данные изъяты>